Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2717   2718   2719   2720   2721   2722   2723   2724   2725  2726   2727   2728   2729   2730   2731   2732   2733   2734   2735  » »»

получил  в  Народной  консерватории  г.  Лпепая  (1929-35)  и  в   Латв.
консерватории в Риге (1940-44). В 1931-40 - скрипач оркестра  Лиепайской
оперы и Филармонии. С 1940 - скрипач, в 1944-52 - дириж„р Т-ра  оперы  и
балета Латв. ССР (Рига). Дирижировал классич.  и  сов.  балетами,  в  т.
ч."Спящая  красавица",  "Лебединое  озеро",   "Бахчисарайский   фонтан",
"Красный мак"; "Лайма" Ленина, "Сакта свободы" Скултэ  (Гос.  пр.  СССР,
1951) и др.; операми-"Отелло" Верди и др. В 1947-52 был также  дириж„ром
симф.  оркестра  Латв.  радио.  С  1952  -  дириж„р  оркестра   Ленингр.
филармонии.  Дириж„рское  иск-во  Я.  характеризуется  пластичностью   в
трактовке формы, эмоциональностью исполнения. Выступал как симф. дириж„р
в Чехословакии, Германии, Польше, Румынии,  Болгарии,  Венгрии,  Англии,
Норвегии, Финляндии, Японии (поч„тный дириж„р  симф.  оркестра  Токио  в
1958; серебряная медаль г. Токио, 1964), Греции, Италии. Я. В.
   ЯНУШЕВИЧ, Анна (Ганна)  Яковлевна  (р.  28.XII.  1907)  -  укр.  сов.
актриса.   Нар.   арт.   УССР   (1965).   Окончила   в   1928   Киевский
музыкально-драматический   институт   им.   М.   Лысенко.    Сценическую
деятельность начала в Т-ре им. И. Франко (1927-1931). С 1931  -  актриса
Харьковского т-ра Революции, с 19.37 - Харьковского т-ра им.  Ленинского
комсомола, с 1940 -Черновицкого т-ра им. О. Кобылянской. Сценич.  образы
Я. отличаются глубиной психоло-гич. трактовки. Он-а  выступает  в  жанре
героич. трагедии и социальной бытовой комедии, точно  передавая  замысел
драматурга, стиль сценич. произведения.
   Роли:  Маша  ("Девушки  нашей  страны"  Микитенко),  Панова  ("Любовь
Яровая"), Варка  ("Бесталанная"  Кар-пенко-Карого).  Эмилия  ("Отелло"),
Анна Андреевна ("Ревизор"), Анна ("Леся" Андриевич), Мария Тюдор (о.  п.
Гюго), Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Меланья ("Егор  Булычев  и
другие"), Мария ("Земля" Кобылянской), Анна Фирлинг ("Мамаша Кураж и  е„
дети" Брехта), Зоя ("Волчица" по О. Кобылянской). Снималась в кино.
   Лит.: Горчи нська В., В единому ансамбл? "Мистецтво", 1962, ј  2,  с.
14-15; Андр?евич М. Зр?л?сть таланту, газ.  "Рад.  Буковина",  Черн?вц?,
1960 2 грудня; Стан?славський М., Торжество  таланту  газ.  "Культура  ?
життя", К., 1965, 27 травня. Д. J5.
   ЯНЦАТ, Валентин Иванович [р. 21.Х?(4.Х??)1 1905] - рус.  сов.  акт„р.
Нар. арт. РСФСР (1951). В 1927 окончил студию Ю.  М.  Юрьева  (б.  Школа
русской драмы) и работал в труппе Ленингр. Большого драм. т-ра  (1927-32
и   1935-38).   Здесь   Я.   проявил   себя   как   лирико-романтич.   и
героико-ро-мантич. акт„р (исполнение ролей Дон Карло-са и маркиза Позы -
"Дон Карлос").  Роман-тич.  окрыл„нностью  были  отмечены  также  образы
Вартана ("Город ветров" Киршона) и Мо-тылькова ("Слава" Гусева). В числе
ролей, сыгранных Я. в Большом драм. т-ре: Жадов ("Доходное место"),  Дон
Гу-ан, Моцарт ("Каменный  гость",  "Моцарт  и  Сальери"  Пушкина),  П„тр
("Мещане"), Дон Фелипе ("Благочестивая Марта" Тирсо де Молины) и  др.  В
1934-35 и с 1938 Я. работает в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина. В  числе
его  лучших  ролей:  Тригорин  ("Чайка"),  Черкун  ("Варвары"),  Борейко
("Порт-Артур" Степанова и Попова). В этом т-ре Я. создал яркие и  острые
характеры,  точные  и  нередко  злые  сатирич.  зарисовки   (Полудин   -
"Персональное дело" Штейна).
   Роли: Чацкий; Михаил  ("Зыковы");  Ф„дор  ("Нашествие"),  Гарри  Смит
("Русский вопрос"), Хиггинс ("Пигмалион"  Шоу),  Динери  ("Осенний  сад"
Хелман),    Корзухин    ("Бег"    Булгакова),    Маринваль    ["Встреча"
("Мари-Октябрь") Робе-ра], Козловский ("Между ливнями" Штейна) и др.
   Гос. пр. СССР (1951). С. Ц. ЯНЧО (Jancso), Пал  (1761-1845)  -  венг.
акт„р. Один из первых венг. проф. комедийных акт„ров. С 1792, с  момента
открытия постоянного т-ра в г. Клуже, работал в этом т-ре. Исполнял роли
в переводных нем. мелодрамах  Э.  Раунаха,  А.  Коцебу  и  др.  Наиболее
значит, роль-гофмаршал Кальб  ("Коварство  и  любовь").  Мрачная,  почти
трагич. внешность  Я.  была  своего  рода  маской  акт„ра  и  контрастно
оттеняла остро комедийное содержание образов.
   Искусство  Я.,  связанное  с  традициями  площадного  т-ра,   оказало
значительное влияние на развитие комедийного иск-ва венг. т-ра 19 века.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 2,
   М.. 1957,  с.  820-22;  G  у  и  1  а  ?  Р  а  1,  Az  elso  magryar
komi-kus.B'KH.: Vazlatok es Kepek, kot. 2, Bdp., [s. а.]. А.Гер.
   ЯНШИН, Михаил Михайлович [р. 20.Х(2.Х1).' 1902] - рус. сов.  акт„р  и
режисс„р. Нар. арт. СССР (1955). В 1922 был принят во 2-ю  Студию  Моск.
Художеств. т-ра. Вся акт„рская жизнь  Я.  связана  с  МХАТом,  в  труппу
к-рого он вступил в 1924 вместе с группой молодых акт„ров (Н. П. Хмел„в,
Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, Б. Н.  Ливанов,  Н.  М.  Горчаков  и  др.).
Дебютировал в ролях Выборного ("Царь Ф„дор Иоаннович" А.  К.  Толстого),
Петрушки ("Горе от ума"), Добчин-ского.  В  1928  Я.  сыграл  роль  Васи
("Квадратура круга" Катаева) и  ряд  др.  Серь„зность,  взволнованность,
даже драматизм в комедийных ситуациях - источник комедийности мн.  ролей
Я., в т. ч. одной из  лучших  его  ролей  -  Лариосика  ("Дни  Турбиных"
Булгакова). Юмор Я. лиричен, отличается  своеобразной  поэтичностью.  Я.
играл и комедийно-фанта-стич.  роли  (доктор  Гаспар  -  "Три  толстяка"
Оле-ши).  В  спектакле  "Горячее  сердце",  близком   нар.   праздничным
зрелищам, исполнил роли  Жигунова,  Сидоренко,  позднее  Градобоева.  Я.
создал своеобразный цикл чеховских образов. Он сыграл роли:
   Ферапонта и Чебутыкина ("Три сестры"),  Симеоно-ва-Пищика  ("Вишн„вый
сад"), Телегина ("Дядя Ваня"), Сорина  ("Чайка").  Добродушие  Сорина  в
исполнении Я. лишено равнодушия, его деликатность активна; как активна и
кротость Телегина. В перечисленных ролях  и  затем  в  роли  Маргаритова
("Поздняя любовь" Островского) Я. развивает традиционный для рус. лит-ры
и  т-ра  мотив  "маленького  человека",  доходя   порой   до   трагизма,
подч„ркивая глубокую,  но  неловкую  доброту,  зата„нный  лиризм.  Среди
лучших  работ  Я.-  роль  сэра  Питера  ("Школа  злословия"   Шеридана),
сыгранная с ярким юмором и музыкальностью.
   Одновременно с работой  во  МХАТе  Я.  был  художеств.  руководителем
цыганского  т-ра  "Ромэн"  (1937-41),  где  пост.  спектакли   "Кровавая
свадьба",  "Чудесная  башмачница"  Гарсиа  Лорки,   "Действующие   лица"
Светлова, "За ваше счастье" и "Песня об Урсаре"  Ром-Лебедева  и  др.  В
1950-63 возглавлял Моск. драм. т-р им. К. С. Станиславского. Пост.:
   "Грибоедов"  Ермолинского   (1951),   "Девицы-красави-цы"   Симукова,
"Наследники Рабурдена" Золя (оба  в  1952),  "Дни  Турбиных"  Булгакова,
"Чайка" (оба в  1954);  "Такая  любовь"  Когоута  (1959),  "Первый  день
свободы" Кручковского (196?), "На улице Счастливой"
   Принцева (1963) и др. В 1957 пост. в МХАТе  (совм.  с  П.  М.  Лесли)
спектакль "Дворянское гнездо" по Тургеневу (играл здесь роль Лемма). Как
режисс„р Я. тяготеет к бытовой достоверности, лирическому подтексту.

Страницы: «« « 2717   2718   2719   2720   2721   2722   2723   2724   2725  2726   2727   2728   2729   2730   2731   2732   2733   2734   2735  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия