|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 » »» shkollat e mesmc, Tirane, 1960;
Юткевич С., Искусство Народной Албании, М., 1958. Р. Я.
ЯКОВА (Jakova), Пренг (р. 1927) - алб. композитор. Засл. арт. НРА
(1961). Автор первой нац. алб. оперы "Мрика" об алб. молод„жи (1959,
Гос. т-р оперы и балета в Тиране) на либретто Л. Силичи; песен и др.
соч. Р. К.
ЯКОВЛЕВ, Алексей Сем„нович [1773, Петербург,- 3(15).XI. 1817, там же]
- рус. акт„р. Сын костромского купца. Образование получил в приходском
нар. уч-ще. Работая в Петербурге приказчиком в галантерейной лавке,
увлекался поэзией, т-ром; сочинил пьесу "Несчастный любовник". Редкая
акт„рская одар„нность Я. была замечена И. А. Дмитревским, к-рый
подготовил с ним несколько ролей для поступления на сцену. Я.
дебютировал в Петерб. т-ре в 1794 в ролях Оскольда, Синава ("Семпра",
"Синав и Трувор" Сумарокова) и Доранта (переводная комедия "Ревнивый").
Быстро заняв первое место в труппе, Я. не стал последователем
Дмитревского: в период упадка классицизма, утери веры в "разумного"
монарха он становится одним из первых провозвестников нового периода в
иск-ве.
В творчестве Я. получила раскрытие тема драматич. разлада между
человеком и обществом, проявилось усиление индивидуального, лирич.
начала в пск-ве, произошло обогащение психологич. содержания сценич.
образа.
Я. создал образы людей с богатым душевным миром, жаждущих добра и
свободы. Но свободолюбие его героев часто приобретало форму презрения к
обществу. его своекорыстию, жестокости, к догматич. пониманию долга.
Конфликт между долгом и чувством, составляющий идейную основу
классицист-ской трагедии, чужд Я. Играя свои лучшие роли, Я. выводил на
сцену героя, освободившегося и от подчинения отвлеченно трактуемому
принципу "долга" и от уверенности в обязательной победе добрых начал.
Пытаясь отстаивать своп права, герои Я. исходили из индивидуального
самосознания, из правды собственных чувств. Их бунтарство было
стихийным, не соединялось с ясной политич. идеей, но шло от демократич.
освободит, устремлений времени. Мироощущение Я. не могло выразиться в
старых клас-сицистских формах. Акт„р порывистой эмоциональности,
лирически самоуглубл„нный и непосредственный, он достигал невиданной
ранее (особенно в трагедии) простоты игры и е„ внутр. драматич.
наполнения. Ломая прежние каноны, Я. выступал как предшественник
романтич. акт„ров.
Репертуар Я. был широк. Значит, часть его еще составляли роли в
классицистских трагедиях. В первый период своей сценич. деятельности Я.
играл, по его собственному признанию, "и так и сяк, да невпопад". Но
позднее, в трагедиях Расина (Иодай- "Гофолия"), Вольтера (Танкред - о.
п., Чингиз-хан- "Китайский сирота"), Княжнина (Ярб -"Д ид она") и др.,
Я. предстал сильным, самостоят, художником, выявлявшим в своих героях
признаки внутр. неудовлетвор„нности, критич. неприятие мира, глубокие
драматич. чувства. Так, играя роль Ярба, Я. вместо традиционного
театрально-условного злодея создавал образ одинокого, пылкого и
страдающего человека; страсти, терзавшие его героя, были гибельны для
окружающих, но весь облик жестокого ревнивца представлялся современникам
полным своеобразного очарования, величия и поэзии.
Склонность Я. к эмоциональной, динамичной игре, к драматич.
пантомиме, отказ от декламацпонности особенно проявились в мещанской
драме и мелодраме (рус. и переводной), а также в пьесах, к-рые отражали
проникновение романтич. тенденций в старые формы трагедии и комедии. Я.
сыграл множество ролей в переводах и переделках с немецкого и
французского яз. (драмы А. Коцебу, Ж. Дюсн, Ж. Дюваля и др.). С большим
успехом играл роли таинственного узника Бастилии Юлия и жестокого
герцога Фердинанда (переводные мелодрамы "Железная маска" и "Волшебница
Сидония"), мрачного Джонсона и блистательного, пылкого Шекспира (в
комедиях "Ч„рный человек" и "Влюбл„нный Шекспир"). Через внешнюю
эффектность этих пьес постоянно прорывались живые чувства и могучий
темперамент акт„ра, его способность волновать и трогать зрителей. Играя
Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу), Я. освобождал роль от
свойственной ей излишней сентиментальности, подч„ркивал одиночество
своего героя, раскрывал его самоуглубл„нную, страстную, неспособную к
душевному компромиссу натуру.
Важнейшим этапом в творчестве Я. было его участие в постановках драм
В. А. Озерова и особенно исполнение гл. ролей в драматпч. поэме "Фингал"
(1805) и трагедиях "Димитрий Донской" (1807), "Поликсена" (1809, роль
Агамемнона). Пред-романтические тенденции драматургии Озерова были
близки Я. Исполняя роль древнешотландск о г о витязя Фингала, Я.
показывал человеч. достоинство, мужество и лирич. мечтательность своего
героя. Его игра пленяла зрителей богатством неожиданных красок,
простотой и задушевностью. С огромным подъ„мом сыграл Я. роль Димитрия
Донского. Спектакль отвечал патриотич. чувствам рус. об-ва в период
наполеоновских войн и прин„с Я. триумфальный успех. Образы, созданные
Я., были проникнуты чувством современности; утомл„нность кровопролитными
войнами, приносящими народам страдания, горькое разочарование в людях и
обществе определяли трактовку Я. роли Агамемнона в "Поликсене".
Я. был первым исполнителем на рус. сцене ряда ролей в произв.
Шекспира и Шиллера: Отелло ("Отел-ло, или Венецианский мавр", перевод
Вельяминова с франц. переделки Дюси, 1806), Эдгарда (Эдгара) ("Леар",
переделка Н. И. Гнедича "Короля Лира", 1807), Гамлета (о. п., подражание
Шекспиру Ви-сковатова, 1810). В роли Карла Моора ("Разбойники", 1814)
проявились бунтарская непримиримость, демократическая направленность
творчества акт„ра, его стремление к новой, антпклассицистской манере
игры.
В последние годы деятельности в творчестве Я. наблюдался упадок.
Прогрессивная критика отмечала неуравновешенность игры Я., отсутствие в
ней героич. гражданского пафоса, строгости формы.
Лит.: К-в Д., Алексей Семенович Яковлев, русский трагический акт„р,
"ЕИТ". Сезон 1893-1894, Приложения кн. 1, СПБ, 1894; Данилов С. С.,
Очерки по истории русского драматического театра, М.- Л., 1948; его ж е
Русский драматический театр XIX века, т.1, Л.-М., 1957- Родина Т.,
Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961. r? p
ЯКОВЛЕВ, Василий Васильевич [7(19). IX. 1880- 8. VI II.1957] - рус.
сов. музыковед. Доктор искусствоведения. Учился у Н. А. Соколова
(Петербург). Работал в Управлении гос. т-ров Наркомпроса, Большом т-ре,
Гос. академии художеств. наук, Моск. консерватории, Доме-музее им. П.
II. Чайковского и др. Автор исследований и статей в области оперного
Страницы: «« « 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |