Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2724   2725   2726   2727   2728   2729   2730   2731   2732  2733   2734   2735   2736   2737   2738  »

das Vaudeville, Greifswald, 1911 (Diss.); Heulhard A., Jean Monnet,  vie
et aventures d'un entrepreneur de spectacles au XVII siecle, P., 1885; P
o u g i n A., Madame Favart..., P., 1912.
   ЯРНЕФЕЛЬТ (Jarnefelt), Армас (14.VIII.1869- 23.VI.1958)-фин.  дириж„р
и композитор. Чл.  Швед.  муз.  академии  (1908).  Музыке  учился  у  М.
Вегелпу-са (теория) и Ф. Бузони  (фп.)  в  Муз.  нн-те  в  Хельсинки;  в
1890-92 брал уроки композиции у А. Бек-кера в Берлине и у  Ж.  Массне  в
Париже. В 1895-98 Я. работал репетитором в т-рах Бреслау,  Магдебурга  и
Дюссельдорфа; в 1898-1903-дириж„р симф. оркестра в Выборге; в 1905-32  -
дириж„р  Королевской  оперы  в  Стокгольме  (в  1910   принял   шведские
подданство). В 1932 - 36 Я. - худ. рук./и первый дириж„р Финской оперы в
Хельсинки, с 1936 гастролировал в городах Скандинавии. Осуществил  пост.
(впервые в Скандинавии)  опер  Р.  Вагнера  ("Кольцо  Нпбелунга",  1908;
"Тристан и Изольда", 1909; "Парсифаль", 1917),  В.  Моцарта  ("Волшебная
флейтам, 1914; цикл опер 1924),  а  также  совр.  швед.  композиторов-В.
Петер-сон-Бергера, К. Аттерберга, Т. Рангстрема и др. Дириж„рский  стиль
Я. отличался тонкой  техникой  и  темпераментом.  Я,-  один  из  ведущих
финских композиторов, автор мн. ярко нац. соч. для  оркестра,  музыки  к
драматпч. спектаклям и фильмам. В„л педагогич. работу (с 1940- профессор
Хельсинкского ун-та).
   Лит.: Vaino R'e sola A.,  Jarnefelt  (B.  Suomen  Saveltajia,  Hels.,
1945). Я. Г.
   ЯРНЕФЕЛЬТ (Jarnefelt),  Оливия  (Лива)  (р.  18.III.  1876)  -  швед.
артистка оперы (меццо-сопрано). Чл. Швед. муз.  академии  (1924).  Пению
училась у Ю. Гюнтера; брала уроки пластики у С. Хеббе. Впервые выступила
на оперной сцене в Стокгольме в 1897. С этого года Я.- артистка, с  1898
- солистка шведской Королевской оперы в Стокгольме.
   Партии: Венера, Ортруда, Кундри, Брангена ("Тан-гейзер",  "Лоэнгрин",
"Парсифаль", "Тристан и Изольда"), Керубино ("Свадьба Фигаро"), Азучена,
Амнерпс, Лола ("Трубадур", "Аида", "Сицилийская вечерня" Верди),  Кармен
и др.
   В 1926 Я. оставила сцену, занималась педагогич. работой. Вл. О.
   ЯРНЕФЕЛЬТ-ПАЛМГРЕН (Jarnefelt-Palmgren), Майкки  (1871-1929)  -  фин.
артистка оперы (сопрано). Училась в Хельсинки у А. Ойянпере, затем у  М.
Маркези в Париже и у Ю. Хей  в  Берлине.  Выступала  на  оперных  сценах
Германии  и  Италии  гл.  обр.  в  операх  Р.   Вагнера   (Елизавета   в
"Тангейзере", Зиглпнда в "Валькирии"). В 1904 вместе с  композитором  А.
Палмгреном принимала участие  в  создании  оиерногс  т-ра  в  Хельсинки.
Исполнила партию Сигрпд в опере "Даниэль Хьюрт" фин. комп. С.  Палмгрена
(Турну, 1910). Занималась педагогич. работой. Н. Г.
   ЯРбН, Григорий Маркович [13(25).II.1893-31.XII.  1963]  -  рус.  сов.
артист и режисс„р оперетты. Нар. арт. РСФСР (1940).  Сын  либреттиста  и
театр. переводчика М. Г. Ярона и оперной певицы Э. Я. Мелодист.  Окончил
драм. школу Пе-терб. лит.-худож. об-ва (1912), после чего был  принят  в
Пе-терб. Малый т-р (Суворпн-скпй), где сыграл свою первую  роль  -  Петю
Ростова (инсценировка "Войны и мира"  Толстого).  В  1913-15  работал  в
т-рах провинции (Балашов, Борисоглебск, Тамбов). В 1915 - акт„р  Петерб.
т-ра миниатюр "Молодой т-р", где  впервые  исполнил  роли  в  опереттах:
Князь ("Граф Люксембург" Легара), Вунч-хи ("Гейша" Джонса), Менелай
   ("Прекрасная Елена" Оффенбаха). В 1915-26 Я.-  акт„р  т-ров  оперетты
Киева,  Одессы,  Харькова,  Петрограда,  т-ров  Потопчиной  (Москва)   п
Комической оперы под рук. Марджанова (Петроград). В 1922 Я. был одним из
организаторов, артистов и рук. Моск. т-ра оперетты (зав. худ.  частью  в
1927-39 и 1942-45). Я. обладал высокой музыкальностью, виртуозно  владел
танце-вально-акробатич.   техникой   и   даром   комич.    импровизации.
Воспитанный в основном на неовенской оперетте,  буффонно-эксцентрический
акт„р, Я. создавал образы-маски (имел ярко индивидуальную внешность). Он
обладал неистощимой фантазией в отделке  деталей,  изобретательностью  в
трюках. Я. сам дополнял  тексты  своих  ролей  и  эти  дополнения  затем
использовались др. исполнителями.
   Роли: Гробовщик ("Женихи" Дунаевского), Флюс  ("Людовик  ...надцатый"
Сахновского и Алексеева), Фильпс, Кутайсов ("Ч„рный  амулет",  "Холопка"
Стрельникова), Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова),  Ельцов
("На берегу Амура" Блантера), Герман ("Роз Мари"  Фримля  и  Стодхарта),
Воляпюк, Фраскатти, Популеску,
   Луи  Филипп,  Пеликан  ("Сильва",   "Фиалка   Монмартра",   "Марица",
"Баядера", "Принцесса цирка" Кальмана)' Лоран ("Маскотта" Одрана) и  др.
'
   Как режисс„р Я. отказался от воплощения  традиционных  образов-масок,
от включения вставных номеров, ориентируя  артистов  на  создание  живых
характеров. Его пост. отличались эмоциональностью, оптимизмом.
   Среди пост.: "Сорочинская ярмарка" Рябова, "Свадьба в  Малиновке"  Б.
Александрова (обе в 1937, совм. с С.  Мызни-ковой),  "На  берегу  Амура"
Блантера (1939), "Год спустя" (1940),  "Девушка  из  Барселоны"  (1942),
"Моя Гюзель" (1946) Б. Александрова, "Сильва"  (1940),  "Марица"  (1943)
Кальмана, "Вес„лая вдова" Легара (1941) и др.
   Я. проводил на радио лекции-спектакли о  творчестве  И.  Штрауса,  Ф.
Легара, И.Кальмана, И.О.Дунаевского п др. Выступал в печати по  вопросам
оперетты. Был консультантом "Театральной энциклопедии".
   Соч.: О любимом жанре. М., 1960, 2 изд., М., 1963;
   Оперетта - есть оперетта, "Рабис", 1933, JS"  9;  Тоже  об  оперетте,
"Театр", 1938, ј 6; И. Штраус, "Сов. музыка", 1949, "V- 9; II. Кальман -
мастер оперетты, там же, 195'", N". 3; Венгерская оперетта в Москве, там
же, 1956, ј 3;
   Ф. Легар - классик оперетты,  там  же,  1958,  .ј  10;  Дунаевский  в
оперетте, "Муз. жизнь", 1959,  .V'  20;  Быть  вес„лому  жанру;  "Театр.
жизнь",  1961,  .V  12;  П.  Кальман,  "Муз.  жизнь",  1962,  ј20;   Три
десятилетия, в кн.: Московский театр оперетты, М., 1958, и др.
   Лит.: Шершеневич В., Ярон, М.- Л., 1927;
   Д а л ь ц e в 3., в сб.: У истоков, М., 1960; Д н  e  п  p  о  в  М.,
Полвека в оперетте, М., 1961; Ут„сов Л., С песней но жизни, М., 1961;  И
л ь и н с к и и И., Сам о себе, М., 1961;
   Янковский М., Советский театр оперетты, Л.- М., 1962;  Канделаки  В.,
Памяти Ярона, "Муз. жизнь", 1964,  ј  5;  Новикова  К.,  Воспоминания  о
Яроне, "Театр", 1964, ј 6. М. Лифш.
   ЯРОСЛАВЛЬ- город, обл. центр РСФСР (478 тыс. жителей на  1965).  Один
из старейших  театр.  городов  России.  В  1719  в  "Архиерейском  доме"
давались закрытые спектакли, позже устраивались любительские спектакли в
купеч. домах. В  1751-52  в  специально  построенном  здании  регулярные
спектакли давала труппа Ф. Г.  Волкова,  родоначальника  рус.  т-ра  (до

Страницы: «« « 2724   2725   2726   2727   2728   2729   2730   2731   2732  2733   2734   2735   2736   2737   2738  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия