Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2719   2720   2721   2722   2723   2724   2725   2726   2727  2728   2729   2730   2731   2732   2733   2734   2735   2736   2737  » »»

Томо„си (1929). Среди лучших пьес 30-х гг.- "Вулканическое  плато"  Кубо
Сакаэ (1938). В годы 2-й мировой  войны  развитие  сингэки  прекратилось
из-за репрессий властей. В послевоенные  годы  происходит  новый  подъ„м
этого жанра. Среди драматургов 40-50-х гг. Киносита  Дзюндзп,  создавший
серию пьес по  мотивам  япон.  нар.  сказаний  -  минвагэки.  Среди  них
"Журавлиные перья" (1949), "Сказка  о  Хпкоити"  (1949)  и  др.,  острая
сатирич. пьеса "Успенье лягушки (1952). Успехом пользуется пьеса Мураяма
Томо„си "М„ртвое море" (1952). Среди молодых драматургов Японии - Танака
Тикао, Кояма Юси, Мисима Юкио, Абэ К обо, Хотта Ки„ми и др.
   Лит.: Театр и драматургия Японии. Сб. статей, под ред. Н. И. Конрада,
М., 1965; Конрад Н. И., Театр Кабуки, Л.-М., 1928; Тикамацу  Мондзаэмон,
Драмы, М., 1963; "Журавлиные перья". Современные японские пьесы, М.- Л.,
1962; Киносита Дзюндзи, "Успенье лягушки", М.,  1958;  Хамамура  ‚нэдзо,
Сугавара Такаси, Киносита Дзюндзи, Кабуки, пер., [М.,1965];  Одзаки  К.,
Новый японский театр. пер. с япон., М., 1960; на япон. яз.: Энгэки хякка
дайдзитэн, Токио, 1963; Сюдзуй  Кэндзи,  Кабуки  гик„ку  кодзоно  кэнкю,
Токио, 1947. Д. Г.
   ЯПОНСКИЙ  ТЕАТР.  Истоки  япон.  театр.  иск-ва  восходят  к  древним
обрядовым действам земледельч. празднеств. География,  положение  Японии
(страна расположена на островах) обусловило изоляцию япон.  культуры,  в
т. ч.  театр.  иск-ва.  В  7-8  вв.  происходит  постепенное  приобщение
изолированной  островной   страны   к   восточноазиатской   цивилизации,
представленной тогда культурой Кореи, Китая, Индокитая. В это  время  на
япон. почву переносятся театр. формы, бытовавшие тогда в  разл.  странах
Вост. Азии. Одни из них вошли в историю Я. т.  с  наименованием  гигаку,
др.-бугаку. Сведения об этих  представлениях  сохранились  в  памятниках
письменности, отдельные виды их  существуют  и  в  совр.  Я.  т.  Первое
представление гигаку в Японии  было  устроено  в  612  корейцем  Мимаси.
Представления гигаку  были  поддержаны  принцем-регентом  С„току  тайси,
к-рый вв„л гигаку в  ритуал  буддийского  богослужения.  Для  подготовки
профессиональных исполнителей в Сакураи (провинция Ямато, в наст.  время
префектура Нара) была создана спец. школа музыки и танца.  Представления
гигаку  устраивались  на  открытых   площадках   буддийских   храмов   и
монастырей.
   Обязательной частью  представления  было  шествие  (г„до),  участники
к-рого  носили  маски.  Возглавлял   шествие   ведущий   (тидо)   (совр.
религиозные процессии возглавляет персонаж в маске тэнгу, к-рый  как  бы
разгоняет злых духов).  За  ведущим  следовали  музыканты,  играющие  на
флейте (фуэ), литаврах (курэцудзуми) и медных тарелках  (доб„си),  а  за
ними юноша, ведущий на поводу исполнителя, изображающего символич.  льва
(лев встречается в совр. танц. представлениях Японии). Вслед  за  юношей
со львом  группами  выходили  другие  участники  представления:  гоко  -
благородный принц в маске  и  пышном  наряде,  церемонно  танцевавший  с
веером под  протяжные  звуки  флейты;  затем  кару-ра-ор„л,  исполнявший
танец,  воспроизводивший  борьбу  со   змеей   (танец   вош„л   во   мн.
представления Я. т.);  следующая  пара  (конрон  и  рикиси)  разыгрывала
комедийный эпизод,  в  к-ром  принимали  участие  четыре  девушки-годз„.
Конрон, танцуя, искушал девушек, но рикиси нападал  на  него  и  отбирал
копь„. Далее следовали эпизоды, в  к-рых  выступали  старик  и  реб„нок,
господин и слуга и  др.  Все  эти  сценки  исполнялись  под  религиозную
музыку.
   В целом представление гигаку  состояло  из  примитивных  танц.  пьес,
персонажи к-рых также выступали в масках (сохранилось более 200  масок).
Расцвет иск-ва гигаку приходится на нач. 8 в., в  дальнейшем  (после  11
в.) оно было вытеснено др. видами театр.-муз. иск-ва или слилось с ними.
Видоизменившиеся  части  гигаку  вошли  в   пришедшие   ему   на   смену
представления бугаку и сангаку (получают распространение с сер. 8 в.).
   Бугаку  -  муз.-танц.  представление,   включающее   элементы   кит.,
корейского, индокитайского,  вьетнамского  и  яванского  театр.  иск-ва.
Иск-во сангаку, развившееся в дальнейшем (к 11 в.) в саругаку,  включало
разл. виды массового нар. иск-ва: комедийную  пантомиму,  нар.  песни  и
танцы, акробатику, фокусы, жонглирование, выступления кукольников и  др.
Бугаку  получило  поддержку  придворной   аристократии   и   буддийского
духовенства и вошло составной частью в  придворные  церемонии,  храмовые
праздники и богослужения. Представления сангаку были рассчитаны на  нар.
зрителя.
   В  конце  8-нач.  9  вв.  бугаку  исполняли  проф.  акт„ры,  традиции
передавались  по  наследству  в  артистич.  семьях   (впоследствии   эта
преемственность вошла во все виды клас-сич. Я. т.). Бугаку разыгрываются
на деревянных помостах,  сооруж„нных  перед  храмами  или  на  дворцовых
территориях.  Центр,  часть  сценич.   площадки,   предназначенная   для
исполнения осн. танцев, возвышается над помостом, покрытым  ярко-красным
лаком. В нек-рых храмах существуют постоянные сцены для бугаку (земляные
или каменные). Исполнители одеты в яркие костюмы  и  устрашающие  маски,
вырезанные  из  дерева  и  часто  окрашенные  в   яркие   цвета.   Танцы
сопровождаются музыкой (гагаку) и пением. С двух  сторон  около  помоста
ставятся большие барабаны (дадайко) высотой более 3 м.  Среди  др.  муз.
инструментов: бива и кото  (тип  арфы),  с„  (близка  флейте),  хитирики
(своеобразная свирель), барабаны (тайко) и гонги (с„ко).
   К нач. 12 в. иск-во бугаку пришло в упадок. Его  сменили  новые  виды
муз. представлений - дэнгаку и  саругаку,  пользовавшиеся  популярностью
среди воинского сословия, к-рое пришло на  смену  аристократии,  высшему
буддийскому  и  синтоистскому  духовенству.  Однако  иск-во  бугаку   не
исчезло, в совр. Японии оно пользуется  покровительством  императорского
двора и  сохраняется  в  отдельных  буддийских  и  синтоистских  храмах.
Элементы бугаку послужили основой классич. муз. и танц.  иск-ва  Японии.
Его традиции сохраняются в совр. Я.  т.  Представления  бугаку  посещает
круг зрителей, приглашаемых  в  императорский  дворец,  или  специалисты
искусствоведы во время фестивалей классич.  япон.  иск-ва.  Для  широкой
публики два-три раза в год устраиваются концерты музыки гагаку.
   Представления саругаку устраивались во время религиозных  праздников.
Исполнителями были  представители  из  народа.  Иск-во  саругаку  быстро
завоевало большую популярность. Три века спустя оно обрело  покровителей
в лице крупных храмов и монастырей. В  саругаку  включались  придворные,
ритуальные и сельские  песни  и  танцы.  Возникла  особая  форма  театр.
представления - саругаку-но но, ставшая прототипом будущих представлений
т-ра Но. Комедийная часть саругаку к 14 в. развилась в к„гэн -  короткие
пьесы, включающие бытовые комедийные,  а  иногда  сатирич.  сцены.  Язык
к„гэн прост, близок к разговорному.
   Параллельно развивалось театр. иск-во, основанное на песнях и  танцах

Страницы: «« « 2719   2720   2721   2722   2723   2724   2725   2726   2727  2728   2729   2730   2731   2732   2733   2734   2735   2736   2737  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия