Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 » »» псевдонимы - С. П., Я-скпй С., Homunculos) (1870 - ок. 1929) - рус. журналист, театр. критик. Окончил исторпко-фило-логич. ф-т Моск. ун-та. Лит. деятельность начал как журналист. С 1901 работал в Москве, в газете "Русское слово", сотрудничал в журнале "Рампа и жизнь". Писал статьи по вопросам драматургии, акт„рского иск-ва, рус. театр. критики. Поддерживал Моск. Художеств, т-р, подч„ркивая его значение для развития рус. театр. культуры. Написал книгу "О театре" (М., 1909). Представляют интерес статьи Я., посв. творчеству М. С. Щепкина, П. А. Стрепето-вой, О. О. Садовской, Е. К. Лешковской, М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссаржевской, Ф. П. Горева, И. М. Москвина. Был членом правления Литературно-художеств. кружка, участвовал в ставившихся там спектаклях. В 1917 эмигрировал из Сов. Союза; жил во Франции. ЯБЛОЧКИНЫ - семья рус. акт„ров. 1) Александр Александрович [4(16).XI.1821 - 1(13). XI. 1895] - режисс„р и акт„р. С 1834 занимался в Театр. уч-ще по классу пения и контрапункта, затем переш„л в драм. класс. В 1841-46 и 1851-74 работал в Александрийском т-ре; сначала как акт„р, затем как режисс„р (с 1868 - гл. режисс„р). Исполнял роли молодых любовников в водевилях. В 1846-51- режисс„р рус. т-ра в Тифлисе (был организатором этого т-ра), в сезоне 1879/80 - Одесского т-ра; ставил также спектакли в моек. Т-ре Корша, в Т-ре Лентовского. Я. был одним из первых рус. театр. деятелей, стремившихся поднять иск-во пост. спектакля на высокую ступень. Он тщательно и много работал не только с исполнителями гл. ролей, но и со статистами, добиваясь выразит, решения массовых сцен, придавал большое значение оформлению спектакля, стремился к археологически точной передаче эпохи и т. п. Среди лучших работ Я. - спектакли, пост. в Александрийском т-ре: "Русская свадьба" Сухонина, "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, "Борис Годунов" Пушкина (1870, 1-я пост.), мн. пьесы Островского и др. Помимо драм. спектаклей, Я. с большим успехом ставил также оперетты: "Орфей в аду", "Птички певчие", "Прекрасная Елена" Оффенбаха и др. Выступал как переводчик водевилей. Лит.: Я б л о ч к и н а А. А., 75 лет в театре, М., i960. 2) Серафима Васильевна [17(29). IV. 1842 - 24.111(5.IV). 1898] - драм. актриса. Вторая жена Александра Александровича Я. По окончании Петерб. театр. уч-ща в 1861 была зачислена в труппу Александрийского т-ра. Играла роли инженю преим. в комедиях и водевилях: Лидочка ("Свадьба Кречин-ского"), Марыща ("Каширская старина" Аверкиева) и др. В 1868 и 1871-74 работала в Тифлисе, в 1875- 1877-в Одессе. С 1877актриса моек. Малого т-ра; исполняла в этот период роли "благородных матерей"- королева Гертруда ("Гамлет") и др. 3) АлександраАлександровна [3(15). XI. 1866-20.III.1964]-драм. актриса. Нар. арт. СССР (1937). Сценич. иск-вом занималась с Г. Н. Федотовой и с отцом Александром Александровичем Я. Впервые выступила на сцене в шестилетнем возрасте (Петя - "Испорченная жизнь" Черныш„ва, Тифлис). Подготовив под рук. отца роли Катарины ("Укрощение строптивой" Шекспира) и Наташи ("Своя семья, или Замужняя невеста" Шаховского, Грибоедова и Хмельницкого), Я. исполнила их в 1885 в Тифлисском т-ре рус. драмы. В 1886-88 - актриса моек. Т-ра Корша; сыграла здесь одну из своих лучших ролей - Софья ("Горе от ума"). В 1888 дебютировала в Малом т-ре (в роли Софьи); работала в этом т-ре до конца жизни. Выступала вместе с великими мастерами рус. сцены - М. Н. Ермоловой, А. П. Ленским, А. И. Южиным, 0.0. Садовской, иск-во к-рых оказало огромное воздействие на формирование творчества актрисы. Воспринимая лучшие традиции ре-алистич. школы, Я. постоянно следовала им в сво„м иск-ве.' "Необычайно красивая, изящная, простая..., она поразила меня,-писал Качалов,-своим сценическим благородством, тонкостью исполнения, громадным чувством меры..." ("В. И. Качалов". Сб. статей, воспоминаний, писем, 1954, с. 65). Высокий вкус, исключит. внимание к чистоте рус. речи, строгая этич. требовательность к себе и окружающим отличали Я. как художника и человека. Превосходная исполнительница ролей класспч. репертуара, Я. много выступала и в пьесах совр. рус. и зап.-европ. драматургов. Первоначально играла роли молодых девушек и женщин, впоследствии перешла на амплуа пожилых женщин и старух. Я. обладала тонким комедийным мастерством, грацией, отточенностью жеста, движений, безукоризненно носила сценич. костюм. Роли: в Т-ре Корша (1886-88) - Софья ("Горе от ума"), Оленька ("Благородный театр" Шаховского), Надя ("Сорванец" В. Крылова); в Малом театре-Беатриче ("Много шума из ничего", сезон 1888/89), Марья Антоновна ("Ревизор", 1889/90), Соколова ("Симфония" М. Чайковского, 1890), Агнесса Сорель ("Орлеанская дева", 18 91/92), Вера Алексеевна ("Перекати поле" Гнедича, 1892), Зоя ("Расплата" Гославского. 1893), Офелия (1894/95); Корделия ("Король Лир", 1895/96), Анна("Т„м-ная сила" Шпажинского, 1895/96), леди Анна ("Ричард III", 1897), Эмма Леопольдовна ("Джентльмен" Сумбатова-Южина, 1897),Мишлина ("Т„ща" Онэ, 1898), Глафира ("Волки и овцы", 1898/99), Калерия ("Ложь" Зеланд, 1899), Дездемона (190U); Анна Викторовна ("Цена жизни" Немировича-Данченко, 1900/01), леди Снируел ("Школа злословия", 1902), Анна Болейн ("Король Генрих VIII" Шекспира, 1903), Рукайя ("Измена" Сумбатова-Южина, 1903), Фернанда ("Сын Жи-буайе" Ожье, 1903), Лидия ("Бешеные деньги", 1904/05), фру Фанни ("Джон Габриель Боркман" Ибсена, 1904), Ольга ("Для счастья" Пшибышевского, 1906), Рафаэла ("Праздник жизни" Зудермана, 1906), Вышневская ("Доходное место", 1907), Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты", 1907/08), Коринкина ("Без вины виноватые", 1908), Звездинцева ("Плоды просвещения", 1011), Аспазия Бопертюи ("Соломенная шляпка" Лабиша, 1914), княгиня Евпраксия ("Чародейка" Шпажинского, 1916), Мурзавец-кая ("Волки и овцы", 1916), Чебоксарова-мать ("Бешеные деньги", 1917), Анна Андреевна ("Ревизор", 1919), Гурмыж-ская (1921), Королева ("Стакан воды" Скрнба, 1923/24), Елена Кармина ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва, 1925), Каренина ("Живой труп", 1951). Роли в произв. сов. драматургов: Ксения ("Огненный мост" Ромашова,1929), Скутаревская ("Скутаревский" Леонова, 1934), Горностаева ("Любовь Яровая", сезон 1935/36), Варвара ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука, 1939), Горицвет ("Крылья" Корнейчука, 1955; роль написана специально для Я.). Последний раз Я. выступила на сцене в 1961 в роли мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею). Много сил отдавала Я. обществ, деятельности. Ещ„ до революции на протяжении ряда лет она избиралась председателем "корпораций артистов" Страницы: «« « 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |