Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 2738 » этого выступала в т. н. "кожевенном сарае"). После отъезда Волкова в Петербург спектакли Ярославского т-ра продолжались недолго. В последней четверти 18 в. в Я. в доме наместника губернии А. И. Мельгунова устраивались любительские представления. В нач. 19 в. театр. дело в Я. упрочилось. Первыми постоянными антрепрен„рами были Е. Глебов (1811-13) Д. М. Урусов (1816-18; 1827-28), В. Обресков (1826-27)' П. Я. Паньков (1818-23), М. А. Алексеев (1841 - 48). По инициативе Панькова в 1819 построено новое театр. здание (в 1841 на том же месте М. А. Алексеев построил каменное здание, капитально реконструированное в 1880; с 1880 Ярославский т-р стал принадлежать городу и получил наименование Городского т-ра). В 1907 оно было снесено, в 1911 здесь выстроено ныне существующее здание Ярославского т-ра. Развитию театр. жизни в Я. во многом способствовал антрепрен„р М. А. Алексеев. Среди акт„ров его труппы были П. К. Красовский, Е. Ф. Красовская, П. С. Бешен-цов, М. Г. Ленская. В Я. начинали свой творческий путь Л. П. Никулина-Косицкая (1843-46), П. А. Стрепетова В 1855-80 антрепрен„ром был В. А. Смирнов, придавший работе т-ра коммерческое направление. Антрепрен„ры последующих лет - Н. А. Борисовский (1887-89) К. Н. Незлобии (1893-94), 3. А. Малиновская (1 894-97)- стремились поднять сценич. культуру города. В этих антрепризах служили акт„ры: А. П. Грубпн. М. М. Михайлович-Дольский, К. В. Бравич, И. М. Шувалов, К. Е. Большаков, Е. А. Волгина-Покровская, М. А. Крестовская, О. А. Голубева и др. Во 2-й пол. 19 в. установилась традиция гастролей столичных акт„ров в Я., здесь выступали В. И. Живокини (1850-е гг.), М. С. Щепкин (1856, 1858), А. Е. Мартынов (1856), Г. Н. Федотова (1875, 1884, 1892, 1894), М. Н. Ермолова (1894), А. И. Южин (1897), М. П. и О. О. Садовские (1898), В. Ф. Комиссаржевская (1903). По приглашению 3. А. Малиновской в 1894 и 1895 в Я. гастролировал Станиславский. После Октябрьской революции театр. жизнь города активизировалась. В 1922-23 работал т-р студийных постановок под рук. А. Д. Попова, в 1924 открыт "Передвижной рабочий т-р". в 1928 - Т-р кукол, в 1931 - колхозно-совхозный т-р и Т-р юного зрителя. В 1966 в Я. работают: Ярославский театр им. Волкова (академический), Т-р кукол. Филармония, Цирк (стационар), театр. и муз. уч-ща. Лит.: Майков Ф., Ярославский т-р, "Пантеон русского и всех европейских театров", СПБ, 1840, . 7, ч. 3; Серебренников С., История театра в Ярославле, "Ярославские губернские ведомости", 1842, ј 3, 16 янв.; Трефолев Л. Н., Ярославская старица, Ярославль, 194U; Г е н к и и Л., Из прошлого Ярославского театра, "Ярославский альманах", 1950, ј 4; Ф. Г. Волков и русский театр его времени, М., 1953; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1-3, М., 1954-61; Любомудров М., Старейший в России, М., 1964. М. Люб. ЯРОСЛАВСКИЙ (наст. фам.- Коган), Яков Григорьевич (1896-2.III.1957) - рус. сов. режисс„р. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1944). Сценич. деятельность начал в Одессе. Затем работал в Симбирске, Самаре, Москве, Архангельске, Пятигорске, Днепропетровске. В 1938-57 - режисс„р Бакинского рус. т-ра им. С. Вургуна. Пост. спектакли: "Рюи Блаз" Гюго (1938), "Человек с ружь„м" (1939), "Разлом" (1941); "Осада мельницы" по Золя (1942), "Собака на сене". "Варвары" (оба в 1 943); "Губернатор провинции" бр. Тур и Шейнина (1947), "Московский характер" Софронова (1948), "С любовью не шутят" Кальдерона, "Машенька" (оба в 1952); "В добрый час!" Розова (1955), "Мораль пани Дульской" Запольской, "Филумена Марту-рано" Де Филинно (оба в 1956), "Деревья умирают стоя" Касоны (1957). Г. К .-К. ЯРОСЛАВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Ф. Г. ВОЛКОВА (Ярославский академический ордена Трудового Красного Знамени д р а м а т и ч е с к и и т е а т р и м е н и Ф. Г. Волков а)-старейший рус. театр. Возникновение его связано с деятельностью Ф. Г. Волкова и относится к 1750. В 1911 т-ру присвоили имя Ф. Г. Волкова. В октябре 1918 т-р был муниципализирован, в 1919 при н„м была организована Пролетарская драматпч. студия. На сцене т-ра ставились пьесы, созвучные героике революции: "Ткачи" Гауптмана, "Смерть Дантона" Бюхнера, "Зори" Верхарна, "Овечий источник" Лоне де Вега, "Стенька Разин" Каменского, "Красногвардейцы" местного автора М. О. Пантина. Важное значение для становления т-ра имели спектакли "Любовь Яровая" (1926, реж. Б. А. Вертельс), "Цемент" по Гладкову (1927, реж. тот же), "Разлом" (1928, реж. М. Л. Курский), "Бронепоезд 14-69" (1928, реж. М. Т. Строев). В 4929-33 происходила стабилизация труппы, в е„ составе были М. Л. Курский, Н. В. Комиссаров, Н. А. Медведев, С. И. Папов, М. А. Токарева, В. II. Флоринский, Ф. Н. Белинская и др. С конца 30-х гг. Я. т. занимает одно из первых мест среди драматпч. коллективов РСФСР. Приверженность к пьесам с ярко выраженным нац. рус. колоритом, глубокой обрисовкой нар. типов характеризовала деятельность т-ра. Среди лучших пост. классич. драматургии: "Вишн„вый сад" (1935, реж. И. А. Ростовцев), "Последняя жертва" (1938, реж. Л. Л. Полонский), "Лес" (1948, реж. К. Ф. Степанов-Колосов), "Чайка" (1954, реж. Т. А. Кондрашев); "Царь Ф„дор Иоан-новпч" А. К. Толстого (1956, реж. тот же), "На всякого мудреца довольно простоты" (1964). В т-ре ставились спектакли, посв. В. И. Ленину: "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой (1939), "Кремл„вские куранты" (1940). Роль В. П. Ленина в обоих спектаклях исполнял В. Т. Полптпмский. В 1956 пост. "Вечный источник" Д. Зорина (реж. Т. Н. Кондрашов), в 1959 - "Третья патетическая" Погодина (реж. А. М. Палампшев); в обоих спектаклях роль В. И. Ленина исполнял В. С. Нельский. Большое место в репертуаре т-ра занимают пьесы Горького: "Егор Булычев и другие" (1933, 1950), "Враги" (1932, 1938), "Дети солнца" (1936, 1962). "Варвары" (1940), "Зыковы" (1958); значит, событиями в театр. жизни страны были спектакли, пост. реж. И. А. Ростовцевым, - "Мещане" (1934). "Чудаки" (1943), "Васса Железнова" (1946) и особенно "Старик" (1943, в гл. роли П. П. Гайдебуров). Одним из первых в стране Я. т. пост. пьесы: "Фронт" (1942); "Генерал Брусилов" Сельвинского (1943)- обе реж. Ростовцевым, "Сомов и другие" Горького (1953, реж. П. П. Васильев), "Хозяева жизни" Чепурина (1961, реж. Ф. Е. Шпшигин). Т-р работает с местными авторами, на его сцене пост. пьесы: "Город на Волге" (1938) и "Сестры Ф„доровы" (1940) Хардина и Назарова, "Это было" Горбунова (1958), "Ф„дор Волков" Севера (1960, 1963). В 1950-60-х гг. в т-ре пост. "Совесть" Чепурпна (1951), "Огненный Страницы: «« « 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 2738 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |