Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689   2690   2691  2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698   2699   2700   2701  » »»

к-ром работали эстрадные артисты.
   Этот  т-р  давал  свои  представления  в  клубах,  .на  вокзалах  для
красноармейцев, уезжающих на фронт, на трамвайных платформах. Такие т-ры
возникали в др. городах. В годы нэпа снова появилась Э. в ресторанах, но
пошлый  репертуар  и  вульгарная  манера  исполнения  встречали  суровую
критику со стороны общественности и прессы.
   Особое внимание обращалось на развитие Э. в рабочих клубах. В  1920-х
гг. была создана живая  газета  "Синяя  блуза",  к-рая  откликнулась  на
важнейшие события дня. Со злободневными,  остро  сатирич.,  публицистич.
фельетонами выступали Н. П. Смирнов-Сокольский,  Г.  И.  Афонин,  П.  Я.
Курзнер,  Г.  Б.  Немчинский  и  др.;  сатирпч.   куплеты   и   песенки,
направленные против врагов революции, пели Б. С. Борисов, И. С.  Набатов
и др.; с рассказами М. М. Зощенко, обличающими мещанство, выступал В. Я.
Хенкпн;  пошлость,  сентиментальность  в  иск-ве   высмеивал   в   своих
выступлениях с куклами С. В. Образцов. Выдвинулись  конферансье:  М.  Н.
Гар-кави, А. А. Гриль, А. А. Глинский, А. А. Менделе-впч, П. Г.  Райский
и др. Гражд. лирику в песенном жанре утверждает Л. О. Ут„сов. Рус. песни
исполняет Л. А. Русланова, песни народов СССР-И.П.Яунзем, Тамара Ханум и
др. В жанре лприч. эстрадной песни выступала Тамара Церетели,  затем  К.
И. Шуль-женко и др. В эстрадном хореографич. иск-ве утверждается высокая
пластичность, мастерство, музыкальность: А. А. Редель и М. М. Хрустал„в,
Н. Мир-зоянц и Г). Резцов, М. И. Попна и А. И.Каверзин, Т. Д.  и  А.  3.
Деллан, Л. Ивер и  А.  Нельсон  и  др.  Среди  артистов  других  жанров:
жонгл„ры А. Рапитто, акробаты бр. Руденко, вентролог М. М. Донская и др.
   В 1926 в Москве и в 1927  в  Ленинграде,  а  потом  в  Н.  Новгороде,
Ростове-на-Дону, Баку, Таганроге и др. городах  были  открыты  эстрадные
т-ры - мюзик-холлы. Здесь  ставились  обозрения  и  эстрадные  программы
("Как 14-я дивизия в рай шла" Д. Бедного, 1934,  и  др.).  В  спектаклях
этих т-ров участвовали артисты С. А. Мартинсон, М. В.  Миронова,  Б.  М.
Тенин и др. В 1939 создан Ленингр. т-р миниатюр  (худ.  рук.  и  ведущий
исполнитель А. И. Райкин). Т-р обращается к общественно значимым  темам,
использует при„мы острого гротеска. В 1928 организован  театрализованный
джаз-оркестр, соединяющий музыку, песню, танец,  конферанс,  эксцентрику
(худ. рук. Л. О. Ут„сов). С 1939 проводятся всесоюзные  и  всероссийские
конкурсы эстрадных исполнителей.
   В годы Великой Отечеств, войны артисты Э.  выступали  па  фронтах,  в
госпиталях,  на  предприятиях.  Они  исполняли   патриотич.   репертуар,
высмеивали фашистских главарей.  Помимо  эстрадных  бригад,  создавались
т-ры миниатюр ("Вес„лый десант", худ. рук. В.  С.  Поляков  и  др.).  За
выступления на фронтах орденами и медалями награждены Л.  А.  Русланова,
Л. Б. Миров, М. В. Новицкий и мн. др.
   После войны возникли новые эстрадные коллективы: в 1956 - Саратовский
т-р миниатюр (худ. рук. Л. Г. Горелик), в  1959  -  Моск.  т-р  миниатюр
(худ. рук. В. С. Поляков), в 1960 - Моск. мюзик-холл (худ.  рук.  А.  П.
Конников). Здесь ставятся обозрения:
   "Когда загорится звезда" (1960), "Москва -  Венера,  далее  везде..."
(1961). "Тик-так, тик-так" (1963) Ды-ховичного и Слободского.
   Кроме эстрадных оркестров под рук. Л. О. Ут„сова, Э. И.  Рознера,  О.
Л. Луядстрема, Б. Б. Рен-ского,  успешно  работают  оркестры  республик:
Украинской ("Дншро"), Грузинской ("Рэро"),  Армянской,  Азербайджанской,
Узбекской, Латвийской и др. Созданы вокальные ансамбли:  "Дружба"  (худ.
рук. А. А. Броневицкий), "Юность" и др.
   Выдвинулся ряд мастеров речевого п вок. жанра:
   Л. Б. Миров, М. В. Новицкий, Ю. Т. Тимошенко,
   Е. И. Березин, М. В. Миронова, А. С. Менакер, П. Л. Муравский, А.  С.
Белов, К. П. Смирнова, А. И. Шуров, Н. Н. Рыкунин, П. В. Рудаков, В.  П.
Нечаев, Г. Т. Орлов, А. Б. Лившиц, А. С. Левен-бук, Б. С. Брунов, О.  А.
Милявский, Э.  3.  Радов  и  др.  Артисты  эти  обращаются  к  важнейшим
проблемам современности, используют героич. и сатирич. жанры.
   Новые произведения для Э. создали писатели:
   В. 3. Масс, М. А. Червинский, В. А. Дыховичный, Ф. А.  Липскеров,  М.
Р. Слободской и др. Песни для Э. создают композиторы Т. Н. Хренников, В.
П. Соловь„в-Седой, В. И. Мурадели, А. Н. Цфасман, А. И.  Островский,  О.
Б. Фельцман, А. Н. Пахмутова, Н. В. Богословский и др.
   Лучшие эстрадные  певцы:  К.  И.  Шульженко,  Л.  Г.  Зыкина,  Г.  М.
Великанова, Э. 3. Горовец, Э. С. Пьеха, И. Д. Кобзон, Э. А. Хиль, М.  В.
Кри-сталинская и др.- вс„ чаще обращаются  к  гражд.  лирике,  воспевают
современность.
   Развитию эстрадного иск-ва способствовали режисс„ры А.  П.  Конников,
А. П. Тутышкин, Д. В. Тун-кель, Е. П. Гершуни, Г. М. Полячек и др.
   Высокого   мастерства   достигло   пск-во   танца    народов    СССР,
демонстрируемое в эстрадных концертах Ансамблем нар.  танца  СССР  (худ.
рук.  И.  А.  Моисеев),  ансамблями  -  "Бер„зка"  (худ.  рук.   Н.   С.
Надеждп-на), танца Украинской ССР  (худ.  рук.  П.  П.  Вирский),  танца
Грузинской ССР (худ. рук. Р. Ш. Рамишвили  и  И.  И.  Сухишвили)  и  др.
Развитие  получил  жанр  эстрадного   танца,   включающий   танцевальную
эксцентрику, хореографич. акробатику, ритмич. танцы  и  др.  Выдающегося
успеха добился М. Эсамбаев,  создающий  танцевалыю-драматич.  миниатюры.
Возрождается иск-во пантомимы (Б. Амарантов и др.). В  1963  организован
Молод„жный пантомимич. ансамбль (худ. рук. Н. Павловский).
   Всю организационно-творч. работу в области Э. осуществляет Мосэстрада
(Москва), Ленэстрада (Ленинград) и филармонии в республиках и  областях.
Гастроли эстрадных артистов по СССР и за рубежом  проводит  Союзконцерт,
по РСФСР - Росконцерт, по Украине - Укр. концерт. Сов. эстрадные артисты
с успехом демонстрируют сво„ иск-во во многих странах  мира.  В  1965  в
Москве был провед„н Всесоюзный фестиваль  эстрадной  песни  и  танца.  В
Москве и Киеве имеются студии для подготовки и переподготовки  эстрадных
номеров.  В  1961  Гос.   уч-ще   циркового   иск-ва   преобразовано   в
эстрадно-цирковое. В 1927-30 выходил журн.  "Цирк  -  эстрада",  с  1963
выходит журн. "Советская эстрада и цирк".
   Лит.: Кузнецов Е. М., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев
Ю. А., Искусство советской эстрады" [М.], 1962. Ю. Д.
   ЭСТРАДА (от лат. stratum - помост) - возвышение  в  концертном  зале,
предназначенное для выступления артистов. В отличие от сцены,  не  имеет
переднего и заднего занавеса, кулис, театр. машин. Крупнейшие  эстрадные
площадки в СССР - Колонный зал Дома Союзов в Москве,  Зал  Ленинградской
филармонии, Зал им. Чайковского в Москве и Др. К). Д.
   ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР -  инструмент,  ансамбль  (разновидность  джазового
оркестра, см. Джаз). Исполняет  преим.  развлекательно-танц.  музыку,  а
также  аккомпанирует  исполнителям  популярных  песен  п  др.   мастерам

Страницы: «« « 2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689   2690   2691  2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698   2699   2700   2701  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия