Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2720   2721   2722   2723   2724   2725   2726   2727   2728  2729   2730   2731   2732   2733   2734   2735   2736   2737   2738  »

сельских местностей - дэнгаку, дэнгаку-но но. К концу 14  в.  эта  форма
представлений соединилась с саругаку-но но и на е„ основе театр. деятели
Канами  (Канъами)  и  его  сын  Дзэами  создали  новый  вид   т-ра   Но.
Представления т-ра Но построены на танцах и музыке.
   Действие  сопровождают  оркестр  из  флейт  (фуэ),  барабанов  разных
размеров (копудзуми, окава, тайко) и мужской хор, к-рые располагаются на
сцене.  Сцена  покрыта  крышей,  с  левой  стороны  находится  помост  -
хасигакари, к-рый служит для выхода акт„ров. Декорации отсутствуют.  Для
оформления спектаклей используется  условная  символич.  бутафория.  Гл.
действующие лица выступают  в  масках.  Большинство  сцен  построено  на
пантомиме. Смена то медленных и торжественных, то бурных и стремительных
движений акт„ра выражает переживания  героя,  о  к-рых  повествует  хор.
Часть текста произносится акт„рами,  использующими  манерную  декламацию
или гортанное пение. Драматургия т-ра  Но  основана  преимущественно  на
япон. классич. лит-ре, нар.  и  буддийских  легендах.  Действие  в  этих
пьесах развивается медленно. Все роли исполняются мужчинами.  Канъами  и
Дзэами, выступавшие как акт„ры, постановщики,  драматурги,  композиторы,
основали школу Кандзэ, ведущую школу т-ра Но, сохранившуюся и в совр. Я.
т. Они  заложили  эстетич.  основы  всего  традиционного  театр.  иск-ва
Японии.
   Междоусобные войны, потрясавшие Японию на  протяжении  всего  16  в.,
приостановили развитие т-ра Но. С 17 в., после  установления  господства
Иэясу Току-гава (1542-1616),  представления  приобретают  церемониальный
характер  и  устраиваются  лишь  по   торжественным   случаям.   К„гэны,
существовавшие до сер. 17 в.  как  импровизированные  интермедии,  стали
записываться. Кроме существующей школы Кандзэ, возникли ещ„ четыре школы
т-ра Но: Компару, Хос„, Конго и Кита.  Акт„ры,  выступавшие  в  к„гэнах,
разделились на две школы: Окура и Идзуми  (эти  школы  сохранились  и  в
совр.  Я.  т.).  Бурж.   революция   Мэйд-зп   (1867-68),   уничтожившая
военно-феодальную диктатуру,  вызвала  изменения  и  в  т-ре.  Лишившись
правительственной поддержки, мн. акт„ры т-ра Но  были  вынуждены  менять
профессию.  Т-р  Но  существовал  только  для   аристократич.   публики,
положение его было неустойчивым до тех пор, пока  он  не  стал  выражать
идеи и отвечать вкусам крупной буржуазии и нарождавшейся интеллигенции.
   Окончание междоусобных войн (нач.  17  в.)  и  уста-  новившпйся  мир
способствовали росту городов, развитию торговли и рем„сел. Это привело к
улучшению благосостояния гор. населения, оживлению разл. сфер культурной
жизни. Появились новые  театр.  формы,  ставшие  в  дальнейшем  ведущими
жанрами классич. Я. т. -дз„рури \\ т-р Кабуки.
   Т-р  дз„рури  сочетает   иск-во   кукловодов,   певцов-сказителей   и
музыкантов. Он возник в конце 16 в.
   Музыкально-песенный сказ дз„рури, исполнявшийся прежде странствующими
сказителями под аккомпанемент бива (инструмент типа лютни), был соедин„н
с представлением кукол и стал  исполняться  под  аккомпанемент  сямисэна
(струнный инструмент). Муз. мелодика дэ„рури связана с т-ром Но,  иск-во
вождения   кукол   заимствовано   из   представлений   сангаку.   Первые
представления дз„рури устраивались в Киото.  В  нач.  17  в.  кукольники
перебрались в Эдо (ныне Токио). После пожара 1657, истребившего кварталы
столицы, т-ры кукол переместились в район Осака-Киото, где  обосновались
окончательно. Появились стационарные т-ры кукол с хорошо  оборудованными
сценами.
   В  начале  развития  япон.  т-ра  кукол  существовали  разные   стили
исполнения дз„рури. В конце же 17 в. творч. содружество театр.  деятелей
Такэдзава Гонэмон (исполнитель па сямисэне), Есида Сабуробэй  (кукловод)
и  певца-сказителя  Такэмото  Гидаю  в  т-ре  "Такэмотодза"  и   позднее
драматурга Тикамацу оказало значит, влияние на формирование и дальнейшее
развитие т-ра дз„рури. Такэмото  Гидаю  создал  новый  стиль  исполнения
дз„рури - гидаюбуси, к-рый сохранился и в совр. Я. т. кукол.  Имя  Гидаю
(Гисайю) стало нарицательным, им называют  всех  певцов-сказителей  т-ра
дз„рури и т-ра Кабуки. Тикамацу-автор более 30 пьес для  т-ра  Кабуки  и
более 100 пьес дз„рури. Мн. из них входят в репертуар совр. т-ра дз„рури
и т-ра Кабуки. Для т-ра дз„рури писали  пьесы  также  драматурги  Намики
Соскэ" Тикамацу Хандзи и др.
   Ко  времени  революции  Мэйдзи  в  стране  было  всего  неск.   т-ров
направления  дз„рури.  В  1909   остался   один   стационарный   т-р   в
Осака"Бунракудза" ("Асахидза") и т-р "Авадзи".
   Т-р Кабуки возник в 17 в. и достиг расцвета к концу 18 в. Сложившаяся
в это время форма представления сохраняется  и  в  совр.  т-рах  Кабуки.
Спектакли  этого  т-ра,  в  отличие  от  т-ра  Но,  ориентирующегося  на
ограниченный  круг  любителей  древнего  иск-ва,  рассчитаны  на   более
широкого  зрителя.  Истоки  иск-ва  Кабуки  восходят  к   представлениям
комедиантов -/исполнителей небольших сценок,  фарсов,  в  к-рые  входили
пляска и пение. Иск-во т-ра Кабуки вобрало в себя элементы  т-ров  Но  и
дз„рури.
   Возникновение т-ра Кабуки связано с именем служительницы  буддийского
храма 0-Куни в Киото (1603). 0-Куни выступала на  открытых  площадках  с
танцами религиозного характера,  включая  в  них  элементы  нар.  танцев
нэмбуцу-одори. Танцы перемежались комич.  интермедиями.  На  этом  этапе
представления  назывались  0-Куни-кабуки  (Кабуки  0-Куни),  онна-кабуки
(женский Кабуки) или юдз„-кабуки (Кабуки куртизанок).
   В  1629  правительство  запретило  женские  труппы,   мотивируя   это
необходимостью охраны общественной нравственности. На  смену  им  пришли
труппы, состоящие из юношей, выступавших в  женских  костюмах  и  гриме.
Труппы назывались вакасю-кабуки (Кабуки юношей). Эти представления  были
проникнуты эротикой; в 1651 они были запрещены. С этого  времени  труппы
формировались из акт„ров-мужчин (яро-кабуки).
   Т-ры Кабуки использовали пьесы из  репертуара  т-ра  Но,  в  качестве
комедийных интермедий - несколько видоизмененные к„гэны, затем появились
1-2-актныс, а к концу 17 - нач. 18 вв. и многоактные  драмы  со  сложной
сюжетной линией. Сначала пьесы  писались  акт„рами,  затем  в  т-р  были
привлечены  проф.  драматурги.  Известность  приобрели   акт„ры   Саката
Тодзюро, Йосидзава Аямэ, Итикава Дандзюро I и др. Чтобы отвлечь  публику
от т-ров дз„рури, пользовавшихся в то время большой популярностью, сцепа
т-ра  Кабуки  была  усовершенствована  (расширена,  снабжена  поворотным
кругом),  над  местами  для  зрителей  устроена   крыша.   Т-ры   Кабуки
заимствовали драматургич. форму дз„рури,  ввели  певца-сказителя  гидаю,
к-рый под аккомпанемент сямисэна  комментировал  происходящее  на  сцепе
(рассказывал  о  размышлениях  и  переживаниях   героя).   Прямая   речь
действующих лиц, в отличие от т-ра кукол, произносилась акт„рами. Акт„ры
Кабуки заимствовали и элементы движения кукол, распространенный  в  т-ре

Страницы: «« « 2720   2721   2722   2723   2724   2725   2726   2727   2728  2729   2730   2731   2732   2733   2734   2735   2736   2737   2738  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия