Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698   2699  2700   2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707   2708   2709  » »»

борьбе; заключит, часть трилогии - "Крефлы",  1952,  посв.  социалйстич.
преобразованиям в деревне). Македонский драматург К. Чашуле  посв.  этой
же теме пьесу "Задруга" (пост. в сезон 1950/51).
   В 50-е гг.  в  Ю.  д.  появились  упадочные  тенденции,  в  пьесах  о
нар.-освободит.  борьбе  выражались   песси-мистич.   настроения   ("Над
пропастью", 1952, и "Белые бабочки",  1955,  хорватского  драматурга  Д.
Роксан-дича). Относительность этич. ценностей утверждала пьеса "В  конце
пути" Матковича (из цикла пьес "Действо вокруг смерти", 1954)  и  др.  В
пьесах  на  совр.  тематику  наблюдается  отход   от   больших   проблем
современности.   Хорватская   драматургия   показывает   мелкие   заботы
маленького  человека,  утверждает  спасительность  иллюзий  ("Качели  на
плакучей иве" Божича, "Ярмарка гр„з" Матковича, обе в 1957).
   В словенской драматургии получили распространение  сатнрич.  пьесы  н
фарсы, высмеивающие  совр.  капиталистич.  общество:  "Сказка  о  смехе"
Торкара (1953), "Золотой октябрь" Пуц  (1954),  "Атомная  пляска"  Грюна
(1954). Разрабатывалась  тема  конфликта  личности  п  общества:  "Жизнь
побеждает" (1955) и "Свет большого одиночества" (1956) Гофмана. Историч.
пьесы пишет Крефт: "Крайнские комедианты" (1948), "Баллада о поручике  и
Марютке" (по Лаврен„ву, 1960).
   В  конце  50-х  гг.  нек-рые  югосл.  драматурги   пытались   создать
философскую драму, обобщ„нно освещающую морально-этпч. проблемы. На  эту
драматургию  большое   влияние   оказала   философия   экзистенциализма.
Ма-ринкович стремится выразить неразрывность трагического и  комического
("Глория", 1955); Бихали-Мерин показывает столкновение личных стремлений
человека с общественными установлениями ("Невидимые ворота",  1957);  М.
Маткович в пьесе "Геракл"  (1957,  из  цикла  пьес  "И  боги  страждут")
отрицает возможность истинного героизма; Крлежа, показывая борьбу  добра
и зла, утверждает необходимость сопротивления злу насилием и проповедует
скептицизм ("Аретей, или Легенда о св. Анциле,  Райской  птице",  1959).
Пьесы эти  абстрактны,  вместо  реалистич.  характеров  в  них  выведены
схематичные фигуры,  выражающие  те  или  др.  идеи,  ситуации  условны,
действие происходит в нереальной, фантастич. обстановке.
   В совр. Ю. д. широкое развитие  получила  комедия.  Бурж.,  мещанская
мораль разоблачается  в  комедиях  сербского  драматурга  С.  Куленовича
("Ужин"), хорватского драматурга И. Хорвата ("Палец перед носом") (обе в
1947). Отрицательные явления совр.жизни (карьеризм, спекуляция, снобизм)
высмеивал хорватский сатирик Ф. Хаджич ("Скучная комедия", 1952, "Все мы
всего-навсего  люди",  1956,  и  др.).  Жизнь  совр.  молод„жи  получила
отражение в комедии М. Бело-вича и И. Чирилова  "Комната  на  четверых".
Хорватские драматурги пишут комедии на диалектах: ча-кавском  ("Каролина
Риекская" Гервайса, 1952), кай-кавском ("Своего тела  господин"  Колара,
1956). См. Сербский театр и драматургия. Словенский театр и драматургия,
Хорватский театр и драматургия.
   Лит.: Бошковски И., Оплеменета  игра,  Скоп?е,  1957;  Matarevic  V.,
Suvremena domaca drama na zag-rebackim pozornicama (1945-1960),  в  кн.:
Hrvatsko narodno kazaliste 1860-1960, Zagreb, 1960, s. 129-151; M a t  k
о v i c М., Marginalija  zu  Krlezino  dramsko  stvaranje,  в  его  кн.:
Dra-maturski eseji, Zagreb, 1949, s. 239-291; P a v s  i  c-B  о  г  V.,
Pogled na slovcnsko dramatiko po Cankarju, в его кн.:
   Kritika, Ljubljana, 1961, s. 7-119. См. также лит. при  ст.  Сербский
театр и драматургия и Хорватский театр и драматургия. Алъб. К.
   ЮГОСЛАВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Ju-goslovensko dramsko pozoriste)  -
один из ведущих т-ров Югославии. Открыт 3 апр. 1948 в  Белграде.  Труппа
т-ра объединила лучших  акт„ров  всех  республик  Югославии.  Художеств,
руководство  осуществляется  Советом,  к-рый  возглавляли:  М.   Дединац
(1948-53), В. Глигорич (заведующий лит. частью;
   1948-59); ведущие режисс„ры - Б. Ступица (1948-55), М. Милошевич,  Т.
Танхофер, М. Белович. В 1963-66 худ. рук. Ю. д. т. был М. Белович,  зав.
лит. частью - И. Чирилов. С 1966 во главе т-ра стояли писатель и  театр.
критик Э. Финци, зав. лит.  частью  Чирилов.  Ведущие  акт„ры  т-ра:  Б.
Веселиновпч, Н. Грегурич, М. Димнтрпевич, И.  Колесар,  Н.  Микулич,  Н.
Ризнич, О. Спиридоновпч, Р.  Ферари,  М.  Црно-бори,  М.  Живанович,  Л.
Йованович, Л. Тадич, Б. Пле-ша, С. Жигон, С. Дегермич, С. Симич и др.
   В т-ре ставится отечественная п зарубежная драматургия: "Дядя Маройе"
Држича (1948), "Леда",
   "На грани безумия" Рхрлежи (1953, 1963), "Глория" (1956) и "Альбатроо
(1959) Маринковича, "Сабинянки" Петровича (1959), "Чистые руки" Христича
(1960), "Проклятая Авлня" Андрнча  (1962),  "Опечаленная  родня"  Нушпча
(1955); "Любовь Яровая" (1948), "Егор Булычев и другие" (1951);  "Братья
Карамазовы" по Достоевскому  (1957),  "Клоп"  (1960),  "Гамлет"  (1962);
"Ифигения в Тавриде"  Г„те  (1960),  "Смерть  Дантона"  Бюхнера  (1963),
"Затворники  из  Альтоны"  Сартра  (1960),   "Калигула"   Камю   (1960),
"Заложники" Бнэна (1964) н др. В 1956 и 1965 т-р  гастролировал  в  Сов.
Союзе.
   Лит.: Deset g'odina rada Jugoslovenskog dramskog pozo-rista, Beograd,
1958. Д Сол.
   ЮГОСЛАВСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ТЕАТР  (Na  rodno  pozoriste)  -  один  из
старейших т-ров  Югославии.  Открыт  30  окт.  1869  в  Белграде  пьесой
Дж.Мале-тпча  "Посмертная  слава  князя  Михаила   Обреновича".   Первым
руководителем т-ра был  И.  Джорджевпч.  Т-р  объединил  лучших  акт„ров
Сербии. Одним из ведущих деятелей т-ра на протяжении долгого времени  (с
1898) был М. Исайлович. На  сцене  Ю.  Н.  т.  ставились  пьесы  ведущих
драматургов Сербии, Хорватии, Словении: М. Држича,  И.  Стерии-Поповича,
М. Бана, И. Суботича, И.  Гундулпча,  Т.  Брезовачки,  М.  Боговпча,  И.
Войновича, И. Косора, Л. Костича, Т. Трифковича, М. Глишича,  Д.  Илича,
Б. Нушича, И. Цанкара, М. Крлежи и др. В репертуаре были  также  произв.
Шекспира, Мольера, Гольдонн, Гоголя,  Островского.  В  1894  предприняты
попытки ставить  оперные  спектакли.  В  1920  была  создана  постоянная
оперная труппа. В 1924-35 т-р переживал творч. подъ„м. В  эти  годы  его
директором и  муз.  руководителем  стал  видный  сербский  композитор  и
дириж„р С. Христич. Ставились итал. и нем.  оперы,  произведения  П.  И.
Чайковского,  Н.  А.  Римского-Корса-кова,  А.  П.   Бородина,   М.   П.
Мусоргского, А. Дворжака, С. Монюшко, композиторов Югославии - Христича,
К. Барановича, П. Коньовича и др. В 1921 в т-ре  была  создана  балетная
труппа, к-рая распалась во время 2-й мировой  войны  и  восстановлена  в
1946. После  освобождения  страны  от  фашистской  оккупации  Ю.  Н.  т.
продолжает свою деятельность; на его сцене выступают оперная,  драматич.
и балетная труппы. Театр возглавлял театр. критик М. Грол,  в  1961  его
сменил М. Богданович. Ведущие режисс„ры драматич. труппы: Б. Ступица, И.
Кулунджич, Х.Клайн, Б. Бороздан; акт„ры: А. Йованович, О. Миличевич,  М.

Страницы: «« « 2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698   2699  2700   2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707   2708   2709  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия