Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 » »» режисс„ры - Г. Губиев, А. Магкаев. В 1936-39 были пост. пьесы: "Платон Кречет" (1936), "На дне (1937); "Две сестры" ‚. Бритаева (1938), "Дуня" К. Хетагурова (1939), "Арсеш Шаншиашвили (1939) и др. В 1939 цхпнвальскому т-ру присвоено имя Коста Хе-тагурова. В 1940 в Тбилиси состоялся показ юго-осет. театр. иск-ва. Были показаны спектакли: "Огонь" Бердзенишвнли, "Дуня" Хетагурова и "Пастуший хутор" Шавлохова. В 1941 в коллектив т-ра вступили молодые осет. акт„ры, окончившие Ленингр. театр. ин-т. В репертуар т-ра вошли выпускные стектакли этой группы: "бтелло", "Последние", "Гроза", "Слуга двух господ". К режисс„рской работе обратились выпускники ин-та 3. Чабиева и Г. Кабпсов. В годы войны были осуществлены пост.: "Бойцы родины" А. Магкаева (1942), "Русские люди" (1943); "Скала героя" Г. Гулия (1946) и др. В 50-е гг. в содружестве с местными драматургами поставлены спектакли: "Непокор„нный народ" В. Гаг-лоева (1952), "Илико" Д. Джиоева (1953), "Залина" В. Гаглоева (1956) и др. Были пост. также пьесы драматургов Сев. Осетии: "Женихи" А. Токаева (1951), "Песня Софьи" Р. Хубецовой и Г. Хугаева и др. В начале 1957 в Тбилиси состоялась декада юго-осет. иск-ва и лпт-ры. В нач. 1960 Юго-Осет. т-р пополнился новыми акт„рами, окончившими Школу-студию МХАТ. В эти годы были пост. спектакли: "Кремл„вские куранты" (1960), "Гамлет" (1962); "Хаз-би Е. Бритаева (1963, возобн.), "Сердце матери" С. Кайтова (1965). Большой вклад в развитие Юго-Осет. т-ра внесли: нар. арт. Груз. ССР С. Джатиева, Н. Чабиева, Д. Ма-миев, 3. Гаглоева; засл. арт. Груз. ССР С. Газзаев, В. Цховребов, В. Гаглоев, С. Маргиев, Т. Таугазов и др. Режисс„ры т-ра: засл. деят. иск-в Груз. ССР В. Кайров, Г. Кабисов. Лит.: Ц а б а е в В., Юго-Осетинский государственный театр им. К. Хетагурова, [Цхинвали], 1957. Вас. Ц. ЮГОСЛАВСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В 1918, после образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия), правительство стало проводить реакц. политику, направленную на подавление прогрессивных сил страны. В 20-е гг., в обстановке острой идейной и классовой борьбы, происходило становление нац. драматургии. Складывалась революционная пролетарская драматургия, создаваемая молодым поколением югосл. писателей. В произведениях одного из ведущих драматургов этого направления - хорватского писателя М. Крлежи, получил выражение протест против войны и капитализма: "Галиция" (в 1920 была запрещена, затем шла в переработке под назв. "В лагере"), "Вучьяк" (1923). В драме "Голгофа" (1922) драматург пытался рассказать о рабочем движении. Новая драматургия испытывала воздействие экспрессионизма. В словенской драматургии этих лет проявились мистицизм, склонность к изображению патологич. явлений человеч. психики. Обращаясь к темам войны (С. Майцен - "Касия", 1919), революционного движения (А. Лесковец - "Юрий Плевнар", 1927; М. Ярц - "Вергерий", 1932), драматурги трактовали их в от-влеч„нно-этич. аспекте. В пьесах на сюжеты из жизни крестьян сказались натуралнстич. тенденции (Ф. Фпнжгар - "Развалина жизни", А. Новачан -"Ве-лея", обе в 1921). В хорватской драматургии отч„тливо проявлялись модернистские тенденции. Пьесы М. Беговича ("Авантюрист у дверей", 1926; "Без третьего", 1931, и др.), обладавшие формальными достоинствами, были далеки от общественной проблематики. В конце 20-х гг. под влиянием рабочего и антифашистского движения появились реалистич. пьесы прогрессивных югослав, драматургов. В 30-х гг. усилилось внимание к социальным проблемам. В эти годы сербский драматург Б. Нушич вновь обратился к комедийному жанру и написал свои лучшие сатирич. комедии: "Госпожа министерша" (1929), "Покойник" (1937) и др. Крлежа создал цикл реалистич. пьес, в т. ч. "Господа Глембаевы". Драматург показал разложение, антпгуманизм капиталистич. общества. Драматургии Крлежи близко творчество М. Фельдмана, его пьесы посв. острой социальной проблематике. Разоблачая австро-венг. военщину ("Заяц", 1932), ложный патриотизм ("В тылу", 1939), Фельдман по-новому, реалистически решал антивоенную тему, призывая к борьбе за мир. Новые тенденции последовательно развивал в своем творчестве словенский драматург Б. Крефт. Его историч. пьеса "Великий бунт" (1936) - крупнейшее произв. югосл. драматургии 30-х гг. Социальным темам посв. драма И. Краньца "Директор Чампа" (1935), обличающая бюрократизм, семейная драма И. Брнчнча "В четыр„х стенах" (1936). В словенской комедии преобладали фарсовые и сатирич. гротесковые пьесы ("Происшествие в городе Гога С. Грума, 1931, и др.). В хорватской и сербской комедиографии получила распространение легковесная комедия (Л. Бобич и др.). В послевоенные годы значит, успехов достигла драматургия на македонском яз.; еще в сер. 19 и нач. 20 вв. были созданы дидактич. пьесы И. Хаджи Константинова-Джина и историч. драмы ("Македонская кровавая свадьба" Чернодрпмского, 1900, и др.). Получила развитие т. н. нар. пьеса ("Беженка" Ил„ского, 1927, "Антица" Крле, 1939) и комедия ("Человек наступил" Ил„ского, 1937). Сочный нар. яз., широкое использование фольклора, обаятельные образы простых людей определили популярность этих пьес. В конце 30-х гг. в македонской драматургии усилились социальные мотивы. В пьесах "Барышники" (пост. 1938) и "Миллион мучеников" (пост. 1940) Крле показана жизнь мелких торговцев и ремесленников, угнет„нных капиталистич. законами. Во время 2-й мировой войны традиции прогрессивной югосл. драматургии продолжили писатели, участвовавшие в нар.-освободит, движении: в Словении - М. Бор ("Трудный час"), в Сербии - Б. Чо-пич ("Новые женщины"), в Хорватии - Ш. Шпмато-вич ("Победа не мрамор"), в Македонии - Дж. Ма-лески ("Человек с пятью именами") и др. Их пьесы (чаще всего одноактные) посвящены освободит, борьбе и нар. революции. В первое послевоенное десятилетие в Словении создавались пьесы о нар.-освободит. борьбе, о партизанах: "Оборванцы" Бора (1946), "Огонь и пепел" Пуц (1949) и др. Выступали драматурги: в Хорватии - М. Божич ("Отступление", 1949), в Сербии - Ч. Миндерович ("Расцвела ежевика", 1950), в Македонии-В. Ил„ский ("Сын и отец", 1955). Тема социалйстич. строительства получила отражение в драме О. Бихали-Мерина "Литейная" (1949). Утверждению социализма в словенской деревне посв. трилогия И. Потрча о семействе Крефлов (драма "Имение Крефлов", 1937, показывает тяж„лую жизнь сельской бедноты до установления нар. республики; пьеса "Лацко и Крефлы", 1948, отражает участие крестьян в нар.-освободит. Страницы: «« « 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |