|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 2724 » »» Малого т-ра, настойчиво отстаивала интересы акт„ров. В 1915, после
смерти основательницы Рус. театр. об-ва М. Г. Савиной, возглавила это
об-во и была его бессменным председателем до конца жизни. Воспоминания
Я. переиздавались, несколько раз.
Соч.: Жизнь в театре, М., 1953; 75 лет в театре, М., 1960.
Лит.: А. А. Я б л о ч к и н а. К 50-летию сценической деятельности.
Сборник, М.-Л., 1937; Филиппов Вл., А. А. Яблочкина, М.- Л., 1947.
4) Евгения Александровна [Яблоч-к и н а-Ж урина; 1852-28.XII. 1912
(10.1.1913)] - драм. актриса. Дочь Александра Александровича (от его
первого брака с актрисой А. С. Медведевой). В 1868-72 работала в
Александрийском т-ре, затем в провинции (Тифлис, Одесса, Николаев и др.
города). В молодости выступала в амплуа инженю, потом перешла на роли
комич. старух и характерные. В е„ исполнении трогательный лиризм
сочетался с задорным юмором.
Роли: Лиза ("Горе от ума"), Марья Антоновна и Пошл„п-кина
("Ревизор"), Полина ("Доходное место"), Верочка ("Шутники" Островского),
Варя ("Дикарка" Островского и Соловь„ва) и др. Играла также в
мелодрамах. С. К.
ЯВЛЕНИЕ в пьесе, спектакле -часть акта, в к-ром происходит изменение
в составе действующих лиц (уходы, приходы). Каждое Я. обусловлено
логикой развития действия, фабулой пьесы.
ЯВОРОВ, Пейо Тотев (наст. фам. -Крачолов) (1.1.1878-17.X.1914) -
болг. поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1895. Основоположник
бурж.-психологпч. драмы в Болгарии. Драматургич. деятельность начал в
конце жизни. Лприко-пспхо-логич. драма "У подножия Витошп" (1911, Нар.
т-р, София) носит автобпографпч. характер. Драма "Когда гром ударит"
(1913, там-же) разоблачает фальшивую мораль зажиточных землевладельцев.
Автор критич. статей о репертуаре Нар. т-ра. В 1908-09 - драматург, в
1909-14-лит. секретарь Нар. т-ра в Софии. Выступал и как режисс„р; пост.
спектакли "Свадьба Змея" Тодорова (1911), "На дне" (1911), а также
собств. пьесы "Когда гром ударит" (1913, Народный т-р, София). Перев„л
(совм. с П. Славейковым; 1913, Народный т-р, София) "Укрощение
строптивой" и "Ромео и Джульетту" Шекспира и др.
Соч.: Събрани съчинения, т. 2. Драми, С., 1943; В полите на Витоша,
С., 1963.
Лит.; "Борба", С., 1914, кн. 8, с. 511-14; Найд„нов а-С то и лова Г.,
П. К. Яворов. Пътят към драма-та. С., 1962. Л. Ив,
ЯВОРСКАЯ (урожд. -Г ю б б е н е т, по мужу- Барятинская), Лидия
Борисовна (1871-18. XI. 1921) - рус. актриса. Училась на Драм. курсах
Петерб. театр. уч-ща. Продолжила театр. образование в Париже, занимаясь
с акт„ром т-ра "Комеди Франсез" Э. Го. Как проф. актриса дебютировала в
1893 в Ревеле (Т-во Н. С. Васильевой). В 1893-95 работала в Т-ре Корша в
Москве; по совету А.П.Чехова в 1895 была приглашена А. С. Сувориным в
пе-терб. т-р Лит.-художеств. кружка (впоследствии Т-р Лит.-художеств.
об-ва); выступала здесь до 1900. Роль Катрин Юбш ("Мадам Сан-Жен" Сарду,
1895) принесла актрисе известность. Я. исполняла роли драм. героинь:
Ольга Ранцева ("Чад жизни" Марковича, 1893), Маргарита Готье ("Дама с
камелиями" Дюма-сына, 1895), Заза (о. п. Бертона и Симона). Наиболее
интересны роли Ганнеле, Раутенделейн (о. п. и "Потонувший колокол"
Гауптмана, 1897),Нзеиль (о. п. Сильвестра п Морана, 1897), к-рые актриса
играла в романтически-приподнятой манере. Менее удавались ей бытовые
роли. Я. познакомила рус. публику с пьесами франц. драматурга Э. Ростана
(их переводила для не„ Т. Л. Щепкина-Купернпк). Повторяя манеру
исполнения франц. актрис Сары Бернар, Режан, Я. сыграла в пьесах Ростана
роли: Сильветта ("Романтики", 1895), Мелисанда ("Принцесса Гр„за",
1896), Роксана ("Сирано де Бержерак", 1898), герцог Рейх-штадтский
("Орл„нок", 1902).
В 1901 Я. открыла в Петербурге т. н. Новый театр. В этом т-ре
ставились произведения Горького, Чехова, Л. Толстого, Ибсена, но в целом
его репертуар отличался эклектичностью. Значительное место занимали в
н„м поверхностно-либеральные пьесы В. В. Барятинского (мужа Я.). В
1907-18 Я. гастролировала по городам России, а также в Лондоне, Париже.
Предпринятая ею в 1915 попытка вновь основать в Петербурге свой т-р
успеха не имела (т-р вскоре же был закрыт). В 1918 уехала за границу;
жила в Лондоне.
Лит.: Беляев Ю. Д., Л. Б. Яворская. Критико-био-графический этюд,
СПБ, 1900; Щепкин а-К у п е р н и к Т. Л., Из воспоминаний о русском
театре, М., 1956;
Юрьев Ю. М., Записки, Л.-М., 1948; Г о р и н-Г о-р я и н о в Б. А.,
Актеры. (Из воспоминаний), Л.- М., 1947. Юл. Р.
ЯВОРСКИЙ, Болеслав Леопольдович [10(22).VI. 1877-26.XI.1942]-сов.
музыковед, муз. теоретик, педагог, пианист, композитор. В 1903 окончил
Моск. консерваторию (класс композиции С. И. Танеева)'. Был одним из
организаторов и преподавателей Нар. консерватории в Москве (1906-16) и
Киеве (1916- 1921). Я.-создатель теории ладового ритма. С 1930- член
Художеств, совета Большого т-ра.
Оперы: "Пелеас и Мелисанда" (соч. 1904, неоконч.), "Вышка Октября"
(1930, Большой т-р).
Балеты: "Джон Вильмор" (соч. 1910); автор либретто балетов
"Окаменелое царство", "Виллисы" ("Жизель") (оба в 1905) и др.
В 1938-42 - профессор Московской консерватории. Доктор
искусствоведения (1940).
Соч.: Строение муз. речи, ч. 1-3, М., 1908; Основные элементы музыки,
"Искусство", 1923, ј 1; Упражнения в образовании схем ладового ритма, ч.
1, 2 изд., М. 1928, и ДР- А. Ив.
ЯВОРСКИЙ, Евгений Григорьевич [р. 16.11(1.111). 19091-рус. сов.
акт„р. Нар. арт. Узб. ССР (1952). Творч. деятельность начал в 1926 в
Симферопольском т-ре. Затем работал в коллективах "Синяя блуза" и т-ре
Музкомедии. В 1931-34 - акт„р Симферопольского т-ра Красной Армии, с
1934 - акт„р Ташкентского т-ра Сов. Армии, с 1958 - Ташкентского рус.
т-ра им. Горького. Я.- яркий, остро характерный комедийный акт„р. Ему
близки также лнрико-драматпч. образы "маленьких людей", униженных и
оскорбл„нных. Среди лучших ролей: Робинзон ("Бесприданница"), Расплюев
("Свадьба Кречинского"), Шмага; Мармеладов ("Преступление и наказание"
по Достоевскому), Аким ("Власть тьмы"), Гриффин ("Огни рампы" по
сценарию Ч. Чаплина).
Др. роли: Лещ ("Последние"), барон Танака ("Порт-Артур" Степанова и
Попова), Сиплый ("Оптимистическая трагедия"), Живота ("Доктор философии"
Нушича). Фунт ("Золотой тел„нок" по Ильфу и Петрову), Теофилос Ферекис
("Требуется лжец" Псатаса), Консул ("Украли консула" Мдивани). В. Д.
Страницы: «« « 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 2724 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |