|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 » »» борьбе; заключит, часть трилогии - "Крефлы", 1952, посв. социалйстич.
преобразованиям в деревне). Македонский драматург К. Чашуле посв. этой
же теме пьесу "Задруга" (пост. в сезон 1950/51).
В 50-е гг. в Ю. д. появились упадочные тенденции, в пьесах о
нар.-освободит. борьбе выражались песси-мистич. настроения ("Над
пропастью", 1952, и "Белые бабочки", 1955, хорватского драматурга Д.
Роксан-дича). Относительность этич. ценностей утверждала пьеса "В конце
пути" Матковича (из цикла пьес "Действо вокруг смерти", 1954) и др. В
пьесах на совр. тематику наблюдается отход от больших проблем
современности. Хорватская драматургия показывает мелкие заботы
маленького человека, утверждает спасительность иллюзий ("Качели на
плакучей иве" Божича, "Ярмарка гр„з" Матковича, обе в 1957).
В словенской драматургии получили распространение сатнрич. пьесы н
фарсы, высмеивающие совр. капиталистич. общество: "Сказка о смехе"
Торкара (1953), "Золотой октябрь" Пуц (1954), "Атомная пляска" Грюна
(1954). Разрабатывалась тема конфликта личности п общества: "Жизнь
побеждает" (1955) и "Свет большого одиночества" (1956) Гофмана. Историч.
пьесы пишет Крефт: "Крайнские комедианты" (1948), "Баллада о поручике и
Марютке" (по Лаврен„ву, 1960).
В конце 50-х гг. нек-рые югосл. драматурги пытались создать
философскую драму, обобщ„нно освещающую морально-этпч. проблемы. На эту
драматургию большое влияние оказала философия экзистенциализма.
Ма-ринкович стремится выразить неразрывность трагического и комического
("Глория", 1955); Бихали-Мерин показывает столкновение личных стремлений
человека с общественными установлениями ("Невидимые ворота", 1957); М.
Маткович в пьесе "Геракл" (1957, из цикла пьес "И боги страждут")
отрицает возможность истинного героизма; Крлежа, показывая борьбу добра
и зла, утверждает необходимость сопротивления злу насилием и проповедует
скептицизм ("Аретей, или Легенда о св. Анциле, Райской птице", 1959).
Пьесы эти абстрактны, вместо реалистич. характеров в них выведены
схематичные фигуры, выражающие те или др. идеи, ситуации условны,
действие происходит в нереальной, фантастич. обстановке.
В совр. Ю. д. широкое развитие получила комедия. Бурж., мещанская
мораль разоблачается в комедиях сербского драматурга С. Куленовича
("Ужин"), хорватского драматурга И. Хорвата ("Палец перед носом") (обе в
1947). Отрицательные явления совр.жизни (карьеризм, спекуляция, снобизм)
высмеивал хорватский сатирик Ф. Хаджич ("Скучная комедия", 1952, "Все мы
всего-навсего люди", 1956, и др.). Жизнь совр. молод„жи получила
отражение в комедии М. Бело-вича и И. Чирилова "Комната на четверых".
Хорватские драматурги пишут комедии на диалектах: ча-кавском ("Каролина
Риекская" Гервайса, 1952), кай-кавском ("Своего тела господин" Колара,
1956). См. Сербский театр и драматургия. Словенский театр и драматургия,
Хорватский театр и драматургия.
Лит.: Бошковски И., Оплеменета игра, Скоп?е, 1957; Matarevic V.,
Suvremena domaca drama na zag-rebackim pozornicama (1945-1960), в кн.:
Hrvatsko narodno kazaliste 1860-1960, Zagreb, 1960, s. 129-151; M a t k
о v i c М., Marginalija zu Krlezino dramsko stvaranje, в его кн.:
Dra-maturski eseji, Zagreb, 1949, s. 239-291; P a v s i c-B о г V.,
Pogled na slovcnsko dramatiko po Cankarju, в его кн.:
Kritika, Ljubljana, 1961, s. 7-119. См. также лит. при ст. Сербский
театр и драматургия и Хорватский театр и драматургия. Алъб. К.
ЮГОСЛАВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Ju-goslovensko dramsko pozoriste) -
один из ведущих т-ров Югославии. Открыт 3 апр. 1948 в Белграде. Труппа
т-ра объединила лучших акт„ров всех республик Югославии. Художеств,
руководство осуществляется Советом, к-рый возглавляли: М. Дединац
(1948-53), В. Глигорич (заведующий лит. частью;
1948-59); ведущие режисс„ры - Б. Ступица (1948-55), М. Милошевич, Т.
Танхофер, М. Белович. В 1963-66 худ. рук. Ю. д. т. был М. Белович, зав.
лит. частью - И. Чирилов. С 1966 во главе т-ра стояли писатель и театр.
критик Э. Финци, зав. лит. частью Чирилов. Ведущие акт„ры т-ра: Б.
Веселиновпч, Н. Грегурич, М. Димнтрпевич, И. Колесар, Н. Микулич, Н.
Ризнич, О. Спиридоновпч, Р. Ферари, М. Црно-бори, М. Живанович, Л.
Йованович, Л. Тадич, Б. Пле-ша, С. Жигон, С. Дегермич, С. Симич и др.
В т-ре ставится отечественная п зарубежная драматургия: "Дядя Маройе"
Држича (1948), "Леда",
"На грани безумия" Рхрлежи (1953, 1963), "Глория" (1956) и "Альбатроо
(1959) Маринковича, "Сабинянки" Петровича (1959), "Чистые руки" Христича
(1960), "Проклятая Авлня" Андрнча (1962), "Опечаленная родня" Нушпча
(1955); "Любовь Яровая" (1948), "Егор Булычев и другие" (1951); "Братья
Карамазовы" по Достоевскому (1957), "Клоп" (1960), "Гамлет" (1962);
"Ифигения в Тавриде" Г„те (1960), "Смерть Дантона" Бюхнера (1963),
"Затворники из Альтоны" Сартра (1960), "Калигула" Камю (1960),
"Заложники" Бнэна (1964) н др. В 1956 и 1965 т-р гастролировал в Сов.
Союзе.
Лит.: Deset g'odina rada Jugoslovenskog dramskog pozo-rista, Beograd,
1958. Д Сол.
ЮГОСЛАВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Na rodno pozoriste) - один из
старейших т-ров Югославии. Открыт 30 окт. 1869 в Белграде пьесой
Дж.Мале-тпча "Посмертная слава князя Михаила Обреновича". Первым
руководителем т-ра был И. Джорджевпч. Т-р объединил лучших акт„ров
Сербии. Одним из ведущих деятелей т-ра на протяжении долгого времени (с
1898) был М. Исайлович. На сцене Ю. Н. т. ставились пьесы ведущих
драматургов Сербии, Хорватии, Словении: М. Држича, И. Стерии-Поповича,
М. Бана, И. Суботича, И. Гундулпча, Т. Брезовачки, М. Боговпча, И.
Войновича, И. Косора, Л. Костича, Т. Трифковича, М. Глишича, Д. Илича,
Б. Нушича, И. Цанкара, М. Крлежи и др. В репертуаре были также произв.
Шекспира, Мольера, Гольдонн, Гоголя, Островского. В 1894 предприняты
попытки ставить оперные спектакли. В 1920 была создана постоянная
оперная труппа. В 1924-35 т-р переживал творч. подъ„м. В эти годы его
директором и муз. руководителем стал видный сербский композитор и
дириж„р С. Христич. Ставились итал. и нем. оперы, произведения П. И.
Чайковского, Н. А. Римского-Корса-кова, А. П. Бородина, М. П.
Мусоргского, А. Дворжака, С. Монюшко, композиторов Югославии - Христича,
К. Барановича, П. Коньовича и др. В 1921 в т-ре была создана балетная
труппа, к-рая распалась во время 2-й мировой войны и восстановлена в
1946. После освобождения страны от фашистской оккупации Ю. Н. т.
продолжает свою деятельность; на его сцене выступают оперная, драматич.
и балетная труппы. Театр возглавлял театр. критик М. Грол, в 1961 его
сменил М. Богданович. Ведущие режисс„ры драматич. труппы: Б. Ступица, И.
Кулунджич, Х.Клайн, Б. Бороздан; акт„ры: А. Йованович, О. Миличевич, М.
Страницы: «« « 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |