Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2705   2706   2707   2708   2709   2710   2711   2712   2713  2714   2715   2716   2717   2718   2719   2720   2721   2722   2723  » »»

псевдонимы - С. П., Я-скпй С., Homunculos) (1870  -  ок.  1929)  -  рус.
журналист, театр. критик. Окончил исторпко-фило-логич. ф-т Моск.  ун-та.
Лит. деятельность начал как журналист. С 1901 работал в Москве, в газете
"Русское слово", сотрудничал в журнале "Рампа и жизнь". Писал статьи  по
вопросам  драматургии,   акт„рского   иск-ва,   рус.   театр.   критики.
Поддерживал Моск. Художеств, т-р, подч„ркивая его значение для  развития
рус. театр. культуры. Написал книгу "О театре" (М., 1909).  Представляют
интерес статьи Я., посв. творчеству М. С. Щепкина, П.  А.  Стрепето-вой,
О.  О.  Садовской,  Е.  К.  Лешковской,   М.   Н.   Ермоловой,   В.   Ф.
Комиссаржевской, Ф. П. Горева, И.  М.  Москвина.  Был  членом  правления
Литературно-художеств. кружка, участвовал в ставившихся там  спектаклях.
В 1917 эмигрировал из Сов. Союза; жил во Франции.
   ЯБЛОЧКИНЫ  -  семья  рус.   акт„ров.   1)   Александр   Александрович
[4(16).XI.1821 - 1(13). XI. 1895] - режисс„р и акт„р. С 1834 занимался в
Театр. уч-ще по классу пения  и  контрапункта,  затем  переш„л  в  драм.
класс. В 1841-46 и 1851-74 работал в Александрийском т-ре;  сначала  как
акт„р, затем как режисс„р (с 1868 - гл. режисс„р). Исполнял роли молодых
любовников в водевилях. В 1846-51- режисс„р рус.  т-ра  в  Тифлисе  (был
организатором этого т-ра), в сезоне 1879/80  -  Одесского  т-ра;  ставил
также спектакли в моек. Т-ре Корша, в Т-ре Лентовского.
   Я. был одним из первых рус.  театр.  деятелей,  стремившихся  поднять
иск-во пост. спектакля на высокую ступень. Он тщательно и много  работал
не только с исполнителями гл.  ролей,  но  и  со  статистами,  добиваясь
выразит, решения массовых сцен,  придавал  большое  значение  оформлению
спектакля, стремился к археологически точной  передаче  эпохи  и  т.  п.
Среди лучших  работ  Я.  -  спектакли,  пост.  в  Александрийском  т-ре:
"Русская свадьба" Сухонина, "Смерть Иоанна  Грозного"  А.  К.  Толстого,
"Борис Годунов" Пушкина (1870, 1-я пост.), мн. пьесы Островского  и  др.
Помимо драм. спектаклей, Я. с большим  успехом  ставил  также  оперетты:
"Орфей в аду", "Птички  певчие",  "Прекрасная  Елена"  Оффенбаха  и  др.
Выступал как переводчик водевилей.
   Лит.: Я б л о ч к и н а А. А., 75 лет в театре, М., i960.
   2) Серафима Васильевна [17(29). IV.  1842  -  24.111(5.IV).  1898]  -
драм. актриса. Вторая жена Александра  Александровича  Я.  По  окончании
Петерб. театр. уч-ща в 1861 была  зачислена  в  труппу  Александрийского
т-ра.  Играла  роли  инженю  преим.  в  комедиях  и  водевилях:  Лидочка
("Свадьба Кречин-ского"), Марыща ("Каширская старина" Аверкиева) и др. В
1868 и 1871-74 работала в Тифлисе, в 1875- 1877-в Одессе. С  1877актриса
моек. Малого т-ра; исполняла в этот период роли  "благородных  матерей"-
королева Гертруда ("Гамлет") и др.
   3)  АлександраАлександровна   [3(15).   XI.   1866-20.III.1964]-драм.
актриса. Нар. арт. СССР (1937).  Сценич.  иск-вом  занималась  с  Г.  Н.
Федотовой и с отцом Александром Александровичем Я. Впервые выступила  на
сцене в шестилетнем возрасте  (Петя  -  "Испорченная  жизнь"  Черныш„ва,
Тифлис). Подготовив под рук. отца роли Катарины ("Укрощение  строптивой"
Шекспира) и Наташи  ("Своя  семья,  или  Замужняя  невеста"  Шаховского,
Грибоедова и Хмельницкого), Я. исполнила их в  1885  в  Тифлисском  т-ре
рус. драмы. В 1886-88 - актриса моек. Т-ра Корша; сыграла здесь одну  из
своих лучших ролей - Софья ("Горе от ума"). В 1888 дебютировала в  Малом
т-ре (в роли Софьи); работала в этом  т-ре  до  конца  жизни.  Выступала
вместе с великими мастерами рус. сцены - М. Н. Ермоловой, А. П. Ленским,
А. И. Южиным, 0.0. Садовской, иск-во к-рых оказало огромное  воздействие
на  формирование  творчества  актрисы.   Воспринимая   лучшие   традиции
ре-алистич.  школы,  Я.  постоянно  следовала  им   в   сво„м   иск-ве.'
"Необычайно красивая,  изящная,  простая...,  она  поразила  меня,-писал
Качалов,-своим   сценическим   благородством,   тонкостью    исполнения,
громадным чувством меры..." ("В. И. Качалов". Сб. статей,  воспоминаний,
писем, 1954, с. 65). Высокий вкус, исключит.  внимание  к  чистоте  рус.
речи, строгая этич. требовательность к себе и окружающим отличали Я. как
художника  и  человека.  Превосходная  исполнительница  ролей   класспч.
репертуара, Я. много выступала и  в  пьесах  совр.  рус.  и  зап.-европ.
драматургов.  Первоначально  играла  роли  молодых  девушек  и   женщин,
впоследствии перешла на амплуа пожилых  женщин  и  старух.  Я.  обладала
тонким комедийным мастерством, грацией, отточенностью  жеста,  движений,
безукоризненно носила сценич. костюм.
   Роли: в Т-ре  Корша  (1886-88)  -  Софья  ("Горе  от  ума"),  Оленька
("Благородный театр" Шаховского), Надя ("Сорванец" В. Крылова); в  Малом
театре-Беатриче ("Много шума из ничего", сезон 1888/89), Марья Антоновна
("Ревизор",  1889/90),  Соколова  ("Симфония"  М.  Чайковского,   1890),
Агнесса Сорель
   ("Орлеанская дева",  18  91/92),  Вера  Алексеевна  ("Перекати  поле"
Гнедича, 1892), Зоя ("Расплата" Гославского.  1893),  Офелия  (1894/95);
Корделия  ("Король  Лир",  1895/96),  Анна("Т„м-ная  сила"  Шпажинского,
1895/96),  леди   Анна   ("Ричард   III",   1897),   Эмма   Леопольдовна
("Джентльмен" Сумбатова-Южина, 1897),Мишлина ("Т„ща" Онэ, 1898), Глафира
("Волки и овцы", 1898/99),  Калерия  ("Ложь"  Зеланд,  1899),  Дездемона
(190U);
   Анна Викторовна ("Цена  жизни"  Немировича-Данченко,  1900/01),  леди
Снируел ("Школа злословия", 1902), Анна
   Болейн  ("Король  Генрих  VIII"  Шекспира,  1903),  Рукайя  ("Измена"
Сумбатова-Южина, 1903), Фернанда  ("Сын  Жи-буайе"  Ожье,  1903),  Лидия
("Бешеные деньги", 1904/05), фру Фанни ("Джон Габриель Боркман"  Ибсена,
1904), Ольга ("Для счастья"  Пшибышевского,  1906),  Рафаэла  ("Праздник
жизни" Зудермана, 1906), Вышневская ("Доходное  место",  1907),  Мамаева
("На всякого мудреца довольно простоты", 1907/08), Коринкина ("Без  вины
виноватые", 1908),  Звездинцева  ("Плоды  просвещения",  1011),  Аспазия
Бопертюи  ("Соломенная  шляпка"   Лабиша,   1914),   княгиня   Евпраксия
("Чародейка" Шпажинского, 1916), Мурзавец-кая ("Волки  и  овцы",  1916),
Чебоксарова-мать ("Бешеные деньги", 1917),  Анна  Андреевна  ("Ревизор",
1919), Гурмыж-ская (1921), Королева  ("Стакан  воды"  Скрнба,  1923/24),
Елена Кармина  ("Женитьба  Белугина"  Островского  и  Соловь„ва,  1925),
Каренина ("Живой труп", 1951).
   Роли  в   произв.   сов.   драматургов:   Ксения   ("Огненный   мост"
Ромашова,1929), Скутаревская ("Скутаревский" Леонова, 1934), Горностаева
("Любовь  Яровая",  сезон  1935/36),   Варвара   ("Богдан   Хмельницкий"
Корнейчука, 1939), Горицвет ("Крылья" Корнейчука,  1955;  роль  написана
специально для Я.). Последний раз Я. выступила на сцене в  1961  в  роли
мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею).
   Много сил отдавала Я. обществ,  деятельности.  Ещ„  до  революции  на
протяжении ряда лет она избиралась председателем  "корпораций  артистов"

Страницы: «« « 2705   2706   2707   2708   2709   2710   2711   2712   2713  2714   2715   2716   2717   2718   2719   2720   2721   2722   2723  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия