|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 » »» др.), сербских драматургов ("Скупой, или Кир-Яня" Стерии-Поповича,
"Депутат" Нушича). В 1928 этот коллектив объединился с т-ром в Сплите и
образовал Национальный т-р Западных областей (в 1935 т-ры вновь
разделились). В 1931 возобновил работу постоянный проф. т-р в Цетинье,
называвшийся Национальным т-ром Зетской бановины. В 1919-41 в Скопле
работал Сербский Национальный т-р, расцвет деятельности к-рого относился
к 30-м гг. (спектакли шли на македонском яз.). В это время были
поставлены "Беженка" (под назв. "Ленче Кумановче") и "Человек наступил"
(под назв. "Чор-баджий Теодос" или "Школьные проделки") Ил„с-кого,
"Деньги - это убийство" Крле (1938). В городах Македонии существовали
также любительские театр. коллективы (рабочие и студенческие).
Во время 2-й мировой войны большинство югосл. т-ров закрылось. При
партизанских объединениях были организованы труппы, состоявшие из
акт„ров-профессионалов и любителей. Они ставили небольшие пьесы о
нар.-освободит, борьбе, стихи, инсценировки, пантомимы. Ставились также
пьесы Гоголя, Нушича, Стерии-Поповича.
Сразу же после освобождения от фашистских оккупантов в стране (1945)
началось восстановление т-ров. В 1944-45 работали Нац. т-р в Белграде,
т-ры в Хорватии, Словении, Сербии, ставившие преим. нац. классику.
Идея сближения нац. культур Югославии нашла отражение в создании в
1948 Югославского драматического теятря(Белград),в к-рый вошли ведущие
мастера разл. нац. т-ров: А. Паранос и М. Ступица, М. Црнобори,
С. Север, Р. Ферари, М. Айваз; художник М. Шер-бан, супруги Танхофер,
режисс„р Б. Ступица и др. Т-р стремится ставить прогрессивную
драматургию. Были пост. спектакли: "Бабьи сплетни" Гольдони (1948),
"Дядя Маройе" Држича (1949, реж. Ступица), "Патриоты" Стерни-Поповича
(1949), "Егор Булычев и другие" (1951, реж. М. Милошевич), "Откровение"
по роману Д. Чосича "Раздел" (1961, реж. М. Бело-вич). Т-р дважды
гастролировал в СССР (1956 и 1965).
В 50-е гг. театр. иск-во приобрело широкую популярность. Открыты
новые т-ры, к-рые ставят препм. совр. драматургию. В Югославском драм.
т-ре были пост. пьесы сербских драматургов: "Расцвела ежевика"
Миндеровича (1950), "Наследство" по роману Д Чосича "Корни" (1956),
"Приключения Николе-тины Бурсача" Чоппча (1957), а также произведения
совр. зап.-европ. авторов: "Смерть коммивояж„ра" Миллера (1951), "Бал
воров" Ануя (1952). В т-ре работали режисс„ры М. Дедич, П. Динулович, С.
Йовановпч; акт„ры Э. Маркович, Л. Тадич; актрисы О. Маркович, Е. Микулич
и др. В своих пост. т-р широко использует совр. средства сценич.
выразительности (кино н др.).
В Хорватии работает Загребский драматич. т-р, к-рый был осн. в 1953
группой акт„ров Хорватского Нац. т-ра. Здесь пост.: комедия "Своего тела
господин" Колара (1956), "Качели на плакучей иве" (1957) и "Ш„лковые
туфельки" (1958) Божича, "Ярмарка снов" Матковича (1958).
В 1956 в Югославии созданы экспериментальные т-ры: Камерная сцена
Хорватского Нац. т-ра, Экспериментальный т-р в Любляне, "Ателье 212" в
Белграде. Значит, место в репертуаре этих т-ров занимает переводная
драматургия (Э. Ионеско, С. Бек-кет) и совр. югосл. драматургия,
отмеченная модернистскими тенденциями. Т-р "Ателье 212" работает по
принципам европ. бурж. т-ров (труппа набирается для каждой постановки
заново). Среди др. т-ров страны: т-р "Комедия" (Загреб, 1950),
"Современный" (Белград, 1959), "Вес„лый т-р "Бен-Акиба1'" (Нови-Сад,
1960). Существуют также кукольные, детские и юношеские т-ры.
После 1945 получило развитие театр. иск-во ранее отсталых областей.
Нац. т-ры открыты в Сараево, Цетннье, в Скопле (Македонский Нац. т-р).
Постоянные проф. т-ры возникли во мн. крупных городах Югославии (Риека,
Сплит, Пула, Крагуевац, Зеница, Мостар, Битоль и др.). Созданы т-ры нац.
меньшинств (албанская и тур. труппы при Македонском Нац. т-ре,
Венгерский Нац. т-р в Суботпце).
Большое место в театр. жизни страны занимают фестивали: с 1950
ежегодно проводится театр.-муз. фестиваль - Дубровннцкпе летние игры (в
Дубровнике), во время к-рого на открытых площадках разыгрываются пьесы
дубровницкой драматургии 16- 17 вв., пьесы Шекспира, П. Корнеля, К.
Гольдони, В. Г„те. С 1956 в Нови-Саде также ежегодно проводится театр.
фестиваль имени И. Стерии-Поповича ("Стерийно позориште"), на к-ром
проф. театр. коллективы страны выступают с пост. совр. отечеств.
драматургии.
В 1946 в Нови-Саде осн. Союз любительских т-ров. Среди высших театр.
учебных заведений Югославии - академии театр. иск-ва в Белграде
(организована в 1948), Загребе (организована в 1950), Любляне
(организована в 1945).
Лит.: Београдско драмско позориште. Пет година рада (1949-1954),
Београд, 1954; Jugoslovensko dramsko pozoriste, Beograd. Pet godina rada
(1948-1953), Beograd, 1953;
Linhartovo izrocilo, Ljubljana, 1957; The Theatre in Jugoslavia,
Beograd, 1 955.
См. также лит. при ст. Сербский театр и драматургия и Хорватский
театр и драматургия.
Музыкальный театр. Опера и оперетта. В 1920 начала работу постоянная
оперная труппа
Нац. т-ра в Белграде, директором к-рой в 1924-35 был С. Хрпстич. В
1920-41 в труппе работали дириж„ры - К. Баранович (1927-29 и с 1946), И.
Бре-зовшек, П. Милошевич, Л. Матачич; солисты - Е. Пинтерович, М.
Йованович, Б. Хаджич, М. Буга-ринович, И. Рнявец, 3. Гюнгенац. В т-ре
ставились произв. класспч. оперного репертуара, сербские оперы: "На
заре" Бинички (1923), "Покрывало вилы" Коньовича (1924), "Сумерки"
Хрпстича (1925), "Тиран" Крстича (1927), "Зетский князь" (1929) н
"Коштана" (1931) Коньовича, "Джурадж Бранкович" Наста-спевича (1940),
произведения хорватских композиторов - "Хасанагинпца" Шафранек-Кавича
(1934), "Танцует Дорпца" Одака (1935), "Эро с того света" Готоваца
(1937), "Никола Шубич-Зринский" Зайца (1939).
После окончания 2-й мировой войны оперная труппа Нац. т-ра в Белграде
возобновила свою работу (1945) под рук. О. Данона; дириж„ры-К.
Баранович, П. Милошевич, Д. Миладинович и др.; солисты - 3. Гюнгенац, М.
Бугаринович, 3. Зикова, И. Рпявец, Н. Цвейич, Ж. Цвейич, А. Маринкович,
из молодых исполнителей-А/. Чангалович, Б. Цвейич, М. Миладиновпч, Р.
Бакочевич, Д. Старц, Д. Попович. Труппа ставила нац. оперы: "Коштана"
(1950), "Зетский князь" (1946), "Крестьяне" (1952) Коньовича, "Сумерки"
Хрп-стпча (1954), "Эро с того света" Готоваца (1949), "Невеста из
Цетинграда" Барановича (1951), "Неграмотная" Лхотки-Калинского (1954),
"Тыква, возомнившая себя чашей" Логара (1956), "Горный венок" Гер-цигонп
Страницы: «« « 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |