Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678  2679   2680   2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688  » »»

   Париж (1846, на итал. яз. под назв. "Изгнанник"), Нью-Йорк (1847,  на
итал. яз.), Варшава (1881). В России в  1й6,  Итальянская  опера;  1908,
Оперный т-р Зимина.
   В Сов.  Союзе  поставлена  в  концертном  исполнении  11  апр.  1954,
Ленинград (оркестр Ленингр.  филармонии,  хор  Ленингр.  радио;  дириж„р
Грикуров, хорм. Славнинский;
   Эльвира - Иванова, Эрнани - Довенман, Дон Карлос - Алексеев, Сильва -
Морозов). В 1960  пост.  Куйбышевским  т-ром  оперы  и  балета  (дириж„р
Айзикович, реж. Пикар, худ. Мурзин, хорм. Мертенс;  Эрнани  -  Дольский,
Лисовский, Эльвира - Мартынова, Сильва - Зотов, Фрадков Дон Карлос -  Я.
Иванов).
   Издания: "Э." - клавир, М., Юргенсон, [1891]
   Я. Гр. ЭРНЕСАКС, Густав  Густавович  (р.  12.XII.1908)  -  эст.  сов.
композитор, дирижер, педагог. Нар. арт. СССР (1956). Деп.  Верх.  Совета
Эст.  ССР  4-7-го  созывов.  Муз.  образование  получил   в   Таллинской
консерватории,  к-рую  окончил  по  классу  школьной  МУЗЫКИ  (1931)   и
композиции (1934, класс А. И. Kanna). В 1942- 1944 - дириж„р хоров  Эст.
гос. худ. ансамблей. С 1944 - организатор, худ. рук. и гл. дириж„р  Гос.
акад.  мужского  хора  Эст.  ССР  (Гос.  пр.  СССР,   1947).   Один   из
организаторов и главный дириж„р сводных хоров  на  всех  республиканских
певческих праздниках (с 1947).
   Автор опер - "Пюхаярв" (1946, Эст. т-р оперы и балета;
   1947, т-р "Ванемуйне"), "Берег бурь" (1949, там же,  Гос.  пр.  СССР,
1951), "Рука об руку" (1955, Эст. т-р оперы и балета; 2-я ред. зингшпиль
"Мари п Михкель", 1965, т-р "Ванемуйне"), "Боевое крещение" (1957,  Эст.
т-р оперы и балета; 1958, т-р  "Ванемуйне");  компч.  оперы  "Женихи  из
Мульгимаа" (1960, т-р "Ванемуйне");  музыки  к  драматич.  спектаклям  и
фильмам.
   Музыка Э. отличается широкой напевностью, гармо-нич.  ясностью,  нар.
колоритом. Вед„т педагогич. работу с 1931. С  1946-профессор  Таллинской
консерватории.
   Лит.: Вахтер А., Густав Эрнесакс,  М.,  1961;  Va  h-ter  A.,  Gustav
Ernesaks, Tallinn, 1959. Ар. Т.
   ЭРОНЕН (Eronen), Элла (р. 29.1.1900)  -  фин.'  актриса.  Ученица  М.
Грипенберг, Л. Линко, С. Ранта (Хельсинки). Училась танц.  иск-ву  у  А.
Долина (Лондон). Э. начала сценич. деятельность танцовщицей.  В  1929  -
актриса драмы в "Т-ре Зари" в Хельсинки, в  1933  выступала  с  сольными
вечерами танца и художеств. чтения. В 1935-36 - артистка  Швед.  т-ра  в
Турку, в 1937 - Нац. т-ра в Хельсинки и в 1939-50 и с 1955 - Нац.  т-ра.
Э. с успехом играла трагедийные роли: Клеопатра ("Антоний  п  Клеопатра"
Шекспира), Медея (о. п. Еврипида), леди Макбет; Электра ("Траур  к  лицу
Электре" О'Нила) и др. С. Л.
   ЭРПЕНБЕК (Erpenbeck), Фриц (р. 6.IV.1897)  -  нем.  писатель,  акт„р,
режисс„р, театр. критик. С  1920-  акт„р  берлинского  "Лессинг-театра",
т-ра  в  Штутгарте  и  др.  городах.  Играл  комедийные  роли:   сначала
крестьянских парней, затем выступал в амплуа комич. отцов.  В  20-е  гг.
играл в Т-ре Э. Пискатора. С 1930 занимается  журналистикой.  Работал  в
кино. В 1933 эмигрировал в Прагу, в 1935-45 жил в Москве. С 1945 жив„т в
Берлине, выступает как театр. критик. Издатель  и  гл.  редактор  театр.
журналов  "Theaterdienst",  "Theater  der  Zeit",  "Artistik",  в  к-рых
отстаивает прогрессивное сценич. иск-во. С 1959  работает  в  берлинском
т-ре "Фольксбюне". Критич. статьи Э. о т-ре  собраны  в  книгах:  "Живой
театр" (1949) и  "Из  жизни  театра"  (1959).  Э.-  лауреат  пр.Лессинга
(1956).
   Соч.: Lebendiges Theater. Aufsatze und Kritiken, В.,  1949;  Aus  dem
TheaterAeben. Aufsatze und Kritiken. B." 1959. Нат. В.
   ЭРТНЕРЕ, Фелицита (р.  25.VII.1891)-латыш.  сов.  режисс„р,  педагог.
Нар. арт. Латв. ССР (1950). Окончила в Петрограде ф-т физич.  воспитания
Высших женских курсов (1917)  и  Ин-т  ритма  и  выразительных  движений
(1918). С 1921 работала  в  Риге  в  Художеств.  т-ре  консультантом  по
сценич. движению  (последовательница  системы  Э.  Жака-Далькроза  и  Ф.
Дельсарта).  В  20-х  гг.  Э.  начала  работать  режисс„ром.  Совм.   со
Смильгисом пост.: "Огонь и ночь" Райниса (1947), "Анна Каренина" (1949),
"Мария Стюарт"  (1956);  "Играл  я,  плясал"  Райниса  (1956),  "Гамлет"
(1959). С 1937 работает и  самостоятельно.  Пост.  Э.  присуще  глубокое
проникновение  в  драматургич.  материал,  высокая   сценич.   культура,
тщательная работа с акт„рами. Пост.: "Без вины виноватые"  (1950),  "Три
сестры" (1951 и 1959); "Вечно зел„ные пальмы" Виганте (1959). Руководила
занятиями акт„рского мастерства и ритмики в студиях Художеств,  т-ра,  в
консерватории. Лит.: К у н д з и н ь К. Э., Латышский театр.  М.,  1963.
В. X.
   "ЭРХУАН  И  СИПИ"-термин  в  кит.  т-ре,  мелодич.  основа  пекинской
музыкальной драмы, а также  т-ра  ханъцзюй  и  нек-рых  др.  видов  кит.
традиц. т-ра. "Э. и с."- устойчивый  комплекс  мелодий  с  определ„нными
ритмич. и  ладо-тональными  вариациями;  имеет  определ„нное  количество
мелодий. Эти мелодии, в свою очередь,  подразделяются  на  более  мелкие
группы в зависимости от инструмента, на  к-ром  они  исполняются.  Самое
большое число мелодий существует в пекинской муз. драме. Мелодии  эрхуан
ритмически более стабильны, чем сини; они исполняются обычно в медленном
темпе, поэтому используются гл. обр. при трагич. ситуациях. Мелодии сипи
ритмически более разнообразны и резче по звучанию, поэтому вводятся  для
выражения  чувства  радости  и   возбуждения.   Мелодиям   "Э.   и   с."
соответствует определ„нная вокально-исполнительская манера.
   Лит. (на кит. яз.): Л ю Ц з и-д я н ь, Цзинцзюй иньюэ цзешао,  Пекин,
1959. С. С.
   ЭРЭНЦЭННОРБО (У л ь д з и и б а и я р) (р.  1921)  -  монг.  актриса.
Засл. арт. МНР (1946). Чл. Монг. нар.-революц. партии  с  1946.  Окончив
Улан-Баторскую театр. студию, в 1936 начала выступать в муз.-драм. т-ре.
Вначале  исполняла  роли  в  муз.  спектаклях,  затем  в  драматических.
Привлекательная внешность, артистичность, мягкий голос приятного  тембра
позволяли Э. исполнять роли лирич. героинь.
   Роли: Беатриче ("Слуга двух  господ",  1938),  Батсайхан  ("Волшебная
лимба" по пьесе  Вольского  "Чудесная  дудка",  1940),  Рогмо-гоа  ("Три
шарайгольских хана" Намдага,  1941),  Нансалма  ("Среди  печальных  гор"
Нацагдоржа, 1943), Лиза  ("Жди  меня"  Симонова,  1944),  Лида  ("Платон
Кречет", 1947) и др.
   В 1961 окончила режисс„рское отделение при Монг.  гос.  ун-те,  вед„т
педагогич.  работу  на  театр.  ф-те  Пе-дагогич.  ин-та   (Улан-Батор).
Снималась в кино. Г. У.
   ЭСАМБАЕВ, Махмуд Алисултанович (р.  15.  VII.  1924)  -  сов.  артист

Страницы: «« « 2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678  2679   2680   2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия