Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2718   2719   2720   2721   2722   2723   2724   2725   2726  2727   2728   2729   2730   2731   2732   2733   2734   2735   2736  » »»

   Др. роли: Антонио, Бартоло ("Безумный день,  или  Женитьба  Фигаро"),
Мозгляков  ("Дядюшкин  сон"   Достоевского),   Почтмейстер,   Губернатор
("М„ртвые  души"),  Пономарь  ("Елизавета  Петровна"   Смолина),   Бутон
("Мольер" Булгакова), Двоеточие ("Дачники"). Ц, Сол.
   ЯЙКО КАЙТАНИ - см. Кайтани, Яоко. ЯПбНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Зародилась  в
т-ре Но. Традиционная Я. д. делится на  драматургию  т-ра  Но  („к„ку  и
к„гэн}, т-ра кукол - дз„рури, т-ра Кабуки и симгэки.
   Драматургия   театра   Но.   Драматургии.   форма,   сложившаяся    в
.представлениях т-ра Но (14- 15 вв.), состояла первоначально из песен  и
танцев. Получила название „к„ку. Текст „к„ку слагается из ритмич. прозы,
стиха, ораторской и разговорно-бытовой речи. Значит, место в этих пьесах
отведено  хору,  к-рый  активно   включается   в   действие,   объясняет
происходящее на сцене, выражает свои эмоции, да„т оценку происходящему и
т. д. Пьесы „к„ку строятся  на  острых  конфликтах,  разрабатывают  тему
личности и судьбы. В качестве сюжетов используются сказания  и  легенды,
историч. хроники и лит.  произведения.  Большинство  пьес,  составляющих
репертуар т-ра Но, написано  во  2-й  пол.  14-нач.  15  вв.  Известными
авторами „к„ку были: Канами (Канъами) и его сын Дзэами.  Среди  наиболее
популярных  пьес  -  "Мацукадз„",  "Хагоромо",  "Ясима",   "Сумидагава",
"Атака". Тексты  „к„ку  содержат  авторские  указания,  касающиеся  муз.
характера декламации, интонаций, масок, костюмов, реквизита и др. В т-ре
Но используются и др. драма-тургич. формы, напр. к„гэн-небольшая  комич.
пьеса,  сходная  с  фарсом,  исполняемая  в  интервалах  между  большими
пьесами. К„гэн  реалистически  показывает  жизнь  разл.  слоев  общества
Японии 15-16 вв. Пьесы эти написаны разговорным яз. на  бытовые  сюжеты.
Сочетание  в  спектаклях  т-ра  Но  „к„ку  и  к„гэнов  да„т  возможность
достигать в представлениях большого тематич. и  стилевого  разнообразия.
Бытовые  диалоги  к„гэнов   контрастируют   с   тонкой   гармоничностью,
поэтичностью „к„ку. До  конца  16  в.  к„гэны  передавались  изустно  от
учителя к ученику. Часто тексты менялись и приспосабливались к отдельным
исполнителям.  В  конце  17  в.  появились  записи  текстов  к„гэнов   с
замечаниями и комментариями, относящимися к постановке. Тексты  к„гэнов,
используемые в совр. япон. т-ре, подверглись значит,  обработке,  авторы
большинства из них неизвестны.'
   В 16 в. возникла драматургия театра к у-к о л-д з „ р у р и. В основе
этого вида Я. д.-старинный  нар.  песенный  сказ,  к-рый  в  16  в.  был
соедин„н  с  традиционным   представлением   т-ра   кукол   и   приобр„л
определ„нное мелодич.звучание. В дз„рури  сохраняется  повествовательная
форма; певец-сказитель гидайю (ги-даю) читает нараспев под аккомпанемент
сямисэна (струнный инструмент) текст, сопровождающий действие. Авторская
речь дополняет и  комментирует  происходящее;  в  тексте  дз„рури  часто
трудно отделить речь рассказчика и реплики персонажей.  С  конца  17  в.
возникает тенденция к драматизации дз„рури. Тексты обретают более точную
драматургич. форму, не теряя при этом  сказового  характера.  Крупнейший
японский драматург Тикамацу  Мондзаэмон  большинство  своих  пьес  (140)
написал в форме дз„рури ("Кокусэнъя  кассэн",  "Хэйкэ  Н„го-га  сима"  и
др.). Форма дз„рури была заимствована т-ром Кабуки.
   Драматургия театра Кабуки. Возникает во  2-й  пол.  17  в.,  когда  в
представления т-ра Кабуки, состоявшие из танц. сцен, включается текст. В
соответствии с сюжетом, намеченным сценарием, ведущие акт„ры сами писали
для себя текст, к-рый часто менялся в процессе импровизации. В конце  17
в. появились  проф.  драматурги,  писавшие  много-актные  пьесы.  Обычно
драматурги  писали  пьесы  для  определ„нного  т-ра.  Ведущий  акт„р   и
руководитель труппы давали план новой пьесы т. н.  главному  драматургу,
к-рый разрабатывал сюжет, писал осн.  сцены,  остальное  дописывали  его
ассистенты,  т.  н.  младшие  драматурги  (автором  пьесы  считался  гл.
драматург). Драматурги т-ра Кабуки заимствовали  и  приспосабливали  для
сцены Кабуки пьесы т-ра Но и др. т-ров. В т-ре Кабуки  появились  т.  н.
мацубамэ-моно,   или   нотори-моно,   основанные   на   драмах    „к„ку.
Обрабатывались также к„гэны и создавались новые пьесы в форме к„гэнов. В
т-ре  Кабуки  получила  распространение  и  драматургия  дз„рури.  Пьесы
дз„рури    подвергались    переработке,    часть     текста     исполнял
скази-тель-гидаю,  другая  часть  передавалась  акт„рам.   Такие   пьесы
получили название марухон кабуки. Крупнейшим представителем  драматургии
т-ра Кабуки и т-ра дз„рури был  Тикамацу  Мондзаэмон.  Среди  выдающихся
драматургов т-ра Кабуки- Намики С„дзо, На-мики  Гохэй,СакурадаДзискэ.Они
писали своеобразные бытовые драмы из совр. им жизни  горожан.  Несколько
позже появились драмы,  в  к-рых  получили  развитие  элементы  эротики,
при„мы гротеска. Самый  крупный  драматург  этого  направления  -  Цуруя
Намбоку IV (сер. 18 -нач. 19 вв.).  Его  пьеса  "Токайдо  „цуя  кай-дан"
сохраняется в репертуаре совр. япон. т-ра. Классиком драматургии  Кабуки
считается  также  Кава-такэ  Мокуами.  Его  творчество  отразило  период
распада  феодализма  и  начала  развития  капитализма  в  Японии  (пьесы
"Бэнтэнкодзо",  "Котияма  Сосюн",  "Саннин   китиса").   Мокуами   писал
реалистич.     историч.      пьесы-кацурэкимоно      и      пьесы      о
современникахдзангиримоно. В  конце  19-нач.  20  вв.  появляются  пьесы
синкабуки   (первая   историч.   драма   Цубоути   С„„   "Кири-хитоха"),
приближающиеся по форме  к  совр.  европ.  драме.  Известность  получили
историч.  и  бытовые  пьесы  Окамото   Кидо   "Сюдзэндзи   монога-тари",
"Торибэяма синдзю", "Банте Осараясики"  и  историч.  пьесы  Маяма  Сэйка
"‚ритомоно си", "Гэнроку Тюсингура" и др.
   В совр. Я. д. сохраняются жанры „к„ку, к„гэн. В  репертуаре  т-ра  Но
имеется 250 к„гэнов, разделяющихся на группы по осн. персонажам: пьесы о
синтоистских богах, о крупных феодалах, о ловких  слугах,  о  зятьях,  о
монахах и др. Среди к„гэнов - "Фукуно ками", "Уцубодзару", "Суо  отоси",
"Мидзукакэ муко" и др.  пьесы.  В  совр.  япон.  т-ре  были  предприняты
попытки создания новых к„гэнов, однако эти пьесы в  репертуар  т-ров  не
вошли. После 2-й мировой войны жанр к„гэн получает развитие. В 60-е  гг.
устраивались представления к„гэнов, независимые  от  представлений  т-ра
Но.
   Современная драма сингэки. Появилась  в  Японии  в  нач.  20  в.  под
влиянием европ. т-ра. Мн. писатели  создавали  драмы  как  произведения,
предназначенные для чтения и не пригодные для сцены. В  конце  20-х  гг.
появляются пьесы сингэки, написанные  для  пост.  в  т-ре.  В  1926  т-р
"Цукидзи с„гэ-кидз„" пост. пьесу Цубоути С„„ "Пилигрим", затем в том  же
году были пост. "Ад" и "Сын" Осана и Каору, "Страсть" и  "Король  жизни"
Мусякодзи Санэацу и др. Движение за пролетарский т-р,  развернувшееся  в
30-е гг., оказало  значит,  влияние  на  развитие  драматургии  сингэкп.
Выдвигались требования социальной заостр„нности,  политич.  актуальности
пьес. Наиболее известна пьеса  "Записки  о  шайке  разбойников"  Мураяма

Страницы: «« « 2718   2719   2720   2721   2722   2723   2724   2725   2726  2727   2728   2729   2730   2731   2732   2733   2734   2735   2736  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия