Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2699   2700   2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707  2708   2709   2710   2711   2712   2713   2714   2715   2716   2717  » »»

Вахтангова). В последующие годы  деятельность  Ю.  связана  гл.  обр.  с
т-рами  Ленинграда.  Ей  принадлежат  декорации  к  спектаклям:   "Лгун"
Гольдони (1940),  "Дон  Кихот"  Булгакова  (1941),  "Нашествие"  (1943);
"Пигмалион" Шоу (1945), "Добрый человек  из  Сычуани"  (Сезуана)  Брехта
(1962) - в Т-ре им. Пушкина; "Много шума из ничего"  (1941);  "Испанский
священник" Флетчера и "Остров  великих  надежд"  Казакова  и  Мариенгофа
(1950), "В глухом  переулке"  Раиса  (1959)  -  в  Т-ре  им.  Ленинского
комсомола; "Золотое вино" Фельцмана (1947), "Трембита" Милютина  (1950),
"Сильва" Кальмана (1954) -в Т-ре муз. комедии и др.
   Ю. опирается в сво„м творчестве на традиции рус. декорац. живописи (в
первую очередь, К. А. Коровина и М. А. Врубеля), претворяя эти  традиции
в соответствии с  требованиями  совр.  т-ра.  Свойственные  е„  живописи
богатство  цветовых  оттенков,   масштабность   и   приподнятость   ярко
проявились в декорациях к оперным спектаклям:  "Садко"  (1953,  Ленингр.
т-р оперы и балета), "Сказание о невидимом граде Китеже..."  (1958,  там
же). Среди значительных работ Ю.- оформление спектакля  "Три  сестры"  в
Ленингр. Большом драм. т-ре (1965), в к-ром решение сценпч. пространства
и тонко разработанная  партитура  цвета  и  света  воссоздают  атмосферу
действия  чеховской  пьесы.  Ю.  принадлежат   живописные   эскизы   (не
получившие осуществления в т-ре) к опере "Судьба человека" Дзержинского,
пьесе "Ю дней, которые потрясли мир" по Риду и др.
   Лит.: Григорьев М., Декорации С. Юнович, в сб.:
   Художники Ленинграда, Л., 1960; Выставка произведений художника Софьи
Марковны  Юнович.  Каталог.  М.,  1961  (вступ.  статья  Ф.   Сыркиной);
Пожарская М., Законы изобразительной режиссуры, "Творчество",  1965,  5.
М. П.
   ЮНУСОВ, Машраб [р. 13(26).V.1912] - узб. сов. артист т-ра муз.  драмы
(лирич. тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1952).  Чл.  Коммунистич.  партии  с
1942. С 1931-артист районного колх.-совх. т-ра Ферганской обл.; с 1933 -
Андижанского обл. муз.-драм. т-ра; в 1941-45 и с 1963-Т-ра  им.  Мукимп.
Ю.- исполнитель героич. ролей.
   Роли: Кадыр ("Гюльсара" Яшена, муз. Садыкова), Тахир ("Тахир и Зухра"
Абдуллы, муз. Джалилова), Курбан ("Курбан Умаров" Абдуллы,  Чусти,  муз.
Джалилова), Парис ("Ромео и Джульетта"  Шекспира),  Романюк  ("Калиновая
роща" Корнейчука), Алишер Навои (о. п. Уйгуна, Султано-ва),  Мукими  (о.
п. Абдуллы, муз. Джалилова  и  Мушеля),  Равшан  ("Равшан  и  Зулху-мор"
Яшена, муз. Джалилова и Мушеля) и др. С. Мир.
   ЮОДИТЕ-ХАДАРАВЙЧЕНЕ, Она  Юргио  (р.  28.III.  1911)  -  лптов.  сов.
актриса. Засл. арт. Лит. ССР (1954). Чл.  Коммунистнч.  партии  с  1954.
Сце-нич.деят. начала в 1928. В 1931 окончила драм. студию п была принята
в Каунасский гос. т-р. В 1933-34 работала в "Театре молодых". С  1940  -
актриса Т-ра драмы Лит. ССР (Вильнюс).
   Роли: леди Макбет;  Гонерилья  ("Король  Лир"),  Книртье  ("Гибель  "
Надежды"  "  Хейе-рманса),  Вингене  ("Сноха"  по  Жемайте),  Маг-далена
("Усадьба Жалдокаса" Даугуветиса),
   Кабаниха  ("Гроза"),  Юозанонене   ("Утопленница"   по   Вс-нуолису),
Скудутене ("Доля предрассветная" Сруоги),  Пун-дачиха  ("Дни  портных  в
Силмачах" Блаумана), Бабушка ("Я вижу солнце" Каволюнаса) и др. Ал. Д.
   ЮОН, Константин Ф„дорович [12(24).X.1875,  Москва,-  11.IV.1958,  там
же] - сов. живописец, график, театр. художник, педагог.  Действпт.  член
Академии художеств СССР (1947). Нар. художник СССР
   (1950). Доктор искусствоведения. Профессор. Чл. Коммунистич. партии с
1951. Гос. пр. СССР, 1943. Учился  в  моек.  Уч-ще  живописи,  ваяния  п
зодчества (1894-98) и в мастерской В. А.  Серова.  С  1907  работал  как
театр. художник-исполнитель (в Оперном т-ре  Зимина,  т-ре  Незлобпна  п
др.). Совм. с А. Н. Бенуа выполнил декорации по эскизам А. Я. Головина к
опере  "Борис  Годунов"  (парижская  "Гранд-Опера").  Одна   из   первых
самостоятельных работ Ю.- оформление той же оперы для спектаклей  С.  П.
Дягилева ("Русские сезоны -за границей".  Париж,  1913).  Своп  наиболее
выдающиеся  работы  в  т-ре  Ю.  создал  после  Октябрьской   революции.
Приверженность к реалистич. традициям,  любовь  к  класспч.  драматургии
сблизили Ю. с Малым т-ром (в 1945-47- гл. художник этого т-ра). Здесь он
оформил ряд спектаклей: "Старик" Горького  (1919),  "Сердце  не  камень"
(1923) и "Бешеные деньги" (1933)  Островского,  "Ревизор"  (1938),  "Без
вины виноватые" (1940), "Волки п овцы" (1944) и др. Среди значит,  работ
Ю. также: "Ревизор" (1921, МХАТ); "Егор Булычев  и  другие"  (1934,  там
же), "Зыковы" Горького  (1952,  Моск.  т-р  драмы),  "Фома  Гордеев"  по
Горькому (1956, Т-р им. Вахтангова). Ю.  оформлял  спектакли  и  в  муз.
т-рах:  "Мазепа"  Чайковского  (1922,  б.   Т-р   Зимина),   "Хованщина"
Мусоргского (1939, Большой т-р) и др.
   Для.  декораций  Ю.,  так  же  как  и  для  его  станковой  живописи,
характерны  точный,  безупречный   рисунок,   ясный,   т„плый   колорит,
композиционная ч„ткость, благородная простота и законченность  формы.  В
своих объ„мных, пространственно  реш„нных  декорациях  Ю.  выступал  как
знаток рус. быта и зодчества разных  эпох,  как  певец  родной  природы.
Тонкая передача интерьера и архитектурных мотивов соединяется  в  иск-ве
Ю. с жизнерадостным звучанием пейзажа, мастерским воссозданием атмосферы
быта, нац. своеобразия среды, стиля пьесы.
   Лит.: К. Ф. Юон. Каталог выставки. К 75-летию со  дня  рождения,  М.,
1950 (Вступ, статья Г. Жидкова); СидоровА., Творческий путь К. Ф.  Юона,
в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств АН СССР, М., 1954; Третьяков  Н.
Н.,  Константин  Федорович  Юон,  М.,  1957;  Соболевский  Н.,  Выставка
произведений К. Ф. Юона, "Искусство", 1962, ј9. ff. 3.
   ЮР (Ure), Мэри (р. 1933) - англ. актриса. Окончила Центр. школу  речи
и драм.  пск-ва  (Лондон).  Дебютировала  в  1954  в  т-ре  "Опера-хаус"
(Манчестер). В том же году с успехом исполнила роль Аманды  в  спектакле
"Время,  которое  вспоминают"  (адаптация  пьесы  Ануя  "Леокадия",  т-р
"Лирик", Хаммерсмит).
   Среди  др.  ролей:  Абигайль  ("Суровое  испытание"  Миллера,  труппа
"Инглиш стейдж компани"), Элисон ("Оглянись во гневе" Осборна, там  же),
Кэтрин ("Вид с моста"  Миллера,  труппа  "Нью  Уотергейт  тиэтр  клаб"),
Дездемона, Титания, Виргилия ("Отелло", "Сон в летнюю ночь",  "Кориолан"
Шекспира, Шекспировский Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон).
   Гастролировала в Сов. Союзе (1955), играла роль  Офелии  в  пост.  П.
Брука.
   В  сво„м  иск-ве  Ю.  выражает   чувства   послевоенного   поколения,
разочарованного  и   протестующего.   Исполнительская   манера   актрисы
характеризуется   резкостью,    порой    натуралистичностью    (Офелия),
отсутствием душевной силы (Элисон).
   С  1955  снимается  в  кино.  ф.  К.  ЮРА,  Гнат  (Игнатий)  Петрович

Страницы: «« « 2699   2700   2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707  2708   2709   2710   2711   2712   2713   2714   2715   2716   2717  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия