|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 » »» 1964. Чехословакия: Stanko v sk y J. J., Divadelni slovnik, Praha, 1876;
Zolarova J , (сост.). Artisticky slovnik. 1963. Praha, 1964. Швеция: Н о
l 1 e r t z M., Litet teaterlexikon. Nyare och aldre fackuttryck.
Dramatiker. Skadespelare Regissorer. Dikoratorer. Opera, Operett - och
balletartister, [Stockh., 1959]. Югославия: S m o l e j V., Slovenski
dramski leksikon, [t.] 1-2, Ljubljana, 1961-62. Япония: (на япон. яз.)
Танако Тикао, Словарь по японскому театру, Токио, 1955; Энциклопедия
театрального искусства, Токио, 1960; Окияма Рюэй, Театральный словарь,
Токио, 1961; Отагуро Мот о с. Энциклопедия оперной музыки, Токио, 1962;
Японские театральные деятели, Токио, 1964. А. Шн.
ЭОРЕМА (греч. ???????, от ???? - поднимаю)- подъ„мная машина в т-ре
Др. Греции (др. назв. - механэ - машина). При помощи Э. "боги" и "герои"
могли находиться над сценой, спускаться с "неба" на "землю" или
подниматься на "небо". Т. о. осуществлялся, напр., постановочный при„м
деус экс ма-хина - внезапное появление на сцене божества или мифологич.
героя, приводившее запутанное действие к развязке. Э. применялись также
в комедиях для пародирования трагедий ("Мир", "Женщины на празднике
фесмофорий" Аристофана).
Лит.: ВарнекеБ. В., История античного театра, М., 1940; Bulle H., W i
r s i n g O., Szenenbilder zum griechischen Theater des V Jahrhunderts,
v. Chr., B., 1950. Лид. Ф.
"ЭПИДАВРОС" - театр в Эпидавре. См. Древнегреческий театр.
ЭПИЗОД (от греч. ?????? - появление) - самостоятельная, законченная
сцена драм. произв., связанная с его осн. темой. Существуют пьесы,
состоящие из множества сменяющих друг друга Э., объединенных общим
сюжетным стержнем (мн. пьесы Б. Брехта, В. Н. Билль-Белоцерковского, Н.
Ф. Погодина, В. В. Вишневского, В. В. Маяковского и др.); подобное
построение характерно также для пьес-обозрений, инсценировок, повестей и
романов.
Эпизодический персонаж - действующее лицо, участвующее лишь в одном
или нескольких Э. пьесы (отсюда - эпизодическая роль). Среди
исполнителей эпизодич. ролей Н. М. Никифорова А. П. Грузинский (Малый
т-р), Г. Б. Тусузов (Моск. T-J) Сатиры) и др. А. Д.
ЭПИЛОГ (греч. ????????) - послесловие, заключит. -часть произведения.
В драматургии-сцена, завершающая пьесу, следующая после развязки.
Содержание, стиль и значение Э. изменялись на протяжении истории т-ра. В
др.-греч. драме Э.- заключит, обращение хора к зрителям, комментирующее
происшедшие события, объясняющее замысел автора. В трагедии Э.
следовалнепосредственно за традиц. плачем над м„ртвым героем и
завершался уходом акт„ров и хора (эксодом). В античной комедии Э.
содержал озорные маскарадные пляски и песни акт„ров и хора. В пьесах
Шекспира, Бена Джонсона и др. драматургов Возрождения Э. чаще всего -
обращение к зрителю в форме монолога, содержащее авторскую трактовку
событий, резюмирующее идею пьесы. В комедии 17- 18 вв. Э.-декламационное
или песенно-танцевальное обращение к зрителям с просьбой отнестись
благожелательно к акт„рам и автору. В реалистич. драматургии 19 в.
появление Э. связывается со стремлением полнее раскрыть закономерности,
определяющие судьбы героев; поэтому в Э. часто рассказывается о жизни
героев спустя много лет, о последствиях событий, изображ„нных в пьесе, и
т. п. (напр., в "Русалке" Пушкина).
В драме нач. 20 в. Э. обычно - лирич. послесловие автора. В
драматургии сер. 20 в., отвергающей каноны хронологически
последовательного изображения событий, сцена, являющаяся по существу Э.,
часто бывает в начале действия пьесы, а в ходе действия объясняется, как
герои пришли к подобному финалу (напр., в пьесе Дж. Пристли "Время и
семья Конвей").
В муз. т-ре Э. в качестве самостоят, отдельной картины встречается
редко (Э. в опере "Иван Сусанин", в балете "Ромео и Джульетта").
По содержанию и драматургич. функции к Э. близок апофеоз - заключит,
сцена торжеств, характера (напр., в опере "Русалка", в балетах
"Золушка", "Медный всадник" и др.). А. Д.
ЭПЙРРЕМА (греч. ???????? -присловие) -компо-зиц. элемент в древней
аттич. комедии; входит вместе с антэпирремой в выступление предводителей
двух полухорий в парабасе либо двух спорящих персонажей - в агрне. В. Я.
ЭПИСОДИИ (греч. ?????????, букв.- привходящее)- в др.-греч. драме
речевая сцена, расположенная между двумя партиями хора. Термин "Э."
объясняют либо как включение диалогич. частей в первоначальную хоровую
трагедию, либо как появление на орхестре нового действующего лица. В
ранних трагедиях Эсхила Э. занимают ок. половины трагедии и отличаются
простотой построения; в "Орестее" Эсхила, а также у Софокла и Еврипида
Э. разрастается в большую, драматически насыщенную сцену. В древнеаттич.
комедии краткие, сменяющие друг друга Э. служат для демонстрации
торжества героя и посрамления его противников. В произв. Менандра, где
хор теряет сво„ значение, Э. равнозначны явлению в новой драме. В. Я.
ЭПИТАЛАМА (греч. ??????????)-? др.-греч. и римской поэзии и музыке
свадебная песня, к-рую исполняли перед невестой или в спальне
новобрачных. Популярна Э. из оперы А. Рубинштейна "Нерон". П. А. Я.
ЭПИХАРМ (?????????) (конец б-1-я пол. 5 вв. до н. э.)- древнегреч.
драматург. Представитель дорийской комедии. По свидетельству Аристотеля
("Поэтика", гл. 5), Э. первый придал бытовым и пародийно-мифологич.
фольклорным сценкам художеств. целостность, законченный сюжет.
Сохранились назв. 35 комедий Э. и фрагменты, содержащие
бур-лескно-пародийные обработки мифов, пародии на философские споры.
Введ„нный Э. тип парасита восприняла затем новая аттическая комедия.
Произв. Э. были написаны ямбом на дорийском диалекте, с использованием
языковых средств (остроты, игра слов, риторич. антитезы, неологизмы).
Соч.: Comicorura graecorum fragmenta, v. 1, В., 1899;
The Oxyrrhynchus papyri, t. 25, L., 1959, ј 2426-2429.
Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и
др.], т. 1, M.-Л., 1946; Berk L., Epi-charmus, Groningen, 1964. В. Я,
ЭРВЕ (Herve) (настоящее имя и фам.-Флоримон Ронже; Ronger)
(30.VI.1825 - 4.XI.1892)- франц. композитор, органист и дириж„р. Ученик
Д. Обера. С 1851 - дириж„р парижского т-ра "Пале-Рояль". В 1854 создал
т-р оперетт-буффонад "Фоли консер-тант", позже получивший название т-р
"Фоли нувель". Э.- создатель жанра оперетты-буфф. Во мн. опереттах Э.
высмеивались традиц. оперные формы: "Простреленный глаз" (пародия на
"Вильгельма Телля" Россини, 1867), "Хильперик" (пародия на рыцарские
романы и пьесы, 1868), "Маленький Фауст" (на рус. сцене - "Фауст
наизнанку" - пародия на "Фауста" Г„те и Гуно, 1869), "Малабарская вдова"
(1873) и др. Самое известное произв. Э. - оперетта "Мадемуазель Нитуш",
Страницы: «« « 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 2683 2684 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |