|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 » »» Эстонии. Создательница эст. нац. т-ра Л. Койдула была первым эст.
драматургом. Е„ пьесы "Двоюродный братец из Сааремаа" (1870),
"Сваты-бер„зки, или Марет и Мийна" (1870) и "Этакий мульк, или Сто пудов
соли" (1871) определяли демократия. направленность в развитии эст.
сценич. иск-ва, утверждали просветительские тенденции. Тесно связана с
идеями нац.-освободительного движения пьеса К. Р. Якобсона "Артур и
Анна, или Люди нового времени", первоначально написанная на нем. яз.
(1861), в 1867 перевед„нная на эст. яз. На эст. сцене пьеса эта, имевшая
острую антифеод, направленность, была пост. только в 1873. Хотя пост.
этой пьесы наталкивались на запреты цензуры, она стала одной из наиболее
популярных пьес 19 в. Известным драматургом 19 в. был И. Кундер. В его
пьесах "Разумный мульк и мудрый тартусец" (1874), "Сумасшествие Муру
Мику" (1874), "Кингуский Лаос" (1887) и особенно в его лучшей пьесе
"Служивый" (1885) отражены общественные противоречия в эст. деревне 19
в., выведены яркие нар. образы.
Развитие эст. лит-ры и сценич. иск-ва на рубеже 20 в., углубление
критич. реализма определили дальнейшее развитие драматургии. К этому
времени относится творчество А. Китцберга и Э. Вилъде. Ещ„ до основания
проф. эст. т-ра (1906) Китцберг писал комедии, предназначенные для
деревенской сцены: "Пун, га-Мярт и Уба-Каарель" (1894), "Завещание
Пеете-ра Пила" (1897), "Портной Ыхк и его счастливый жребий" (1903).
Лучшие драматич. произв. Китцберга способствовали становлению нац. эст.
т-ра. В сво„м творчестве, тесно связанном с жизнью народа, Кит-цберг
развивает принципы критич. реализма. Драма "Оборотень" (1911), посв.
трагич. судьбе вольнолюбивой крепостной девушки, исполнена страстного
протеста против угнетения народа. В драме "Бог мошны" (1912) Китцберг
показывает страшную власть денег. К этому же периоду относятся пьесы: "В
вихре ветров" (1906), о личной драме батрака на фоне революц. событий
1905 и комедия из деревенской жизни "На хуторе Пюве" (1910). В своих
последних пьесах Китцберг отражает уродливые явления, сопутствовавшие
формированию эст. буржуазии, углублению противоречий между городом и
деревней (драма "Красный петух", 1920, комедия "Проклятый хутор", 1923).
Большинство пьес Китцберга пост. впервые в т-ре "Ванемуйне". Пьесы Э.
Вильде глубоко отражают обществ, противоречия. Большую популярность
получила комедия "Домовой" (1914),отличающаяся яркими образами,
мастерским диалогом. Пьеса остро высмеивает карьеристов, показывает
зависимость бурж. лит-ры от капиталистов. В драме "Неуловимое чудо"
(1913) автор трактует проблему взаимоотношений художника и бурж.
общества, раскрывает зависимость человеческих отношений от противоречий
капиталистич. строя. Этой же теме посв. драма "Связи" (1917). К нач. 20
в. также относятся пьесы популярного эст. прозаика О. Лутса: "Паунвере"
(1913), одноактные комедии "Кочан капусты" (1913), "Дельцы" (1913),
отличающиеся народностью, юмором, пристальным вниманием к жизни эст.
деревни, обличающие мещанское самодовольство. Репертуарным автором был
также К. Рутоф (1879-1940), написавший пьесы "Против течения" (1905),
"Камень" (1914).
В бурж. период первостепенное значение для развития эст. т-ра имели
пропев, классика эст. лит-ры А. X. Таммсааре. Ему принадлежат пьесы
"Юдифь" (1921) - социально-философская драма, написанная на сюжет
библейской легенды и направленная против псевдогеройства, и "Королю
холодно" (1936)-остроумная политич. сатира на скатившуюся к фашизму
бурж. Эстонию. Большое значение в развитии эст. т-ра 30-х гг. имели
инсценировки романов Таммсааре: "Правда и справедливость (право)",
"Хозяин Кырбоя", "Жизнь и любовь", "Новый сатана из Пыргупыхья". В них
проявились реализм и гуманистич. сила творчества писателя. На сценах
т-ров ставились также инсценировки романов и рассказов Э. Вильде ("Война
в Махтра", 1933, "Молочник из Мяэкюла", 1934) и О. Лутса ("На
задворках", 1934, "Тихий уголок", 1935, "Весна", 1937, "Лето", 1937,
"Свадьба Тоотса", 1938). Ценный вклад в драматургию внесли пьесы
писателей М. Метсанурка, Я. Кярнера (1891- 1958), А. Антсона (1899-1945)
и др., имевшие общественно-критич. и демократич. направленность.
Революц. идеи нашли отражение в пьесе Э. Таммлаана "Железный дом"
(1938), призывавшей к борьбе против капиталистов. Пьеса утверждает, что
разрешение социальных конфликтов может произойти лишь пут„м
бескомпромиссной борьбы рабочего класса за свои права.
Большое место в репертуаре бурж. т-ра занимали пьесы драматурга X.
Раудсеппа. Его комедии отличаются искрящимся юмором, остроумным диалогом
и яркостью характеров. Наиболее популярная пьеса Раудсеппа - комедия
"Микумярди" (1929), в к-рой авто p высмеивает бурж. партии, их погоню за
властью. Бурж. политиканов разоблачают и др. комедии Раудсеппа, но они
не достигают политич. остроты пьесы "Микумярди".
С восстановлением Сов. власти в 1940 открылась новая глава Э. д.
Пьесы М. Рауда ("Меч в воротах", 1941, "Закалка", 1945) и И. Семпера
("Приказ времени", 1945) были первыми попытками создания эст. сов.
драматургии. Развитие Э. д. продолжается во 2-й пол. 40-х гг. Наиболее
значит, явление Э. д. этого периода - творчество А. Якобсона. Борьба
против бурж. идеологии, разоблачение классового врага - основные темы
пьес Якобсона. Его лучшие сценические произведения: "Жизнь в цитадели"
(194u) и "Борьба без линии фронта" (1947). В первой пьесе автор наносит
удар по аполитичности, во второй разоблачает националистический миф о
единстве эст. народа, распространявшийся в бурж. Эстонии. Обе пьесы
ставились во многих эст. т-рах. Против бурж. общества, его идеологии и
бурж. пережитков были направлены и др. пьесы Якобсона:
"Два лагеря" (1948), "Шакалы" (1951), "Ангел-хранитель из Небраски"
(1953) и "Утраченный рай" (1954). Вопрос о столкновении разл.
мировоззрений ставили также писатели А. Хинт ("Шхуна Тагарананских
рыбаков", 1947, "Куда идешь, товарищ директор?", 1949), И. Семпер
("Перелом", 1949) и др. В жанре историч. драматургии выступал Ю.
Сютисте, написавший пьесу "Псы-рыцари" (1946) на сюжет борьбы древних
эстов против нем. псов-рыцарей. Пост. пьесы получила современное
звучание, т. к. в ней была проведена аналогия с только что закончившейся
борьбой с фашизмом.
В сер. 50-х гг. в Э. д. появляется новая тема - ценность человека,
преодоление внутр. конфликтов, определение своего места в совр. жизни. В
пьесах Э. Раннета, Ю. Смуула (см. Дополнения), А. Лийвеса созданы образы
современников, углубл„нно анализируются их переживания. Пьесы Э. Раннета
"Совесть" (1956) и "Блудный сын" (1958) отличаются остротой конфликта.
Столкновение противоречивых чувств и мыслей прида„т образам пьесы
"Совесть" глубину, динамрку. Внутр. противоречия преодолевают и герои
пьесы "Блудный сын", пост. мн. т-рами СССР. Пьесы Ю. Смуула
Страницы: «« « 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 2691 2692 2693 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |