|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 » »» получил в Народной консерватории г. Лпепая (1929-35) и в Латв.
консерватории в Риге (1940-44). В 1931-40 - скрипач оркестра Лиепайской
оперы и Филармонии. С 1940 - скрипач, в 1944-52 - дириж„р Т-ра оперы и
балета Латв. ССР (Рига). Дирижировал классич. и сов. балетами, в т.
ч."Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан",
"Красный мак"; "Лайма" Ленина, "Сакта свободы" Скултэ (Гос. пр. СССР,
1951) и др.; операми-"Отелло" Верди и др. В 1947-52 был также дириж„ром
симф. оркестра Латв. радио. С 1952 - дириж„р оркестра Ленингр.
филармонии. Дириж„рское иск-во Я. характеризуется пластичностью в
трактовке формы, эмоциональностью исполнения. Выступал как симф. дириж„р
в Чехословакии, Германии, Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Англии,
Норвегии, Финляндии, Японии (поч„тный дириж„р симф. оркестра Токио в
1958; серебряная медаль г. Токио, 1964), Греции, Италии. Я. В.
ЯНУШЕВИЧ, Анна (Ганна) Яковлевна (р. 28.XII. 1907) - укр. сов.
актриса. Нар. арт. УССР (1965). Окончила в 1928 Киевский
музыкально-драматический институт им. М. Лысенко. Сценическую
деятельность начала в Т-ре им. И. Франко (1927-1931). С 1931 - актриса
Харьковского т-ра Революции, с 19.37 - Харьковского т-ра им. Ленинского
комсомола, с 1940 -Черновицкого т-ра им. О. Кобылянской. Сценич. образы
Я. отличаются глубиной психоло-гич. трактовки. Он-а выступает в жанре
героич. трагедии и социальной бытовой комедии, точно передавая замысел
драматурга, стиль сценич. произведения.
Роли: Маша ("Девушки нашей страны" Микитенко), Панова ("Любовь
Яровая"), Варка ("Бесталанная" Кар-пенко-Карого). Эмилия ("Отелло"),
Анна Андреевна ("Ревизор"), Анна ("Леся" Андриевич), Мария Тюдор (о. п.
Гюго), Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Меланья ("Егор Булычев и
другие"), Мария ("Земля" Кобылянской), Анна Фирлинг ("Мамаша Кураж и е„
дети" Брехта), Зоя ("Волчица" по О. Кобылянской). Снималась в кино.
Лит.: Горчи нська В., В единому ансамбл? "Мистецтво", 1962, ј 2, с.
14-15; Андр?евич М. Зр?л?сть таланту, газ. "Рад. Буковина", Черн?вц?,
1960 2 грудня; Стан?славський М., Торжество таланту газ. "Культура ?
життя", К., 1965, 27 травня. Д. J5.
ЯНЦАТ, Валентин Иванович [р. 21.Х?(4.Х??)1 1905] - рус. сов. акт„р.
Нар. арт. РСФСР (1951). В 1927 окончил студию Ю. М. Юрьева (б. Школа
русской драмы) и работал в труппе Ленингр. Большого драм. т-ра (1927-32
и 1935-38). Здесь Я. проявил себя как лирико-романтич. и
героико-ро-мантич. акт„р (исполнение ролей Дон Карло-са и маркиза Позы -
"Дон Карлос"). Роман-тич. окрыл„нностью были отмечены также образы
Вартана ("Город ветров" Киршона) и Мо-тылькова ("Слава" Гусева). В числе
ролей, сыгранных Я. в Большом драм. т-ре: Жадов ("Доходное место"), Дон
Гу-ан, Моцарт ("Каменный гость", "Моцарт и Сальери" Пушкина), П„тр
("Мещане"), Дон Фелипе ("Благочестивая Марта" Тирсо де Молины) и др. В
1934-35 и с 1938 Я. работает в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина. В числе
его лучших ролей: Тригорин ("Чайка"), Черкун ("Варвары"), Борейко
("Порт-Артур" Степанова и Попова). В этом т-ре Я. создал яркие и острые
характеры, точные и нередко злые сатирич. зарисовки (Полудин -
"Персональное дело" Штейна).
Роли: Чацкий; Михаил ("Зыковы"); Ф„дор ("Нашествие"), Гарри Смит
("Русский вопрос"), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Динери ("Осенний сад"
Хелман), Корзухин ("Бег" Булгакова), Маринваль ["Встреча"
("Мари-Октябрь") Робе-ра], Козловский ("Между ливнями" Штейна) и др.
Гос. пр. СССР (1951). С. Ц. ЯНЧО (Jancso), Пал (1761-1845) - венг.
акт„р. Один из первых венг. проф. комедийных акт„ров. С 1792, с момента
открытия постоянного т-ра в г. Клуже, работал в этом т-ре. Исполнял роли
в переводных нем. мелодрамах Э. Раунаха, А. Коцебу и др. Наиболее
значит, роль-гофмаршал Кальб ("Коварство и любовь"). Мрачная, почти
трагич. внешность Я. была своего рода маской акт„ра и контрастно
оттеняла остро комедийное содержание образов.
Искусство Я., связанное с традициями площадного т-ра, оказало
значительное влияние на развитие комедийного иск-ва венг. т-ра 19 века.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2,
М.. 1957, с. 820-22; G у и 1 а ? Р а 1, Az elso magryar
komi-kus.B'KH.: Vazlatok es Kepek, kot. 2, Bdp., [s. а.]. А.Гер.
ЯНШИН, Михаил Михайлович [р. 20.Х(2.Х1).' 1902] - рус. сов. акт„р и
режисс„р. Нар. арт. СССР (1955). В 1922 был принят во 2-ю Студию Моск.
Художеств. т-ра. Вся акт„рская жизнь Я. связана с МХАТом, в труппу
к-рого он вступил в 1924 вместе с группой молодых акт„ров (Н. П. Хмел„в,
Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, Б. Н. Ливанов, Н. М. Горчаков и др.).
Дебютировал в ролях Выборного ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого),
Петрушки ("Горе от ума"), Добчин-ского. В 1928 Я. сыграл роль Васи
("Квадратура круга" Катаева) и ряд др. Серь„зность, взволнованность,
даже драматизм в комедийных ситуациях - источник комедийности мн. ролей
Я., в т. ч. одной из лучших его ролей - Лариосика ("Дни Турбиных"
Булгакова). Юмор Я. лиричен, отличается своеобразной поэтичностью. Я.
играл и комедийно-фанта-стич. роли (доктор Гаспар - "Три толстяка"
Оле-ши). В спектакле "Горячее сердце", близком нар. праздничным
зрелищам, исполнил роли Жигунова, Сидоренко, позднее Градобоева. Я.
создал своеобразный цикл чеховских образов. Он сыграл роли:
Ферапонта и Чебутыкина ("Три сестры"), Симеоно-ва-Пищика ("Вишн„вый
сад"), Телегина ("Дядя Ваня"), Сорина ("Чайка"). Добродушие Сорина в
исполнении Я. лишено равнодушия, его деликатность активна; как активна и
кротость Телегина. В перечисленных ролях и затем в роли Маргаритова
("Поздняя любовь" Островского) Я. развивает традиционный для рус. лит-ры
и т-ра мотив "маленького человека", доходя порой до трагизма,
подч„ркивая глубокую, но неловкую доброту, зата„нный лиризм. Среди
лучших работ Я.- роль сэра Питера ("Школа злословия" Шеридана),
сыгранная с ярким юмором и музыкальностью.
Одновременно с работой во МХАТе Я. был художеств. руководителем
цыганского т-ра "Ромэн" (1937-41), где пост. спектакли "Кровавая
свадьба", "Чудесная башмачница" Гарсиа Лорки, "Действующие лица"
Светлова, "За ваше счастье" и "Песня об Урсаре" Ром-Лебедева и др. В
1950-63 возглавлял Моск. драм. т-р им. К. С. Станиславского. Пост.:
"Грибоедов" Ермолинского (1951), "Девицы-красави-цы" Симукова,
"Наследники Рабурдена" Золя (оба в 1952), "Дни Турбиных" Булгакова,
"Чайка" (оба в 1954); "Такая любовь" Когоута (1959), "Первый день
свободы" Кручковского (196?), "На улице Счастливой"
Принцева (1963) и др. В 1957 пост. в МХАТе (совм. с П. М. Лесли)
спектакль "Дворянское гнездо" по Тургеневу (играл здесь роль Лемма). Как
режисс„р Я. тяготеет к бытовой достоверности, лирическому подтексту.
Страницы: «« « 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |