Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2679   2680   2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687  2688   2689   2690   2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697  » »»

труппы. В  1665  был  создан  первый  частный  т-р.  Спектакли,  вначале
носившие религиозный характер,  становились  вс„  более  светскими,  что
вызывало протесты духовенства.  В  1784  А.  Коцебу  основал  в  Таллине
любительский т-р. Спектакли шли на нем. яз., но в пост.  одной  из  пьес
Коцебу ("В1е уа1егИспе Ег\уаг1ип") были включены диалоги и арии на  эст.
яз. В 1809 в Таллине был открыт проф. нем. т-р. Спектакли  на  нем.  яз.
ставились и в Тарту. Зарождение Э. т. связано с нац. движением 2-й  пол.
19 в., направленным против  господства  прибалтийско-нем.  дворянства  и
пережитков крепостничества.
   24 июня 1870 в Тарту в помещении певческого об-ва  "Ванемуйне"  (осн.
1865)  состоялся  первый  эст.  спектакль:   была   пост.   пьеса   эст.
писательницы Л. Койдулы, "Двоюродный братец из Сааремаа",  затем  е„  же
"Сваты-бер„зки, или Марет и Мийна" (1870) и "Этакий мульк, или Сто пудов
соли" (1871). В спектаклях участвовали представители эст. интеллигенции,
студенты и гимназисты. Эти спектакли в  силу  своего  антифеодального  и
народно-демократич.  характера  способствовали  распространению   театр.
иск-ва по всей стране. Любительские  спектакли  устраивались  в  Таллине
(1871), Нарве (1873), Вильянди (1873), Куресааре (1876), Пярну (1878)  и
др. В Петербурге первое представление на эст. яз. состоялось в  1873.  В
80-х гг. спектакли ставились во многих  сел.  местностях.  В  1883  осн.
"Объединение эстонских акт„ров", к-рое издавало и пьесы.
   Большие заслуги в развитии эст. сценич. иск-ва принадлежат А. Вийре -
первому эст. проф. режисс„ру и дириж„ру.  Он  организовал  из  любителей
полу-проф. труппу при об-ве  "Ванемуйне"  и  руководил  этой  труппой  в
1878-1903. Под рук.  Вийры  состоялся  первый  муз.  спектакль  на  эст.
яз."Прециоза"
   Вебера (1883). Были пост. классич. пьесы "Магомет"  Вольтера  (1885),
"Скупой"  Мольера  (1886),  "Венецианский  купец"  (1888)  и  "Укрощение
строптивой" Шекспира  (1889).  Затем  в  репертуаре  стали  доминировать
феерии и зингшпили. Псевдо-романтич. иск-во Вийры не удовлетворяло  эст.
интеллигенцию, к-рая обращалась к принципам  критич.  реализма.  В  1903
Вийра уш„л из "Ванемуйне".
   В 1901 в Тарту была создана театр. труппа "Таа-ра"  под  руководством
К. Юнгхольца, предпочитавшая совр. репертуар (Г. Ибсен, Г. Зудерман,  М.
Хальбе) и утверждавшая реалистич. манеру игры. Эта  труппа  пользовалась
поддержкой демократич.  интеллигенции  (работала  до  1905).  В  1895  в
Таллине при об-ве "Эстония" организуется  постоянная  театр.  труппа,  в
к-рую вошли акт„ры: П. Пинна, Т. Альтерман, А. Триллъярв, А.  Пинна,  Б.
Иыггис (Б. Куускемаа), А. Маркус  и  др.  Знаменательным  событием  была
пост. этой труппой пьесы М. Горького "На дне" (1903).
   Накануне револвэции 1905-07 театр. жизнь Эстонии была  оживл„нной.  В
стране работало более 80  полупроф.  и  любит,  коллективов.  Борьба  за
развитие нац. культуры подготовила условия для  создания  в  1906  проф.
трупп - "Ванемуйне" в Тарту  и  "Эстонии"  в  Таллине.  Т-р  "Ванемуйне"
возглавил реж. К. Меннинг, создавший новую труппу  из  молодых  акт„ров.
Меннингу удалось  достичь  в  этом  т-ре  ан-самблевости  исполнения.  В
1906-14 в "Ванемуйне" широко ставились произв. нац.  драматургии:  пьесы
А. Китцберга, О. Лутса, Э. Вильде. Меннинг поднял сценич. культуру т-ра,
добился высокого профессионализма. Но  реалистич.,  художеств.  принципы
Мен-нинга пришли в противоречие со взглядами  буржуазии,  и  в  1914  он
покинул т-р. Труппа  т-ра  "Эстония"  пополнилась  новыми  акт„рами:  Э.
Вилъмер, Т. Тонду, Э. Курним, А.  Лаутер  и  др.  Режисс„рами  стали  П.
Пинна, Т. Альтерман  и  К.  Юнгхольц.  Если  т-р  "Ванемуйне"  добивался
ансамблевости исполнения, то  спектакли  т-ра  "Эстония"  создавались  в
расч„те на отдельных талантливых акт„ров.  В  1908  здесь  впервые  были
пост. оперные спектакли. Широко ставились оперетты.
   Строительство  новых  театр.  зданий  в  Тарту  ("Ванемуйне",  1906),
Таллине ("Эстония", 1913) и Пярну ("Эндла", 1911, ставший с  этого  года
третьим проф.  эст.  т-ром)  способствовало  дальнейшему  развитию  эст.
театр. иск-ва.
   В канун революции 1905-07  в  Эстонии  возникли  пролетарские  театр.
кружки в Таллине, Нарве, Пярну и Вильянди. Постоянный кружок был  создан
в  Таллине  при  Нар.  доме  фабрики  Лютера  (1908-14).  Им  руководили
большевики Ю. Росфельдт и А. Ум-берг,. С 1914 работал кружок  при  об-ве
"Валвая". На основе этого кружка в 1917  в  Таллине  осн.  первый  проф.
пролетарский т-р, называвшийся Т-ром таллинских рабочих.  Такой  же  т-р
был создан в Нарве. В годы буржуазного господства в Эстонии (1920- 1940)
в нац. культуре  обострилась  борьба  двух  культур.  В  30-х  гг.  эст.
буржуазия встала на путь фашизма,  правящие  круги  требовали  от  т-ров
укрепления бурж. идеологии. В Эстонии работали т-ры: Драм. т-р в Таллине
(1916-24),  т-р  "Ванемуйне"  в  Тарту,   т-р   "Эстония"   в   Таллине,
"Драма-студио" (создан в 1924, с 1937 -эст. Драм. т-р),  "Утренний  т-р"
(1920-24), таллинский  Рабочий  т-р  (1926-41,  1941-44  -  Малый  т-р),
Передвижной  т-р  (1927-29),  т-р  "Угала"  в  Вильянди,  Нарвский  т-р.
Полупроф.  т-ры  существовали  в  Выру  ("Каннель"),   Валге   ("Сяде"),
Куресааре (Куресаареский т-р). Большое значение для дальнейшего развития
эст.  сценич.  иск-ва  имела  театр.  студия  "Драмастудио"  в  Таллине,
подготовившая четыре выпуска акт„ров. Подготовкой акт„ров  занималась  и
Студия драматич. иск-ва в Тарту. В  1938  при  Таллинской  консерватории
была открыта школа сценич. иск-ва. Получили .развитие муз. т-р, балет.
   Чем сильнее было стремление буржуазии влиять на т-р, тем сплоч„ннее и
упорнее противостояли этому демократически настроенные деятели  т-ра.  В
1937 в Тарту организуется Рабочий т-р, руководители  к-рого  были  тесно
связаны с подпольным рабочим движением (т-р был закрыт в  1939  приказом
начальника внутр. безопасности). В конце 30-х гг.  осуществлены  значит,
спектакли: "Белая болезнь" Чапека (1938) и "Табачная  дорога"  Колдуэлла
(1939) - в эст.  Драматнч.  т-ре,  "Железный  дом"  Таммлаана  (1938)  в
таллинском Рабочем т-ре, "Мать" К. Чапека (1938) в т-ре "Эстония" и  др.
Деятели Э. т. продолжали поддерживать  связи  с  сов.  сценич.  иск-вом.
Ставились пьесы М. Горького, А. Е. Корнейчука, Н.  Ф.  Погодина,  В.  П.
Катаева, В. В. Шкваркина и др. На сцене т-ра "Эстония" были осуществлены
пост. оперы "Тихий Дон" и балета "Красный мак". Большое  значение  имело
изучение системы Станиславского.
   Значит, творч. успехов добились режисс„ры:
   П. Пылъдроос, А. Лаутер, Л. Калмет, А. Сярее, А. Сунне, П.  Сепп,  Э.
Уули, Р. Ольбрей, А. Людик; акт„ры: П. Пинна, Л. Рейман, Э. Вильмер,  X.
Лаур, X. Глезер, Ю. Кальола, А. Тальви, Р. Бауман, К. Карм,  А.  Эскола,
Р. Тармо, Л. Линдау, А. Юксип, А. Теэтсов и др.
   Новый период в истории Э. т. наступает с восстановлением Сов.  власти
(1940).  Национализация   т-ров   упрочила   их   экономич.   состояние,

Страницы: «« « 2679   2680   2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687  2688   2689   2690   2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия