|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 » »» псевдонимы - С. П., Я-скпй С., Homunculos) (1870 - ок. 1929) - рус.
журналист, театр. критик. Окончил исторпко-фило-логич. ф-т Моск. ун-та.
Лит. деятельность начал как журналист. С 1901 работал в Москве, в газете
"Русское слово", сотрудничал в журнале "Рампа и жизнь". Писал статьи по
вопросам драматургии, акт„рского иск-ва, рус. театр. критики.
Поддерживал Моск. Художеств, т-р, подч„ркивая его значение для развития
рус. театр. культуры. Написал книгу "О театре" (М., 1909). Представляют
интерес статьи Я., посв. творчеству М. С. Щепкина, П. А. Стрепето-вой,
О. О. Садовской, Е. К. Лешковской, М. Н. Ермоловой, В. Ф.
Комиссаржевской, Ф. П. Горева, И. М. Москвина. Был членом правления
Литературно-художеств. кружка, участвовал в ставившихся там спектаклях.
В 1917 эмигрировал из Сов. Союза; жил во Франции.
ЯБЛОЧКИНЫ - семья рус. акт„ров. 1) Александр Александрович
[4(16).XI.1821 - 1(13). XI. 1895] - режисс„р и акт„р. С 1834 занимался в
Театр. уч-ще по классу пения и контрапункта, затем переш„л в драм.
класс. В 1841-46 и 1851-74 работал в Александрийском т-ре; сначала как
акт„р, затем как режисс„р (с 1868 - гл. режисс„р). Исполнял роли молодых
любовников в водевилях. В 1846-51- режисс„р рус. т-ра в Тифлисе (был
организатором этого т-ра), в сезоне 1879/80 - Одесского т-ра; ставил
также спектакли в моек. Т-ре Корша, в Т-ре Лентовского.
Я. был одним из первых рус. театр. деятелей, стремившихся поднять
иск-во пост. спектакля на высокую ступень. Он тщательно и много работал
не только с исполнителями гл. ролей, но и со статистами, добиваясь
выразит, решения массовых сцен, придавал большое значение оформлению
спектакля, стремился к археологически точной передаче эпохи и т. п.
Среди лучших работ Я. - спектакли, пост. в Александрийском т-ре:
"Русская свадьба" Сухонина, "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого,
"Борис Годунов" Пушкина (1870, 1-я пост.), мн. пьесы Островского и др.
Помимо драм. спектаклей, Я. с большим успехом ставил также оперетты:
"Орфей в аду", "Птички певчие", "Прекрасная Елена" Оффенбаха и др.
Выступал как переводчик водевилей.
Лит.: Я б л о ч к и н а А. А., 75 лет в театре, М., i960.
2) Серафима Васильевна [17(29). IV. 1842 - 24.111(5.IV). 1898] -
драм. актриса. Вторая жена Александра Александровича Я. По окончании
Петерб. театр. уч-ща в 1861 была зачислена в труппу Александрийского
т-ра. Играла роли инженю преим. в комедиях и водевилях: Лидочка
("Свадьба Кречин-ского"), Марыща ("Каширская старина" Аверкиева) и др. В
1868 и 1871-74 работала в Тифлисе, в 1875- 1877-в Одессе. С 1877актриса
моек. Малого т-ра; исполняла в этот период роли "благородных матерей"-
королева Гертруда ("Гамлет") и др.
3) АлександраАлександровна [3(15). XI. 1866-20.III.1964]-драм.
актриса. Нар. арт. СССР (1937). Сценич. иск-вом занималась с Г. Н.
Федотовой и с отцом Александром Александровичем Я. Впервые выступила на
сцене в шестилетнем возрасте (Петя - "Испорченная жизнь" Черныш„ва,
Тифлис). Подготовив под рук. отца роли Катарины ("Укрощение строптивой"
Шекспира) и Наташи ("Своя семья, или Замужняя невеста" Шаховского,
Грибоедова и Хмельницкого), Я. исполнила их в 1885 в Тифлисском т-ре
рус. драмы. В 1886-88 - актриса моек. Т-ра Корша; сыграла здесь одну из
своих лучших ролей - Софья ("Горе от ума"). В 1888 дебютировала в Малом
т-ре (в роли Софьи); работала в этом т-ре до конца жизни. Выступала
вместе с великими мастерами рус. сцены - М. Н. Ермоловой, А. П. Ленским,
А. И. Южиным, 0.0. Садовской, иск-во к-рых оказало огромное воздействие
на формирование творчества актрисы. Воспринимая лучшие традиции
ре-алистич. школы, Я. постоянно следовала им в сво„м иск-ве.'
"Необычайно красивая, изящная, простая..., она поразила меня,-писал
Качалов,-своим сценическим благородством, тонкостью исполнения,
громадным чувством меры..." ("В. И. Качалов". Сб. статей, воспоминаний,
писем, 1954, с. 65). Высокий вкус, исключит. внимание к чистоте рус.
речи, строгая этич. требовательность к себе и окружающим отличали Я. как
художника и человека. Превосходная исполнительница ролей класспч.
репертуара, Я. много выступала и в пьесах совр. рус. и зап.-европ.
драматургов. Первоначально играла роли молодых девушек и женщин,
впоследствии перешла на амплуа пожилых женщин и старух. Я. обладала
тонким комедийным мастерством, грацией, отточенностью жеста, движений,
безукоризненно носила сценич. костюм.
Роли: в Т-ре Корша (1886-88) - Софья ("Горе от ума"), Оленька
("Благородный театр" Шаховского), Надя ("Сорванец" В. Крылова); в Малом
театре-Беатриче ("Много шума из ничего", сезон 1888/89), Марья Антоновна
("Ревизор", 1889/90), Соколова ("Симфония" М. Чайковского, 1890),
Агнесса Сорель
("Орлеанская дева", 18 91/92), Вера Алексеевна ("Перекати поле"
Гнедича, 1892), Зоя ("Расплата" Гославского. 1893), Офелия (1894/95);
Корделия ("Король Лир", 1895/96), Анна("Т„м-ная сила" Шпажинского,
1895/96), леди Анна ("Ричард III", 1897), Эмма Леопольдовна
("Джентльмен" Сумбатова-Южина, 1897),Мишлина ("Т„ща" Онэ, 1898), Глафира
("Волки и овцы", 1898/99), Калерия ("Ложь" Зеланд, 1899), Дездемона
(190U);
Анна Викторовна ("Цена жизни" Немировича-Данченко, 1900/01), леди
Снируел ("Школа злословия", 1902), Анна
Болейн ("Король Генрих VIII" Шекспира, 1903), Рукайя ("Измена"
Сумбатова-Южина, 1903), Фернанда ("Сын Жи-буайе" Ожье, 1903), Лидия
("Бешеные деньги", 1904/05), фру Фанни ("Джон Габриель Боркман" Ибсена,
1904), Ольга ("Для счастья" Пшибышевского, 1906), Рафаэла ("Праздник
жизни" Зудермана, 1906), Вышневская ("Доходное место", 1907), Мамаева
("На всякого мудреца довольно простоты", 1907/08), Коринкина ("Без вины
виноватые", 1908), Звездинцева ("Плоды просвещения", 1011), Аспазия
Бопертюи ("Соломенная шляпка" Лабиша, 1914), княгиня Евпраксия
("Чародейка" Шпажинского, 1916), Мурзавец-кая ("Волки и овцы", 1916),
Чебоксарова-мать ("Бешеные деньги", 1917), Анна Андреевна ("Ревизор",
1919), Гурмыж-ская (1921), Королева ("Стакан воды" Скрнба, 1923/24),
Елена Кармина ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва, 1925),
Каренина ("Живой труп", 1951).
Роли в произв. сов. драматургов: Ксения ("Огненный мост"
Ромашова,1929), Скутаревская ("Скутаревский" Леонова, 1934), Горностаева
("Любовь Яровая", сезон 1935/36), Варвара ("Богдан Хмельницкий"
Корнейчука, 1939), Горицвет ("Крылья" Корнейчука, 1955; роль написана
специально для Я.). Последний раз Я. выступила на сцене в 1961 в роли
мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею).
Много сил отдавала Я. обществ, деятельности. Ещ„ до революции на
протяжении ряда лет она избиралась председателем "корпораций артистов"
Страницы: «« « 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |