|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 » »» Ступица, Р. Плаович, С. Биелич, Н. Попович, Л. Кретич, В. Пантелпч, Б.
Каталпнич и др. В репертуаре т-ра произведения зарубежной классики, нац.
драматургия, пьесы совр. драматургов: "Господа Глем-баевы" и "Аретей"
Крлежи, "Долгая жизнь короля Освальда" и "Варфоломеевская ночь" Лукича и
др. С 1920 при т-ре существует драматпч.-балетная школа. Л. Сол.
ЮГОСЛАВСКИЙ ТЕАТР. После образования самостоятельного югосл.
государства (в 1918 - Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 -
Югославия) театр. нск-во получило более благоприятные условия для
развития. Однако в 1918-41 т-рам Югославии приходилось преодолевать
трудности, связанные с реакц. политикой правящих кругов, усилившейся
после установления в стране профашистской диктатуры (1929). В этот
период ведущими т-рами страны были: Нац. т-р в Белграде, Хорватский Нац.
т-р в Загребе, Сербский Нац. т-р в Нови-Саде, Словенский Нац. т-р в
Любляне.
В Нац. т-ре выступали выдающиеся мастера сербского т-ра: акт„ры - П.
Добринович, И. Станоевич, М. Гаврилович, С. Тодорович, Д. Гинич, актрисы
- Ж. Стокич, 3. Тодосич и др. В акт„рском иск-ве распространение
получила романтич. школа, представптелем к-рой был Д. Милутинович.
При„мы совр. режиссуры и высокую театр. культуру принесли в т-р
режисс„ры М. Исайлович (в 1920-27), Б. Га-велла (в 1926-29), М.
Кулунджич (в 1929-39). В репертуаре Нац. т-ра преобладала передовая
отечеств. драматургия, ставились комедии Б. Нушича, ранее не шедшие в
т-рах,- "Подозрительная личность" (1923, соч. 1887), "Депутат" (1924,
соч. 1883), а также "Госпожа министерша" (1929), "Белград когда-то и
теперь" (1933), "Покойник" (1937); пьесы Д. Николаевича - "Многие
лета..." (1926), "Лозунг" (1927), "По трупам" (1931); Р. Плаовича и М.
Джоковича - "В среду - пятница" (1939), "Вода с горы" (1933) и др. Т-р
ставил также пьесы совр. хорватских драматургов - М. Крлежп, М.
Беговича, комедии П. Петровича, популярностью пользовался словенский
драматург И. Цанкар. В репертуар включались произв. сербской классики
(И. Стерпя-Поповпч, К. Трифко-вич, Дж. Якшич), переводные пьесы (Л.
Пирандел-ло, Б. Шоу, К. Чапек), рус. драматургия ("Власть тьмы", "Плоды
просвещения", "Дядя Ваня", "Чайка", "Бесприданница", "Лес" и др.).
Сербский Нац. т-р в Нови-Саде с 1919 получал гос. дотацию. Среди
акт„ров в 20-30-е гг. были:
М. Динич-Хаджи, Д. Спасич, М. Маркович, К. Ва-силевич, М. Тодоспч и
др. Директором (1924-28) и режисс„ром (1923-28) был Б. Войнович. В
1924-27 режисс„ром работал также Р. Веснич. Они пост.:
"Ученик дьявола" Шоу, "Антигона" Софокла, "Сон в летнюю ночь",
"Привидения". В 1928 здание этого т-ра сгорело и коллектив объединился с
гор. т-ром в Осиеке. Новисадско-Осиекский т-р существовал до 1932. Он
получал гос. субсидию и был передвижным. В труппе т-ра были акт„ры: Т.
Танхофер, Д. Кранчевич, Т. Стойкович; актрисы - И. Танхофер, Р.
Кранчевич и др. В 1936 для городов Нови-Сад, Суботица, Сомбор,
Петровград и Крагуевац был создан Национальный т-р Дунайской бановины
(воеводства). В него вошла труппа Сербского Национального т-ра и др.
акт„ры. В этом т-ре многие годы работал художник М. Шербан, поднявший
уровень постановочной культуры т-ра. На сцене т-ра шли пьесы Нушича,
Крлежи, Плаовича п Джоковича п др. Широко была представлена рус.
("Ревизор", "Свои люди - сочт„мся", "На дне"; "Дни нашей жизни" Л.
Андреева) и зап.-европ. ("Генрих IV" Пиранделло, "Белая болезнь" Чапека)
драматургия.
В годы 1-й мировой войны деятельность Хорватского и Словенского
Национальных т-ров протекала в сложных условиях. Правительство
игнорировало культуру хорватов и словенцев. Была введена цензура,
препятствовавшая пост. прогрессивной драматургии, сокращавшая тексты
пьес. В 1921-26 отмечается подъ„м в деятельности Хорватского Нац. т-ра.
В эти годы труппу возглавлял Ю. Бенешич, а директором и гл. режисс„ром
был Б. Гавелла. Пост. спектакли "Ричард III" Шекспира, "Голгофа" (1922),
"Бу-чьяк" (1923) Крлежи и др. Драматургия Крлежи способствовала
утверждению на хорватской сцене актуальной общественной проблематики,
формированию новых средств сценич. выразительности. Т-р вводил в
репертуар нац. классику: впервые была пост. комедия "Диоген, или Слуга
двух потерянных братьев" Брезовачки (1925, соч. 1805), пьесы
дубровницких драматургов 16 в.: "Дядя Маройе" (1938) и "Тирена" Држича,
"Рабыня" Луцича (пост. под назв. "Пир молодого Деренчина", 1939). В т-ре
шли также пьесы совр. хорватских авторов М. Фельдмана, М. Беговича, К.
Месарича, П. Петровича-Пенни и др. Из сербской драматургии чаще всего
ставились пьесы Нушича, из словенской - Цанкара и Крефта. В т-ре
работали режисс„ры и акт„ры: И. Раич и Т.Строцци, М. Ружичка-Строцци, М.
Михичич, М. Димитриевич; И. Павич, И. Папич, И. Бадалич и др. В 30-е гг.
т-р испытывал материальные трудности, усилилось давление цензуры,
происходила частая смена руководства.
В нач. 20-х гг. была заново сформирована труппа Словенского
Национального т-ра в Любляне. В не„ вошли крупнейшие словенские акт„ры -
И. Левар, М. Скрбиншек, М. Данилова; режисс„р О. Шест! Директором т-ра в
1919-23 и 1925-43 был словенский поэт п драматург П. Голия. Постепенно
освобождаясь от искусственной театральности и мелодраматизма,
характерных для словенского т-ра конца 19 в., коллектив т-ра создавал
психологически разработанные образы, утверждал ансамблевость исполнения.
Прогрессивную направленность т-ра определило творчество акт„ров М. Веры,
И. Левара, реж. О. Шеста и др. Здесь были пост. пьесы Шекспира в
переводах О. Жупанчича ("Двенадцатая ночь", 1923;
"Макбет", 1926, п др.), пьесы совр. словенских авторов - "Раковина"
Крайгера (1921), "Вероника Десе-ницкая" Жупанчича (1924), "Происшествие
в городе Гога" Грума (1931). Символистская и экспрессионистская
направленность характеризовала спектакли режисс„ра Ц. Дебевца
("Красавица Вида" Цанкара, "Соната призраков", 1933, п др. пьесы
Стрпндберга) Своеобразной живописностью отличались комедийные спектакли
реж. Б. Ступицы ("Дядя Маройе" Држича, 1941, "Школа ж„н" Мольера, 1942).
Большое значение для развития т-ра имела деятельность Га-веллы, пост. в
Любляне трилогию Крлежп ("Господа Глембаевы", 1931, "Леда", 1932, "В
агонии", 1933) и др. Возникли словенские любительские т-ры:
Шеп-тякобский (1920), Рабочий (1925), т-ры в Любляне, Народный т-р в
Мариборе.
Театр. иск-во Боснии, Черногории и Македонии развивалось медленнее
вследствие экономич. отсталости этих областей и реакционной нац.
политики правительства Югославии. Национальный т-р в Сараево был открыт
в 1919. В его труппу вошли акт„ры из передвижных коллективов. В 1925-28
т-р возглавлял Б. Нушич. В репертуар входили пьесы Шекспира ("Отелло" и
Страницы: «« « 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |