|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 » »» труппы. В 1665 был создан первый частный т-р. Спектакли, вначале
носившие религиозный характер, становились вс„ более светскими, что
вызывало протесты духовенства. В 1784 А. Коцебу основал в Таллине
любительский т-р. Спектакли шли на нем. яз., но в пост. одной из пьес
Коцебу ("В1е уа1егИспе Ег\уаг1ип") были включены диалоги и арии на эст.
яз. В 1809 в Таллине был открыт проф. нем. т-р. Спектакли на нем. яз.
ставились и в Тарту. Зарождение Э. т. связано с нац. движением 2-й пол.
19 в., направленным против господства прибалтийско-нем. дворянства и
пережитков крепостничества.
24 июня 1870 в Тарту в помещении певческого об-ва "Ванемуйне" (осн.
1865) состоялся первый эст. спектакль: была пост. пьеса эст.
писательницы Л. Койдулы, "Двоюродный братец из Сааремаа", затем е„ же
"Сваты-бер„зки, или Марет и Мийна" (1870) и "Этакий мульк, или Сто пудов
соли" (1871). В спектаклях участвовали представители эст. интеллигенции,
студенты и гимназисты. Эти спектакли в силу своего антифеодального и
народно-демократич. характера способствовали распространению театр.
иск-ва по всей стране. Любительские спектакли устраивались в Таллине
(1871), Нарве (1873), Вильянди (1873), Куресааре (1876), Пярну (1878) и
др. В Петербурге первое представление на эст. яз. состоялось в 1873. В
80-х гг. спектакли ставились во многих сел. местностях. В 1883 осн.
"Объединение эстонских акт„ров", к-рое издавало и пьесы.
Большие заслуги в развитии эст. сценич. иск-ва принадлежат А. Вийре -
первому эст. проф. режисс„ру и дириж„ру. Он организовал из любителей
полу-проф. труппу при об-ве "Ванемуйне" и руководил этой труппой в
1878-1903. Под рук. Вийры состоялся первый муз. спектакль на эст.
яз."Прециоза"
Вебера (1883). Были пост. классич. пьесы "Магомет" Вольтера (1885),
"Скупой" Мольера (1886), "Венецианский купец" (1888) и "Укрощение
строптивой" Шекспира (1889). Затем в репертуаре стали доминировать
феерии и зингшпили. Псевдо-романтич. иск-во Вийры не удовлетворяло эст.
интеллигенцию, к-рая обращалась к принципам критич. реализма. В 1903
Вийра уш„л из "Ванемуйне".
В 1901 в Тарту была создана театр. труппа "Таа-ра" под руководством
К. Юнгхольца, предпочитавшая совр. репертуар (Г. Ибсен, Г. Зудерман, М.
Хальбе) и утверждавшая реалистич. манеру игры. Эта труппа пользовалась
поддержкой демократич. интеллигенции (работала до 1905). В 1895 в
Таллине при об-ве "Эстония" организуется постоянная театр. труппа, в
к-рую вошли акт„ры: П. Пинна, Т. Альтерман, А. Триллъярв, А. Пинна, Б.
Иыггис (Б. Куускемаа), А. Маркус и др. Знаменательным событием была
пост. этой труппой пьесы М. Горького "На дне" (1903).
Накануне револвэции 1905-07 театр. жизнь Эстонии была оживл„нной. В
стране работало более 80 полупроф. и любит, коллективов. Борьба за
развитие нац. культуры подготовила условия для создания в 1906 проф.
трупп - "Ванемуйне" в Тарту и "Эстонии" в Таллине. Т-р "Ванемуйне"
возглавил реж. К. Меннинг, создавший новую труппу из молодых акт„ров.
Меннингу удалось достичь в этом т-ре ан-самблевости исполнения. В
1906-14 в "Ванемуйне" широко ставились произв. нац. драматургии: пьесы
А. Китцберга, О. Лутса, Э. Вильде. Меннинг поднял сценич. культуру т-ра,
добился высокого профессионализма. Но реалистич., художеств. принципы
Мен-нинга пришли в противоречие со взглядами буржуазии, и в 1914 он
покинул т-р. Труппа т-ра "Эстония" пополнилась новыми акт„рами: Э.
Вилъмер, Т. Тонду, Э. Курним, А. Лаутер и др. Режисс„рами стали П.
Пинна, Т. Альтерман и К. Юнгхольц. Если т-р "Ванемуйне" добивался
ансамблевости исполнения, то спектакли т-ра "Эстония" создавались в
расч„те на отдельных талантливых акт„ров. В 1908 здесь впервые были
пост. оперные спектакли. Широко ставились оперетты.
Строительство новых театр. зданий в Тарту ("Ванемуйне", 1906),
Таллине ("Эстония", 1913) и Пярну ("Эндла", 1911, ставший с этого года
третьим проф. эст. т-ром) способствовало дальнейшему развитию эст.
театр. иск-ва.
В канун революции 1905-07 в Эстонии возникли пролетарские театр.
кружки в Таллине, Нарве, Пярну и Вильянди. Постоянный кружок был создан
в Таллине при Нар. доме фабрики Лютера (1908-14). Им руководили
большевики Ю. Росфельдт и А. Ум-берг,. С 1914 работал кружок при об-ве
"Валвая". На основе этого кружка в 1917 в Таллине осн. первый проф.
пролетарский т-р, называвшийся Т-ром таллинских рабочих. Такой же т-р
был создан в Нарве. В годы буржуазного господства в Эстонии (1920- 1940)
в нац. культуре обострилась борьба двух культур. В 30-х гг. эст.
буржуазия встала на путь фашизма, правящие круги требовали от т-ров
укрепления бурж. идеологии. В Эстонии работали т-ры: Драм. т-р в Таллине
(1916-24), т-р "Ванемуйне" в Тарту, т-р "Эстония" в Таллине,
"Драма-студио" (создан в 1924, с 1937 -эст. Драм. т-р), "Утренний т-р"
(1920-24), таллинский Рабочий т-р (1926-41, 1941-44 - Малый т-р),
Передвижной т-р (1927-29), т-р "Угала" в Вильянди, Нарвский т-р.
Полупроф. т-ры существовали в Выру ("Каннель"), Валге ("Сяде"),
Куресааре (Куресаареский т-р). Большое значение для дальнейшего развития
эст. сценич. иск-ва имела театр. студия "Драмастудио" в Таллине,
подготовившая четыре выпуска акт„ров. Подготовкой акт„ров занималась и
Студия драматич. иск-ва в Тарту. В 1938 при Таллинской консерватории
была открыта школа сценич. иск-ва. Получили .развитие муз. т-р, балет.
Чем сильнее было стремление буржуазии влиять на т-р, тем сплоч„ннее и
упорнее противостояли этому демократически настроенные деятели т-ра. В
1937 в Тарту организуется Рабочий т-р, руководители к-рого были тесно
связаны с подпольным рабочим движением (т-р был закрыт в 1939 приказом
начальника внутр. безопасности). В конце 30-х гг. осуществлены значит,
спектакли: "Белая болезнь" Чапека (1938) и "Табачная дорога" Колдуэлла
(1939) - в эст. Драматнч. т-ре, "Железный дом" Таммлаана (1938) в
таллинском Рабочем т-ре, "Мать" К. Чапека (1938) в т-ре "Эстония" и др.
Деятели Э. т. продолжали поддерживать связи с сов. сценич. иск-вом.
Ставились пьесы М. Горького, А. Е. Корнейчука, Н. Ф. Погодина, В. П.
Катаева, В. В. Шкваркина и др. На сцене т-ра "Эстония" были осуществлены
пост. оперы "Тихий Дон" и балета "Красный мак". Большое значение имело
изучение системы Станиславского.
Значит, творч. успехов добились режисс„ры:
П. Пылъдроос, А. Лаутер, Л. Калмет, А. Сярее, А. Сунне, П. Сепп, Э.
Уули, Р. Ольбрей, А. Людик; акт„ры: П. Пинна, Л. Рейман, Э. Вильмер, X.
Лаур, X. Глезер, Ю. Кальола, А. Тальви, Р. Бауман, К. Карм, А. Эскола,
Р. Тармо, Л. Линдау, А. Юксип, А. Теэтсов и др.
Новый период в истории Э. т. наступает с восстановлением Сов. власти
(1940). Национализация т-ров упрочила их экономич. состояние,
Страницы: «« « 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |