Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689   2690  2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698   2699   2700  » »»

   ЭСТРАДА (искусство эстрады) -  вид  сценич.  иск-ва,  соединяющего  в
одном представлении (концерте) выступления нескольких артистов  (чтецов,
куплетистов,  певцов,  музыкантов,  фокусников,   акробатов,   танцоров,
конферансье,  звукоподражателей  и  др.).  Могут  быть   также   сольные
концерты,  в  к-рых  участвует  один  артист.  Из-за  краткости  каждого
выступления (10-15 минут) эстрадное иск-во получило назв.  иск-ва  малых
форм. Сценич. образы артистов Э. не отличаются  психологич.  сложностью,
но они обычно выразительны, ярки, гротескны. истоки эстрадного иск-ва  -
в представлениях бродячих акт„ров: в России - скоморохов, во  Франции  -
жонгл„ров, в Германии - шпильманов, в странах  Ср.  Азии  -  дорвозов  и
масхарабозов и др.  Их  выступления  включали  сатирич.  сценки,  пение,
танцы, жонглирование, акробатику, дрессировку. В 16- 17 вв.  это  иск-во
получает развитие на нар. гуляниях, ярмарочных площадях, в балаганах.  С
18 в. в оперно-балетные и драматич. спектакли включаются  дивертисменты,
состоящие из отдельных вокальных, муз. и танцевальных номеров  (позже  в
дивертисменты  включается  чтение  и  исполнение  куплетов).  Из  хоров,
получивших  широкое  распространение  в  18-19  вв.,  выделяются  певцы,
танцоры, исполнители комич. дуэтов, куплетисты.
   В нач. 18 в. в  Англии  возникают  мюзик-холлы,  представления  к-рых
состояли из коротких пьес, пения, танцев, буффонных интермедий. В 1890 в
Лондоне был организован мюзик-холл  "Альгамбра",  в  1904  -  мюзик-холл
"Колизей". Эта форма распространяется во многих странах мира. Во Франции
в конце 18 и нач. 19  вв.  на  подмостках  ярмарочных  т-ров  с  большим
успехом исполняются  злободневные  сатирич.  песенки  и  куплеты,  часто
имеющие фольклорную основу. В 1850-х-70-х гг.  созда„тся  большое  число
увеселительных  заведений,  по  преимуществу   рассчитанных   на   бурж.
посетителей. В них  выступали  артисты,  гл.  обр.  музыканты  и  певцы.
Рестораны с  Э.  получили  назв.  кафе-шантанов  (крупнейшие  из  них  -
"Эльдорадо",  "Алькасар",  "Батаклаи").  В  своих  выступлениях  артисты
иногда  затрагивали  социальные   проблемы,   но   чаще   ограничивались
развлекательными целями, насыщали свои номера эротикой. Для  этого  вида
иск-ва характерно стремление донести до  слушателя  текст  песни,  часто
переход от пения к своеобразной мелодекламации (к тому, что было названо
сИзеиз). Известными стали певцы И. Гильбер, певшая о жизни обездоленных,
А. Брюан, выступавший  в  образе  бродяги  и  этим  эпатировавший  бурж.
публику.
   В 80-90-е  гг.  кафе-концерты  распространились  в  Германии,  Дании,
Бельгии и др. странах Европы. В Германии гл. внимание было  обращено  на
танцевальное  иск-во  (чаще  всего  выступления  женских  ансамблей)   и
цирковые      номера.      Популярность       получили       эксцентрич.
выступления-швейцарский клоун Грок и др.
   С  80-х  гг.  19  в.  во  Франции  создаются  кабаре,  в  них  даются
импровизированные  представления,  в  к-рых  принимают  участие   поэты,
музыканты, акт„ры, исполняющие  пародии,  злободневные  песенки,  стихи,
сатирич. сценки, танц. номера (салонные танцы,  модернизированные  танцы
апашей  и  др.,  в  к-рых  широко  используется  акробатика).  Здесь  же
появляется    конферансье,    объявляющий    фамилии    выступающих    и
разговаривающий со  зрителями.  Успех  кабаре  привлекает  к  ним  бурж.
публику. Постепенно выступления артистов теряют свою непосредственность,
задор, становятся грубыми, пошлыми (первые коммерч. кабаре  открылись  в
Париже в конце 19 в.). В России первые кабаре были открыты в 1908 Москве
- "Летучая мышь и в Петербурге - "Кривое зеркалом.  Развитию  Э.  мешало
то, что эстрадные артисты выступали пре-им. в ресторанах, увеселительных
садах и т. д., что  накладывало  свой  отпечаток  на  репертуар,  манеру
исполнения.  Но  и  в  этих  трудных  условиях  выдвигаются  талантливые
исполнители: чтец И. Ф. Горбунов, куплетисты -  Н.  Ф.  Монахов,  П.  Ф.
Жуков, С. А. Сокольский, Г. В. Молодцов, Ю. В. Убейко  и  др.;  певцы  -
Варя Панина,  А.  Д.  Вяльцева,  Юрий  Морфесси,  А.  И.  Рупин  и  др.;
конферансье - Н. Ф. Балиев, Я. Д. Южный, А. Г. Алексеев, К. Э.  Гибш-ман
и др.; танцоры - Никифоровы, Пешковы, Орлик и др.
   В совр. бурж. странах Э. и теперь служит  для  развлечения  гл.  обр.
бурж. зрителя. Эстрадные представления даются в варьете и  мюзик-холлах,
где  ставятся  обозрения  (ревю)  обычно  эротич.  характера.  Эстрадные
артисты выступают также в ресторанах и перед сеансами в кино. Вошедшие в
20 в. в моду джазы (эстрадные оркестры) исполняют преим. танц. музыку  и
выступающие с ними певцы поют бессодержательные песенки. Большое место в
программах   уделяется   выступлениям   ансамблей   танцовщиц   (г„рлс),
демонстрирующих  ритмически   ч„ткие   танц.   движения.   Но   наиболее
талантливые и  прогрессивные  эстрадные  артисты  стремятся  сатирически
показать  в  своих  выступлениях  бурж.  действительность;  обращаясь  к
де-мократич. зрителям, они говорят им о больших  человеческих  чувствах.
Это присуще иск-ву певцов: М. Шевалье, Ж. Бекер, Э. Пиаф, И. Монтану, Ш.
Азнавуру, Ж. Беко, Ж. Брель и др. (Франция); П. Робсону,  X.  Белафонте,
Д. Дей, Э. Фицджеральду, П. Сигеру (США); Р. Лоретти (Италия)  и  др.  С
джаз-оркестрами,  руководимыми   Б.   Гудменом,   Л.   Армстронгом,   Д.
Эллингтоном, на Э. выступают талантливые артисты.
   Широкое развитие получила Э. в странах  социали-стич.  лагеря.  Среди
эстрадных  артистов  этих  стран  известность  приобрели:  Ж.   Паэпоску
(Румыния), Р. Ка-раклаич (Югославия), Г.  Лоубалова  (Чехословакия),  Б.
Рыльска (Польша), А. Кемпер и В. Ваххольц (ГДР),  конферансье  и  артист
театра миниатюр К. Кру-ковский (Польша) и др. В Берлине  работает  самый
большой  в  Европе  театр-варьете  "Фридрихштадтпалас-театр",  в   к-ром
выступают лучшие эстрадные и цирковые артисты  из  всех  стран  мира.  В
Бухаресте широко известен Т-р обозрений, в Польше особенно  много  т-ров
миниатюр, обращающихся к злободневным темам. В Чехословакии успех  имеют
эстрадные т-ры пантомимы. Систематически проводятся  междунар.  конкурсы
эстрадных песен в Югославии (Загреб) и Польше (Сопот).
   Советская эстрад а.  С  первых  дней  Сов.  власти  иск-во  передовых
артистов Э. было обращено к победившему народу. В декрете об объединении
театр. дела (1919), подписанном  В.  И.  Лениным,  отмечена  демократич.
сущность эстрадного иск-ва. Наряду  с  т-рами  Э.  была  подчинена  Нар.
комиссариату  просвещения.  Органы  Сов.  власти   стремились   очистить
эстрадное иск-во от грубости и пошлости бурж. Э. К работе над  эстрадным
репертуаром были привлечены: В. В.  Маяковский,  Демьян  Бедный,  А.  М.
Арго, В. Е. Ардов,  Я.  П.  Ядов,  М.  Я.  Волжанин;  композиторы-И.  О.
Дунаевский, М. И. Блантер, Д. Я. Покрасс и др. На Э. пришли режисс„ры Д.
Г. Гутман, Н. М. Фореггер, Б. А. Шахет и др.
   Артисты обращаются к актуальным  темам,  к  сатире,  к  публицистике.
Артистич.  бригады  выезжали  на  фронты  для  художеств.   обслуживания
красноармейцев. В 1919 был создан Театр революц.  сатиры  (Теревсат),  в

Страницы: «« « 2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689   2690  2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698   2699   2700  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия