Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2690   2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698  2699   2700   2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707   2708  » »»

режисс„ры - Г. Губиев, А. Магкаев. В 1936-39 были пост.  пьесы:  "Платон
Кречет" (1936), "На дне (1937);
   "Две сестры" ‚. Бритаева (1938), "Дуня" К. Хетагурова (1939),  "Арсеш
Шаншиашвили (1939) и др. В 1939 цхпнвальскому т-ру присвоено  имя  Коста
Хе-тагурова. В 1940 в Тбилиси состоялся показ юго-осет.  театр.  иск-ва.
Были показаны спектакли:  "Огонь"  Бердзенишвнли,  "Дуня"  Хетагурова  и
"Пастуший хутор" Шавлохова.
   В 1941 в коллектив т-ра вступили  молодые  осет.  акт„ры,  окончившие
Ленингр. театр. ин-т. В репертуар т-ра вошли  выпускные  стектакли  этой
группы:
   "бтелло", "Последние", "Гроза", "Слуга двух господ".  К  режисс„рской
работе обратились выпускники ин-та 3. Чабиева и Г. Кабпсов. В годы войны
были осуществлены пост.: "Бойцы родины"  А.  Магкаева  (1942),  "Русские
люди" (1943); "Скала героя" Г. Гулия (1946) и др.   В  50-е  гг.  в  содружестве  с  местными   драматургами   поставлены
спектакли: "Непокор„нный народ" В. Гаг-лоева (1952), "Илико" Д.  Джиоева
(1953), "Залина" В.  Гаглоева  (1956)  и  др.  Были  пост.  также  пьесы
драматургов Сев. Осетии: "Женихи" А. Токаева (1951),  "Песня  Софьи"  Р.
Хубецовой и Г. Хугаева и др.
   В начале 1957 в Тбилиси состоялась декада юго-осет. иск-ва и  лпт-ры.
В нач.  1960  Юго-Осет.  т-р  пополнился  новыми  акт„рами,  окончившими
Школу-студию МХАТ. В эти годы были пост. спектакли:
   "Кремл„вские куранты" (1960), "Гамлет" (1962);  "Хаз-би  Е.  Бритаева
(1963, возобн.), "Сердце матери" С. Кайтова (1965).
   Большой вклад в развитие Юго-Осет. т-ра внесли: нар. арт.  Груз.  ССР
С. Джатиева, Н. Чабиева, Д. Ма-миев, 3. Гаглоева; засл. арт.  Груз.  ССР
С. Газзаев, В. Цховребов, В. Гаглоев, С.  Маргиев,  Т.  Таугазов  и  др.
Режисс„ры т-ра: засл. деят. иск-в Груз. ССР В. Кайров, Г. Кабисов.
   Лит.: Ц а б а е в В., Юго-Осетинский  государственный  театр  им.  К.
Хетагурова, [Цхинвали], 1957. Вас. Ц.
   ЮГОСЛАВСКАЯ  ДРАМАТУРГИЯ.  В  1918,  после  образования   Королевства
сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия),  правительство  стало
проводить реакц. политику, направленную на подавление прогрессивных  сил
страны. В 20-е гг., в обстановке  острой  идейной  и  классовой  борьбы,
происходило становление  нац.  драматургии.  Складывалась  революционная
пролетарская  драматургия,   создаваемая   молодым   поколением   югосл.
писателей.  В  произведениях  одного  из   ведущих   драматургов   этого
направления - хорватского писателя М. Крлежи, получил выражение  протест
против войны и капитализма:
   "Галиция" (в 1920 была запрещена, затем шла в переработке  под  назв.
"В лагере"), "Вучьяк" (1923). В драме "Голгофа" (1922) драматург пытался
рассказать о рабочем движении. Новая драматургия испытывала  воздействие
экспрессионизма.
   В словенской драматургии этих лет проявились мистицизм, склонность  к
изображению патологич. явлений человеч. психики. Обращаясь к темам войны
(С. Майцен - "Касия", 1919),  революционного  движения  (А.  Лесковец  -
"Юрий Плевнар", 1927; М. Ярц - "Вергерий", 1932), драматурги  трактовали
их в от-влеч„нно-этич. аспекте. В пьесах на  сюжеты  из  жизни  крестьян
сказались натуралнстич. тенденции (Ф. Фпнжгар -  "Развалина  жизни",  А.
Новачан -"Ве-лея", обе  в  1921).  В  хорватской  драматургии  отч„тливо
проявлялись модернистские тенденции. Пьесы М.  Беговича  ("Авантюрист  у
дверей", 1926; "Без третьего",  1931,  и  др.),  обладавшие  формальными
достоинствами, были далеки от общественной проблематики.
   В конце 20-х гг. под влиянием  рабочего  и  антифашистского  движения
появились реалистич. пьесы прогрессивных югослав,  драматургов.  В  30-х
гг. усилилось внимание к  социальным  проблемам.  В  эти  годы  сербский
драматург Б. Нушич вновь обратился к комедийному жанру  и  написал  свои
лучшие сатирич. комедии: "Госпожа министерша" (1929), "Покойник"  (1937)
и др. Крлежа создал цикл реалистич. пьес, в т. ч.  "Господа  Глембаевы".
Драматург  показал  разложение,  антпгуманизм  капиталистич.   общества.
Драматургии Крлежи близко  творчество  М.  Фельдмана,  его  пьесы  посв.
острой  социальной  проблематике.   Разоблачая   австро-венг.   военщину
("Заяц", 1932), ложный патриотизм ("В тылу", 1939), Фельдман  по-новому,
реалистически решал антивоенную тему, призывая к борьбе за мир.
   Новые  тенденции  последовательно   развивал   в   своем   творчестве
словенский драматург Б. Крефт. Его историч. пьеса "Великий бунт"  (1936)
- крупнейшее произв. югосл. драматургии 30-х гг. Социальным темам  посв.
драма  И.  Краньца  "Директор  Чампа"  (1935),  обличающая  бюрократизм,
семейная драма И.  Брнчнча  "В  четыр„х  стенах"  (1936).  В  словенской
комедии преобладали фарсовые и сатирич. гротесковые пьесы ("Происшествие
в  городе  Гога  С.  Грума,  1931,  и  др.).  В  хорватской  и  сербской
комедиографии получила распространение легковесная комедия (Л.  Бобич  и
др.).
   В  послевоенные  годы  значит,  успехов   достигла   драматургия   на
македонском яз.; еще в сер. 19 и нач.  20  вв.  были  созданы  дидактич.
пьесы  И.  Хаджи  Константинова-Джина  и  историч.  драмы  ("Македонская
кровавая свадьба" Чернодрпмского, 1900, и др.). Получила развитие т.  н.
нар. пьеса ("Беженка" Ил„ского, 1927, "Антица"  Крле,  1939)  и  комедия
("Человек  наступил"  Ил„ского,  1937).   Сочный   нар.   яз.,   широкое
использование фольклора, обаятельные  образы  простых  людей  определили
популярность этих пьес. В  конце  30-х  гг.  в  македонской  драматургии
усилились  социальные  мотивы.  В  пьесах  "Барышники"  (пост.  1938)  и
"Миллион мучеников" (пост. 1940) Крле показана жизнь мелких торговцев  и
ремесленников, угнет„нных капиталистич. законами.
   Во время 2-й мировой войны традиции прогрессивной югосл.  драматургии
продолжили  писатели,  участвовавшие  в  нар.-освободит,   движении:   в
Словении - М.  Бор  ("Трудный  час"),  в  Сербии  -  Б.  Чо-пич  ("Новые
женщины"), в Хорватии - Ш. Шпмато-вич ("Победа не мрамор"), в  Македонии
- Дж. Ма-лески ("Человек с пятью именами") и др. Их  пьесы  (чаще  всего
одноактные) посвящены освободит,  борьбе  и  нар.  революции.  В  первое
послевоенное десятилетие в Словении создавались пьесы о  нар.-освободит.
борьбе, о партизанах: "Оборванцы"  Бора  (1946),  "Огонь  и  пепел"  Пуц
(1949) и др. Выступали драматурги: в Хорватии - М. Божич ("Отступление",
1949),  в  Сербии  -  Ч.  Миндерович  ("Расцвела  ежевика",   1950),   в
Македонии-В.  Ил„ский  ("Сын   и   отец",   1955).   Тема   социалйстич.
строительства получила отражение в  драме  О.  Бихали-Мерина  "Литейная"
(1949). Утверждению социализма в словенской деревне  посв.  трилогия  И.
Потрча о семействе Крефлов (драма  "Имение  Крефлов",  1937,  показывает
тяж„лую жизнь сельской бедноты до установления  нар.  республики;  пьеса
"Лацко и Крефлы", 1948,  отражает  участие  крестьян  в  нар.-освободит.

Страницы: «« « 2690   2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698  2699   2700   2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707   2708  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия