Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 » »» труппы. В 1665 был создан первый частный т-р. Спектакли, вначале носившие религиозный характер, становились вс„ более светскими, что вызывало протесты духовенства. В 1784 А. Коцебу основал в Таллине любительский т-р. Спектакли шли на нем. яз., но в пост. одной из пьес Коцебу ("В1е уа1егИспе Ег\уаг1ип") были включены диалоги и арии на эст. яз. В 1809 в Таллине был открыт проф. нем. т-р. Спектакли на нем. яз. ставились и в Тарту. Зарождение Э. т. связано с нац. движением 2-й пол. 19 в., направленным против господства прибалтийско-нем. дворянства и пережитков крепостничества. 24 июня 1870 в Тарту в помещении певческого об-ва "Ванемуйне" (осн. 1865) состоялся первый эст. спектакль: была пост. пьеса эст. писательницы Л. Койдулы, "Двоюродный братец из Сааремаа", затем е„ же "Сваты-бер„зки, или Марет и Мийна" (1870) и "Этакий мульк, или Сто пудов соли" (1871). В спектаклях участвовали представители эст. интеллигенции, студенты и гимназисты. Эти спектакли в силу своего антифеодального и народно-демократич. характера способствовали распространению театр. иск-ва по всей стране. Любительские спектакли устраивались в Таллине (1871), Нарве (1873), Вильянди (1873), Куресааре (1876), Пярну (1878) и др. В Петербурге первое представление на эст. яз. состоялось в 1873. В 80-х гг. спектакли ставились во многих сел. местностях. В 1883 осн. "Объединение эстонских акт„ров", к-рое издавало и пьесы. Большие заслуги в развитии эст. сценич. иск-ва принадлежат А. Вийре - первому эст. проф. режисс„ру и дириж„ру. Он организовал из любителей полу-проф. труппу при об-ве "Ванемуйне" и руководил этой труппой в 1878-1903. Под рук. Вийры состоялся первый муз. спектакль на эст. яз."Прециоза" Вебера (1883). Были пост. классич. пьесы "Магомет" Вольтера (1885), "Скупой" Мольера (1886), "Венецианский купец" (1888) и "Укрощение строптивой" Шекспира (1889). Затем в репертуаре стали доминировать феерии и зингшпили. Псевдо-романтич. иск-во Вийры не удовлетворяло эст. интеллигенцию, к-рая обращалась к принципам критич. реализма. В 1903 Вийра уш„л из "Ванемуйне". В 1901 в Тарту была создана театр. труппа "Таа-ра" под руководством К. Юнгхольца, предпочитавшая совр. репертуар (Г. Ибсен, Г. Зудерман, М. Хальбе) и утверждавшая реалистич. манеру игры. Эта труппа пользовалась поддержкой демократич. интеллигенции (работала до 1905). В 1895 в Таллине при об-ве "Эстония" организуется постоянная театр. труппа, в к-рую вошли акт„ры: П. Пинна, Т. Альтерман, А. Триллъярв, А. Пинна, Б. Иыггис (Б. Куускемаа), А. Маркус и др. Знаменательным событием была пост. этой труппой пьесы М. Горького "На дне" (1903). Накануне револвэции 1905-07 театр. жизнь Эстонии была оживл„нной. В стране работало более 80 полупроф. и любит, коллективов. Борьба за развитие нац. культуры подготовила условия для создания в 1906 проф. трупп - "Ванемуйне" в Тарту и "Эстонии" в Таллине. Т-р "Ванемуйне" возглавил реж. К. Меннинг, создавший новую труппу из молодых акт„ров. Меннингу удалось достичь в этом т-ре ан-самблевости исполнения. В 1906-14 в "Ванемуйне" широко ставились произв. нац. драматургии: пьесы А. Китцберга, О. Лутса, Э. Вильде. Меннинг поднял сценич. культуру т-ра, добился высокого профессионализма. Но реалистич., художеств. принципы Мен-нинга пришли в противоречие со взглядами буржуазии, и в 1914 он покинул т-р. Труппа т-ра "Эстония" пополнилась новыми акт„рами: Э. Вилъмер, Т. Тонду, Э. Курним, А. Лаутер и др. Режисс„рами стали П. Пинна, Т. Альтерман и К. Юнгхольц. Если т-р "Ванемуйне" добивался ансамблевости исполнения, то спектакли т-ра "Эстония" создавались в расч„те на отдельных талантливых акт„ров. В 1908 здесь впервые были пост. оперные спектакли. Широко ставились оперетты. Строительство новых театр. зданий в Тарту ("Ванемуйне", 1906), Таллине ("Эстония", 1913) и Пярну ("Эндла", 1911, ставший с этого года третьим проф. эст. т-ром) способствовало дальнейшему развитию эст. театр. иск-ва. В канун революции 1905-07 в Эстонии возникли пролетарские театр. кружки в Таллине, Нарве, Пярну и Вильянди. Постоянный кружок был создан в Таллине при Нар. доме фабрики Лютера (1908-14). Им руководили большевики Ю. Росфельдт и А. Ум-берг,. С 1914 работал кружок при об-ве "Валвая". На основе этого кружка в 1917 в Таллине осн. первый проф. пролетарский т-р, называвшийся Т-ром таллинских рабочих. Такой же т-р был создан в Нарве. В годы буржуазного господства в Эстонии (1920- 1940) в нац. культуре обострилась борьба двух культур. В 30-х гг. эст. буржуазия встала на путь фашизма, правящие круги требовали от т-ров укрепления бурж. идеологии. В Эстонии работали т-ры: Драм. т-р в Таллине (1916-24), т-р "Ванемуйне" в Тарту, т-р "Эстония" в Таллине, "Драма-студио" (создан в 1924, с 1937 -эст. Драм. т-р), "Утренний т-р" (1920-24), таллинский Рабочий т-р (1926-41, 1941-44 - Малый т-р), Передвижной т-р (1927-29), т-р "Угала" в Вильянди, Нарвский т-р. Полупроф. т-ры существовали в Выру ("Каннель"), Валге ("Сяде"), Куресааре (Куресаареский т-р). Большое значение для дальнейшего развития эст. сценич. иск-ва имела театр. студия "Драмастудио" в Таллине, подготовившая четыре выпуска акт„ров. Подготовкой акт„ров занималась и Студия драматич. иск-ва в Тарту. В 1938 при Таллинской консерватории была открыта школа сценич. иск-ва. Получили .развитие муз. т-р, балет. Чем сильнее было стремление буржуазии влиять на т-р, тем сплоч„ннее и упорнее противостояли этому демократически настроенные деятели т-ра. В 1937 в Тарту организуется Рабочий т-р, руководители к-рого были тесно связаны с подпольным рабочим движением (т-р был закрыт в 1939 приказом начальника внутр. безопасности). В конце 30-х гг. осуществлены значит, спектакли: "Белая болезнь" Чапека (1938) и "Табачная дорога" Колдуэлла (1939) - в эст. Драматнч. т-ре, "Железный дом" Таммлаана (1938) в таллинском Рабочем т-ре, "Мать" К. Чапека (1938) в т-ре "Эстония" и др. Деятели Э. т. продолжали поддерживать связи с сов. сценич. иск-вом. Ставились пьесы М. Горького, А. Е. Корнейчука, Н. Ф. Погодина, В. П. Катаева, В. В. Шкваркина и др. На сцене т-ра "Эстония" были осуществлены пост. оперы "Тихий Дон" и балета "Красный мак". Большое значение имело изучение системы Станиславского. Значит, творч. успехов добились режисс„ры: П. Пылъдроос, А. Лаутер, Л. Калмет, А. Сярее, А. Сунне, П. Сепп, Э. Уули, Р. Ольбрей, А. Людик; акт„ры: П. Пинна, Л. Рейман, Э. Вильмер, X. Лаур, X. Глезер, Ю. Кальола, А. Тальви, Р. Бауман, К. Карм, А. Эскола, Р. Тармо, Л. Линдау, А. Юксип, А. Теэтсов и др. Новый период в истории Э. т. наступает с восстановлением Сов. власти (1940). Национализация т-ров упрочила их экономич. состояние, Страницы: «« « 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |