Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 » »» ЯГгУТСКИИ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Элемен ты театр. действия с древних врем„н содержались в богатом, жизнеутверждающем якут. фольклоре, особенно в монументальном героич. эпосе олонхо. В старину олонхо исполнялись ансамблем певцов-олонхосутов, постепенно количество участников сокращалось. Большое влияние на зарождение и развитие нац. театр. иск-ва оказали рус. любители, ставившие спектакли в Якутии с 1820-х гг. В нач. 20 в. художник И. В. Попов пост. живые картины "Шаманское камлание". В годы революции 1905-07 зарождается якутская театр. самодеятельность. Первые спектакли на якут. яз. были инсценировками олонхо, исполнявшимися олон-хосутами. В 1909 в клубе приказчиков (г. Якутск) была пост. на якут. языке "Женитьба". В спектакле участвовали: А. Е. Кулаковский, Н. Е. Сосин, Е. К. Яковлева-Гоголева, А. И. Софронов (суфл„р). В 1912 в переводе Софронова пост. "Медведь" Чехова и "От ней все качества" Л. Толстого. На якутский яз. была переведена "Власть тьмы". В 1914 на частной квартире (царская администрация не разрешала пост. в т-ре) была сыграна пьеса "Бедный Яков" Софронова. Любительские спектакли на якут. яз. ставились в 1910-е гг. и в др. городах (в Вилюйске; реж. Д. Д. Болыпов, в числе участников - М. Н. Жирков и др.). Большевики использовали самодеятельность для политич. просвещения масс. Театр. секция культурно-просветительного об-ва "Саха аймах" также пост. ряд пьес Софронова. В спектаклях участвовали М. К. Аммосов и П. А. Ойунский. Софронов в сво„м дореволюц. творчестве стоял на позициях критич. реализма. В пьесах "Бедный Яков" (1914) и "Любовь" (1916) показаны социальные отношения в полупатриархальной колониальной Якутии. Критику дореволюц. действительности Софронов углубил в советское время - драмы "Скупой без завещания", "Тина жизни" (1921). В пьесах "Споткн„шься - не исправишься" (1917) и "Игра жизни" (1918, новый вариант 1922) Софронов показал, как гибнут люди в мире наживы. Пьеса "Иваныч" (1925) свидетельствовала о постепенном переходе Софронова на позиции социалистич. реализма. Первые комедии для якутского т-ра написал Н. Д. Неустроев (1895- 1929). Он также обличал патриархально-феод. быт Якутии. В его комедиях "Злой дух", "Голова Сойка" показано усиление капитализма в Якутии. Принципы критич. реализма развивал в нач. своего творчества писатель А. А. Иванов (Кюндэ). Бурный рост театр. самодеятельности начался после установления Сов. власти в Якутии (15 дек. 1919). Драм. секция об-ва "Манчары" осуществила в 1919 пост. пьесы основоположника якутской сов. лит-ры П. А. Ойу некого "Волна жизни". В Вилюйске была пост. пьеса "Т„мная ночь" Иванова, показывающая героизм коммунистов в гражданской войне. В Якут-ске и Ол„кминске шла оперетта "Гайда, тройка" П. Н. Черных-Якутского, призывавшая на борьбу с белогвардейским генералом Пепеляевым. Драм. кружки ставили пьесы "Любовь", "Тина жизни" Софронова, "Злой дух", "Голова Сойка" Неустроева и др. В 1920 в Якутске был осн. Гос. нар. т-р - первый рус. проф. т-р края, оказавший большое влияние на развитие нац. театр. иск-ва. В 1925 бюро Якутского обкома партии вынесло постановление об организации при этом т-ре якутской нац. труппы из участников художеств. самодеятельности. В состав этой труппы вошли: Т. П. Местников, В. В. Местников, М. Е. Ф„дорова, А. Д. Неустроева, И. Д. Баланов, П. Г. Габышев, Н. И. Гоголев, Н. К. Кычкин, С. Д. Ф„доров и др. Режисс„ром был Д. Д. Болыпев. 17 окт. 1925 т-р открыл свой первый сезон пост. комедии "Злой дух" Неустроева. В следующем году труппа показала спектакль "Большевик Василий" Ойунского. Гл. место в репертуаре т-ра занимали небольшие агитац. пьесы: "Ура, победили!" С. Р. Ку-лачикова-Элляя, "Кто-кого" Иванова, "Светает" П. Тимофеева, "Сасыл-сысы" В. Чиряева, "Из тайги в алас" Я. Мекюрдянова. В 1926-27 в труппу вошли Д. К. Сивцев, П. И. Васильев, Н. И. Слепцов.Е. К. Гоголева, Г. Я. Варламов, Н. Н. Игнатьев, И. Н. Мартынов, директором т-ра стал Софронов. Т-р пост. пьесы Софронова "Девушка, выходящая замуж", "Споткн„шься - не исправишься", "Игра жизни" и др. Были пост. также "Тар" Неустроева,"В те годы" Иванова, "Таына" Г. Д. Бястинова и др. В 1930 осн. самостоятельный Якутский гос. театр-студия, директором к-рого назначили Т. П. Местни-кова. В 1931 т-ру предоставили отдельное помещение. В 1931 худ. рук. стал А. А. Глебов, гл. худ. - Г. М. Туралысов. В 1932 якуты были приняты в театр-студию и учебные заведения Москвы и Ленинграда. С 1933 гл. реж. т-ра-С. А. Григорьев. В 1934 в труппу вошли первые выпускники студии при т-ре: Д. Ф. Ходулов, П. М. Решетников, В. А. Саввин, М. Н. Жирков, П. С. Петрова, К. П. Туралысова. В 1936 труппу пополнили выпускники ГИТИСа М. В. Корнилова-Слепцова, М. Д. Слепцова, М. Н. Бе-лолюбская, Н. Д. Слепцов-Туобулахов, Н. Н. Харитонов, Г. П. Алексеев, И. Д. Извеков и др. В 30-е гг. Якут. т-р пост. ряд пьес нац. драматургов: "Красный шаман" (1930), "Захотели реб„нка" (1934), "Царский указ" (1936), "Туйаарыма Куо" (1937) Ойунского, "Кузнец Кюкюр" (1935), посв. коллективизации, "Дьулуруйар Ньюргун Боотур" (1940) Сивцева, "Братья" (1932) о борьбе якут. народа за Сов. власть, "Шаги" (1936) о колхозных комсомольцах, "Враги" (1937), "Семья Кирика" (1939) Ефремова, "От колонии к коммуне" (1931), "Разрыв сетей" (1933), "Человек" (1936) Н. Е. Мординова, "Селькор Сем„н" Слепцова (1939), "В золотой тайге" В. А. Протодьяконова (1940) о геологах Якутии. Осн. тема драматургии 30-х гг.-борьба за коллективизацию, укрепление колхозного строя, разоблачение классового врага. В 1942 Якут. т-р объединился с Рус. т-ром. В годы Отечеств, войны силами объедин„нного коллектива были созданы спектакли, показывающие фронтовую жизнь: "Партизан Морозов" Протодьяконова (1942), "Долг" Ефремова (1942); пост. историч. пьесы-"Сайса-ры" Сивцева (1943), "Из недавнего" Н. М. Заболоцкого-Чискана (1944); драмы в стихах (на фольклорном материале): "Красавица Едоян" К. Урастырова, "Сыгый Кырынаастыр" И. Избекова, "Лоокут и Нюргусун" Т. Сметанина (изд. в 1951). События минувшей войны отражали также первые послевоенные спектакли: "Родина" Н. Е. Мординова (1946), "В берлоге врага" Слепцова. Драматурги обращались к героич. событиям истории Якутии - драма "Манчары" Протодьяконова (1945), рисующая выступление якутской бедноты против феод. гн„та в 1-й пол. 19 в. В ряде спектаклей нашли отражение процессы, происходящие в колхозной деревне: "Городская девушка" Ефремова, "Золотое зерно" (1947), "Молодые сердца" (1955) Протодьяконова, пьесы И. И. Находкина, И. М. Гоголева и др. Борьбе передового со старым в колхозной жизни посв. одноактные пьесы Ефремова "Тихий берег" (1954), "Лэкиэс" (1957). Одноактные пьесы писали также Л.. Страницы: «« « 2712 2713 2714 2715 2716 2717 2718 2719 2720 2721 2722 2723 2724 2725 2726 2727 2728 2729 2730 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |