Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 » »» эстрадного жанра. Э. о. исполняет не только танц. музыку, но и спец. аранжированные для него пьесы джазового репертуара, а также концертную музыку. Состав Э. о. варьируется от 15-16 до 30 и более инструментов, включает, как правило, большую группу язычковых и медных духовых инструментов (4 пли 5 саксофонов, 3 трубы, 3 тромбона). фортепиано, гитару, контрабас и набор ударных. В зависимости от репертуара этот состав дополняется группой струнных, гобоем, фаготом и валторной. В последнее время мн. Э. о. включают также разл. латино-амер. (афро-кубинские) ударные и скребковые инструменты: маракас, бонгос, конга, клавес, реко-реко и др. Э. о. появились уже в нач. 20-х гг. 20 в. сначала в США, а затем в Европе. В СССР наиболее значит. Э. о.: под упр. Л. О. Ут„сова (работавшего в тесном сотрудничестве с композитором И.О. Дунаевским), Э.И.Рознера, Б. Б. Ренского, О.Л.Лундстрема, Э. о. Всесоюзного радио и телевидения под упр. Ю. В. Силантьева, Э. о. Грузинской ССР "Рэро" под упр. К. Г. Певзнера и др. Выразит, возможности Э. о., гл. обр. его колорпс-тич. фактура и ритмич. острота звучания, привлекали внимание ряда композиторов: Дж. Гершвина, создавшего в 1923 для джаз-оркестра П. Уайтмана "Голубую рапсодию", и И. Ф.Стравинского, написавшего в 1945 "Эбонп Кончерто" для оркестра В уди Германа. Значительную часть совр. репертуара сов. Э. о. составляют произв. А. А. Бабаджаняна, А. Я. Эшпая, Ю. С. Саульского, М. М. Кажлаева, Б. Я. Трацюка и мн. др. Лит.: Джаз-банд и современная музыка. Сб. статей, Л., 1926; В о л ы н ц е в А., Эстрадный оркестр и театральность, "Театр", 1963, X" 9; С о ? о ? А., О музыке серь„зной и л„гкой, Л., 1964; Ут„сов Л., С песней по жизни, М., 1961; Чернов А., Б я л и к М-, О л„гкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе, М.-Л" 1965. Л. Б. П. ЭСТРИН, Залман Наумович [р. 11 (24). II. 1906] - рус. сов. артист оперетты. Засл. арт. РСФСР (1959), нар. арт. Карел. АССР (1965). В 1930 окончил Моск. театр. студию. Работал в Свердловском ТЮЗе, Свердловском т-ре оперы и балета, в 1945-55 - в Моск. обл. т-ре оперетты, с 1955 - в Петрозаводском муз.-драм. т-ре. Э.- остро комедийный, характерный акт„р. Роли: Пикадор, Фома Павлович, Гарбуз, Митрофан ("Коломбина", "Шуми, наш лес", "Севастопольский вальс", "Сердце балтийца" Листова), Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова), граф Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Князь ("Кумоха" Пергамента), Зупан ("Цыганский барон" И. Штрауса), Альфред Дулитл ("Моя прекрасная леди" Шоу) и др. Выступает также в балетных спектаклязГ: Доктор Айболит (о. п. Морозова), Санчо ("Дон Кихот"), Мп-шо ("Соперницы" Гертеля) и др. А. Ив. ЭСХИЛ (?'???) (525 до н. э., Элевсин,- 456 до н. э., Сицилия) - др.-греч. драматург. Происходил из старинного аристократич. рода. Принимал участие в важнейших сражениях греко-персидских Войн - при Марафоне (490 до н. э.), Саламине (480 до н. э.), Платеях (479 до н. э.). В 500 до н.э. впервые выступил как драматург, в 484 до н. э. одержал первую победу в драматнч. состязании (впоследствии 12 раз занимал в состязаниях драматургов первое место). В античности было известно ок. 80 драм. произв. Э., из к-рых сохранилось только 7: "Персы" (472 до н. э.), "Семеро против Фив" (467 до н. э.), трилогия "Оре-стея" (458 до н. э.), состоящая из трагедий "Агамемнон", "Хоэфоры" ("Совершающие надгробное возлияние"), "Эвмениды", а также трагедии "Молящие" и "Прометей прикованный" (даты написания и пост. неизвестны). Из остальных трагедий Э. дошли только отрывки, редко превышающие 5-10 стихов. Сравнительно крупные папирусные фрагменты из сатировских драм "Тянущие невод" и "Послы, пли Истмийцы" опубликованы в 1933 и 1941. Творчество Э., относящееся к периоду окончательного утверждения афинской демократии (1-я пол. 5 в. до н. э.), отражает характерную для этого времени переоценку мировоззренческих принципов родового строя. Э. верит в могущество богов, в неизбежное воздействие родового проклятия, но в божественном управлении миром он видит вечный закон справедливого возмездия; герой его трагедий - самостоятельный в сво„м поведении и ответственный за своп поступки человек. Сущность трагического у Э. раскрывается с наибольшей отч„тливостью в "Орестее": тяготеющее над домом Агамемнона родовое проклятие Атридов осуществляется только потому, что члены этого дома (Агамемнон, Клитемнестра) сами виновны в тягчайших преступлениях против божественных ? человеческих законов. Вереница кровавых отмщении-преступлении прекращается благодаря вмешательству афинского суда (ареопага), решение к-рого освящается богиней Афиной и символизирует победу демократич. государственности над архаич. законом родовой мести. Торжество принципов патриотизма и гражд. равноправия над "варварским" деспотизмом составляет осн. содержание трагедии "Персы", прославляющей победу при Саламине, и находит отражение в трагедиях "Семеро против Фив", "Молящие". Гуманистич. содержание творчества Э. с особенной силой раскрывается в трагедии "Прометей прикованный". В образе бессмертного титана Прометея, открывшего людям начала всех рем„сел и наук и осужд„нного за это Зевсом на вечные муки, получил выражение пафос утверждения законов разумного существования свободного человека на земле. Гордая непримиримость богоборца Прометея дала основание К. Марксу назвать его "...самым благородным святым и мучеником в философском календаре" (М арке К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 25). Э. был новатором в области художеств. формы. Хоровые и лирич. партии акт„ров, составляющие не менее половины объ„ма ранних трагедий (неск. меньшее место занимают в "Агамемноне" и" ? оэфорах"), являются одним из величайших достижений древпе-греч. хоровой лирики. Они создают напряж„нную атмосферу волнения, тревоги и подводят действие к кульминации. Введя второго акт„ра, Э. значительно увеличил роль индивидуальных персонажей, среди к-рых выделяются титанич. образы Прометея, Этеок-ла, Клитемнестры. Трагедии Э. ставились в др.-греч. т-ре в 5-4 вв. до н. э.; нек-рые из них послужили прототипом для произв. Энния, Акция, Сенеки. "Орестея" положена в основу.одпоим. оперной трилогии С. И. Танеева (1895, Петербург), муз.-драм. трилогии Ф. Вейнгартнера (1902, Лейпциг), а также пьес Ю. О'Нила ("Траур к лицу Электре", 1931, Нью-Йорк), Ж. П. Сартра ("Мухи", 1943, Париж), Г. Гауптмана (тетралогия "Атриды", 1941-45). Трагедии ?. ставили М. Рейнхардт ("Орестея", 1911, Берлин), А. Антуан ("Персы", 1912, т-р "Одеон", Париж). Среди ноет. произв. Э.: "Орестея" в Париже (1955, реж. Ж. Л. Бар-ро), Нова-Хуте (1960, "Т-р Людовы", реж. К. Скушанка и Е. Красовский), Сиракузах (1960, Итал. нар. т-р, в пост. и с участием В. Гасмана), Лондоне (1961, "Олд Вик", реж. М. Воланакис), Страницы: «« « 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |