Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2723   2724   2725   2726   2727   2728   2729   2730   2731  2732   2733   2734   2735   2736   2737   2738  »

Смуула),  Мартин  Ролль  ("Венская  почтовая  марка"  Лийвеса),  Клавдий
("Гамлет"), Креон ("Антигона" Ануя).
   Популярный  артист  эстрады,  автор  фельетонов.  Снимается  в  кино,
выступает по радио и телевидению. Соч.: Juri  Jarvet  "Kits  Karneriks",
Tallinn, 1964.
   K. Каск.
   ЯРВИ, Валло Аугустович (p. 28.XII.1923) - эст. сов. дириж„р. Брат  H.
А.  Ярей.  Засл.  деят.  пск-в  Эот.  ССР  (1964).  Окончил   Таллинскую
консерваторию (1951, класс дирижирования). С 1949 -  дириж„р  Эст.  т-ра
оперы и балета. Дирижировал балетами- "Золотопряхи" (1956), "Калевипоэг"
Э. Karma, "Северная сказка" Аустер  (1960),  "Балет-симфония"  Тамбер-га
(1963); комич. оперой "Рука об руку" Эрнесакса (1955);  опереттой  "Огни
родной гавани" Арро и Нор-мета (1958) и др. Ар. Т.
   ЯРВИ, Нээме Аугустович (р. 7.VI. 1937) - эст. сов. дириж„р.  Брат  В.
А.  Ярей.  Засл.  деят.  иск-в  Эст.  ССР   (1965).   Окончил   Ленингр.
консерваторию (класс  дирижирования  Н.  С.  Рабиновича).  В  1960-63  -
дириж„р, с 1963 - гл. дириж„р симф. оркестра  Эст.  радио  и  Эст.  т-ра
оперы  и  балета.  В  1961-66-худ.  рук.  камерного  оркестра  при  Эст.
филармонии. Иск-во  Я.-дириж„ра  отличается  глубоким  проникновением  в
партитуру, волевым темпераментом.
   Дирижировал  операми:  "Отелло"   Верди,   "Кармен",   "Чио-Чио-сан",
"Волшебная флейта", "Аида"; "Железный дом"  Тамберга  (1965,  премьера),
"Порги и Бесс" Гершвина (1966); балетом "Щелкунчик".
   Я. гастролировал  в  Финляндии,  Болгарии,  Англии  и  многих  других
странах. Ар. Т.
   ЯРЕМЕНКО, Василий Сергеевич [р. 20. Х(1. XI). 1895]- укр. сов. акт„р.
Нар.  арт.  СССР  (1954).  Чл.  Коммуни-стич.  партии  с  1940.  Сценич.
деятельность начал в 1918 в Роменском укр. т-ре. С 1922 творч. жизнь  Я.
связана  с  Т-ром  им.  М.  Заньковецкой  (ныне  во  Львове),  одним  из
основателей  к-рого  он  является.  Ученик   и   последователь   А.   П.
Затыркевич-Карпин-ской и П. К. Саксаганского, Я следует лучшим традициям
реалистич. школы акт„рского  иск-ва.  Образы  его  народны  и  правдивы.
Обладает  большим  сценич.  темпераментом,  высокой  сценич.  культурой,
обаянием.
   Роли: Гонта ("Гайдамаки" по Шевченко, 1928), Городничий  (1927),  Яго
(1926); Кошкин ("Любовь Яровая", 1928), Дударь  ("Диктатура"  Микитенко,
1929),  Стрижень,  Голота,  Макар  Дубрава  ("Гибель   эскадры",   1933,
"Правда", 1937,  о.  п.,  1948,  Корнейчука),  Иван  Свечка,  Забрамский
("Песня  о  Свечке",  1935,  "Имя",  1959,  Кочерги),   ,Гурман,   Овлур
("Украденное счастье", 1925, "Сон князя Святослава", 1954, Франко), Гнат
("Назар  Стодоля"   Шевченко,   1942),   Шельменко   ("Шельменко-денщик"
Квитки-Основьяненко, 1941), Франко ("Мужицкий посол" Смилянского, 1945),
Опанас, Гнат  Голый,  Бондарь  ("Бурлак",  1950,  "Савва  Чалый",  1957,
"Бондарив-на",-1961, Карпенко-Карого), Петрушенко  ("На  большую  землю"
Хижинка, Гос. пр. СССР, 1950), Тарас Бульба (по  о.  п.  Гоголя,  1952),
Воркалюк  ("Любовь  на  рассвете"  Галана,  1952),  Кряж,  Денис   Варта
("Вес„лка", 1958, "Марина", 1965, Зарудного), Пархоменко  (1941,  о.  п.
Вс. Иванова), Коваль (196l, "Невольник" Кропивницкого) и др.
   Лит.: M e л ь и и ч у к-Л у ч к о  Л.,  Василий  Сергеевич  Яременко.
Народний артист СССР, К., 1960. Р. Б.
   ЯРМАРОЧНЫЙ ТЕАТР (Theatre de la foire) -вид нар. т-ра в  ряде  европ.
стран 16-18 вв. Возникновение Я. т. относится к ср. векам;  на  ярмарках
для привлечения покупателей устраивались  разл.  зрелища  и  увеселения,
выступали бродячие фокусники, акробаты, дрессировщики и др. В 15-16, вв.
городские  ремесленники-любители,  объедин„нные  в  шутовские   общества
(Франция),   камеры   риторов   (Нидерланды),   кружки   мейстерзингеров
(Германия) п  др.,  разыгрывали  в  дни  ярмарок  фарсы,  фастнахтшпнлн,
моралите. Со 2-й пол. 16 в.  на  сцене  Я.  т.  начали  выступать  проф.
акт„ры, исполнявшие т. н. парады (шутовские сценки), фарсы,  муз.-танц.,
волшебно-феерич. и др.  пьесы.  Игра  акт„ров  Я.  т.,  в  значит,  мере
основанная на иск-ве импровизации,  была  проникнута  жизнерадостностью,
иногда грубоватым нар. юмором, заключала в  себе,  наряду  с  элементами
буффонады, бытовую и социальную сатиру. Традиции Я. т.  были  развиты  и
претворены в творчестве великих драматургов Шекспира и Мольера.
   Большого развития Я. т. достиг  во  Франции  в  17  в.  В  это  время
выдвинулся замечательный ярмарочный акт„р-комик Табарен. В площадном  Я.
т.  сформировалось  пск-во  знаменитых  фарсовых  акт„ров  Гро-Гилъо-ма,
Готъе-Гаргиля, Тюрлюпена и др. С нач. 18 в. на подмостках франц.  Я.  т.
разыгрывались  пьесы,  заимствованные   из   репертуара   т-ра   "Комеди
Итальенн",  закрытого  в  1697.  Расцвет  Я.  т.  во  Франции  связан  с
деятельностью писателя и  драматурга  А.  Р.  Лесажа.  Он  создал  новый
репертуар Я. т., внеся в свои пьесы острые пародийно-сатирич.  элементы,
высмеивал зависимое  от  вкусов  аристократии  пск-во  привилегированных
т-ров, нравы "высших" слоев общества. В течение 18 в. Я. т., демократич.
по  своей  направленности,  подвергались  постоянным  преследованиям  со
стороны правящих кругов. Акт„рам запрещалось играть лит. пьесы, говорить
и петь на сцене; полиция разрушала помещения Я.т., подвергала штрафам их
владельцев и т. д. В 18 в. на сцене Я.  т.  зародились  жанры  водевиля,
комич. оперы. Среди деятелей франц. Я. т. 18 в.- драматурги Л.  Фюзелье,
Дорневаль, А. Пирон, Ж. Ж. Ваде, Г. Таконне, Ш. С.  Фавар;  антрепрен„ры
Ж. Монне, Ж. Б. Николе, Н. М. Одп-но; акт„ры Ж. Фавар, Воланж  и  др.  С
развитием  капи-талистич.  отношений  во  Франции  ярмарки  приходили  в
упадок. Постепенно Я. т. становились стационарными. В сер. 18 в.  на  их
основе возникли т. н. театры бульваров.
   В России Я. т. получил развитие на нар. гуляньях, на  ярмарках,  где,
наряду  с  разл.  зрелищными   аттракционами,   давались   представления
кукольных т-ров. С 18 в. в  балаганах  ставились  пантомимы,  мелодрамы,
пьесы на военно-историч. сюжеты  и  др.  В  представлениях  рус.  Я.  т.
высмеивались помещики, купцы, чиновники. Я. т. в России существовали  до
конца 19 в.
   Лит.: Мокульский С.,  История  западноевропейского  театра,  т.  1-2,
M.Л., 1936-39; Карская Т. Я.,  Французский  ярмарочный  театр.  М.-  Л.,
1948; К у з н е-цов Е., Русские народные гуляния.  По  рассказам  А.  Я.
Алексеева-Яковлева..., Л.- М., 1948; Albert M., Les theatres de la foire
(1660-1789), P., 1900; M a n n  e  E.  D.,  de,  Menetrier  C.,  Galerie
historique des comediens de la troupe de Nicolet, Lyon, 1869; и х  ж  e,
Galerie historique des acteurs francais, mimes et  paradistes...,  Lyon,
1877; Barberet V., Lesage  et  les  theatres  de  la  foire.  P.,  1888;
Bernardin N. M., La comedie-vaudeville aux XVII  et  XVIII  siecle.  P.,
1894; Muller d'A n g e r m ii n'd e M., Jean Joseph Vade (1719-1757) und

Страницы: «« « 2723   2724   2725   2726   2727   2728   2729   2730   2731  2732   2733   2734   2735   2736   2737   2738  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия