Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2712   2713   2714   2715   2716   2717   2718   2719   2720  2721   2722   2723   2724   2725   2726   2727   2728   2729   2730  » »»

   ЯГгУТСКИИ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Элемен ты театр.  действия  с  древних
врем„н  содержались  в  богатом,  жизнеутверждающем   якут.   фольклоре,
особенно  в  монументальном  героич.  эпосе  олонхо.  В  старину  олонхо
исполнялись   ансамблем   певцов-олонхосутов,   постепенно    количество
участников сокращалось. Большое влияние на зарождение  и  развитие  нац.
театр. иск-ва оказали рус. любители,  ставившие  спектакли  в  Якутии  с
1820-х гг. В нач. 20  в.  художник  И.  В.  Попов  пост.  живые  картины
"Шаманское камлание". В  годы  революции  1905-07  зарождается  якутская
театр.  самодеятельность.   Первые   спектакли   на   якут.   яз.   были
инсценировками олонхо, исполнявшимися  олон-хосутами.  В  1909  в  клубе
приказчиков  (г.  Якутск)  была  пост.  на  якут.  языке  "Женитьба".  В
спектакле  участвовали:  А.  Е.  Кулаковский,  Н.  Е.   Сосин,   Е.   К.
Яковлева-Гоголева, А. И. Софронов (суфл„р). В 1912 в переводе  Софронова
пост. "Медведь" Чехова и "От ней все качества" Л. Толстого. На  якутский
яз. была переведена "Власть тьмы". В 1914 на частной  квартире  (царская
администрация не разрешала пост. в  т-ре)  была  сыграна  пьеса  "Бедный
Яков" Софронова. Любительские спектакли на якут. яз. ставились в  1910-е
гг. и в др. городах (в Вилюйске; реж. Д. Д. Болыпов, в числе  участников
- М. Н. Жирков и  др.).  Большевики  использовали  самодеятельность  для
политич.  просвещения  масс.  Театр.  секция  культурно-просветительного
об-ва  "Саха  аймах"  также  пост.  ряд  пьес  Софронова.  В  спектаклях
участвовали М. К. Аммосов и П. А. Ойунский. Софронов в сво„м  дореволюц.
творчестве стоял на позициях критич. реализма. В  пьесах  "Бедный  Яков"
(1914)   и   "Любовь"   (1916)   показаны   социальные    отношения    в
полупатриархальной    колониальной    Якутии.     Критику     дореволюц.
действительности Софронов углубил в советское время - драмы "Скупой  без
завещания", "Тина жизни" (1921). В пьесах "Споткн„шься - не исправишься"
(1917) и "Игра жизни" (1918, новый вариант 1922) Софронов  показал,  как
гибнут люди в мире наживы. Пьеса  "Иваныч"  (1925)  свидетельствовала  о
постепенном переходе Софронова на позиции социалистич. реализма.  Первые
комедии для якутского т-ра написал Н.  Д.  Неустроев  (1895-  1929).  Он
также обличал патриархально-феод. быт Якутии. В его комедиях "Злой дух",
"Голова Сойка" показано усиление капитализма в Якутии. Принципы  критич.
реализма развивал  в  нач.  своего  творчества  писатель  А.  А.  Иванов
(Кюндэ).
   Бурный рост театр. самодеятельности начался после  установления  Сов.
власти в Якутии (15 дек. 1919). Драм. секция об-ва "Манчары" осуществила
в 1919 пост. пьесы основоположника якутской сов. лит-ры П. А. Ойу некого
"Волна жизни". В  Вилюйске  была  пост.  пьеса  "Т„мная  ночь"  Иванова,
показывающая героизм коммунистов  в  гражданской  войне.  В  Якут-ске  и
Ол„кминске  шла  оперетта  "Гайда,  тройка"  П.   Н.   Черных-Якутского,
призывавшая на борьбу  с  белогвардейским  генералом  Пепеляевым.  Драм.
кружки ставили пьесы  "Любовь",  "Тина  жизни"  Софронова,  "Злой  дух",
"Голова Сойка" Неустроева и др. В 1920 в Якутске был осн. Гос. нар.  т-р
- первый рус. проф. т-р края, оказавший большое влияние на развитие нац.
театр. иск-ва. В 1925 бюро Якутского обкома партии вынесло постановление
об  организации  при  этом  т-ре  якутской  нац.  труппы  из  участников
художеств.  самодеятельности.  В  состав  этой  труппы  вошли:   Т.   П.
Местников, В. В. Местников, М. Е. Ф„дорова,  А.  Д.  Неустроева,  И.  Д.
Баланов, П. Г. Габышев, Н. И. Гоголев, Н. К. Кычкин, С. Д. Ф„доров и др.
Режисс„ром был Д. Д. Болыпев. 17 окт. 1925 т-р открыл свой первый  сезон
пост. комедии "Злой дух" Неустроева. В следующем  году  труппа  показала
спектакль "Большевик Василий"
   Ойунского. Гл. место в репертуаре  т-ра  занимали  небольшие  агитац.
пьесы: "Ура, победили!" С.  Р.  Ку-лачикова-Элляя,  "Кто-кого"  Иванова,
"Светает" П. Тимофеева, "Сасыл-сысы" В. Чиряева, "Из тайги  в  алас"  Я.
Мекюрдянова. В 1926-27 в труппу вошли Д. К. Сивцев, П. И.  Васильев,  Н.
И. Слепцов.Е. К. Гоголева,  Г.  Я.  Варламов,  Н.  Н.  Игнатьев,  И.  Н.
Мартынов, директором т-ра  стал  Софронов.  Т-р  пост.  пьесы  Софронова
"Девушка, выходящая замуж", "Споткн„шься - не исправишься", "Игра жизни"
и др. Были пост. также "Тар" Неустроева,"В те годы" Иванова, "Таына"  Г.
Д. Бястинова и др.
   В 1930 осн. самостоятельный Якутский  гос.  театр-студия,  директором
к-рого назначили Т. П. Местни-кова. В 1931 т-ру  предоставили  отдельное
помещение. В 1931 худ. рук.  стал  А.  А.  Глебов,  гл.  худ.  -  Г.  М.
Туралысов. В 1932 якуты были приняты в театр-студию и учебные  заведения
Москвы и Ленинграда. С 1933 гл. реж. т-ра-С.  А.  Григорьев.  В  1934  в
труппу вошли первые выпускники студии при т-ре:
   Д. Ф. Ходулов, П. М. Решетников, В. А. Саввин, М. Н.  Жирков,  П.  С.
Петрова, К. П. Туралысова. В 1936 труппу пополнили выпускники ГИТИСа  М.
В. Корнилова-Слепцова,  М.  Д.  Слепцова,  М.  Н.  Бе-лолюбская,  Н.  Д.
Слепцов-Туобулахов, Н. Н. Харитонов, Г. П. Алексеев, И. Д. Извеков и др.
   В 30-е гг. Якут. т-р пост. ряд пьес нац. драматургов: "Красный шаман"
(1930), "Захотели реб„нка" (1934),  "Царский  указ"  (1936),  "Туйаарыма
Куо" (1937) Ойунского, "Кузнец  Кюкюр"  (1935),  посв.  коллективизации,
"Дьулуруйар Ньюргун Боотур" (1940) Сивцева,  "Братья"  (1932)  о  борьбе
якут. народа за Сов. власть, "Шаги"  (1936)  о  колхозных  комсомольцах,
"Враги" (1937), "Семья Кирика" (1939) Ефремова, "От колонии  к  коммуне"
(1931),  "Разрыв  сетей"  (1933),  "Человек"  (1936)  Н.  Е.  Мординова,
"Селькор Сем„н" Слепцова (1939), "В золотой тайге" В. А.  Протодьяконова
(1940) о геологах Якутии.  Осн.  тема  драматургии  30-х  гг.-борьба  за
коллективизацию, укрепление колхозного  строя,  разоблачение  классового
врага.
   В 1942 Якут. т-р объединился с Рус. т-ром.  В  годы  Отечеств,  войны
силами объедин„нного коллектива  были  созданы  спектакли,  показывающие
фронтовую  жизнь:  "Партизан  Морозов"  Протодьяконова  (1942),   "Долг"
Ефремова (1942); пост. историч.  пьесы-"Сайса-ры"  Сивцева  (1943),  "Из
недавнего"  Н.  М.  Заболоцкого-Чискана  (1944);  драмы  в  стихах   (на
фольклорном  материале):  "Красавица  Едоян"   К.   Урастырова,   "Сыгый
Кырынаастыр" И. Избекова, "Лоокут  и  Нюргусун"  Т.  Сметанина  (изд.  в
1951).  События  минувшей  войны  отражали  также  первые   послевоенные
спектакли: "Родина" Н. Е. Мординова (1946), "В берлоге врага"  Слепцова.
Драматурги  обращались  к  героич.  событиям  истории  Якутии  -   драма
"Манчары" Протодьяконова (1945), рисующая выступление  якутской  бедноты
против феод. гн„та в 1-й пол. 19 в. В ряде  спектаклей  нашли  отражение
процессы,  происходящие  в  колхозной   деревне:   "Городская   девушка"
Ефремова,   "Золотое   зерно"   (1947),    "Молодые    сердца"    (1955)
Протодьяконова, пьесы И. И. Находкина,  И.  М.  Гоголева  и  др.  Борьбе
передового со старым в колхозной жизни посв. одноактные  пьесы  Ефремова
"Тихий берег" (1954), "Лэкиэс" (1957). Одноактные пьесы писали также Л..

Страницы: «« « 2712   2713   2714   2715   2716   2717   2718   2719   2720  2721   2722   2723   2724   2725   2726   2727   2728   2729   2730  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия