Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 » »» Огромное "значение придавал акт„р слову. Его сценич. речь отличалась неожиданностью интонаций, разнообразием, сменами мелодии речи. Трагедийный характер дарования акт„ра проявился в произв. Шекспира, в к-рых Ю. создал образы людей огромной воли и силы духа. Величественностью, монументальностью было проникнуто исполнение ролей Макбета (впервые йен. в 1890, в бенефис Федотовой; затем в сезоне 1895-96 и в 1914), Ричарда III (1897), Корполана (о. п., 1902), Шейлока. Высокая романтика соединялась в иск-ве Ю. с реализмом. Начиная с 90-х гг. он вс„ чаще обращается к комедийным, характерным ролям, проявляя новую грань своего дарования - юмор, ироничность. С блеском играл Ю. роли: Фигаро (1910), Репетилова ("Горе от ума", 1911), Болингброка ("Стакан воды" Скриба, 1915), Телятева ("Бешеные деньги" Островского, 1917; впервые исполнил эту роль в 1893), Монпишара ("Дамская война" Скриба, 1924), Фамусова (сезон 1917-18). В совр. Ю. репертуаре исполнил роли: Кайус Дюр ("Мастер" Бара, 1905), Тамерницын (в собств. пьесе "Вожди", 1909), Лидман ("Любовь - вс„" С„дерберга, 1910) и др. Среди его лучших работ также: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1883-84), Эгмонт (о. п. Г„те, 1,888), Мортимер ("Мария Стюарт", 1886), Яго (1888), Карло ван-дер-Ноот ("Граф де Ризоор" Сарду, 1892), Гамлет (1892-93); Отар-бег ("Измена" собств. соч., 1903), лорд Кавершам ("Идеальный муж" Уайльда, 1909) и др. После Октябрьской революции Ю. принимал активное участие в работе ТЕ О (Театр. отдела) Нарком" проса, Центротеатра и др. организаций, руководивших театр. иск-вом. Выступал с лекциями, писал статьи по вопросам т-ра (в журн. "Культура театра" и др.), пропагандируя реалистич. пск-во Малого т-ра и классич. драматургию. В эти годы им были созданы монументально-героич. образы: Глеб Миронович ("Посадник" А. К. Толстого, 1918), Ричард III (1920); Оливер Кромвель (о. п. Луначарского, 1921), король Август XIII ("Железная стена" Рынды-Алексеева, 1923). Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1900-01; то же, т. 1-4, М., 1909; Пьесы, М., 1961; Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, 2 изд., М., 1951. Лит.: Эфрос Н. Е., Александр Иванович Южин, М., 1922; А. И. Южин. Сб. статей, М., 1922; С а к у л и н П. Н., Театр А. И. Сумбатова-Южина, Берлин, 1927; Б е с к и н Э. М., А. И. Южин-Сумбатов, М.-Л., 1936; Филиппов В. А., Акт„р Южин, М.-Л., 1941; его же, Южин-Сумбатов, М.-Л., 1943; К н я з е в с к а я Т., А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. в кн.: Ежегодник Малого театра, 1955-1956 г., М., 1961. Ю.Д, ЮЖНАЯ ДРАМА (н а н ь с и, с и в э н ь) - одна из разновидностей кит. традиц. т-ра. Возникла в 12- нач. 13 вв. Первоначально была распространена в приморских районах юго-вост. Китая. К сер. 14 в. приобрела популярность по всей стране, получив при этом назв. чуанъцц. По форме Ю. д. и чуаньци почти идентичны; язык Ю. д. ближе к разговорному, в ней отсутствует деление на акты, ограничен набор мелодий. Была популярна в среде городских низов и крестьян и нередко выражала их оппозиционное отношение к господствующей феодальной идеологии. Сохранились три анонимные пьесы Ю. д.- "Чжан Се, победитель на экзаменах", "Ошибка в выборе жизненного пути" и "Мясник Сунь". Иногда к Ю. д. причисляют пьесу "История лютни" Гао Цзэ-чэна и др. пьесы сер. 14 в., обычно относимые к драмам чуаньци. Лит. (на кит. яз.): Цянь Нанья-ян, Сун Юань-сивэнь цзи-ши, Шанхай, 1956. В л. С. ЮЗЕЛЮНАС, Юлюс Александре [р. 7 (20).II. 1916] - литов. сов. композитор, педагог. Нар. арт. Лит. ССР (1966). Окончил в 1948 Каунасскую консерваторию (класс композиции Ю. М. Груодиса), в 1952 - аспирантуру при Ленингр. консерватории (рук. В. В. Волошинов). Автор балета "На берегу моря" (1953. Т-р оперы и балета Лит. ССР, Вильнюс) и оперы "Повстанцы" по мотивам одноим. романа В. Путинаса-Миколайтиса (соч. 1960). Вед„т педагогич. работу: с 1948 - в Каунасской, с 1952 -в Вильнюсской консерваториях (с 1957-доцент). Лит.: Б а наитие Ю., Литовская советская музыка, Вильнюс, 1953; Гаудримас Ю., Юлюс Юзелюнас и Эд-вардас Бальсис, в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956; А м б р а з а с А., Дорогой дерзаний, "Сов. музыка", 1964, Хс 8, с. 32-38. А. Ив. ЮЗОВСКИЙ, Иосиф Ильич (псевдоним-Ю. Юзов-ский) (18.XII.1902-15.ХП.1964)-сов. театр. и литературный критик, литературовед. Окончил ф-т обществ, наук Донского ун-та в Ростове-на-Дону (1924) и отделение истории иск-в Донского археологич. ин-та (1925). Лит. деятельность начал в 1925. С 1930 жил в Москве. Начиная с 30-х гг. преимущественно выступает как критик. Работы Ю. посв. проблемам совр. сов. т-ра (статьи о режиссуре Вс. Э. Мейерхольда, Н. П. Охлопкова, А. Я. Таирова, Вл. И. Немиро-вича-Данченко, К. С. Станиславского, о драматургии М. Горького, Н. Ф. Погодина и др.). Ю. писал о драма-тич. т-ре, балете, опере, музыке, оперетте, о цирке, эстраде, живописи и др. Глубокое понимание существа проблем совр. т-ра, умение выразить мысль в живой, изящной пластич. лит. форме отличало работы Ю.; в них воссоздаются облик спектакля и актерские образы. Значительное место в творчестве Ю. занимает исследование горьковской драматургии. В 1946-48-ст. науч. сотрудник Ин-та мировой лит-ры. Ю. принадлежат переводы пьес с польского: "Такие времена" Юрандота; с нем.: "Добрый человек из Сезуана" Брехта; с чеш.: "Гость из ночи" Ашке-нази и др. Соч.: Вопросы социалистической драматургии, М., 1934;. Спектакли и пьесы, М., 1935; Горький на сцене МХАТ, М.-Л., 1939 (пер. на англ. яз. и издана в США в 1940); Драматургия Горького, т. 1. М.-Л., 1940; Образ и эпоха, М., 1947; М.Горький и его драматургия, М., 1959; Прага (на чеш. яз.), 1963; Мы с Наташей плыв„м по Волге, М., 1962; Зачем люди ходят в театр.., М., 1964; Советские акт„ры в горьковскпх ролях, М., 1964; Разговор затянулся за полночь, М., 1966. ЮКНА, Стяпас Казио (р. 2.IX.1910) - лптов. сов. акт„р. Засл. арт. Лит. ССР (1954). В 1931 окончил драм. студию. В 1931-40 работал в Шяуляйском, Клайпедском и Каунасском т-рах. С 1940 - артист Т-ра драмы Лит. ССР (Вильнюс). Роли: Эдгар ("Король Л'ир"), Мортимер ("Мария Стюарт"), Фердинанд; Герт ("Гибель "Надежды"" Хейерманса), Гаев ("Вишн„вый сад"), Яков Бардин ("Враги"), Бретт ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо), Диджкус ("Правда кузнеца Игнота-са" Гудайтпса-Гузявичуса), Дзержинский и Забелин Страницы: «« « 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 2714 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |