Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2666   2667   2668   2669   2670   2671   2672   2673   2674  2675   2676   2677   2678   2679   2680   2681   2682   2683   2684  » »»

1964. Чехословакия: Stanko v sk y J. J., Divadelni slovnik, Praha, 1876;
Zolarova J , (сост.). Artisticky slovnik. 1963. Praha, 1964. Швеция: Н о
l 1 e r t z  M.,  Litet  teaterlexikon.  Nyare  och  aldre  fackuttryck.
Dramatiker. Skadespelare Regissorer. Dikoratorer. Opera, Operett  -  och
balletartister, [Stockh., 1959]. Югославия: S m o l e  j  V.,  Slovenski
dramski leksikon, [t.] 1-2, Ljubljana, 1961-62. Япония: (на  япон.  яз.)
Танако Тикао, Словарь по японскому  театру,  Токио,  1955;  Энциклопедия
театрального искусства, Токио, 1960; Окияма Рюэй,  Театральный  словарь,
Токио, 1961; Отагуро Мот о с. Энциклопедия оперной музыки, Токио,  1962;
Японские театральные деятели, Токио, 1964. А. Шн.
   ЭОРЕМА (греч. ???????, от ???? - поднимаю)- подъ„мная машина  в  т-ре
Др. Греции (др. назв. - механэ - машина). При помощи Э. "боги" и "герои"
могли  находиться  над  сценой,  спускаться  с  "неба"  на  "землю"  или
подниматься на "небо". Т. о. осуществлялся, напр.,  постановочный  при„м
деус экс ма-хина - внезапное появление на сцене божества или  мифологич.
героя, приводившее запутанное действие к развязке. Э. применялись  также
в комедиях для пародирования  трагедий  ("Мир",  "Женщины  на  празднике
фесмофорий" Аристофана).
   Лит.: ВарнекеБ. В., История античного театра, М., 1940; Bulle H., W i
r s i n g O., Szenenbilder zum griechischen Theater des V  Jahrhunderts,
v. Chr., B., 1950. Лид. Ф.
   "ЭПИДАВРОС" - театр в Эпидавре. См. Древнегреческий театр.
   ЭПИЗОД (от греч. ?????? - появление) -  самостоятельная,  законченная
сцена драм. произв., связанная  с  его  осн.  темой.  Существуют  пьесы,
состоящие из множества  сменяющих  друг  друга  Э.,  объединенных  общим
сюжетным стержнем (мн. пьесы Б. Брехта, В. Н. Билль-Белоцерковского,  Н.
Ф. Погодина, В. В. Вишневского,  В.  В.  Маяковского  и  др.);  подобное
построение характерно также для пьес-обозрений, инсценировок, повестей и
романов.
   Эпизодический персонаж - действующее лицо, участвующее лишь  в  одном
или  нескольких  Э.  пьесы  (отсюда   -   эпизодическая   роль).   Среди
исполнителей эпизодич. ролей Н. М. Никифорова А.  П.  Грузинский  (Малый
т-р), Г. Б. Тусузов (Моск. T-J) Сатиры) и др. А. Д.
   ЭПИЛОГ (греч. ????????) - послесловие, заключит. -часть произведения.
В  драматургии-сцена,  завершающая  пьесу,  следующая  после   развязки.
Содержание, стиль и значение Э. изменялись на протяжении истории т-ра. В
др.-греч. драме Э.- заключит, обращение хора к зрителям,  комментирующее
происшедшие  события,  объясняющее  замысел  автора.   В   трагедии   Э.
следовалнепосредственно  за  традиц.  плачем  над   м„ртвым   героем   и
завершался уходом акт„ров  и  хора  (эксодом).  В  античной  комедии  Э.
содержал озорные маскарадные пляски и песни акт„ров  и  хора.  В  пьесах
Шекспира, Бена Джонсона и др. драматургов Возрождения Э.  чаще  всего  -
обращение к зрителю в форме  монолога,  содержащее  авторскую  трактовку
событий, резюмирующее идею пьесы. В комедии 17- 18 вв. Э.-декламационное
или песенно-танцевальное  обращение  к  зрителям  с  просьбой  отнестись
благожелательно к акт„рам и  автору.  В  реалистич.  драматургии  19  в.
появление Э. связывается со стремлением полнее раскрыть  закономерности,
определяющие судьбы героев; поэтому в Э. часто  рассказывается  о  жизни
героев спустя много лет, о последствиях событий, изображ„нных в пьесе, и
т. п. (напр., в "Русалке" Пушкина).
   В драме  нач.  20  в.  Э.  обычно  -  лирич.  послесловие  автора.  В
драматургии   сер.   20   в.,    отвергающей    каноны    хронологически
последовательного изображения событий, сцена, являющаяся по существу Э.,
часто бывает в начале действия пьесы, а в ходе действия объясняется, как
герои пришли к подобному финалу (напр., в пьесе  Дж.  Пристли  "Время  и
семья Конвей").
   В муз. т-ре Э. в качестве самостоят,  отдельной  картины  встречается
редко (Э. в опере "Иван Сусанин", в балете "Ромео и Джульетта").
   По содержанию и драматургич. функции к Э. близок апофеоз -  заключит,
сцена  торжеств,  характера  (напр.,  в  опере  "Русалка",   в   балетах
"Золушка", "Медный всадник" и др.). А. Д.
   ЭПЙРРЕМА (греч. ???????? -присловие) -компо-зиц.  элемент  в  древней
аттич. комедии; входит вместе с антэпирремой в выступление предводителей
двух полухорий в парабасе либо двух спорящих персонажей - в агрне. В. Я.
   ЭПИСОДИИ (греч. ?????????, букв.-  привходящее)-  в  др.-греч.  драме
речевая сцена, расположенная между  двумя  партиями  хора.  Термин  "Э."
объясняют либо как включение диалогич. частей в  первоначальную  хоровую
трагедию, либо как появление на орхестре  нового  действующего  лица.  В
ранних трагедиях Эсхила Э. занимают ок. половины трагедии  и  отличаются
простотой построения; в "Орестее" Эсхила, а также у Софокла  и  Еврипида
Э. разрастается в большую, драматически насыщенную сцену. В древнеаттич.
комедии  краткие,  сменяющие  друг  друга  Э.  служат  для  демонстрации
торжества героя и посрамления его противников. В произв.  Менандра,  где
хор теряет сво„ значение, Э. равнозначны явлению в новой драме. В. Я.
   ЭПИТАЛАМА (греч. ??????????)-? др.-греч. и римской  поэзии  и  музыке
свадебная  песня,  к-рую  исполняли  перед  невестой   или   в   спальне
новобрачных. Популярна Э. из оперы А. Рубинштейна "Нерон". П. А. Я.
   ЭПИХАРМ (?????????) (конец б-1-я пол. 5 вв. до  н.  э.)-  древнегреч.
драматург. Представитель дорийской комедии. По свидетельству  Аристотеля
("Поэтика", гл. 5), Э.  первый  придал  бытовым  и  пародийно-мифологич.
фольклорным   сценкам   художеств.   целостность,   законченный   сюжет.
Сохранились   назв.   35   комедий   Э.    и    фрагменты,    содержащие
бур-лескно-пародийные обработки мифов,  пародии  на  философские  споры.
Введ„нный Э. тип парасита восприняла  затем  новая  аттическая  комедия.
Произв. Э. были написаны ямбом на дорийском диалекте,  с  использованием
языковых средств (остроты, игра слов, риторич. антитезы, неологизмы).
   Соч.: Comicorura graecorum fragmenta, v. 1, В., 1899;
   The Oxyrrhynchus papyri, t. 25, L., 1959, ј 2426-2429.
   Лит.: История греческой литературы, под ред. С.  И.  Соболевского  [и
др.], т. 1, M.-Л., 1946; Berk L., Epi-charmus, Groningen, 1964. В. Я,
   ЭРВЕ  (Herve)  (настоящее  имя   и   фам.-Флоримон   Ронже;   Ronger)
(30.VI.1825 - 4.XI.1892)- франц. композитор, органист и дириж„р.  Ученик
Д. Обера. С 1851 - дириж„р парижского т-ра "Пале-Рояль". В  1854  создал
т-р оперетт-буффонад "Фоли консер-тант", позже получивший  название  т-р
"Фоли нувель". Э.- создатель жанра оперетты-буфф. Во  мн.  опереттах  Э.
высмеивались традиц. оперные формы:  "Простреленный  глаз"  (пародия  на
"Вильгельма Телля" Россини, 1867),  "Хильперик"  (пародия  на  рыцарские
романы и пьесы,  1868),  "Маленький  Фауст"  (на  рус.  сцене  -  "Фауст
наизнанку" - пародия на "Фауста" Г„те и Гуно, 1869), "Малабарская вдова"
(1873) и др. Самое известное произв. Э. - оперетта "Мадемуазель  Нитуш",

Страницы: «« « 2666   2667   2668   2669   2670   2671   2672   2673   2674  2675   2676   2677   2678   2679   2680   2681   2682   2683   2684  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия