Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2689   2690   2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697  2698   2699   2700   2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707  » »»

удаются роли,  исполненные  трагич.  пафоса,  и  комедийные.  В  истории
развития англ. т-ра Э. занимает место в одном ряду с такими  выдающимися
актрисами, как С. Сиддонс, Э. Терри, С. Торндайк, Э.  Эванс,  В.  Ли.  В
1961 удостоена поч„тного звания доктора лит-ры Оксфордского ун-та, в том
же году имя Э. присвоено т-ру в г. Кройдоне.
   Лит.: К е о w n Е., Peggy Ashcroft, L., 1955. A. A.
   ЭШМАМБ‚ТОВ, Касымбек (р. 15. XI. 1910) - кирг.  сов.  драматург.  Чл.
Коммунистич.  партии  с  1944.  Первая  пьеса   -   стихотворная   драма
"Сарынд-жи" по мотивам кирг. эпоса (1939,Кирг.ТЮЗ,Фрунзе).  Автор  пьес:
"Близнецы"  (1939,  Нарынский  муз.-драм.  т-р),   "Три   пути"   (1961,
Пржевальский драм. т-р) - о воспитании молод„жи.  Пьеса  для  кукольного
т-ра  "Охотник  Таласа"  (1940,  совм.  с  В.  А.   Швембергером).   Для
драматургии Э. характерна романтич. приподнятость, яркая обрисовка  нац.
быта. Перев„л на кирг.  яз.  трагедии  Шекспира  ("Гамлет",  "Отелло"  и
"Король Лир") и ряд пьес рус.  драматургов.  Автор  либретто  балета  "А
нар".
   Соч.: Эгиз бала. Пьесалар, Фрунзе, 1959 (на киргиз, яз.). Д. Бр.
   ЭШПАИ, Яков Андреевич [17 (29). X. 1890-20.  II.  1963]  -  марийский
сов. композитор, хоровой  дириж„р,  педагог,  фольклорист.  Засл.  деят.
иск-в Map. АССР (1941). В 1930 окончил Моск. консерваторию (класс Г.  Э.
Конюса),  в  1933-аспирантуру.  Кандидат  искусствоведения   (1946).   В
1913-27-преподаватель  пения,  музыкант,  хормейстер.  Совм.  с  И.   С.
Паланта-ем Э. является основоположником марийской проф. музыки.  Написал
музыку к спектаклям Марийского т-ра: "Шурко" Шкетана, "Мулшатар"  (совм.
с Л. Н. Сахаровым) и "Марийская  рота"  Чавайна  (1934)  и  произв.  др.
жанров. А. Ив.
   ЮАНЬСКАЯ ДРАМА - китайский т-р эпохи монгольской династии Юань (13-14
вв.). Ю. д. называется также т-р цзацзюй, получивший развитие в Северном
Китае (30-40-е гг. 13 в.; носила название бэйцзюй- сев. пьесы) и позднее
распространившийся на юге страны.
   В Юаньскую 'лпоху существовала и южная драма (наньси), популярная  на
юго-востоке страны. Ю. д. возникла на основе т-ра юаньбэнь периода Цзинь
(12-13 вв.). Включала пение, сказ, танц. и цирковое иск-во. В отличие от
юаньбэнь, импровизационного т-ра, Ю. д. имеет фиксированные тексты  пьес
(поэтич.  арии,  прозаич.  диалоги,   ремарки).   Пьесы   писали   проф.
драматурги, объедин„нные в цехи (шухуэй).  Среди  них  были  выходцы  из
уч„ного сословия, не нашедшие применения на гос. службе из-за  недоверия
мопг. правителей к кит. интеллигенции. Т-р обслуживал  гл.  обр.  быстро
растущее торговое и ремесленное население  городов.  Ю.  д.  была  тесно
связана с др. демократич. жанрами театр.  иск-ва.  Она  отображала  нар.
протест против нац. и социального гн„та, стремление народа к  счастью  и
справедливости.
   Для т-ра Ю.  д.  характерна  ж„сткая  регламентация  формы,  особенно
муз.-вокальной  структуры.  Единицей  композиционного   членения   пьесы
является  "тао"-  цикл  из  8-15  арий,  написанный   в   одной   из   9
распростран„нных ладотональностей и объедин„нный  сквозной  рифмой.  Для
арий использовались готовые мелодии, чередовавшиеся в  более  или  менее
определ„нной последовательности.  Четыре  (в  редких  случаях  пять  или
шесть) тао, к к-рым в начале или середине пьесы добавлялся неполный цикл
из двух или тр„х арий ("сецза", "клин"), составляли одну цзацзюй.  Пьеса
могла состоять и из неск. цзацзюй ("Западный флигель"  Ван  Ши-фу  -  из
пяти). На протяжении одной цзацзюй пел  лишь  один  исполнитель  (амплуа
чжэнмо  или  чжэндань).  Иногда  отдельные  арии   (обычно   комические)
поручались др. исполнителям. Осн. амплуа Ю.д.- мо, да-нь,  цзин  и  чоу\
"цза" ("смесь") - совокупность второстепенных амплуа.
   Сведения об исполнительском иск-ве Ю. д. ограничены. Акт„ры и актрисы
играли персонажей обоего пола. Здесь сложилась система символич. грима и
стилизованного костюма;  декорации  отсутствовали,  но  бутафория  имела
большее значение, чем в позднем традиц. кит.  т-ре.  В  крупных  городах
существовали большие театр. помещения (до 1000  мест);  задняя  половина
сцены служила кулисами, на передней (в глубине)  помещался  оркестр,  на
авансцене  -   акт„ры.   Бродячие   труппы   пользовались   примитивными
балаганами. Оркестр состоял из 3-5 человек и включал ударные (барабан  и
кастаньеты), духовые (флейта), а позднее  струнные  (пипа)  инструменты.
Труппы, обычно немногочисленные (5-10 человек),  строились  по  цеховому
принципу, акт„ры часто были связаны родственными отношениями.
   В эпоху Юаньской династии кит. драматургия  впервые  становится  лит.
жанром. Сохранилось ок. 150 пьес. Из них 30 дошло до нас (изд. в нач. 14
в.); диалоги их конспективны, нет  деления  на  акты.  Большинство  пьес
известно по изданиям 16-17 вв., в к-рых диалоги  значительно  расширены,
арии частично изменены, выделены - исходя из  разбивки  на  тао  -  акты
(чже). Ранние тексты служили, очевидно, лишь памяткой для певцов,  тогда
как более поздние основывались на  полных  ("дворцовых")  записях  пьес.
Позднее  тексты   подвергались   обработке,   в   диалогах   допускалась
импровизация.  Для  пьес  Ю.  д.  характерны  стихотворные  заставки   и
концовки,  подч„ркивающие  идею  произведения,  его  настроение,  дающие
прозаич. и стихотворные характеристики персонажей. Широко использовалась
разговорная речь, особенно в ариях; диалоги более книжны  по  стилю,  за
исключением речей комич. персонажей (см. Китайская драматургия и  театр.
Бо Пу, Ван Ши-фу, Гу-анъ Ханъ-цин, Ма Чжи-юанъ).
   Лит.: Гайда И. В., Театр китайского народа, М., 1959; Ф е д о р е н к
о Н. Т., Гуань Хань-цин..., М., 1958; на кит. яз.- Ван Г о-в э и,  Сицюй
луньвень цзи, Пекин, 1957; Ч ж о у  И-б  а  и,  Чжунго  сицзюй  чанбянь,
Пекин, 1960; Чжу Чжао-нянь, Юаньская драма, Пекин, 1962; на  япон.  яз.-
‚сикава Кодзиро, Гэн дзацу-гэки кэнкю, Токио, 1948, 1954. Вл. С.
   ЮГО-ОСЕТИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР имени Коста Хетагурова.  Создан  в
1931 в Цхинвали из местного осетинского  драм.  кружка.  В  состав  т-ра
вошли и участники осетинского кружка в Тбилиси.  Первыми  акт„рами  т-ра
были: А. Гуг-каева, А. Бекоев, Г. Губиев, С.  Джатиева,  В.  Джиоев,  Л.
Джичоева, И. Дзахов, И. Качмазов (Кавказаг),  Т.  Кокоев  (Кокоити),  К.
Лохов, А. Магкаев, Д. Ма-миев, 3. Туаев, М.  Урусов,  В.  Хетагуров,  Г.
Хубу-лов, Н. Чабиева, Н. Чочиева, М. Шавлохов и др.
   Т-р открылся в новом здании пьесой "Лихорадка" С. Церетели,  в  пост.
В. Хетагурова. Затем были пост.:
   "Ч„рная туча" А. Коцоева (1932), "Иные  нынче  времена"  А.  Цагарели
(1932), "Хазби" Е. Бритаева (1933), "Овод" по Войнич (1934) и др.
   В 1934 при груз. Т-ре им. Руставели была открыта  осетинская  студия,
пополнившая впоследствии состав т-ра. В нач. 1935 был приглаш„н режисс„р
В. Мур-гулия. К созданию спектаклей привлекались композиторы В. Галаев и
Н.  Гудиашвили,  художники  М.  Туганов,  Т.  Гаглоев.  Выросли  молодые

Страницы: «« « 2689   2690   2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697  2698   2699   2700   2701   2702   2703   2704   2705   2706   2707  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия