Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2714   2715   2716   2717   2718   2719   2720   2721   2722  2723   2724   2725   2726   2727   2728   2729   2730   2731   2732  » »»

   Среди деятелей якутского муз. т-ра: певица и реж. нар. арт.  РСФСР  и
ЯАССР А. И. Егорова; реж. нар. арт.  РСФСР  и  ЯАССР  С.  А.  Григорьев;
дириж„ры - засл. арт. РСФСР и нар. арт. ЯАССР Г.  М.  Кривошапко,  засл.
арт. ЯАССР Г. Ф. Таныгин; хормейстер-заел, арт.  РСФСР  и  ЯАССР  Ф.  А.
Баи-шева; концертмейстеры - нар. артисты ЯАССР П. К. Розинская и  С.  К.
Джангваладзе.
   Лит.: Якутский государственный музыкально-драматический  театр  имени
П. А. Ойунского, Якутск, 1957;
   Якутская советская литература и искусство. Сб. статей, Якутск"  1964.
Э. Ал. А. Ив.
   ЯКУШЕВ, Сергей Ильич [р.12(25).IX.1910] -рус. сов. акт„р.  Нар.  арт.
Тадж. ССР (1945), нар. арт.
   Азерб. ССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Деп. Верх.  Совета
Азерб.  ССР  6-го  созыва.  Сцемич.  деятельность  начал  в  Моск.  т-ре
Ленсовета в 1931, будучи студентом ГИТИСа (окончил в  1933).  Работал  в
т-рах Москвы, Ленинграда, Иркутска. С 1948- акт„р Бакинского  рус.  т-ра
им. С. Вургуна. Игра Я. отличается  художественной  простотой,  глубоким
проникновением в психологию персонажей пьесы,  ясностью  замысла.  Среди
лучших ролей:  Дормидонт  ("Поздняя  любовь"  Островского),  Карандышев;
Михаил ("Зыковым),  Мартьянов  ("Совесть"  Павловой),  Протасов  ("Живой
труп"), Алибей ("Вагиф" Вургуна), Оптимистенко ("Баня").  Исполнил  роль
В. И.  Ленина  в  спектаклях:  "Семья"  Попова,  "Кремл„вские  куранты",
"Третья патетическая" Погодина, "Между лив-нями"   ЯКУШ‚НКО, Николай Иванович (р. 29.Х1(11.ХП). 1397] - рус. сов. акт„р.
Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Деп. Верх. Совета
Тат. АССР 2-го, 3-го, 4-го и 6-го созывов. Учился в Коммерческом ин-те и
театр. школе Т-ра Соловцова в Киеве.  Ар-тистич.  деятельность  начал  в
1918 во 2-м драматич. т-ре Киева. Затем работал в  т-рах  Калуги  (1919,
1922-23, 1924, 1926), Омска, Новосибирска (1929),  Архангельска  (1933),
Ярославля (1934), Моск. т-ре им. МОСПС (1934-35). Большое  значение  для
творческого  становления  акт„ра  имела  работа  с  режисс„рами  И.   А.
Ростовцевым и А. Д.  Диким.  В  1935  Я.  вступил  в  труппу  Казанского
Большого  драм.  т-ра  им.  В.   И.   Качалова.   Я.   владеет   иск-вом
перевоплощения, тонко чувствует различные драматич.  жанры  -  романтич.
трагедию, психологич. драму, сатирич. комедию, лирич. водевиль.
   Роли: царь Ф„дор Иоаннович  (о.  п.  А.  К.  Толстого),  Счастливцев;
Чичиков  ("М„ртвые  души").  Бессеменов  ("Мещане"),   Чебутыкин   ("Три
сестры"),  Шприх  ("Маскарад"),  Сиплый  ("Оптимистическая   трагедия"),
Пикапов ("Любовь Яровая"), Фаюнин  ("Нашествие"),  Тартюф;  Мамаев  ("На
всякого мудреца довольно простоты"), Танака  ("Порт-Артур"  Степанова  и
Попова), Живота ("Доктор философии" Нушича).
   Значительное  место  в  творчестве  Я.  занимают   сатирич.   образы,
отличающиеся  точностью  социальной  характеристики,  остротой   сценич.
рисунка, мастерством речевой характеристики. Одна  из  наиболее  удачных
ролей Я. в классическом репертуаре - Хлестаков.  Среди  лучших  ролей  -
горьковские образы - Лука; Старик (о. п.). Я. близка тема
   "униженных   и   оскорбл„нных",    нашедшая    сво„    выражение    в
трогательно-простых,   бесхитростных,   но   исполненных   человеческого
достоинства  образах:  Телегин  ("Дядя  Ваня"),  Кузовкин   ("Нахлебник"
Тургенева). Народность дарования акт„ра раскрылась в ролях  деда  Тараса
("В степях Украины" Корнейчука), Лукина ("Мужество" Бер„зко), Верейского
("Закон чести" Штейна), Литвинова  ("На  диком  бреге"  Полевого),  деда
Щукаря ("Поднятая целина" по Шолохову). Выступает на эстраде  как  чтец.
Занимается педагогической работой в Казанской консерватории.
   Лит.: 3 и л ь б е р м а п Е., Н. Якушенко, Казань, 1957.
   ЯКШАГАНА - муз.-танц. драма инд. нар. т-ра.  Распространена  в  штате
Майсур. Вначале Я. называли музыку, к-рая исполнялась при дворах крупных
феодалов (первые упоминания относятся к 1105). В  16-17  вв.  на  основе
песенных и танц. форм, существовавших в Карнатаке  (ныне  штат  Майсур),
созда„тся театр. представление, получившее назв. Я. (описано  поэтом  Р.
Варни в 1557). Предполагается, что Я. происходит  от  религиозной  драмы
мистери-ального характера. В основе Я. лежит танец  бхут  (букв.  "дух",
"сверхъестественное существо"), исполняется во время больших индуистских
праздников.  Сюжетом  представления  Я.  служат  эпизоды  из  "Рамаяны",
"Махабхараты" и преданий. Действующие лица Я. подразделяются  на  четыре
группы: боги (дева), люди (манава), демоны (данава) и обезьяны (ванара).
Каждая группа имеет несколько подгрупп (напр., манава делятся на раджей,
воинов  и  простолюдинов).  О  начале  представлений  жителей  оповещают
глашатаи  -  барабанщики.  Представление  разыгрывается   на   небольшой
площадке или невысоком помосте, начинается с бхагавата - хвалебной песни
богам, к-рую исполняет певец и постановщик спектакля. Он же комментирует
происходящее на сцене, представляет всех действующих лиц,  объясняет  их
поступки, предсказывает развитие действия. Перед выходом осн. персонажей
исполняется лирич. танец  ласья,  затем  выходят  Хануман  (предводитель
обезьян) и шут  -  коданги,  они  занимают  зрителей  клоунадой.  Акт„ры
появляются  из-за  небольшого  куска   материи-занавеса.   Представление
включает танец, пение, пантомиму. Почти во всех Я. имеется  сцена  битвы
добрых и злых сил, являющаяся кульминацией спектакля (побеждает  добро).
Спектакль ид„т в сопровождении оркестра, который состоит  из  барабанов,
цимбал  и  струнных  инструментов.  Существуют  два   стиля   исполнения
Я.-северный и южный  (в  пределах  штата  Майсур).  Они  различаются  по
костюмам и при„мам постановки; южный стиль ярче и помпезнее.
   Совр. Я. сохраняет те же формы, что и в прошлые века.
   Лит.: Б а б к и н а М. П., П о т а б с и к о С.  И.,  Народный  театр
Индии, М., 1964;
   Кхокар  М.,  О  религиозном  содержании  индийских  танцев,  в   кн.:
Индийский зт-нографический сборник. М., 1961; В а п е г j i Р г о j е  s
h, Dance of India, Allahabad, 1956. Св. 77.
   ЯЛАС (Jalas; до 1944- Блумстедт, Blom-stedt), Юсси (род 23. VI. 1908)
- финский дириж„р. Учился в Хельсинкской консерватории (1923-30). В 1930
- 45 - дириж„р оперной труппы Фин. Нац. т-ра, с 1945 - Фин. Нац. оперы в
Хельсинки (с 1952- один  из  е„  директоров,  с  1958  -  гл.  дириж„р).
Исполняет гл. обр. совр. музыку. В 1934-58 преподавал  в  Муз.  академии
им. Сибелиуса в Хельсинки. Автор BOK. и др. соч. Перев„л на фин. яз. ряд
оперных либретто. Гастролировал в странах  Скандинавии  и  Зап.  Европы,
США, Сов. Союзе. Вл. О.
   ЯЛЬЦЕВ,  Павел  Дмитриевич  (1904-1941)  -   рус.   сов.   драматург.
Одноактные пьесы Я. широко ставились  на  самодеятельной  сцене:  "Вор",
"Жена",  "Возвращение",  "Друзья",  "Глубокий  тыл",  "Тайга",  "Обычная
история", "На маленькой станции", "Скорый  поезд",  "Океан"  и  мн.  др.

Страницы: «« « 2714   2715   2716   2717   2718   2719   2720   2721   2722  2723   2724   2725   2726   2727   2728   2729   2730   2731   2732  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия