Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2693   2694   2695   2696   2697   2698   2699   2700   2701  2702   2703   2704   2705   2706   2707   2708   2709   2710   2711  » »»

др.),  сербских  драматургов  ("Скупой,  или  Кир-Яня"  Стерии-Поповича,
"Депутат" Нушича). В 1928 этот коллектив объединился с т-ром в Сплите  и
образовал  Национальный  т-р  Западных  областей  (в  1935  т-ры   вновь
разделились). В 1931 возобновил работу постоянный проф. т-р  в  Цетинье,
называвшийся Национальным т-ром Зетской бановины.  В  1919-41  в  Скопле
работал Сербский Национальный т-р, расцвет деятельности к-рого относился
к 30-м гг.  (спектакли  шли  на  македонском  яз.).  В  это  время  были
поставлены "Беженка" (под назв. "Ленче Кумановче") и "Человек  наступил"
(под назв.  "Чор-баджий  Теодос"  или  "Школьные  проделки")  Ил„с-кого,
"Деньги - это убийство" Крле (1938). В  городах  Македонии  существовали
также любительские театр. коллективы (рабочие и студенческие).
   Во время 2-й мировой войны большинство югосл.  т-ров  закрылось.  При
партизанских  объединениях  были  организованы  труппы,  состоявшие   из
акт„ров-профессионалов  и  любителей.  Они  ставили  небольшие  пьесы  о
нар.-освободит, борьбе, стихи, инсценировки, пантомимы. Ставились  также
пьесы Гоголя, Нушича, Стерии-Поповича.
   Сразу же после освобождения от фашистских оккупантов в стране  (1945)
началось восстановление т-ров. В 1944-45 работали Нац. т-р  в  Белграде,
т-ры в Хорватии, Словении, Сербии, ставившие преим. нац. классику.
   Идея сближения нац. культур Югославии нашла отражение  в  создании  в
1948 Югославского драматического теятря(Белград),в к-рый  вошли  ведущие
мастера разл. нац. т-ров: А. Паранос и М. Ступица, М. Црнобори,
   С. Север, Р. Ферари, М. Айваз; художник М. Шер-бан, супруги Танхофер,
режисс„р  Б.  Ступица  и  др.  Т-р   стремится   ставить   прогрессивную
драматургию. Были пост.  спектакли:  "Бабьи  сплетни"  Гольдони  (1948),
"Дядя Маройе" Држича (1949, реж.  Ступица),  "Патриоты"  Стерни-Поповича
(1949), "Егор Булычев и другие" (1951, реж. М. Милошевич),  "Откровение"
по роману Д. Чосича  "Раздел"  (1961,  реж.  М.  Бело-вич).  Т-р  дважды
гастролировал в СССР (1956 и 1965).
   В 50-е гг. театр.  иск-во  приобрело  широкую  популярность.  Открыты
новые т-ры, к-рые ставят препм. совр. драматургию. В  Югославском  драм.
т-ре  были  пост.  пьесы  сербских   драматургов:   "Расцвела   ежевика"
Миндеровича (1950), "Наследство" по  роману  Д  Чосича  "Корни"  (1956),
"Приключения Николе-тины Бурсача" Чоппча (1957),  а  также  произведения
совр. зап.-европ. авторов: "Смерть коммивояж„ра"  Миллера  (1951),  "Бал
воров" Ануя (1952). В т-ре работали режисс„ры М. Дедич, П. Динулович, С.
Йовановпч; акт„ры Э. Маркович, Л. Тадич; актрисы О. Маркович, Е. Микулич
и др. В  своих  пост.  т-р  широко  использует  совр.  средства  сценич.
выразительности (кино н др.).
   В Хорватии работает Загребский драматич. т-р, к-рый был осн.  в  1953
группой акт„ров Хорватского Нац. т-ра. Здесь пост.: комедия "Своего тела
господин" Колара (1956), "Качели на плакучей  иве"  (1957)  и  "Ш„лковые
туфельки" (1958) Божича, "Ярмарка снов" Матковича (1958).
   В 1956 в Югославии созданы  экспериментальные  т-ры:  Камерная  сцена
Хорватского Нац. т-ра, Экспериментальный т-р в Любляне, "Ателье  212"  в
Белграде. Значит, место в  репертуаре  этих  т-ров  занимает  переводная
драматургия  (Э.  Ионеско,  С.  Бек-кет)  и  совр.  югосл.  драматургия,
отмеченная модернистскими тенденциями.  Т-р  "Ателье  212"  работает  по
принципам европ. бурж. т-ров (труппа набирается  для  каждой  постановки
заново).  Среди  др.  т-ров  страны:  т-р  "Комедия"   (Загреб,   1950),
"Современный" (Белград, 1959),  "Вес„лый  т-р  "Бен-Акиба1'"  (Нови-Сад,
1960). Существуют также кукольные, детские и юношеские т-ры.
   После 1945 получило развитие театр. иск-во ранее  отсталых  областей.
Нац. т-ры открыты в Сараево, Цетннье, в Скопле (Македонский  Нац.  т-р).
Постоянные проф. т-ры возникли во мн. крупных городах Югославии  (Риека,
Сплит, Пула, Крагуевац, Зеница, Мостар, Битоль и др.). Созданы т-ры нац.
меньшинств  (албанская  и  тур.  труппы  при  Македонском   Нац.   т-ре,
Венгерский Нац. т-р в Суботпце).
   Большое место в  театр.  жизни  страны  занимают  фестивали:  с  1950
ежегодно проводится театр.-муз. фестиваль - Дубровннцкпе летние игры  (в
Дубровнике), во время к-рого на открытых площадках  разыгрываются  пьесы
дубровницкой драматургии 16- 17 вв.,  пьесы  Шекспира,  П.  Корнеля,  К.
Гольдони, В. Г„те. С 1956 в Нови-Саде также ежегодно  проводится  театр.
фестиваль имени И.  Стерии-Поповича  ("Стерийно  позориште"),  на  к-ром
проф.  театр.  коллективы  страны  выступают  с  пост.  совр.  отечеств.
драматургии.
   В 1946 в Нови-Саде осн. Союз любительских т-ров. Среди высших  театр.
учебных  заведений  Югославии  -  академии  театр.  иск-ва  в   Белграде
(организована  в  1948),  Загребе   (организована   в   1950),   Любляне
(организована в 1945).
   Лит.: Београдско драмско  позориште.  Пет  година  рада  (1949-1954),
Београд, 1954; Jugoslovensko dramsko pozoriste, Beograd. Pet godina rada
(1948-1953), Beograd, 1953;
   Linhartovo izrocilo, Ljubljana,  1957;  The  Theatre  in  Jugoslavia,
Beograd, 1 955.
   См. также лит. при ст. Сербский  театр  и  драматургия  и  Хорватский
театр и драматургия.
   Музыкальный театр. Опера и оперетта. В 1920 начала работу  постоянная
оперная труппа
   Нац. т-ра в Белграде, директором к-рой в 1924-35 был  С.  Хрпстич.  В
1920-41 в труппе работали дириж„ры - К. Баранович (1927-29 и с 1946), И.
Бре-зовшек, П. Милошевич,  Л.  Матачич;  солисты  -  Е.  Пинтерович,  М.
Йованович, Б. Хаджич, М. Буга-ринович, И. Рнявец, 3.  Гюнгенац.  В  т-ре
ставились произв. класспч.  оперного  репертуара,  сербские  оперы:  "На
заре" Бинички  (1923),  "Покрывало  вилы"  Коньовича  (1924),  "Сумерки"
Хрпстича (1925),  "Тиран"  Крстича  (1927),  "Зетский  князь"  (1929)  н
"Коштана" (1931) Коньовича, "Джурадж  Бранкович"  Наста-спевича  (1940),
произведения хорватских композиторов  -  "Хасанагинпца"  Шафранек-Кавича
(1934), "Танцует Дорпца" Одака  (1935),  "Эро  с  того  света"  Готоваца
(1937), "Никола Шубич-Зринский" Зайца (1939).
   После окончания 2-й мировой войны оперная труппа Нац. т-ра в Белграде
возобновила  свою  работу  (1945)  под  рук.  О.   Данона;   дириж„ры-К.
Баранович, П. Милошевич, Д. Миладинович и др.; солисты - 3. Гюнгенац, М.
Бугаринович, 3. Зикова, И. Рпявец, Н. Цвейич, Ж. Цвейич, А.  Маринкович,
из молодых исполнителей-А/. Чангалович, Б. Цвейич,  М.  Миладиновпч,  Р.
Бакочевич, Д. Старц, Д. Попович. Труппа ставила  нац.  оперы:  "Коштана"
(1950), "Зетский князь" (1946), "Крестьяне" (1952) Коньовича,  "Сумерки"
Хрп-стпча (1954), "Эро  с  того  света"  Готоваца  (1949),  "Невеста  из
Цетинграда" Барановича (1951), "Неграмотная"  Лхотки-Калинского  (1954),
"Тыква, возомнившая себя чашей" Логара (1956), "Горный венок" Гер-цигонп

Страницы: «« « 2693   2694   2695   2696   2697   2698   2699   2700   2701  2702   2703   2704   2705   2706   2707   2708   2709   2710   2711  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия