|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 » »» удаются роли, исполненные трагич. пафоса, и комедийные. В истории
развития англ. т-ра Э. занимает место в одном ряду с такими выдающимися
актрисами, как С. Сиддонс, Э. Терри, С. Торндайк, Э. Эванс, В. Ли. В
1961 удостоена поч„тного звания доктора лит-ры Оксфордского ун-та, в том
же году имя Э. присвоено т-ру в г. Кройдоне.
Лит.: К е о w n Е., Peggy Ashcroft, L., 1955. A. A.
ЭШМАМБ‚ТОВ, Касымбек (р. 15. XI. 1910) - кирг. сов. драматург. Чл.
Коммунистич. партии с 1944. Первая пьеса - стихотворная драма
"Сарынд-жи" по мотивам кирг. эпоса (1939,Кирг.ТЮЗ,Фрунзе). Автор пьес:
"Близнецы" (1939, Нарынский муз.-драм. т-р), "Три пути" (1961,
Пржевальский драм. т-р) - о воспитании молод„жи. Пьеса для кукольного
т-ра "Охотник Таласа" (1940, совм. с В. А. Швембергером). Для
драматургии Э. характерна романтич. приподнятость, яркая обрисовка нац.
быта. Перев„л на кирг. яз. трагедии Шекспира ("Гамлет", "Отелло" и
"Король Лир") и ряд пьес рус. драматургов. Автор либретто балета "А
нар".
Соч.: Эгиз бала. Пьесалар, Фрунзе, 1959 (на киргиз, яз.). Д. Бр.
ЭШПАИ, Яков Андреевич [17 (29). X. 1890-20. II. 1963] - марийский
сов. композитор, хоровой дириж„р, педагог, фольклорист. Засл. деят.
иск-в Map. АССР (1941). В 1930 окончил Моск. консерваторию (класс Г. Э.
Конюса), в 1933-аспирантуру. Кандидат искусствоведения (1946). В
1913-27-преподаватель пения, музыкант, хормейстер. Совм. с И. С.
Паланта-ем Э. является основоположником марийской проф. музыки. Написал
музыку к спектаклям Марийского т-ра: "Шурко" Шкетана, "Мулшатар" (совм.
с Л. Н. Сахаровым) и "Марийская рота" Чавайна (1934) и произв. др.
жанров. А. Ив.
ЮАНЬСКАЯ ДРАМА - китайский т-р эпохи монгольской династии Юань (13-14
вв.). Ю. д. называется также т-р цзацзюй, получивший развитие в Северном
Китае (30-40-е гг. 13 в.; носила название бэйцзюй- сев. пьесы) и позднее
распространившийся на юге страны.
В Юаньскую 'лпоху существовала и южная драма (наньси), популярная на
юго-востоке страны. Ю. д. возникла на основе т-ра юаньбэнь периода Цзинь
(12-13 вв.). Включала пение, сказ, танц. и цирковое иск-во. В отличие от
юаньбэнь, импровизационного т-ра, Ю. д. имеет фиксированные тексты пьес
(поэтич. арии, прозаич. диалоги, ремарки). Пьесы писали проф.
драматурги, объедин„нные в цехи (шухуэй). Среди них были выходцы из
уч„ного сословия, не нашедшие применения на гос. службе из-за недоверия
мопг. правителей к кит. интеллигенции. Т-р обслуживал гл. обр. быстро
растущее торговое и ремесленное население городов. Ю. д. была тесно
связана с др. демократич. жанрами театр. иск-ва. Она отображала нар.
протест против нац. и социального гн„та, стремление народа к счастью и
справедливости.
Для т-ра Ю. д. характерна ж„сткая регламентация формы, особенно
муз.-вокальной структуры. Единицей композиционного членения пьесы
является "тао"- цикл из 8-15 арий, написанный в одной из 9
распростран„нных ладотональностей и объедин„нный сквозной рифмой. Для
арий использовались готовые мелодии, чередовавшиеся в более или менее
определ„нной последовательности. Четыре (в редких случаях пять или
шесть) тао, к к-рым в начале или середине пьесы добавлялся неполный цикл
из двух или тр„х арий ("сецза", "клин"), составляли одну цзацзюй. Пьеса
могла состоять и из неск. цзацзюй ("Западный флигель" Ван Ши-фу - из
пяти). На протяжении одной цзацзюй пел лишь один исполнитель (амплуа
чжэнмо или чжэндань). Иногда отдельные арии (обычно комические)
поручались др. исполнителям. Осн. амплуа Ю.д.- мо, да-нь, цзин и чоу\
"цза" ("смесь") - совокупность второстепенных амплуа.
Сведения об исполнительском иск-ве Ю. д. ограничены. Акт„ры и актрисы
играли персонажей обоего пола. Здесь сложилась система символич. грима и
стилизованного костюма; декорации отсутствовали, но бутафория имела
большее значение, чем в позднем традиц. кит. т-ре. В крупных городах
существовали большие театр. помещения (до 1000 мест); задняя половина
сцены служила кулисами, на передней (в глубине) помещался оркестр, на
авансцене - акт„ры. Бродячие труппы пользовались примитивными
балаганами. Оркестр состоял из 3-5 человек и включал ударные (барабан и
кастаньеты), духовые (флейта), а позднее струнные (пипа) инструменты.
Труппы, обычно немногочисленные (5-10 человек), строились по цеховому
принципу, акт„ры часто были связаны родственными отношениями.
В эпоху Юаньской династии кит. драматургия впервые становится лит.
жанром. Сохранилось ок. 150 пьес. Из них 30 дошло до нас (изд. в нач. 14
в.); диалоги их конспективны, нет деления на акты. Большинство пьес
известно по изданиям 16-17 вв., в к-рых диалоги значительно расширены,
арии частично изменены, выделены - исходя из разбивки на тао - акты
(чже). Ранние тексты служили, очевидно, лишь памяткой для певцов, тогда
как более поздние основывались на полных ("дворцовых") записях пьес.
Позднее тексты подвергались обработке, в диалогах допускалась
импровизация. Для пьес Ю. д. характерны стихотворные заставки и
концовки, подч„ркивающие идею произведения, его настроение, дающие
прозаич. и стихотворные характеристики персонажей. Широко использовалась
разговорная речь, особенно в ариях; диалоги более книжны по стилю, за
исключением речей комич. персонажей (см. Китайская драматургия и театр.
Бо Пу, Ван Ши-фу, Гу-анъ Ханъ-цин, Ма Чжи-юанъ).
Лит.: Гайда И. В., Театр китайского народа, М., 1959; Ф е д о р е н к
о Н. Т., Гуань Хань-цин..., М., 1958; на кит. яз.- Ван Г о-в э и, Сицюй
луньвень цзи, Пекин, 1957; Ч ж о у И-б а и, Чжунго сицзюй чанбянь,
Пекин, 1960; Чжу Чжао-нянь, Юаньская драма, Пекин, 1962; на япон. яз.-
‚сикава Кодзиро, Гэн дзацу-гэки кэнкю, Токио, 1948, 1954. Вл. С.
ЮГО-ОСЕТИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР имени Коста Хетагурова. Создан в
1931 в Цхинвали из местного осетинского драм. кружка. В состав т-ра
вошли и участники осетинского кружка в Тбилиси. Первыми акт„рами т-ра
были: А. Гуг-каева, А. Бекоев, Г. Губиев, С. Джатиева, В. Джиоев, Л.
Джичоева, И. Дзахов, И. Качмазов (Кавказаг), Т. Кокоев (Кокоити), К.
Лохов, А. Магкаев, Д. Ма-миев, 3. Туаев, М. Урусов, В. Хетагуров, Г.
Хубу-лов, Н. Чабиева, Н. Чочиева, М. Шавлохов и др.
Т-р открылся в новом здании пьесой "Лихорадка" С. Церетели, в пост.
В. Хетагурова. Затем были пост.:
"Ч„рная туча" А. Коцоева (1932), "Иные нынче времена" А. Цагарели
(1932), "Хазби" Е. Бритаева (1933), "Овод" по Войнич (1934) и др.
В 1934 при груз. Т-ре им. Руставели была открыта осетинская студия,
пополнившая впоследствии состав т-ра. В нач. 1935 был приглаш„н режисс„р
В. Мур-гулия. К созданию спектаклей привлекались композиторы В. Галаев и
Н. Гудиашвили, художники М. Туганов, Т. Гаглоев. Выросли молодые
Страницы: «« « 2689 2690 2691 2692 2693 2694 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |