Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2718 2719 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 » »» Др. роли: Антонио, Бартоло ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"), Мозгляков ("Дядюшкин сон" Достоевского), Почтмейстер, Губернатор ("М„ртвые души"), Пономарь ("Елизавета Петровна" Смолина), Бутон ("Мольер" Булгакова), Двоеточие ("Дачники"). Ц, Сол. ЯЙКО КАЙТАНИ - см. Кайтани, Яоко. ЯПбНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Зародилась в т-ре Но. Традиционная Я. д. делится на драматургию т-ра Но („к„ку и к„гэн}, т-ра кукол - дз„рури, т-ра Кабуки и симгэки. Драматургия театра Но. Драматургии. форма, сложившаяся в .представлениях т-ра Но (14- 15 вв.), состояла первоначально из песен и танцев. Получила название „к„ку. Текст „к„ку слагается из ритмич. прозы, стиха, ораторской и разговорно-бытовой речи. Значит, место в этих пьесах отведено хору, к-рый активно включается в действие, объясняет происходящее на сцене, выражает свои эмоции, да„т оценку происходящему и т. д. Пьесы „к„ку строятся на острых конфликтах, разрабатывают тему личности и судьбы. В качестве сюжетов используются сказания и легенды, историч. хроники и лит. произведения. Большинство пьес, составляющих репертуар т-ра Но, написано во 2-й пол. 14-нач. 15 вв. Известными авторами „к„ку были: Канами (Канъами) и его сын Дзэами. Среди наиболее популярных пьес - "Мацукадз„", "Хагоромо", "Ясима", "Сумидагава", "Атака". Тексты „к„ку содержат авторские указания, касающиеся муз. характера декламации, интонаций, масок, костюмов, реквизита и др. В т-ре Но используются и др. драма-тургич. формы, напр. к„гэн-небольшая комич. пьеса, сходная с фарсом, исполняемая в интервалах между большими пьесами. К„гэн реалистически показывает жизнь разл. слоев общества Японии 15-16 вв. Пьесы эти написаны разговорным яз. на бытовые сюжеты. Сочетание в спектаклях т-ра Но „к„ку и к„гэнов да„т возможность достигать в представлениях большого тематич. и стилевого разнообразия. Бытовые диалоги к„гэнов контрастируют с тонкой гармоничностью, поэтичностью „к„ку. До конца 16 в. к„гэны передавались изустно от учителя к ученику. Часто тексты менялись и приспосабливались к отдельным исполнителям. В конце 17 в. появились записи текстов к„гэнов с замечаниями и комментариями, относящимися к постановке. Тексты к„гэнов, используемые в совр. япон. т-ре, подверглись значит, обработке, авторы большинства из них неизвестны.' В 16 в. возникла драматургия театра к у-к о л-д з „ р у р и. В основе этого вида Я. д.-старинный нар. песенный сказ, к-рый в 16 в. был соедин„н с традиционным представлением т-ра кукол и приобр„л определ„нное мелодич.звучание. В дз„рури сохраняется повествовательная форма; певец-сказитель гидайю (ги-даю) читает нараспев под аккомпанемент сямисэна (струнный инструмент) текст, сопровождающий действие. Авторская речь дополняет и комментирует происходящее; в тексте дз„рури часто трудно отделить речь рассказчика и реплики персонажей. С конца 17 в. возникает тенденция к драматизации дз„рури. Тексты обретают более точную драматургич. форму, не теряя при этом сказового характера. Крупнейший японский драматург Тикамацу Мондзаэмон большинство своих пьес (140) написал в форме дз„рури ("Кокусэнъя кассэн", "Хэйкэ Н„го-га сима" и др.). Форма дз„рури была заимствована т-ром Кабуки. Драматургия театра Кабуки. Возникает во 2-й пол. 17 в., когда в представления т-ра Кабуки, состоявшие из танц. сцен, включается текст. В соответствии с сюжетом, намеченным сценарием, ведущие акт„ры сами писали для себя текст, к-рый часто менялся в процессе импровизации. В конце 17 в. появились проф. драматурги, писавшие много-актные пьесы. Обычно драматурги писали пьесы для определ„нного т-ра. Ведущий акт„р и руководитель труппы давали план новой пьесы т. н. главному драматургу, к-рый разрабатывал сюжет, писал осн. сцены, остальное дописывали его ассистенты, т. н. младшие драматурги (автором пьесы считался гл. драматург). Драматурги т-ра Кабуки заимствовали и приспосабливали для сцены Кабуки пьесы т-ра Но и др. т-ров. В т-ре Кабуки появились т. н. мацубамэ-моно, или нотори-моно, основанные на драмах „к„ку. Обрабатывались также к„гэны и создавались новые пьесы в форме к„гэнов. В т-ре Кабуки получила распространение и драматургия дз„рури. Пьесы дз„рури подвергались переработке, часть текста исполнял скази-тель-гидаю, другая часть передавалась акт„рам. Такие пьесы получили название марухон кабуки. Крупнейшим представителем драматургии т-ра Кабуки и т-ра дз„рури был Тикамацу Мондзаэмон. Среди выдающихся драматургов т-ра Кабуки- Намики С„дзо, На-мики Гохэй,СакурадаДзискэ.Они писали своеобразные бытовые драмы из совр. им жизни горожан. Несколько позже появились драмы, в к-рых получили развитие элементы эротики, при„мы гротеска. Самый крупный драматург этого направления - Цуруя Намбоку IV (сер. 18 -нач. 19 вв.). Его пьеса "Токайдо „цуя кай-дан" сохраняется в репертуаре совр. япон. т-ра. Классиком драматургии Кабуки считается также Кава-такэ Мокуами. Его творчество отразило период распада феодализма и начала развития капитализма в Японии (пьесы "Бэнтэнкодзо", "Котияма Сосюн", "Саннин китиса"). Мокуами писал реалистич. историч. пьесы-кацурэкимоно и пьесы о современникахдзангиримоно. В конце 19-нач. 20 вв. появляются пьесы синкабуки (первая историч. драма Цубоути С„„ "Кири-хитоха"), приближающиеся по форме к совр. европ. драме. Известность получили историч. и бытовые пьесы Окамото Кидо "Сюдзэндзи монога-тари", "Торибэяма синдзю", "Банте Осараясики" и историч. пьесы Маяма Сэйка "‚ритомоно си", "Гэнроку Тюсингура" и др. В совр. Я. д. сохраняются жанры „к„ку, к„гэн. В репертуаре т-ра Но имеется 250 к„гэнов, разделяющихся на группы по осн. персонажам: пьесы о синтоистских богах, о крупных феодалах, о ловких слугах, о зятьях, о монахах и др. Среди к„гэнов - "Фукуно ками", "Уцубодзару", "Суо отоси", "Мидзукакэ муко" и др. пьесы. В совр. япон. т-ре были предприняты попытки создания новых к„гэнов, однако эти пьесы в репертуар т-ров не вошли. После 2-й мировой войны жанр к„гэн получает развитие. В 60-е гг. устраивались представления к„гэнов, независимые от представлений т-ра Но. Современная драма сингэки. Появилась в Японии в нач. 20 в. под влиянием европ. т-ра. Мн. писатели создавали драмы как произведения, предназначенные для чтения и не пригодные для сцены. В конце 20-х гг. появляются пьесы сингэки, написанные для пост. в т-ре. В 1926 т-р "Цукидзи с„гэ-кидз„" пост. пьесу Цубоути С„„ "Пилигрим", затем в том же году были пост. "Ад" и "Сын" Осана и Каору, "Страсть" и "Король жизни" Мусякодзи Санэацу и др. Движение за пролетарский т-р, развернувшееся в 30-е гг., оказало значит, влияние на развитие драматургии сингэкп. Выдвигались требования социальной заостр„нности, политич. актуальности пьес. Наиболее известна пьеса "Записки о шайке разбойников" Мураяма Страницы: «« « 2718 2719 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |