|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 2738 » das Vaudeville, Greifswald, 1911 (Diss.); Heulhard A., Jean Monnet, vie
et aventures d'un entrepreneur de spectacles au XVII siecle, P., 1885; P
o u g i n A., Madame Favart..., P., 1912.
ЯРНЕФЕЛЬТ (Jarnefelt), Армас (14.VIII.1869- 23.VI.1958)-фин. дириж„р
и композитор. Чл. Швед. муз. академии (1908). Музыке учился у М.
Вегелпу-са (теория) и Ф. Бузони (фп.) в Муз. нн-те в Хельсинки; в
1890-92 брал уроки композиции у А. Бек-кера в Берлине и у Ж. Массне в
Париже. В 1895-98 Я. работал репетитором в т-рах Бреслау, Магдебурга и
Дюссельдорфа; в 1898-1903-дириж„р симф. оркестра в Выборге; в 1905-32 -
дириж„р Королевской оперы в Стокгольме (в 1910 принял шведские
подданство). В 1932 - 36 Я. - худ. рук./и первый дириж„р Финской оперы в
Хельсинки, с 1936 гастролировал в городах Скандинавии. Осуществил пост.
(впервые в Скандинавии) опер Р. Вагнера ("Кольцо Нпбелунга", 1908;
"Тристан и Изольда", 1909; "Парсифаль", 1917), В. Моцарта ("Волшебная
флейтам, 1914; цикл опер 1924), а также совр. швед. композиторов-В.
Петер-сон-Бергера, К. Аттерберга, Т. Рангстрема и др. Дириж„рский стиль
Я. отличался тонкой техникой и темпераментом. Я,- один из ведущих
финских композиторов, автор мн. ярко нац. соч. для оркестра, музыки к
драматпч. спектаклям и фильмам. В„л педагогич. работу (с 1940- профессор
Хельсинкского ун-та).
Лит.: Vaino R'e sola A., Jarnefelt (B. Suomen Saveltajia, Hels.,
1945). Я. Г.
ЯРНЕФЕЛЬТ (Jarnefelt), Оливия (Лива) (р. 18.III. 1876) - швед.
артистка оперы (меццо-сопрано). Чл. Швед. муз. академии (1924). Пению
училась у Ю. Гюнтера; брала уроки пластики у С. Хеббе. Впервые выступила
на оперной сцене в Стокгольме в 1897. С этого года Я.- артистка, с 1898
- солистка шведской Королевской оперы в Стокгольме.
Партии: Венера, Ортруда, Кундри, Брангена ("Тан-гейзер", "Лоэнгрин",
"Парсифаль", "Тристан и Изольда"), Керубино ("Свадьба Фигаро"), Азучена,
Амнерпс, Лола ("Трубадур", "Аида", "Сицилийская вечерня" Верди), Кармен
и др.
В 1926 Я. оставила сцену, занималась педагогич. работой. Вл. О.
ЯРНЕФЕЛЬТ-ПАЛМГРЕН (Jarnefelt-Palmgren), Майкки (1871-1929) - фин.
артистка оперы (сопрано). Училась в Хельсинки у А. Ойянпере, затем у М.
Маркези в Париже и у Ю. Хей в Берлине. Выступала на оперных сценах
Германии и Италии гл. обр. в операх Р. Вагнера (Елизавета в
"Тангейзере", Зиглпнда в "Валькирии"). В 1904 вместе с композитором А.
Палмгреном принимала участие в создании оиерногс т-ра в Хельсинки.
Исполнила партию Сигрпд в опере "Даниэль Хьюрт" фин. комп. С. Палмгрена
(Турну, 1910). Занималась педагогич. работой. Н. Г.
ЯРбН, Григорий Маркович [13(25).II.1893-31.XII. 1963] - рус. сов.
артист и режисс„р оперетты. Нар. арт. РСФСР (1940). Сын либреттиста и
театр. переводчика М. Г. Ярона и оперной певицы Э. Я. Мелодист. Окончил
драм. школу Пе-терб. лит.-худож. об-ва (1912), после чего был принят в
Пе-терб. Малый т-р (Суворпн-скпй), где сыграл свою первую роль - Петю
Ростова (инсценировка "Войны и мира" Толстого). В 1913-15 работал в
т-рах провинции (Балашов, Борисоглебск, Тамбов). В 1915 - акт„р Петерб.
т-ра миниатюр "Молодой т-р", где впервые исполнил роли в опереттах:
Князь ("Граф Люксембург" Легара), Вунч-хи ("Гейша" Джонса), Менелай
("Прекрасная Елена" Оффенбаха). В 1915-26 Я.- акт„р т-ров оперетты
Киева, Одессы, Харькова, Петрограда, т-ров Потопчиной (Москва) п
Комической оперы под рук. Марджанова (Петроград). В 1922 Я. был одним из
организаторов, артистов и рук. Моск. т-ра оперетты (зав. худ. частью в
1927-39 и 1942-45). Я. обладал высокой музыкальностью, виртуозно владел
танце-вально-акробатич. техникой и даром комич. импровизации.
Воспитанный в основном на неовенской оперетте, буффонно-эксцентрический
акт„р, Я. создавал образы-маски (имел ярко индивидуальную внешность). Он
обладал неистощимой фантазией в отделке деталей, изобретательностью в
трюках. Я. сам дополнял тексты своих ролей и эти дополнения затем
использовались др. исполнителями.
Роли: Гробовщик ("Женихи" Дунаевского), Флюс ("Людовик ...надцатый"
Сахновского и Алексеева), Фильпс, Кутайсов ("Ч„рный амулет", "Холопка"
Стрельникова), Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Ельцов
("На берегу Амура" Блантера), Герман ("Роз Мари" Фримля и Стодхарта),
Воляпюк, Фраскатти, Популеску,
Луи Филипп, Пеликан ("Сильва", "Фиалка Монмартра", "Марица",
"Баядера", "Принцесса цирка" Кальмана)' Лоран ("Маскотта" Одрана) и др.
'
Как режисс„р Я. отказался от воплощения традиционных образов-масок,
от включения вставных номеров, ориентируя артистов на создание живых
характеров. Его пост. отличались эмоциональностью, оптимизмом.
Среди пост.: "Сорочинская ярмарка" Рябова, "Свадьба в Малиновке" Б.
Александрова (обе в 1937, совм. с С. Мызни-ковой), "На берегу Амура"
Блантера (1939), "Год спустя" (1940), "Девушка из Барселоны" (1942),
"Моя Гюзель" (1946) Б. Александрова, "Сильва" (1940), "Марица" (1943)
Кальмана, "Вес„лая вдова" Легара (1941) и др.
Я. проводил на радио лекции-спектакли о творчестве И. Штрауса, Ф.
Легара, И.Кальмана, И.О.Дунаевского п др. Выступал в печати по вопросам
оперетты. Был консультантом "Театральной энциклопедии".
Соч.: О любимом жанре. М., 1960, 2 изд., М., 1963;
Оперетта - есть оперетта, "Рабис", 1933, JS" 9; Тоже об оперетте,
"Театр", 1938, ј 6; И. Штраус, "Сов. музыка", 1949, "V- 9; II. Кальман -
мастер оперетты, там же, 195'", N". 3; Венгерская оперетта в Москве, там
же, 1956, ј 3;
Ф. Легар - классик оперетты, там же, 1958, .ј 10; Дунаевский в
оперетте, "Муз. жизнь", 1959, .V' 20; Быть вес„лому жанру; "Театр.
жизнь", 1961, .V 12; П. Кальман, "Муз. жизнь", 1962, ј20; Три
десятилетия, в кн.: Московский театр оперетты, М., 1958, и др.
Лит.: Шершеневич В., Ярон, М.- Л., 1927;
Д а л ь ц e в 3., в сб.: У истоков, М., 1960; Д н e п p о в М.,
Полвека в оперетте, М., 1961; Ут„сов Л., С песней но жизни, М., 1961; И
л ь и н с к и и И., Сам о себе, М., 1961;
Янковский М., Советский театр оперетты, Л.- М., 1962; Канделаки В.,
Памяти Ярона, "Муз. жизнь", 1964, ј 5; Новикова К., Воспоминания о
Яроне, "Театр", 1964, ј 6. М. Лифш.
ЯРОСЛАВЛЬ- город, обл. центр РСФСР (478 тыс. жителей на 1965). Один
из старейших театр. городов России. В 1719 в "Архиерейском доме"
давались закрытые спектакли, позже устраивались любительские спектакли в
купеч. домах. В 1751-52 в специально построенном здании регулярные
спектакли давала труппа Ф. Г. Волкова, родоначальника рус. т-ра (до
Страницы: «« « 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 2731 2732 2733 2734 2735 2736 2737 2738 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |