Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2686   2687   2688   2689   2690   2691   2692   2693   2694  2695   2696   2697   2698   2699   2700   2701   2702   2703   2704  » »»

ы ш к и н, С т а-p и к, Москвич и др.) (1867-6. X. 1923) -  рус.  театр.
критик, историк т-ра. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Печататься  начал
в 1891. Крупный журналист,  Э.  был  ведущим  критиком  газеты  "Русские
ведомости", откликался  на  все  события  театр.  жизни.  Систематически
выступал также во мн.  др.  дореволюц.  периодлч.  изданиях  ("Театрал",
"Новости дня"). Писал театр. обзоры спектаклей моек. т-ров в "Ежегоднике
имп.  т-ров".  С  момента  возникновения  МХТ   (1898)   Э.   становится
пропагандистом иск-ва этого т-ра  п  драматургии  А.  П.  Чехова.  Автор
рецензий, статей и книг о  Художеств,  т-ре,  в  к-рых  ярко  отразилось
верное понимание автором проблемы традиций п  новаторства.  Написал  ряд
монографий (о Ермоловой, Щепкине, Южине и др.). В 1914 под редакцией  Э.
(и В. В. Калаша) вышел первый том многотомной "Истории русского театра".
   В  сов.  время  Э.  сотрудничал   в   журналах   "Культура   театра",
"Театральное обозрение", работал в исто-рико-театр. секции  ТЕО  (Театр.
отдела)  Наркомпро-са,  был  председателем  театр.   секции   Российской
академии  художественных  наук.  Э.  выступал   также   как   переводчик
("Анджело"  Гюго,  "Одинокие"  Гауптмана,  1899)  и   драматург   ("Дело
Тарновской, или Всемирный процесс", 1910, Крестовский т-р).
   Соч.: М. Н. Ермолова, М., 1896, 3  изд.,  М.,  1925;  Театр  "Летучая
мышь"  Н.  Ф.   Балиева,   М.,   1918;   К.   С.   Станиславский   (Опыт
характеристики). П., 1918; В. И.  Качалов.  П.,  1919;  "Вишн„вый  сад".
Пьеса А. П. Чехова в постановке  МХТ,  П.,  1919;  "Три  сестры".  Пьеса
А.П.Чехова в постановке МХТ, П., 1919; М.  С.  Щепкин,  П.,  1920;  Пров
Садовский, П., 1920; А. Н. Островский, П., 1922; А. И.  Южин.  18821922.
M., 1922; "На дне". Пьеса А. М. Горького в  постановке  МХТ,  М.,  1923;
Московский Художественный театр. 18981923. М.-П., 1924;  "Чайка"  А.  П.
Чехова на сцене МХТ, в кн.: Ежегодник МХТ, 1944,  т.  1,  М.,  1946,  с.
261-94.
   Лит.: Волков Н., Памяти Н. Е. Эфроса, "Современный  театр",  1928,  ј
42, с. 662; Каверин Ф., Эфрос и молод„жь, там же, с. 663; Смирнов Н. А.,
Воспоминания. М.. 1947. С. Г.
   ЭФТЙМИУ, Ефтимиу (Eftimiu), Виктор (р.1889)- рум. драматург и  театр.
деятель. Род. в Албании. Первая пьеса Э.-"феерическая  поэма"  в  стихах
"Нанизы-вайтесь, жемчужины"  (1911)  по  материалам  рум.  нар.  сказок,
сохраняется в репертуаре рум. т-ров. Э. принадлежит пьеса "Черный петух"
(1913), основанная на  рум.  фольклоре;  "Рингана"  (1915)  -  историчдрама,   показывающая   антинародную   позицию   правительства   Румынии
(запрещена после неск. спектаклей);
   "Танец  миллионов"  (1922),  "Парад"  (1960)  -   сатирич.   комедии,
разоблачающие  бурж.  политиканов,  предвыборные  махинации,   продажную
прессу старой Румынии:  "Великий  духовник"  (1929)  -  антиклерикальная
пьеса (снята с репертуара под давлением  церковных  властей);  "Гайдуки"
(1947) - о крестьянских восстаниях нач. 19 в., и др. Мн. пьесы  Э.  были
переведены па иностр. языки и ставились в  т-рах  Италии,  Чехословакии,
Полыни, Финляндии и др. В 1919-22, 1929-30 и 1944-45 Э.  был  директором
Нац. т-ра им. И. Л. Караджале (Бухарест). Вводил в репертуар т-расовр.  передовых  драматургов,  классиков  мировой   лит-ры,   регулярно
организовывал утренние воскресные спектакли  для  рабочих  по  сниженным
ценам. Прогрессивные политич. взгляды Э. сказались в его выступлениях  в
парламенте, где он в 1928 требовал установления  дружеских  отношений  с
Сов. Союзом.  Во  время  фашистской  диктатуры  дважды  был  заключ„н  в
концлагерь.
   Соч.: Teatru, Buc., 1956; Doctor Faust, vrajitor. Piesa  in  5  acte,
[Вис.], 1957;  в  рус.  пер.-Инспектор  по  лягушкам.  Комедия,  в  сб.:
Маленькие комедии XX века, М., 1961; Человек, который видел смерть,  М.,
1962.
   ЭФФЕКТЫ СЦЕНИЧЕСКИЕ (от лат. effectus- исполнение) - иллюзии пол„тов,
проплывов, наводнений, пожаров, взрывов и т. п., создаваемые при  помощи
специальных приборов и приспособлений. Э. с. применялись уже в  античном
т-ре. В эпоху Рим. империи отд. Э. с. вводятся  в  представления  мимов.
Эффектами были насыщены религиозные представления 14-16 вв. Так,  напр.,
при пост. мистерий устройством  многочисл.  театр.  эффектов  занимались
специальные "мастера чудес". В придворных и публичных  т-рах  16-17  вв.
утвердился тип пышного спектакля с разнообразными Э. с., основанными  на
применении  театр.  механизмов.  На  первый  план  в   этих   спектаклях
выдвигалось нск-во машиниста и декоратора, к-рые создавали  всевозможные
апофеозы, пол„ты и превращения. Традиции подобной эффектной  зрелпщности
неоднократно воскресали в практике т-ра последующих веков.  В  России  в
конце  19  -  нач.  20  вв.   широкую   известность   получили   феерич.
представления театр. машиниста и декоратора К. Ф. Вальца.
   В   совр.   т-ре   Э.    с.    делятся    на    звуковые,    световые
(светокинопроекционные) и механические. При  помощи  звуковых  (шумовых)
эффектов на сцене воспроизводятся звуки окружающей жизни - звуки природы
(ветер, дождь, гроза, пение птиц), производственные шумы (завод, стройка
и т. п.), транспортные шумы (поезд, самол„т), батальные  шумы  (движение
кавалерии,  выстрелы),  бытовые  шумы  (часы,  звон   стекла,   скрины).
Подробнее см. в ст. Шумоаое оформление спектакля. К с в е  т  о  в  ы  м
эффектам  относятся:  1)  все  виды  имитаций  естественного   освещения
(дневного, утреннего, ночного, освещения, наблюдаемого при разнообразных
природных явлениях - восходе и закате солнца,  ясном  и  облачном  небе,
грозе и т. п.); 2) создание иллюзий льющегося дождя, движущихся облаков,
полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т. д. Для
получения эффектов 1-й группы  пользуются  обычно  трехцветной  системой
освещения - белой, красной, синей, дающей  почти  любую  тональность  со
всеми необходимыми переходами.  Ещ„  более  богатую  и  гибкую  цветовую
палитру (с нюансировкой всевозможных оттенков)  да„т  сочетание  четыр„х
цветов  (ж„лтый,  красный,   синий,   зел„ный),   отвечающее   основному
спектральному составу белого света. Способы получения световых  эффектов
2-й группы сводятся гл. обр. к использованию светопроекции (см. Свет но.
сцене). По характеру впечатлений, получаемых зрителем, световые  эффекты
делятся на стационарные (неподвижные) и динамические.
   Виды стационарных световых эффектов
   Зарница - да„тся мгновенной  вспышкой  вольтовой  дуги,  производимой
ручным  или  автоматич.  способом.  В  последние  годы   распространение
получили электронные фотовспышки большой интенсивности.
   Зв„зды - имитируются  при  помощи  большого  количества  лампочек  от
карманного  фонаря,  окрашенных  в  разные   цвета   п   имеющих   разл.
интенсивность свечения. Лампочки и  подводка  электрич.  питания  к  ним
монтируются на окрашенной в ч„рный цвет  сетке,  к-рая  подвешивается  к
штанге штанкетпого бруска.

Страницы: «« « 2686   2687   2688   2689   2690   2691   2692   2693   2694  2695   2696   2697   2698   2699   2700   2701   2702   2703   2704  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия