Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698   2699   2700  2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707   2708   2709   2710  » »»

Ступица, Р. Плаович, С. Биелич, Н. Попович, Л. Кретич, В.  Пантелпч,  Б.
Каталпнич и др. В репертуаре т-ра произведения зарубежной классики, нац.
драматургия, пьесы совр. драматургов: "Господа  Глем-баевы"  и  "Аретей"
Крлежи, "Долгая жизнь короля Освальда" и "Варфоломеевская ночь" Лукича и
др. С 1920 при т-ре существует драматпч.-балетная школа. Л. Сол.
   ЮГОСЛАВСКИЙ  ТЕАТР.   После   образования   самостоятельного   югосл.
государства (в 1918 - Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 -
Югославия)  театр.  нск-во  получило  более  благоприятные  условия  для
развития. Однако в  1918-41  т-рам  Югославии  приходилось  преодолевать
трудности, связанные с реакц.  политикой  правящих  кругов,  усилившейся
после установления в  стране  профашистской  диктатуры  (1929).  В  этот
период ведущими т-рами страны были: Нац. т-р в Белграде, Хорватский Нац.
т-р в Загребе, Сербский Нац. т-р в  Нови-Саде,  Словенский  Нац.  т-р  в
Любляне.
   В Нац. т-ре выступали выдающиеся мастера сербского т-ра: акт„ры -  П.
Добринович, И. Станоевич, М. Гаврилович, С. Тодорович, Д. Гинич, актрисы
- Ж. Стокич,  3.  Тодосич  и  др.  В  акт„рском  иск-ве  распространение
получила романтич.  школа,  представптелем  к-рой  был  Д.  Милутинович.
При„мы  совр.  режиссуры  и  высокую  театр.  культуру  принесли  в  т-р
режисс„ры  М.  Исайлович  (в  1920-27),  Б.  Га-велла  (в  1926-29),  М.
Кулунджич (в 1929-39). В  репертуаре  Нац.  т-ра  преобладала  передовая
отечеств. драматургия, ставились комедии Б. Нушича, ранее  не  шедшие  в
т-рах,- "Подозрительная личность" (1923, соч.  1887),  "Депутат"  (1924,
соч. 1883), а также "Госпожа министерша"  (1929),  "Белград  когда-то  и
теперь" (1933),  "Покойник"  (1937);  пьесы  Д.  Николаевича  -  "Многие
лета..." (1926), "Лозунг" (1927), "По трупам" (1931); Р. Плаовича  и  М.
Джоковича - "В среду - пятница" (1939), "Вода с горы" (1933) и  др.  Т-р
ставил  также  пьесы  совр.  хорватских  драматургов  -  М.  Крлежп,  М.
Беговича, комедии П.  Петровича,  популярностью  пользовался  словенский
драматург И. Цанкар. В репертуар включались  произв.  сербской  классики
(И. Стерпя-Поповпч, К. Трифко-вич,  Дж.  Якшич),  переводные  пьесы  (Л.
Пирандел-ло, Б. Шоу, К. Чапек), рус. драматургия ("Власть тьмы",  "Плоды
просвещения", "Дядя Ваня", "Чайка", "Бесприданница", "Лес" и др.).
   Сербский Нац. т-р в Нови-Саде с  1919  получал  гос.  дотацию.  Среди
акт„ров в 20-30-е гг. были:
   М. Динич-Хаджи, Д. Спасич, М. Маркович, К. Ва-силевич, М.  Тодоспч  и
др. Директором (1924-28) и  режисс„ром  (1923-28)  был  Б.  Войнович.  В
1924-27 режисс„ром работал также Р. Веснич. Они пост.:
   "Ученик дьявола"  Шоу,  "Антигона"  Софокла,  "Сон  в  летнюю  ночь",
"Привидения". В 1928 здание этого т-ра сгорело и коллектив объединился с
гор. т-ром в Осиеке. Новисадско-Осиекский т-р существовал  до  1932.  Он
получал гос. субсидию и был передвижным. В труппе т-ра были  акт„ры:  Т.
Танхофер,  Д.  Кранчевич,  Т.  Стойкович;  актрисы  -  И.  Танхофер,  Р.
Кранчевич  и  др.  В  1936  для  городов  Нови-Сад,  Суботица,   Сомбор,
Петровград и Крагуевац был создан Национальный  т-р  Дунайской  бановины
(воеводства). В него вошла труппа Сербского  Национального  т-ра  и  др.
акт„ры. В этом т-ре многие годы работал художник  М.  Шербан,  поднявший
уровень постановочной культуры т-ра. На сцене  т-ра  шли  пьесы  Нушича,
Крлежи, Плаовича  п  Джоковича  п  др.  Широко  была  представлена  рус.
("Ревизор", "Свои люди - сочт„мся",  "На  дне";  "Дни  нашей  жизни"  Л.
Андреева) и зап.-европ. ("Генрих IV" Пиранделло, "Белая болезнь" Чапека)
драматургия.
   В годы 1-й  мировой  войны  деятельность  Хорватского  и  Словенского
Национальных  т-ров  протекала   в   сложных   условиях.   Правительство
игнорировало  культуру  хорватов  и  словенцев.  Была  введена  цензура,
препятствовавшая пост.  прогрессивной  драматургии,  сокращавшая  тексты
пьес. В 1921-26 отмечается подъ„м в деятельности Хорватского Нац.  т-ра.
В эти годы труппу возглавлял Ю. Бенешич, а директором и  гл.  режисс„ром
был Б. Гавелла. Пост. спектакли "Ричард III" Шекспира, "Голгофа" (1922),
"Бу-чьяк"  (1923)  Крлежи  и  др.  Драматургия   Крлежи   способствовала
утверждению на хорватской сцене  актуальной  общественной  проблематики,
формированию  новых  средств  сценич.  выразительности.  Т-р  вводил   в
репертуар нац. классику: впервые была пост. комедия "Диоген,  или  Слуга
двух  потерянных  братьев"   Брезовачки   (1925,   соч.   1805),   пьесы
дубровницких драматургов 16 в.: "Дядя Маройе" (1938) и "Тирена"  Држича,
"Рабыня" Луцича (пост. под назв. "Пир молодого Деренчина", 1939). В т-ре
шли также пьесы совр. хорватских авторов М. Фельдмана, М.  Беговича,  К.
Месарича, П. Петровича-Пенни и др. Из сербской  драматургии  чаще  всего
ставились пьесы Нушича,  из  словенской  -  Цанкара  и  Крефта.  В  т-ре
работали режисс„ры и акт„ры: И. Раич и Т.Строцци, М. Ружичка-Строцци, М.
Михичич, М. Димитриевич; И. Павич, И. Папич, И. Бадалич и др. В 30-е гг.
т-р  испытывал  материальные  трудности,  усилилось  давление   цензуры,
происходила частая смена руководства.
   В  нач.  20-х  гг.  была  заново  сформирована   труппа   Словенского
Национального т-ра в Любляне. В не„ вошли крупнейшие словенские акт„ры -
И. Левар, М. Скрбиншек, М. Данилова; режисс„р О. Шест! Директором т-ра в
1919-23 и 1925-43 был словенский поэт п драматург П.  Голия.  Постепенно
освобождаясь   от   искусственной   театральности   и    мелодраматизма,
характерных для словенского т-ра конца 19 в.,  коллектив  т-ра  создавал
психологически разработанные образы, утверждал ансамблевость исполнения.
Прогрессивную направленность т-ра определило творчество акт„ров М. Веры,
И. Левара, реж. О. Шеста  и  др.  Здесь  были  пост.  пьесы  Шекспира  в
переводах О. Жупанчича ("Двенадцатая ночь", 1923;
   "Макбет", 1926, п др.), пьесы совр. словенских авторов  -  "Раковина"
Крайгера (1921), "Вероника Десе-ницкая" Жупанчича (1924),  "Происшествие
в  городе  Гога"  Грума  (1931).  Символистская   и   экспрессионистская
направленность   характеризовала   спектакли   режисс„ра   Ц.    Дебевца
("Красавица  Вида"  Цанкара,  "Соната  призраков",  1933,  п  др.  пьесы
Стрпндберга) Своеобразной живописностью отличались комедийные  спектакли
реж. Б. Ступицы ("Дядя Маройе" Држича, 1941, "Школа ж„н" Мольера, 1942).
Большое значение для развития т-ра имела деятельность Га-веллы, пост.  в
Любляне трилогию Крлежп ("Господа Глембаевы",  1931,  "Леда",  1932,  "В
агонии",  1933)   и   др.   Возникли   словенские   любительские   т-ры:
Шеп-тякобский (1920), Рабочий (1925), т-ры в  Любляне,  Народный  т-р  в
Мариборе.
   Театр. иск-во Боснии, Черногории и  Македонии  развивалось  медленнее
вследствие  экономич.  отсталости  этих  областей  и  реакционной   нац.
политики правительства Югославии. Национальный т-р в Сараево был  открыт
в 1919. В его труппу вошли акт„ры из передвижных коллективов. В  1925-28
т-р возглавлял Б. Нушич. В репертуар входили пьесы Шекспира ("Отелло"  и

Страницы: «« « 2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698   2699   2700  2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707   2708   2709   2710  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия