Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2696   2697   2698   2699   2700   2701   2702   2703   2704  2705   2706   2707   2708   2709   2710   2711   2712   2713   2714  » »»

Огромное "значение придавал акт„р слову.  Его  сценич.  речь  отличалась
неожиданностью   интонаций,   разнообразием,   сменами   мелодии   речи.
Трагедийный характер дарования акт„ра проявился в  произв.  Шекспира,  в
к-рых  Ю.   создал   образы   людей   огромной   воли   и   силы   духа.
Величественностью, монументальностью было  проникнуто  исполнение  ролей
Макбета (впервые йен. в  1890,  в  бенефис  Федотовой;  затем  в  сезоне
1895-96 и в 1914), Ричарда III (1897), Корполана (о. п., 1902), Шейлока.
Высокая романтика соединялась в иск-ве Ю. с реализмом.  Начиная  с  90-х
гг. он вс„ чаще обращается к  комедийным,  характерным  ролям,  проявляя
новую грань своего дарования - юмор, ироничность.  С  блеском  играл  Ю.
роли: Фигаро (1910),  Репетилова  ("Горе  от  ума",  1911),  Болингброка
("Стакан воды" Скриба, 1915), Телятева  ("Бешеные  деньги"  Островского,
1917; впервые исполнил эту роль  в  1893),  Монпишара  ("Дамская  война"
Скриба, 1924), Фамусова (сезон 1917-18).
   В совр. Ю. репертуаре исполнил роли: Кайус Дюр ("Мастер" Бара, 1905),
Тамерницын (в собств. пьесе  "Вожди",  1909),  Лидман  ("Любовь  -  вс„"
С„дерберга, 1910) и др. Среди его лучших работ также: Уриэль Акоста  (о.
п. Гуцкова, 1883-84), Эгмонт  (о.  п.  Г„те,  1,888),  Мортимер  ("Мария
Стюарт", 1886), Яго (1888), Карло ван-дер-Ноот ("Граф де Ризоор"  Сарду,
1892), Гамлет (1892-93); Отар-бег ("Измена" собств.  соч.,  1903),  лорд
Кавершам ("Идеальный муж" Уайльда, 1909) и др.
   После Октябрьской революции Ю. принимал активное участие в работе  ТЕ
О  (Театр.  отдела)  Нарком"  проса,  Центротеатра  и  др.  организаций,
руководивших театр.  иск-вом.  Выступал  с  лекциями,  писал  статьи  по
вопросам  т-ра  (в  журн.  "Культура  театра"  и   др.),   пропагандируя
реалистич. пск-во Малого т-ра и классич. драматургию. В эти годы им были
созданы монументально-героич. образы: Глеб Миронович ("Посадник"  А.  К.
Толстого, 1918), Ричард III
   (1920); Оливер Кромвель (о. п.  Луначарского,  1921),  король  Август
XIII ("Железная стена" Рынды-Алексеева, 1923).
   Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1900-01; то же, т. 1-4, М., 1909;
Пьесы, М., 1961; Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, М.-Л.,  1941,  2
изд., М., 1951.
   Лит.: Эфрос Н. Е., Александр Иванович Южин, М., 1922; А. И. Южин. Сб.
статей, М., 1922; С а к у л и н П.  Н.,  Театр  А.  И.  Сумбатова-Южина,
Берлин, 1927; Б е с к и н Э.  М.,  А.  И.  Южин-Сумбатов,  М.-Л.,  1936;
Филиппов В. А., Акт„р Южин, М.-Л., 1941; его же,  Южин-Сумбатов,  М.-Л.,
1943; К н я з е в с к а я Т., А.  И.  Южин-Сумбатов  и  советский  Малый
театр. в кн.: Ежегодник Малого театра, 1955-1956 г., М., 1961. Ю.Д,
   ЮЖНАЯ ДРАМА (н а н ь с и, с и в э н ь) - одна из разновидностей  кит.
традиц.  т-ра.  Возникла  в  12-  нач.   13   вв.   Первоначально   была
распространена в приморских  районах  юго-вост.  Китая.  К  сер.  14  в.
приобрела популярность по всей стране, получив при этом  назв.  чуанъцц.
По  форме  Ю.  д.  и  чуаньци  почти  идентичны;  язык  Ю.  д.  ближе  к
разговорному,  в  ней  отсутствует  деление  на  акты,  ограничен  набор
мелодий. Была популярна в среде городских низов  и  крестьян  и  нередко
выражала  их  оппозиционное  отношение   к   господствующей   феодальной
идеологии. Сохранились три анонимные пьесы Ю. д.- "Чжан  Се,  победитель
на экзаменах", "Ошибка в выборе жизненного пути" и "Мясник Сунь". Иногда
к Ю. д. причисляют пьесу "История лютни" Гао Цзэ-чэна и др.  пьесы  сер.
14 в., обычно относимые к драмам чуаньци.
   Лит. (на кит. яз.): Цянь Нанья-ян, Сун  Юань-сивэнь  цзи-ши,  Шанхай,
1956. В л. С.
   ЮЗЕЛЮНАС,  Юлюс  Александре  [р.  7  (20).II.  1916]  -  литов.  сов.
композитор,  педагог.  Нар.  арт.  Лит.  ССР  (1966).  Окончил  в   1948
Каунасскую консерваторию (класс композиции Ю. М.  Груодиса),  в  1952  -
аспирантуру при Ленингр. консерватории (рук.  В.  В.  Волошинов).  Автор
балета "На берегу моря" (1953. Т-р оперы и балета Лит. ССР,  Вильнюс)  и
оперы "Повстанцы" по  мотивам  одноим.  романа  В.  Путинаса-Миколайтиса
(соч. 1960). Вед„т педагогич. работу: с 1948 - в Каунасской, с  1952  -в
Вильнюсской консерваториях (с 1957-доцент).
   Лит.: Б а наитие  Ю.,  Литовская  советская  музыка,  Вильнюс,  1953;
Гаудримас Ю., Юлюс  Юзелюнас  и  Эд-вардас  Бальсис,  в  сб.:  Советская
музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956; А м  б  р  а  з  а  с  А.,
Дорогой дерзаний, "Сов. музыка", 1964, Хс 8, с. 32-38. А. Ив.
   ЮЗОВСКИЙ,      Иосиф       Ильич       (псевдоним-Ю.       Юзов-ский)
(18.XII.1902-15.ХП.1964)-сов.    театр.    и    литературный     критик,
литературовед.   Окончил   ф-т   обществ,   наук   Донского   ун-та    в
Ростове-на-Дону (1924) и отделение истории  иск-в  Донского  археологич.
ин-та (1925). Лит. деятельность начал в  1925.  С  1930  жил  в  Москве.
Начиная с 30-х гг. преимущественно выступает как критик. Работы Ю. посв.
проблемам совр. сов. т-ра (статьи о режиссуре Вс. Э. Мейерхольда, Н.  П.
Охлопкова,  А.  Я.  Таирова,  Вл.   И.   Немиро-вича-Данченко,   К.   С.
Станиславского, о драматургии М. Горького, Н. Ф.  Погодина  и  др.).  Ю.
писал о драма-тич. т-ре,  балете,  опере,  музыке,  оперетте,  о  цирке,
эстраде, живописи и др.
   Глубокое понимание существа проблем совр. т-ра, умение выразить мысль
в  живой,  изящной  пластич.  лит.  форме  отличало  работы  Ю.;  в  них
воссоздаются облик спектакля и актерские образы.  Значительное  место  в
творчестве Ю. занимает исследование горьковской драматургии.
   В 1946-48-ст. науч. сотрудник Ин-та мировой  лит-ры.  Ю.  принадлежат
переводы пьес с польского:
   "Такие времена" Юрандота; с нем.: "Добрый человек из Сезуана" Брехта;
с чеш.: "Гость из ночи" Ашке-нази и др.
   Соч.: Вопросы социалистической драматургии, М.,  1934;.  Спектакли  и
пьесы, М., 1935; Горький на сцене МХАТ, М.-Л., 1939 (пер. на англ. яз. и
издана в США в 1940);
   Драматургия Горького, т. 1. М.-Л., 1940; Образ  и  эпоха,  М.,  1947;
М.Горький и его драматургия, М., 1959; Прага (на чеш. яз.), 1963;  Мы  с
Наташей плыв„м по Волге, М., 1962; Зачем люди ходят в театр.., М., 1964;
Советские акт„ры в горьковскпх ролях, М., 1964;  Разговор  затянулся  за
полночь, М., 1966.
   ЮКНА, Стяпас Казио (р. 2.IX.1910) - лптов.  сов.  акт„р.  Засл.  арт.
Лит. ССР (1954). В 1931  окончил  драм.  студию.  В  1931-40  работал  в
Шяуляйском, Клайпедском и Каунасском т-рах. С 1940 - артист  Т-ра  драмы
Лит. ССР (Вильнюс).
   Роли: Эдгар ("Король Л'ир"), Мортимер  ("Мария  Стюарт"),  Фердинанд;
Герт ("Гибель "Надежды"" Хейерманса), Гаев ("Вишн„вый сад"), Яков Бардин
("Враги"), Бретт ("Глубокие  корни"  Гоу  и  Д'Юссо),  Диджкус  ("Правда
кузнеца  Игнота-са"   Гудайтпса-Гузявичуса),   Дзержинский   и   Забелин

Страницы: «« « 2696   2697   2698   2699   2700   2701   2702   2703   2704  2705   2706   2707   2708   2709   2710   2711   2712   2713   2714  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия