Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2708   2709   2710   2711   2712   2713   2714   2715   2716  2717   2718   2719   2720   2721   2722   2723   2724   2725   2726  » »»

shkollat e mesmc, Tirane, 1960;
   Юткевич С., Искусство Народной Албании, М., 1958. Р. Я.
   ЯКОВА (Jakova), Пренг (р. 1927) - алб.  композитор.  Засл.  арт.  НРА
(1961). Автор первой нац. алб. оперы "Мрика"  об  алб.  молод„жи  (1959,
Гос. т-р оперы и балета в Тиране) на либретто Л.  Силичи;  песен  и  др.
соч. Р. К.
   ЯКОВЛЕВ, Алексей Сем„нович [1773, Петербург,- 3(15).XI. 1817, там же]
- рус. акт„р. Сын костромского купца. Образование получил  в  приходском
нар. уч-ще. Работая в  Петербурге  приказчиком  в  галантерейной  лавке,
увлекался поэзией, т-ром; сочинил пьесу  "Несчастный  любовник".  Редкая
акт„рская  одар„нность  Я.  была  замечена  И.  А.  Дмитревским,   к-рый
подготовил  с  ним  несколько  ролей  для  поступления  на   сцену.   Я.
дебютировал в Петерб. т-ре в 1794 в ролях  Оскольда,  Синава  ("Семпра",
"Синав и Трувор" Сумарокова) и Доранта (переводная комедия  "Ревнивый").
Быстро  заняв  первое  место  в  труппе,  Я.  не   стал   последователем
Дмитревского: в период упадка  классицизма,  утери  веры  в  "разумного"
монарха он становится одним из первых провозвестников нового  периода  в
иск-ве.
   В творчестве Я.  получила  раскрытие  тема  драматич.  разлада  между
человеком  и  обществом,  проявилось  усиление  индивидуального,  лирич.
начала в пск-ве, произошло  обогащение  психологич.  содержания  сценич.
образа.
   Я. создал образы людей с богатым душевным  миром,  жаждущих  добра  и
свободы. Но свободолюбие его героев часто приобретало форму презрения  к
обществу. его своекорыстию, жестокости,  к  догматич.  пониманию  долга.
Конфликт  между  долгом  и   чувством,   составляющий   идейную   основу
классицист-ской трагедии, чужд Я. Играя свои лучшие роли, Я. выводил  на
сцену героя, освободившегося  и  от  подчинения  отвлеченно  трактуемому
принципу "долга" и от уверенности в обязательной  победе  добрых  начал.
Пытаясь отстаивать своп права,  герои  Я.  исходили  из  индивидуального
самосознания,  из  правды  собственных  чувств.   Их   бунтарство   было
стихийным, не соединялось с ясной политич. идеей, но шло от  демократич.
освободит, устремлений времени. Мироощущение Я. не  могло  выразиться  в
старых  клас-сицистских  формах.   Акт„р   порывистой   эмоциональности,
лирически самоуглубл„нный и  непосредственный,  он  достигал  невиданной
ранее  (особенно  в  трагедии)  простоты  игры  и  е„  внутр.  драматич.
наполнения.  Ломая  прежние  каноны,  Я.  выступал  как   предшественник
романтич. акт„ров.
   Репертуар Я. был широк. Значит,  часть  его  еще  составляли  роли  в
классицистских трагедиях. В первый период своей сценич. деятельности  Я.
играл, по его собственному признанию, "и так и  сяк,  да  невпопад".  Но
позднее, в трагедиях Расина (Иодай- "Гофолия"), Вольтера (Танкред  -  о.
п., Чингиз-хан- "Китайский сирота"), Княжнина (Ярб -"Д ид она")  и  др.,
Я. предстал сильным, самостоят, художником, выявлявшим  в  своих  героях
признаки внутр. неудовлетвор„нности, критич.  неприятие  мира,  глубокие
драматич.  чувства.  Так,  играя  роль  Ярба,  Я.  вместо  традиционного
театрально-условного  злодея  создавал  образ   одинокого,   пылкого   и
страдающего человека; страсти, терзавшие его героя,  были  гибельны  для
окружающих, но весь облик жестокого ревнивца представлялся современникам
полным своеобразного очарования, величия и поэзии.
   Склонность  Я.  к  эмоциональной,  динамичной   игре,   к   драматич.
пантомиме, отказ от декламацпонности  особенно  проявились  в  мещанской
драме и мелодраме (рус. и переводной), а также в пьесах, к-рые  отражали
проникновение романтич. тенденций в старые формы трагедии и комедии.  Я.
сыграл  множество  ролей  в  переводах  и  переделках  с   немецкого   и
французского яз. (драмы А. Коцебу, Ж. Дюсн, Ж. Дюваля и др.). С  большим
успехом играл  роли  таинственного  узника  Бастилии  Юлия  и  жестокого
герцога Фердинанда (переводные мелодрамы "Железная маска" и  "Волшебница
Сидония"), мрачного  Джонсона  и  блистательного,  пылкого  Шекспира  (в
комедиях  "Ч„рный  человек"  и  "Влюбл„нный  Шекспир").  Через   внешнюю
эффектность этих пьес постоянно  прорывались  живые  чувства  и  могучий
темперамент акт„ра, его способность волновать и трогать зрителей.  Играя
Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу), Я. освобождал  роль  от
свойственной  ей  излишней  сентиментальности,  подч„ркивал  одиночество
своего героя, раскрывал его самоуглубл„нную,  страстную,  неспособную  к
душевному компромиссу натуру.
   Важнейшим этапом в творчестве Я. было его участие в постановках  драм
В. А. Озерова и особенно исполнение гл. ролей в драматпч. поэме "Фингал"
(1805) и трагедиях "Димитрий Донской" (1807),  "Поликсена"  (1809,  роль
Агамемнона).  Пред-романтические  тенденции  драматургии  Озерова   были
близки Я. Исполняя  роль  древнешотландск  о  г  о  витязя  Фингала,  Я.
показывал человеч. достоинство, мужество и лирич. мечтательность  своего
героя.  Его  игра  пленяла  зрителей  богатством   неожиданных   красок,
простотой и задушевностью. С огромным подъ„мом сыграл Я.  роль  Димитрия
Донского. Спектакль отвечал патриотич.  чувствам  рус.  об-ва  в  период
наполеоновских войн и прин„с Я. триумфальный  успех.  Образы,  созданные
Я., были проникнуты чувством современности; утомл„нность кровопролитными
войнами, приносящими народам страдания, горькое разочарование в людях  и
обществе определяли трактовку Я. роли Агамемнона в "Поликсене".
   Я. был первым  исполнителем  на  рус.  сцене  ряда  ролей  в  произв.
Шекспира и Шиллера: Отелло ("Отел-ло, или  Венецианский  мавр",  перевод
Вельяминова с франц. переделки Дюси, 1806),  Эдгарда  (Эдгара)  ("Леар",
переделка Н. И. Гнедича "Короля Лира", 1807), Гамлета (о. п., подражание
Шекспиру Ви-сковатова, 1810). В роли Карла  Моора  ("Разбойники",  1814)
проявились  бунтарская  непримиримость,  демократическая  направленность
творчества акт„ра, его стремление  к  новой,  антпклассицистской  манере
игры.
   В последние годы деятельности  в  творчестве  Я.  наблюдался  упадок.
Прогрессивная критика отмечала неуравновешенность игры Я., отсутствие  в
ней героич. гражданского пафоса, строгости формы.
   Лит.: К-в Д., Алексей Семенович Яковлев, русский  трагический  акт„р,
"ЕИТ". Сезон 1893-1894, Приложения кн. 1,  СПБ,  1894;  Данилов  С.  С.,
Очерки по истории русского драматического театра, М.- Л., 1948; его ж  е
Русский драматический театр XIX  века,  т.1,  Л.-М.,  1957-  Родина  Т.,
Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961. r? p
   ЯКОВЛЕВ, Василий Васильевич [7(19). IX. 1880- 8. VI II.1957]  -  рус.
сов.  музыковед.  Доктор  искусствоведения.  Учился  у  Н.  А.  Соколова
(Петербург). Работал в Управлении гос. т-ров Наркомпроса, Большом  т-ре,
Гос. академии художеств. наук, Моск. консерватории,  Доме-музее  им.  П.
II. Чайковского и др. Автор исследований и  статей  в  области  оперного

Страницы: «« « 2708   2709   2710   2711   2712   2713   2714   2715   2716  2717   2718   2719   2720   2721   2722   2723   2724   2725   2726  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия