|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 2738 » сельских местностей - дэнгаку, дэнгаку-но но. К концу 14 в. эта форма
представлений соединилась с саругаку-но но и на е„ основе театр. деятели
Канами (Канъами) и его сын Дзэами создали новый вид т-ра Но.
Представления т-ра Но построены на танцах и музыке.
Действие сопровождают оркестр из флейт (фуэ), барабанов разных
размеров (копудзуми, окава, тайко) и мужской хор, к-рые располагаются на
сцене. Сцена покрыта крышей, с левой стороны находится помост -
хасигакари, к-рый служит для выхода акт„ров. Декорации отсутствуют. Для
оформления спектаклей используется условная символич. бутафория. Гл.
действующие лица выступают в масках. Большинство сцен построено на
пантомиме. Смена то медленных и торжественных, то бурных и стремительных
движений акт„ра выражает переживания героя, о к-рых повествует хор.
Часть текста произносится акт„рами, использующими манерную декламацию
или гортанное пение. Драматургия т-ра Но основана преимущественно на
япон. классич. лит-ре, нар. и буддийских легендах. Действие в этих
пьесах развивается медленно. Все роли исполняются мужчинами. Канъами и
Дзэами, выступавшие как акт„ры, постановщики, драматурги, композиторы,
основали школу Кандзэ, ведущую школу т-ра Но, сохранившуюся и в совр. Я.
т. Они заложили эстетич. основы всего традиционного театр. иск-ва
Японии.
Междоусобные войны, потрясавшие Японию на протяжении всего 16 в.,
приостановили развитие т-ра Но. С 17 в., после установления господства
Иэясу Току-гава (1542-1616), представления приобретают церемониальный
характер и устраиваются лишь по торжественным случаям. К„гэны,
существовавшие до сер. 17 в. как импровизированные интермедии, стали
записываться. Кроме существующей школы Кандзэ, возникли ещ„ четыре школы
т-ра Но: Компару, Хос„, Конго и Кита. Акт„ры, выступавшие в к„гэнах,
разделились на две школы: Окура и Идзуми (эти школы сохранились и в
совр. Я. т.). Бурж. революция Мэйд-зп (1867-68), уничтожившая
военно-феодальную диктатуру, вызвала изменения и в т-ре. Лишившись
правительственной поддержки, мн. акт„ры т-ра Но были вынуждены менять
профессию. Т-р Но существовал только для аристократич. публики,
положение его было неустойчивым до тех пор, пока он не стал выражать
идеи и отвечать вкусам крупной буржуазии и нарождавшейся интеллигенции.
Окончание междоусобных войн (нач. 17 в.) и уста- новившпйся мир
способствовали росту городов, развитию торговли и рем„сел. Это привело к
улучшению благосостояния гор. населения, оживлению разл. сфер культурной
жизни. Появились новые театр. формы, ставшие в дальнейшем ведущими
жанрами классич. Я. т. -дз„рури \\ т-р Кабуки.
Т-р дз„рури сочетает иск-во кукловодов, певцов-сказителей и
музыкантов. Он возник в конце 16 в.
Музыкально-песенный сказ дз„рури, исполнявшийся прежде странствующими
сказителями под аккомпанемент бива (инструмент типа лютни), был соедин„н
с представлением кукол и стал исполняться под аккомпанемент сямисэна
(струнный инструмент). Муз. мелодика дэ„рури связана с т-ром Но, иск-во
вождения кукол заимствовано из представлений сангаку. Первые
представления дз„рури устраивались в Киото. В нач. 17 в. кукольники
перебрались в Эдо (ныне Токио). После пожара 1657, истребившего кварталы
столицы, т-ры кукол переместились в район Осака-Киото, где обосновались
окончательно. Появились стационарные т-ры кукол с хорошо оборудованными
сценами.
В начале развития япон. т-ра кукол существовали разные стили
исполнения дз„рури. В конце же 17 в. творч. содружество театр. деятелей
Такэдзава Гонэмон (исполнитель па сямисэне), Есида Сабуробэй (кукловод)
и певца-сказителя Такэмото Гидаю в т-ре "Такэмотодза" и позднее
драматурга Тикамацу оказало значит, влияние на формирование и дальнейшее
развитие т-ра дз„рури. Такэмото Гидаю создал новый стиль исполнения
дз„рури - гидаюбуси, к-рый сохранился и в совр. Я. т. кукол. Имя Гидаю
(Гисайю) стало нарицательным, им называют всех певцов-сказителей т-ра
дз„рури и т-ра Кабуки. Тикамацу-автор более 30 пьес для т-ра Кабуки и
более 100 пьес дз„рури. Мн. из них входят в репертуар совр. т-ра дз„рури
и т-ра Кабуки. Для т-ра дз„рури писали пьесы также драматурги Намики
Соскэ" Тикамацу Хандзи и др.
Ко времени революции Мэйдзи в стране было всего неск. т-ров
направления дз„рури. В 1909 остался один стационарный т-р в
Осака"Бунракудза" ("Асахидза") и т-р "Авадзи".
Т-р Кабуки возник в 17 в. и достиг расцвета к концу 18 в. Сложившаяся
в это время форма представления сохраняется и в совр. т-рах Кабуки.
Спектакли этого т-ра, в отличие от т-ра Но, ориентирующегося на
ограниченный круг любителей древнего иск-ва, рассчитаны на более
широкого зрителя. Истоки иск-ва Кабуки восходят к представлениям
комедиантов -/исполнителей небольших сценок, фарсов, в к-рые входили
пляска и пение. Иск-во т-ра Кабуки вобрало в себя элементы т-ров Но и
дз„рури.
Возникновение т-ра Кабуки связано с именем служительницы буддийского
храма 0-Куни в Киото (1603). 0-Куни выступала на открытых площадках с
танцами религиозного характера, включая в них элементы нар. танцев
нэмбуцу-одори. Танцы перемежались комич. интермедиями. На этом этапе
представления назывались 0-Куни-кабуки (Кабуки 0-Куни), онна-кабуки
(женский Кабуки) или юдз„-кабуки (Кабуки куртизанок).
В 1629 правительство запретило женские труппы, мотивируя это
необходимостью охраны общественной нравственности. На смену им пришли
труппы, состоящие из юношей, выступавших в женских костюмах и гриме.
Труппы назывались вакасю-кабуки (Кабуки юношей). Эти представления были
проникнуты эротикой; в 1651 они были запрещены. С этого времени труппы
формировались из акт„ров-мужчин (яро-кабуки).
Т-ры Кабуки использовали пьесы из репертуара т-ра Но, в качестве
комедийных интермедий - несколько видоизмененные к„гэны, затем появились
1-2-актныс, а к концу 17 - нач. 18 вв. и многоактные драмы со сложной
сюжетной линией. Сначала пьесы писались акт„рами, затем в т-р были
привлечены проф. драматурги. Известность приобрели акт„ры Саката
Тодзюро, Йосидзава Аямэ, Итикава Дандзюро I и др. Чтобы отвлечь публику
от т-ров дз„рури, пользовавшихся в то время большой популярностью, сцепа
т-ра Кабуки была усовершенствована (расширена, снабжена поворотным
кругом), над местами для зрителей устроена крыша. Т-ры Кабуки
заимствовали драматургич. форму дз„рури, ввели певца-сказителя гидаю,
к-рый под аккомпанемент сямисэна комментировал происходящее на сцепе
(рассказывал о размышлениях и переживаниях героя). Прямая речь
действующих лиц, в отличие от т-ра кукол, произносилась акт„рами. Акт„ры
Кабуки заимствовали и элементы движения кукол, распространенный в т-ре
Страницы: «« « 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 2738 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |