Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2687   2688   2689   2690   2691   2692   2693   2694   2695  2696   2697   2698   2699   2700   2701   2702   2703   2704   2705  » »»

   Луна  -  созда„тся  проецированием   на   горизонт   соответствующего
светового изображения,  а  также  при  помощи  поднятого  вверх  макета,
имитирующего-луну.
   М  о  л  н  и  я  -  на  заднике  или  панораме  прорезывается  узкая
зигзагообразная    щель.    Затянутая     просвечивающим     материалом,
замаскированная под общий фон, эта щель в нужный момент освещается сзади
с помощью мощных ламп или фотовспышек, внезапный  световой  зигзаг  да„т
нужную иллюзию. Эффект молнии можно получить также с помощью  специально
изготовленной модели молнии, в к-рую вмонтированы отражатели  и  приборы
освещения.
   Радуга  -  созда„тся  проекцией  узкого  луча  дугового  'прожектора,
пропущенного сперва сквозь оптич. призму (к-рая разлагает белый свет  на
составные спектральные цвета), а затем  через  диапозитивную  "маску"  с
дугообразным щелевым прорезом (последний и  определяет  характер  самого
проекционного изображения).
   Туман - достигается применением большого количества  мощных  ламповых
линзовых фонарей с узкими,  щелеобразными  насадками,  надевающимися  па
выходное отверстие фонарей и дающими широкое  веерообразное  плоскостное
светораспределение.  Наибольшего  эффекта  при  изображении  стелющегося
тумана можно достичь пут„м пропускания горячего  пара  через  прибор,  в
к-ром находится т. н. сухой л„д.
   Для  Э.  с.  пользуются  светящимися  красками"  см.   Люминесцентная
театральная живопись.
   Виды динамических световых эффектов
   Огне н н ы е взрывы, и з в е р ж е н и е  вулкана  -  получаются  при
помощи тонкой водяной прослойки, заключ„нной между  двумя  параллельными
стеклянными стенками небольшого узкого сосуда  аквариумного  типа,  куда
посредством простой пипетки пускают сверху капли  красного  или  ч„рного
лака. Тяж„лые капли, попадая в воду,  при  медленном  опускании  на  дно
широко расплываются во все стороны, занимая вс„ большее  пространство  и
проецируясь  на  экране  в  перев„рнутом  виде  (т.  е.  снизу   вверх),
воспроизводят  характер   нужного   явления.   Иллюзия   этих   эффектов
усиливается хорошо выполненным декорационным фоном (изображение кратера,
остова горящего строения, силуэтов пушек и т. д.).
   В о л н ы - осуществляются при помощи проекций специальными приборами
(хромотропамп) или двойными  параллельными  диапозитивами,  одновременно
перемещающимися в противоположном друг к другу направлении, то вверх, то
вниз. Пример наиболее  удачного  устройства  волн  механпч.  средствами:
необходимое число пар коленчатых валов располагается с  правой  и  левой
сторон сцены; между шатунами валов  с  одной  стороны  сцены  на  другую
натянуты тросики с аппликативно - живописными полотнищами, изображающими
море. 'При вращении коленчатых валов одни полотнища  поднимаются  вверх,
другие идут вниз, перекрывая друг друга.
   Снегопад - достигается т. н. "зеркальным шаром",  поверхность  к-рого
облицована мелкими кусочками зеркала. Направляя под известным  углом  на
эту многогранную сферич. поверхность сильный концентрированный луч света
(исходящий и;? прожектора или линзового фонаря, скрытого от  публики)  и
заставляя  е„  вращаться  вокруг  своей  горизонтальной  оси,   получают
бесконечное  количество  небольших  отраж„нных   "зайчиков",   создающих
впечатление падающих хлопьев снега. В том случае, если по ходу спектакля
"снег" падает на плечи акт„ра или покрывает землю, его делают  из  мелко
нарезанных кусочков белой бумаги. Падая из специальных  мешков  (которые
помещаются на переходных  мостиках),  "снег"  медленно  кружит  в  лучах
прожектора, создавая необходимый эффект.
   Ход поезда- осуществляется при помощи длинных диапозитивных  рамок  с
соответствующими  изображениями,   передвигающимися   в   горизонтальном
направлении перед  объективом  оптического  фонаря.  Для  более  гибкого
управления световой проекцией и направления е„ на нужную часть декорации
за объективом часто устанавливают на шарнирных приспособлениях небольшое
подвижное зеркало, отражающее даваемое фонар„м изображение.
   К механическим эффектам относятся разл.  рода  пол„ты,  провалы  (см.
Люки провала),  мельницы,  карусели,  корабли,  лодки.  Пол„том  в  т-ре
принято называть динамич. перемещение артиста (т. н. типовые пол„ты) или
бутафории выше планшета сцены.
   Бутафорские  пол„ты  (как   горизонтальные,   так   и   диагональные)
осуществляются  перемещением  пол„тной  каретки  по  тросовой  дороге  с
помощью привязанных к кольцам каретки шнурков и  тросов.  Горизонтальный
трос натягивается между противоположными рабочими галереями выше зеркала
сцены. Диагональный укрепляется между противоположными и  различными  до
уровню рабочими галереями. При проведении  диагонального  пол„та  сверху
вниз используется энергия, создаваемая силой тяжести предмета. Пол„т  по
диагонали  снизу  вверх  осуществляется  чаще  всего  за  сч„т   энергии
свободного падения  противовеса.  В  качестве  противовесов  применяются
мешочки с песком и кольцами для направляющего троса. Вес мешочка  должен
быть выше веса бутафорского изделия и каретки. Противовес  привязывается
к тросу, противоположный конец к-рого прикрепл„н к пол„тной каретке.  Т.
н. живые пол„ты осуществляются на тросовой или  стационарной  дороге,  а
также с помощью резиновых амортизаторов. Пол„тное устройство на тросовой
дороге  состоит  из  горизонтальной  тросовой  дороги,  натянутой  между
противоположными сторонами сцены, пол„тной каретки, полиспастного  блока
и двух приводов (один для перемещения каретки по дороге,  другой  -  для
подъ„ма и спуска артиста). При осуществлении  горизонтального  пол„та  с
одной  стороны  сцены  на   другую   пол„тная   каретка   предварительно
устанавливается за кулисами. После этого опускается вниз блок с пол„тным
тросиком. При помощи карабинов тросик прист„гивается к  спец.  пол„тному
поясу, находящемуся у артиста под костюмом. По знаку режисс„ра, ведущего
спектакль, артист поднимается  на  установленную  высоту  и  по  команде
"летит" на противоположную сторону. За кулисами  его  опускают  вниз  до
планшета и освобождают от тросика. При помощи  пол„тного  устройства  па
тросовой дороге, умело используя одновременную работу обоих  приводов  и
правильное соотношение скоростей, можно осуществлять самые разнообразные
пол„ты в плоскости, параллельной портальной арке,-  диагональные  пол„ты
снизу вверх или сверху вниз, с одной стороны сцены на другую, из  кулисы
в центр сцены пли со сцены в кулису и т. д.
   Пол„тное устройство с резиновым амортизатором  основано  на  принципе
маятника, раскачивающегося и одновременно опускающегося и подымающегося.
Резиновый  амортизатор  предотвращает  рывки  и   обеспечивает   плавную
траекторию пол„та. Такое устройство состоит из двух колосниковых блоков,
двух отклоняющих барабанчиков (установленных под  колосниковой  реш„ткой
по обе стороны от пол„тного тросика),  противовеса,  пол„тного  тросика.

Страницы: «« « 2687   2688   2689   2690   2691   2692   2693   2694   2695  2696   2697   2698   2699   2700   2701   2702   2703   2704   2705  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия