|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 » »» балетм. Петипа, худ. Андреев, Аллегри, Воробь„в, Каменский, Ширяев,
Яковлев); 1850, Большой т-р, Москва (Эсмеральда - Эльслер; балетм.
Перро, дириж„р Карас„в, худ. Браун, Исаков, Шеньян); возобн. 1890, там
же (Эсмеральда - Гейтен, Пьер Гренгуар, - Манохин, Феб де Шатопер -
Хлюстин, Клод Фролло-Гельцер, Квазимодо- Шашкин; балетм. Мендес, дириж„р
Рябов). На сов. сцене: пост. 7 февр. 1926, Большой т-р, Москва, муз.
Пуни в обр. Глиэра (Эсмеральда - Гельцер, Пьер Гренгуар - Смольцов, Феб
де Шатопер - Тихомиров, Клод Фролло - Булгаков, Квазимодо - Рябцев;
балетм. Тихомиров, дириж„р Фанер, худ. Курилко); пост. 1935, Ленингр.
т-р оперы и балета им. Кирова, муз. та же (Эсмеральда - Вечеслова, Пьер
Гренгуар - Леонтьев, Феб де Шатопер - Шавров, Клод Фролло-Дудко,
Квазимодо - Журавл„в, Диана - Уланова; балетм. Ваганова, режисс„ры -
Радлов, Бер„зова, Иванов, дириж„р Дубовской, худ. Ходасевич); нов. ред.
1950, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, либр.
Тихомирова и Бурмейстера, муз. Пуни, Глиэра и Василенко (Эсмеральда -
Бовт, Фео де Шатопер - Чичинадзе, Клод Фролло - Клейн, Квазимодо -
Терентьсв; балетм. Бурмейстер, дириж„р Эдель-ман, худ. Лушин). Пост. в
т-рах оперы и балета др. городов Сов. Союза: Баку (1929), Киев (1930),
Харьков (1932), Саратов (1936), Горький (1938), Одесса (1940), Тарту
(1941), Львов (1948), Донецк (1949), Рига, Минск, Свердловск, Таллин,
Куйбышев (все в 1951), Ташкент (1952), Алма-Ата, Душанбе, Новосибирск
(все в 1953), Пермь, Уфа, Ашхабад (все в 1954), Фрунзе (1955), Улан-Удэ
(1957), Челябинск (1958), Иркутск (1959), Волгоград, Кишин„в (оба в
1961), Воронеж (1962), Вильнюс (1963), Сыктывкар (1964) и др. Г. Ш.
"ЭСПАНЬОЛЬ" (Teatro Espanol) - исп. т-р. Здание т-ра построено арх.
X. Вильянуэвой в Мадриде в 1806 на месте сгоревшего старинного т-ра
"Принси-пе". В 1849, после реставрации, т-р получил назв. "Э.". Со 2-й
пол. 19 в. стал крупнейшим мадридским драм. т-ром. Здесь выступали
известные труппы под рук. Р. Кальво, А. Вико, позднее - М. Герреро, М.
Ксиргу и др. На сцене "Э." пост. значит, произв. исп. драматургов 19-20
вв.: М. Тамайо-и-Бауса, X. Эчегарая-и-Эйсагирре, Б. Переса Гальдоса, X.
Бенавенте-и-Мартинеса, Ф. Гарсиа Лорки и др. С 1931 т-р из частной
антрепризы стал государственным, получает субсидию. Во время художеств.
руководства К. Лука де Тены здесь ставились преим. произв. исп. и
переводной классич. драматургии, позднее, когда т-р возглавил X. Тамайо,
в репертуаре утвердилась совр. иностр. драматургия. 3. П.
ЭССОН (Esson), Томас Луис Бювело (1879-27. XI. 1943) - австрал.
драматург. Род. в Англии, с детских лет жил в Австралии. Окончил ун-т в
Мельбурне. Первые пьесы - "Укротительница" (изд. 1910), "М„ртвые
деревья", "Священное место" (обе в 1911). В 1917- 1921 работал
журналистом в Нью-Йорке и Лондоне. В 1922, вернувшись в Мельбурн, совм.
с писателями В. Палмером и С. Макки создал лит. организацию
"Акт„ры-пионеры", существовавшую до 1926. В этом объединении, а также в
Народном т-ре (осн. в 1929 в Сиднее) было пост. большинство пьес Э., в
т. ч.:
"Час ещ„ не настал" (изд. 1912), "Гуртовщики" (изд. 1920). В 1946
издан сб., в к-рый вошли пьесы: "Южный крест", "Мать и сын", "Боец" и
др. Э. был одним из ведущих драматургов Австралии. Его пьесы
рассказывают о жизни простых тружеников, отличаются изобретательностью
сюжетного построения, действенным диалогом.
Лит.: P a l m e г V., Louis Esson and the Australian theatre, Melb.,
1948. Г. Ш.
ЭСТБЕРГ (Ostberg), Каролина Беата (17.V.1853- 27.II.1924) - швед.
артистка оперы (сопрано). Член Швед. муз. академии (с 1897). В 1869-72
обучалась пению в Стокгольмской консерватории у Ю. Гюнтера. В 1873
дебютировала на оперной сцене в Стокгольме. В 1874-77, 1886-92 и
1896-1906 - солистка Королевской оперы; в 1879-85 - Нового т-ра в
Стокгольме. Гастролировала в Дании, Германии, Норвегии, США. Э. обладала
голосом инструментального звучания, музыкальностью.
Партии: Царица ночи, Папагена ("Волшебная , флейта" Моцарта),
Елизавета, Эльза ("Тангейзер", "Лоэнгрин" Вагнера), Агата ("Вольный
стрелок" Вебера), Норма (о. п. Беллини), Джульетта, Антония ("Сказки
Гофмана" Оффенбаха) и др.
В 1906 Э. оставила сцену, преподавала пение в Стокгольме.
Пользовалась известностью как концертная певица.
Лит.: L u n d q u i s t C. F., Minnen och anteckningar, [dl l J-2,
Stockh., 1909; Svensk musiktidning Stockh., 1889, 1899, 1905. Вл. О.
ЭСТЕВАНЕС (Estebanes), Хоакин - один из лит. псевдонимов исп.
драматурга М. Тамайо-и-Бауса.
"ЭСТОНИЯ" (Государственный ордена Трудового Красного Знамени
академический театр оперы и балета Эстонской ССР)- ведущий эст. муз.
т-р. Осн. в 1865, первоначально как "Об-во песни и сценич. игры". В 1895
при об-ве "Эстония" созда„тся постоянная театр. труппа, с 1906 ставшая
проф. т-ром. Сначала здесь ставились гл. обр. драмы, комедии и оперетты.
С 1908-оперные спектакли. В т-ре работали талантливые акт„ры и реж. Т.
Альтерман и П. Пинна и др. Среди лучших спектаклей того времени: "Власть
тьмы" (1908), "Отелло" (1910), "Гамлет" (1913); "Домовой" Вильде (1914),
"Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1917). Большое значение для
развития т-ра имела деятельность реж. К. Юнгхольца.
В период бурж. господства (1920-40) в работе т-ра наблюдались
противоречия из-за столкновения демо-кратич. и реакц. тенденций. Однако
благодаря деятельности прогрессивных художников здесь были пост. значит,
спектакли. С конца 20-х гг. увеличивается количество оперных спектаклей,
начинается развитие нац. балета. Среди лучших пост. мировой оперной
классики: "Евгений Онегин" (1920, 1934), "Фауст" (1921, 1931), "Аида"
(1923, 1932); "Летучий голландец" Вагнера (1925), "Пиковая дама" (1926,
1934), "Богема" (1926, 1934), "Демон" (1924, 1933), "Лоэнгрин" (1927),
"Дон Жуан" (1929), "Борис Годунов" (1930), "Князь Игорь" (1932),
"Кармен" (1921, 1932);
"Турандот" Пуччини (1939), "Тихий Дон" (1939);
"Дон Карлос" Верди (1940). Нац. оперное иск-во стало развиваться с
1928, после пост. оперы Э. Аава "Викинги". Затем были пост.: "Дева
холма" (1929), "Любовь и смерть" (1931) и "Эльга" (1934) А. Лемба,
"Ка-упо" (1932) А. Ведро.
В т-ре работали дириж„ры Р. Кулль и Ю. Аавик, режисс„ры X. Компус и
Э. Уули, художники А. Туу-ранд и В. Хааз, оперные артисты X. Эйнер, Б.
Хан-эен, О. Микк-Крулль, К. Отс, И. Аав-Лоо, А. Ардер, К. Вийтоль, Э.
Ваарман и др.
Среди лучших балетных спектаклей: "Щелкунчик" (1936), "Красный мак"
(1939), "Лебединое озеро" (1940). В балетной труппе работала
Страницы: «« « 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 2685 2686 2687 2688 2689 2690 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |