Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680  2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689   2690  » »»

балетм. Петипа, худ.  Андреев,  Аллегри,  Воробь„в,  Каменский,  Ширяев,
Яковлев); 1850, Большой  т-р,  Москва  (Эсмеральда  -  Эльслер;  балетм.
Перро, дириж„р Карас„в, худ. Браун, Исаков, Шеньян); возобн.  1890,  там
же (Эсмеральда - Гейтен, Пьер Гренгуар, -  Манохин,  Феб  де  Шатопер  -
Хлюстин, Клод Фролло-Гельцер, Квазимодо- Шашкин; балетм. Мендес, дириж„р
Рябов). На сов. сцене: пост. 7 февр. 1926,  Большой  т-р,  Москва,  муз.
Пуни в обр. Глиэра (Эсмеральда - Гельцер, Пьер Гренгуар - Смольцов,  Феб
де Шатопер - Тихомиров, Клод Фролло  -  Булгаков,  Квазимодо  -  Рябцев;
балетм. Тихомиров, дириж„р Фанер, худ. Курилко);  пост.  1935,  Ленингр.
т-р оперы и балета им. Кирова, муз. та же (Эсмеральда - Вечеслова,  Пьер
Гренгуар -  Леонтьев,  Феб  де  Шатопер  -  Шавров,  Клод  Фролло-Дудко,
Квазимодо - Журавл„в, Диана - Уланова;  балетм.  Ваганова,  режисс„ры  -
Радлов, Бер„зова, Иванов, дириж„р Дубовской, худ. Ходасевич); нов.  ред.
1950,  Муз.  т-р  им.  Станиславского   и   Немировича-Данченко,   либр.
Тихомирова и Бурмейстера, муз. Пуни, Глиэра и  Василенко  (Эсмеральда  -
Бовт, Фео де Шатопер - Чичинадзе,  Клод  Фролло  -  Клейн,  Квазимодо  -
Терентьсв; балетм. Бурмейстер, дириж„р Эдель-ман, худ. Лушин).  Пост.  в
т-рах оперы и балета др. городов Сов. Союза: Баку (1929),  Киев  (1930),
Харьков (1932), Саратов (1936), Горький  (1938),  Одесса  (1940),  Тарту
(1941), Львов (1948), Донецк (1949), Рига,  Минск,  Свердловск,  Таллин,
Куйбышев (все в 1951), Ташкент (1952),  Алма-Ата,  Душанбе,  Новосибирск
(все в 1953), Пермь, Уфа, Ашхабад (все в 1954), Фрунзе (1955),  Улан-Удэ
(1957), Челябинск (1958), Иркутск  (1959),  Волгоград,  Кишин„в  (оба  в
1961), Воронеж (1962), Вильнюс (1963), Сыктывкар (1964) и др. Г. Ш.
   "ЭСПАНЬОЛЬ" (Teatro Espanol) - исп. т-р. Здание т-ра  построено  арх.
X. Вильянуэвой в Мадриде в 1806  на  месте  сгоревшего  старинного  т-ра
"Принси-пе". В 1849, после реставрации, т-р получил назв. "Э.".  Со  2-й
пол. 19 в. стал  крупнейшим  мадридским  драм.  т-ром.  Здесь  выступали
известные труппы под рук. Р. Кальво, А. Вико, позднее - М.  Герреро,  М.
Ксиргу и др. На сцене "Э." пост. значит, произв. исп. драматургов  19-20
вв.: М. Тамайо-и-Бауса, X. Эчегарая-и-Эйсагирре, Б. Переса Гальдоса,  X.
Бенавенте-и-Мартинеса, Ф. Гарсиа Лорки и  др.  С  1931  т-р  из  частной
антрепризы стал государственным, получает субсидию. Во время  художеств.
руководства К. Лука де  Тены  здесь  ставились  преим.  произв.  исп.  и
переводной классич. драматургии, позднее, когда т-р возглавил X. Тамайо,
в репертуаре утвердилась совр. иностр. драматургия. 3. П.
   ЭССОН (Esson), Томас Луис  Бювело  (1879-27.  XI.  1943)  -  австрал.
драматург. Род. в Англии, с детских лет жил в Австралии. Окончил ун-т  в
Мельбурне.  Первые  пьесы  -  "Укротительница"  (изд.  1910),   "М„ртвые
деревья",  "Священное  место"  (обе  в  1911).  В  1917-  1921   работал
журналистом в Нью-Йорке и Лондоне. В 1922, вернувшись в Мельбурн,  совм.
с  писателями  В.  Палмером  и  С.   Макки   создал   лит.   организацию
"Акт„ры-пионеры", существовавшую до 1926. В этом объединении, а также  в
Народном т-ре (осн. в 1929 в Сиднее) было пост. большинство пьес  Э.,  в
т. ч.:
   "Час ещ„ не настал" (изд. 1912), "Гуртовщики"  (изд.  1920).  В  1946
издан сб., в к-рый вошли пьесы: "Южный крест", "Мать и  сын",  "Боец"  и
др.  Э.  был  одним  из  ведущих  драматургов   Австралии.   Его   пьесы
рассказывают о жизни простых тружеников,  отличаются  изобретательностью
сюжетного построения, действенным диалогом.
   Лит.: P a l m e г V., Louis Esson and the Australian theatre,  Melb.,
1948. Г. Ш.
   ЭСТБЕРГ (Ostberg), Каролина Беата  (17.V.1853-  27.II.1924)  -  швед.
артистка оперы (сопрано). Член Швед. муз. академии (с 1897).  В  1869-72
обучалась пению в Стокгольмской  консерватории  у  Ю.  Гюнтера.  В  1873
дебютировала на  оперной  сцене  в  Стокгольме.  В  1874-77,  1886-92  и
1896-1906 - солистка Королевской  оперы;  в  1879-85  -  Нового  т-ра  в
Стокгольме. Гастролировала в Дании, Германии, Норвегии, США. Э. обладала
голосом инструментального звучания, музыкальностью.
   Партии:  Царица  ночи,  Папагена  ("Волшебная  ,  флейта"   Моцарта),
Елизавета, Эльза  ("Тангейзер",  "Лоэнгрин"  Вагнера),  Агата  ("Вольный
стрелок" Вебера), Норма (о. п.  Беллини),  Джульетта,  Антония  ("Сказки
Гофмана" Оффенбаха) и др.
   В  1906  Э.  оставила  сцену,   преподавала   пение   в   Стокгольме.
Пользовалась известностью как концертная певица.
   Лит.: L u n d q u i s t C. F., Minnen och anteckningar,  [dl  l  J-2,
Stockh., 1909; Svensk musiktidning Stockh., 1889, 1899, 1905. Вл. О.
   ЭСТЕВАНЕС  (Estebanes),  Хоакин  -  один  из  лит.  псевдонимов  исп.
драматурга М. Тамайо-и-Бауса.
   "ЭСТОНИЯ"  (Государственный   ордена   Трудового   Красного   Знамени
академический театр оперы и балета Эстонской  ССР)-  ведущий  эст.  муз.
т-р. Осн. в 1865, первоначально как "Об-во песни и сценич. игры". В 1895
при об-ве "Эстония" созда„тся постоянная театр. труппа, с  1906  ставшая
проф. т-ром. Сначала здесь ставились гл. обр. драмы, комедии и оперетты.
С 1908-оперные спектакли. В т-ре работали талантливые акт„ры и  реж.  Т.
Альтерман и П. Пинна и др. Среди лучших спектаклей того времени: "Власть
тьмы" (1908), "Отелло" (1910), "Гамлет" (1913); "Домовой" Вильде (1914),
"Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого  (1917).  Большое  значение  для
развития т-ра имела деятельность реж. К. Юнгхольца.
   В  период  бурж.  господства  (1920-40)  в  работе  т-ра  наблюдались
противоречия из-за столкновения демо-кратич. и реакц. тенденций.  Однако
благодаря деятельности прогрессивных художников здесь были пост. значит,
спектакли. С конца 20-х гг. увеличивается количество оперных спектаклей,
начинается развитие нац. балета.  Среди  лучших  пост.  мировой  оперной
классики: "Евгений Онегин" (1920, 1934), "Фауст"  (1921,  1931),  "Аида"
(1923, 1932); "Летучий голландец" Вагнера (1925), "Пиковая дама"  (1926,
1934), "Богема" (1926, 1934), "Демон" (1924, 1933),  "Лоэнгрин"  (1927),
"Дон  Жуан"  (1929),  "Борис  Годунов"  (1930),  "Князь  Игорь"  (1932),
"Кармен" (1921, 1932);
   "Турандот" Пуччини (1939), "Тихий Дон" (1939);
   "Дон Карлос" Верди (1940). Нац. оперное иск-во  стало  развиваться  с
1928, после пост. оперы Э.  Аава  "Викинги".  Затем  были  пост.:  "Дева
холма" (1929), "Любовь и смерть"  (1931)  и  "Эльга"  (1934)  А.  Лемба,
"Ка-упо" (1932) А. Ведро.
   В т-ре работали дириж„ры Р. Кулль и Ю. Аавик, режисс„ры X.  Компус  и
Э. Уули, художники А. Туу-ранд и В. Хааз, оперные артисты X.  Эйнер,  Б.
Хан-эен, О. Микк-Крулль, К. Отс, И. Аав-Лоо, А. Ардер,  К.  Вийтоль,  Э.
Ваарман и др.
   Среди лучших балетных спектаклей: "Щелкунчик" (1936),  "Красный  мак"
(1939),  "Лебединое  озеро"   (1940).   В   балетной   труппе   работала

Страницы: «« « 2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680  2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688   2689   2690  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия