Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2675   2676   2677   2678   2679   2680   2681   2682   2683  2684   2685   2686   2687   2688   2689   2690   2691   2692   2693  » »»

Эстонии. Создательница эст.  нац.  т-ра  Л.  Койдула  была  первым  эст.
драматургом.  Е„  пьесы  "Двоюродный   братец   из   Сааремаа"   (1870),
"Сваты-бер„зки, или Марет и Мийна" (1870) и "Этакий мульк, или Сто пудов
соли" (1871)  определяли  демократия.  направленность  в  развитии  эст.
сценич. иск-ва, утверждали просветительские тенденции. Тесно  связана  с
идеями нац.-освободительного движения пьеса  К.  Р.  Якобсона  "Артур  и
Анна, или Люди нового времени", первоначально  написанная  на  нем.  яз.
(1861), в 1867 перевед„нная на эст. яз. На эст. сцене пьеса эта, имевшая
острую антифеод, направленность, была пост. только в  1873.  Хотя  пост.
этой пьесы наталкивались на запреты цензуры, она стала одной из наиболее
популярных пьес 19 в. Известным драматургом 19 в. был И. Кундер.  В  его
пьесах "Разумный мульк и мудрый  тартусец"  (1874),  "Сумасшествие  Муру
Мику" (1874), "Кингуский Лаос" (1887) и  особенно  в  его  лучшей  пьесе
"Служивый" (1885) отражены общественные противоречия в эст.  деревне  19
в., выведены яркие нар. образы.
   Развитие эст. лит-ры и сценич. иск-ва на  рубеже  20  в.,  углубление
критич. реализма определили дальнейшее  развитие  драматургии.  К  этому
времени относится творчество А. Китцберга и Э. Вилъде. Ещ„ до  основания
проф. эст. т-ра  (1906)  Китцберг  писал  комедии,  предназначенные  для
деревенской сцены:  "Пун,  га-Мярт  и  Уба-Каарель"  (1894),  "Завещание
Пеете-ра Пила" (1897), "Портной Ыхк и  его  счастливый  жребий"  (1903).
Лучшие драматич. произв. Китцберга способствовали становлению нац.  эст.
т-ра. В сво„м творчестве, тесно связанном  с  жизнью  народа,  Кит-цберг
развивает принципы критич. реализма.  Драма  "Оборотень"  (1911),  посв.
трагич. судьбе вольнолюбивой крепостной  девушки,  исполнена  страстного
протеста против угнетения народа. В драме "Бог  мошны"  (1912)  Китцберг
показывает страшную власть денег. К этому же периоду относятся пьесы: "В
вихре ветров" (1906), о личной драме батрака на  фоне  революц.  событий
1905 и комедия из деревенской жизни "На хуторе  Пюве"  (1910).  В  своих
последних пьесах Китцберг отражает  уродливые  явления,  сопутствовавшие
формированию эст. буржуазии, углублению  противоречий  между  городом  и
деревней (драма "Красный петух", 1920, комедия "Проклятый хутор", 1923).
Большинство пьес Китцберга пост. впервые в т-ре  "Ванемуйне".  Пьесы  Э.
Вильде глубоко  отражают  обществ,  противоречия.  Большую  популярность
получила  комедия   "Домовой"   (1914),отличающаяся   яркими   образами,
мастерским диалогом.  Пьеса  остро  высмеивает  карьеристов,  показывает
зависимость бурж. лит-ры от  капиталистов.  В  драме  "Неуловимое  чудо"
(1913)  автор  трактует  проблему  взаимоотношений  художника  и   бурж.
общества, раскрывает зависимость человеческих отношений от  противоречий
капиталистич. строя. Этой же теме посв. драма "Связи" (1917). К нач.  20
в. также относятся пьесы популярного эст. прозаика О. Лутса:  "Паунвере"
(1913), одноактные комедии  "Кочан  капусты"  (1913),  "Дельцы"  (1913),
отличающиеся народностью, юмором, пристальным  вниманием  к  жизни  эст.
деревни, обличающие мещанское самодовольство. Репертуарным  автором  был
также К. Рутоф (1879-1940), написавший пьесы  "Против  течения"  (1905),
"Камень" (1914).
   В бурж. период первостепенное значение для развития эст.  т-ра  имели
пропев, классика эст. лит-ры А.  X.  Таммсааре.  Ему  принадлежат  пьесы
"Юдифь"  (1921)  -  социально-философская  драма,  написанная  на  сюжет
библейской легенды и  направленная  против  псевдогеройства,  и  "Королю
холодно" (1936)-остроумная политич.  сатира  на  скатившуюся  к  фашизму
бурж. Эстонию. Большое значение в развитии  эст.  т-ра  30-х  гг.  имели
инсценировки  романов  Таммсааре:  "Правда  и  справедливость  (право)",
"Хозяин Кырбоя", "Жизнь и любовь", "Новый сатана из Пыргупыхья".  В  них
проявились реализм и гуманистич. сила  творчества  писателя.  На  сценах
т-ров ставились также инсценировки романов и рассказов Э. Вильде ("Война
в  Махтра",  1933,  "Молочник  из  Мяэкюла",  1934)  и  О.  Лутса   ("На
задворках", 1934, "Тихий уголок", 1935,  "Весна",  1937,  "Лето",  1937,
"Свадьба  Тоотса",  1938).  Ценный  вклад  в  драматургию  внесли  пьесы
писателей М. Метсанурка, Я. Кярнера (1891- 1958), А. Антсона (1899-1945)
и  др.,  имевшие  общественно-критич.  и   демократич.   направленность.
Революц. идеи нашли  отражение  в  пьесе  Э.  Таммлаана  "Железный  дом"
(1938), призывавшей к борьбе против капиталистов. Пьеса утверждает,  что
разрешение   социальных   конфликтов   может   произойти   лишь    пут„м
бескомпромиссной борьбы рабочего класса за свои права.
   Большое место в репертуаре бурж. т-ра занимали  пьесы  драматурга  X.
Раудсеппа. Его комедии отличаются искрящимся юмором, остроумным диалогом
и яркостью характеров. Наиболее популярная  пьеса  Раудсеппа  -  комедия
"Микумярди" (1929), в к-рой авто p высмеивает бурж. партии, их погоню за
властью. Бурж. политиканов разоблачают и др. комедии Раудсеппа,  но  они
не достигают политич. остроты пьесы "Микумярди".
   С восстановлением Сов. власти в 1940  открылась  новая  глава  Э.  д.
Пьесы М. Рауда ("Меч в воротах", 1941, "Закалка",  1945)  и  И.  Семпера
("Приказ времени", 1945)  были  первыми  попытками  создания  эст.  сов.
драматургии. Развитие Э. д. продолжается во 2-й пол. 40-х  гг.  Наиболее
значит, явление Э. д. этого периода -  творчество  А.  Якобсона.  Борьба
против бурж. идеологии, разоблачение классового врага  -  основные  темы
пьес Якобсона. Его лучшие сценические произведения: "Жизнь  в  цитадели"
(194u) и "Борьба без линии фронта" (1947). В первой пьесе автор  наносит
удар по аполитичности, во второй разоблачает  националистический  миф  о
единстве эст. народа, распространявшийся  в  бурж.  Эстонии.  Обе  пьесы
ставились во многих эст. т-рах. Против бурж. общества, его  идеологии  и
бурж. пережитков были направлены и др. пьесы Якобсона:
   "Два лагеря" (1948), "Шакалы" (1951), "Ангел-хранитель  из  Небраски"
(1953)  и  "Утраченный  рай"  (1954).  Вопрос   о   столкновении   разл.
мировоззрений ставили  также  писатели  А.  Хинт  ("Шхуна  Тагарананских
рыбаков", 1947,  "Куда  идешь,  товарищ  директор?",  1949),  И.  Семпер
("Перелом", 1949)  и  др.  В  жанре  историч.  драматургии  выступал  Ю.
Сютисте, написавший пьесу "Псы-рыцари" (1946) на  сюжет  борьбы  древних
эстов  против  нем.  псов-рыцарей.  Пост.  пьесы  получила   современное
звучание, т. к. в ней была проведена аналогия с только что закончившейся
борьбой с фашизмом.
   В сер. 50-х гг. в Э. д. появляется новая тема  -  ценность  человека,
преодоление внутр. конфликтов, определение своего места в совр. жизни. В
пьесах Э. Раннета, Ю. Смуула (см. Дополнения), А. Лийвеса созданы образы
современников, углубл„нно анализируются их переживания. Пьесы Э. Раннета
"Совесть" (1956) и "Блудный сын" (1958) отличаются  остротой  конфликта.
Столкновение  противоречивых  чувств  и  мыслей  прида„т  образам  пьесы
"Совесть" глубину, динамрку. Внутр. противоречия  преодолевают  и  герои
пьесы  "Блудный  сын",  пост.  мн.  т-рами   СССР.   Пьесы   Ю.   Смуула

Страницы: «« « 2675   2676   2677   2678   2679   2680   2681   2682   2683  2684   2685   2686   2687   2688   2689   2690   2691   2692   2693  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия