|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 » »» Вахтангова). В последующие годы деятельность Ю. связана гл. обр. с
т-рами Ленинграда. Ей принадлежат декорации к спектаклям: "Лгун"
Гольдони (1940), "Дон Кихот" Булгакова (1941), "Нашествие" (1943);
"Пигмалион" Шоу (1945), "Добрый человек из Сычуани" (Сезуана) Брехта
(1962) - в Т-ре им. Пушкина; "Много шума из ничего" (1941); "Испанский
священник" Флетчера и "Остров великих надежд" Казакова и Мариенгофа
(1950), "В глухом переулке" Раиса (1959) - в Т-ре им. Ленинского
комсомола; "Золотое вино" Фельцмана (1947), "Трембита" Милютина (1950),
"Сильва" Кальмана (1954) -в Т-ре муз. комедии и др.
Ю. опирается в сво„м творчестве на традиции рус. декорац. живописи (в
первую очередь, К. А. Коровина и М. А. Врубеля), претворяя эти традиции
в соответствии с требованиями совр. т-ра. Свойственные е„ живописи
богатство цветовых оттенков, масштабность и приподнятость ярко
проявились в декорациях к оперным спектаклям: "Садко" (1953, Ленингр.
т-р оперы и балета), "Сказание о невидимом граде Китеже..." (1958, там
же). Среди значительных работ Ю.- оформление спектакля "Три сестры" в
Ленингр. Большом драм. т-ре (1965), в к-ром решение сценпч. пространства
и тонко разработанная партитура цвета и света воссоздают атмосферу
действия чеховской пьесы. Ю. принадлежат живописные эскизы (не
получившие осуществления в т-ре) к опере "Судьба человека" Дзержинского,
пьесе "Ю дней, которые потрясли мир" по Риду и др.
Лит.: Григорьев М., Декорации С. Юнович, в сб.:
Художники Ленинграда, Л., 1960; Выставка произведений художника Софьи
Марковны Юнович. Каталог. М., 1961 (вступ. статья Ф. Сыркиной);
Пожарская М., Законы изобразительной режиссуры, "Творчество", 1965, 5.
М. П.
ЮНУСОВ, Машраб [р. 13(26).V.1912] - узб. сов. артист т-ра муз. драмы
(лирич. тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1952). Чл. Коммунистич. партии с
1942. С 1931-артист районного колх.-совх. т-ра Ферганской обл.; с 1933 -
Андижанского обл. муз.-драм. т-ра; в 1941-45 и с 1963-Т-ра им. Мукимп.
Ю.- исполнитель героич. ролей.
Роли: Кадыр ("Гюльсара" Яшена, муз. Садыкова), Тахир ("Тахир и Зухра"
Абдуллы, муз. Джалилова), Курбан ("Курбан Умаров" Абдуллы, Чусти, муз.
Джалилова), Парис ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Романюк ("Калиновая
роща" Корнейчука), Алишер Навои (о. п. Уйгуна, Султано-ва), Мукими (о.
п. Абдуллы, муз. Джалилова и Мушеля), Равшан ("Равшан и Зулху-мор"
Яшена, муз. Джалилова и Мушеля) и др. С. Мир.
ЮОДИТЕ-ХАДАРАВЙЧЕНЕ, Она Юргио (р. 28.III. 1911) - лптов. сов.
актриса. Засл. арт. Лит. ССР (1954). Чл. Коммунистнч. партии с 1954.
Сце-нич.деят. начала в 1928. В 1931 окончила драм. студию п была принята
в Каунасский гос. т-р. В 1933-34 работала в "Театре молодых". С 1940 -
актриса Т-ра драмы Лит. ССР (Вильнюс).
Роли: леди Макбет; Гонерилья ("Король Лир"), Книртье ("Гибель "
Надежды" " Хейе-рманса), Вингене ("Сноха" по Жемайте), Маг-далена
("Усадьба Жалдокаса" Даугуветиса),
Кабаниха ("Гроза"), Юозанонене ("Утопленница" по Вс-нуолису),
Скудутене ("Доля предрассветная" Сруоги), Пун-дачиха ("Дни портных в
Силмачах" Блаумана), Бабушка ("Я вижу солнце" Каволюнаса) и др. Ал. Д.
ЮОН, Константин Ф„дорович [12(24).X.1875, Москва,- 11.IV.1958, там
же] - сов. живописец, график, театр. художник, педагог. Действпт. член
Академии художеств СССР (1947). Нар. художник СССР
(1950). Доктор искусствоведения. Профессор. Чл. Коммунистич. партии с
1951. Гос. пр. СССР, 1943. Учился в моек. Уч-ще живописи, ваяния п
зодчества (1894-98) и в мастерской В. А. Серова. С 1907 работал как
театр. художник-исполнитель (в Оперном т-ре Зимина, т-ре Незлобпна п
др.). Совм. с А. Н. Бенуа выполнил декорации по эскизам А. Я. Головина к
опере "Борис Годунов" (парижская "Гранд-Опера"). Одна из первых
самостоятельных работ Ю.- оформление той же оперы для спектаклей С. П.
Дягилева ("Русские сезоны -за границей". Париж, 1913). Своп наиболее
выдающиеся работы в т-ре Ю. создал после Октябрьской революции.
Приверженность к реалистич. традициям, любовь к класспч. драматургии
сблизили Ю. с Малым т-ром (в 1945-47- гл. художник этого т-ра). Здесь он
оформил ряд спектаклей: "Старик" Горького (1919), "Сердце не камень"
(1923) и "Бешеные деньги" (1933) Островского, "Ревизор" (1938), "Без
вины виноватые" (1940), "Волки п овцы" (1944) и др. Среди значит, работ
Ю. также: "Ревизор" (1921, МХАТ); "Егор Булычев и другие" (1934, там
же), "Зыковы" Горького (1952, Моск. т-р драмы), "Фома Гордеев" по
Горькому (1956, Т-р им. Вахтангова). Ю. оформлял спектакли и в муз.
т-рах: "Мазепа" Чайковского (1922, б. Т-р Зимина), "Хованщина"
Мусоргского (1939, Большой т-р) и др.
Для. декораций Ю., так же как и для его станковой живописи,
характерны точный, безупречный рисунок, ясный, т„плый колорит,
композиционная ч„ткость, благородная простота и законченность формы. В
своих объ„мных, пространственно реш„нных декорациях Ю. выступал как
знаток рус. быта и зодчества разных эпох, как певец родной природы.
Тонкая передача интерьера и архитектурных мотивов соединяется в иск-ве
Ю. с жизнерадостным звучанием пейзажа, мастерским воссозданием атмосферы
быта, нац. своеобразия среды, стиля пьесы.
Лит.: К. Ф. Юон. Каталог выставки. К 75-летию со дня рождения, М.,
1950 (Вступ, статья Г. Жидкова); СидоровА., Творческий путь К. Ф. Юона,
в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств АН СССР, М., 1954; Третьяков Н.
Н., Константин Федорович Юон, М., 1957; Соболевский Н., Выставка
произведений К. Ф. Юона, "Искусство", 1962, ј9. ff. 3.
ЮР (Ure), Мэри (р. 1933) - англ. актриса. Окончила Центр. школу речи
и драм. пск-ва (Лондон). Дебютировала в 1954 в т-ре "Опера-хаус"
(Манчестер). В том же году с успехом исполнила роль Аманды в спектакле
"Время, которое вспоминают" (адаптация пьесы Ануя "Леокадия", т-р
"Лирик", Хаммерсмит).
Среди др. ролей: Абигайль ("Суровое испытание" Миллера, труппа
"Инглиш стейдж компани"), Элисон ("Оглянись во гневе" Осборна, там же),
Кэтрин ("Вид с моста" Миллера, труппа "Нью Уотергейт тиэтр клаб"),
Дездемона, Титания, Виргилия ("Отелло", "Сон в летнюю ночь", "Кориолан"
Шекспира, Шекспировский Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон).
Гастролировала в Сов. Союзе (1955), играла роль Офелии в пост. П.
Брука.
В сво„м иск-ве Ю. выражает чувства послевоенного поколения,
разочарованного и протестующего. Исполнительская манера актрисы
характеризуется резкостью, порой натуралистичностью (Офелия),
отсутствием душевной силы (Элисон).
С 1955 снимается в кино. ф. К. ЮРА, Гнат (Игнатий) Петрович
Страницы: «« « 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |