Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2668   2669   2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676  2677   2678   2679   2680   2681   2682   2683   2684   2685   2686  » »»

дириж„р. Деятельность Э. была связана с петерб. т-ром малых форм-"Кривое
зеркало", одним из основателей и дириж„ром которого  он  был  (1908-16).
Здесь была пост. его опера-пародия  "Вампука,  невеста  африканская,  во
всех отношениях образцовая опера", либр.  собственное  по  фельетону  А.
Манцепилова (M. H.  Волконского,  1909).  Пародия  принесла  Э.  широкую
известность, а термин "вампука" стал применяться для обозначения оперных
штампов.
   Др. пародии Э.:  "Гастроль  Рычалова",  "Жестокий  барон"  и  "Мудрый
Чарудатта" (19IO),  "Трое  влюбл„нных  в  королеву"  (1911),  "Сын  двух
матерей" (1914), "Круг жизни одного завоевателя" (1915) и др.- все пост.
в "Кривом зеркале";
   "Музыкальная драма в  Парголове"  (1916,  Литейный  т-р,  Петербург),
комич. опера "Свадьба" по о. п. Чехова (1916, Моск. студия Оперы  С.  И.
Зимина).
   В 1917-19 работал в Михайловском т-ре (Петроград). Лит.: К у г e л  ь
А., В. Г. Эренберг, "Жизнь искусства", 1923, ј 38; Э  р  м  а  н  с  В.,
Эренберг, "Зрелища", 1923, ј 56. А. Ив.
   ЭРЖАБЕК, E р ж а б e к (Jerabek), Франтишек Вен-цеслав  (21.1.1836  -
31.III.1893)  -  чешский  журналист  и  драматург.  Автор   пьес   "Пути
общественного мнения" (1866), "Слуга своего господина" (1870)  и  др.  в
к-рых отображал социальные конфликты бурж. общества.  Э.  написал  также
пьесы "Ганна, или Смирение Пржемысловцев  с  Вршовцами"  (1858),  "Свято
плук" 1859), "Комедия" (1862), "Три  эпохи  чешской  земли  в  Кожарове"
(1870),  "Здесь  нищета  запрещена"  (1870),  "Сын   человека"   (1878),
"Зависть" (1884), "Пресыщение славой"  (1887).  Характеры  персонажей  в
этих  пьесах  неглубоки  и  психологически  не  разработаны,  но  в  них
проявляется стремление автора к созданию социальных характеристик. Пьесы
Э. пользовались успехом у демократического зрителя. Л. Сол.
   ЭРИСТАВИ,  Георгий  Давидович  (1811-9(21).IX.  1864)  -   грузинский
драматург,   поэт.    Основоположник    грузинского    профессионального
реалистического  т-ра.  Был  чиновником  особых  поручений   при   воен.
губернаторе. В 1832 началась его лит. деятельность. В этом  же  году  за
участие в дворянском заговоре был выслан из Грузии. Вернувшись в 1839 на
родину, он с увлечением стал работать над возрождением груз. проф.  т-ра
(1850). В этом т-ре были пост. его  комедии:  "Тяжба"  (1840),  "Раздел"
(1849),  "Скупой"  (1851),  "Шапка-невидимка"  (1852),   драма   "Атабег
Кваркваре" (1853) и др.
   Центр, тема драматургии Э.- осмеяние торговцев-ростовщиков  и  реакц.
дворянства, самодурства и  продажности  царских  чиновников.  Герой  его
пьес- молодой человек 40-50-х  гг.  19  в.,  прогрессивно  мыслящий,  но
практически  бессильный,  примиряющийся  с  действительностью.  В  драме
"Атабег Кваркваре" выражены демократич. антикрепостнич. тенденции.
   Э. был талантливым акт„ром, создавшим традицию воплощения  тбилисских
"мокалаке"  (горожан).  В  основу  груз.   сценич.   речи   Э.   положил
карталинский диалект груз. яз., приблизил лит. язык  и  сценич.  речь  к
народной (пользовался диалектом для характеристики людей из народа).
   Э. сплотил вокруг т-ра плеяду драматич. писателей, открыл  самобытный
талант 3. Антонова, пьесы к-рого  развивали  демократич.  направление  в
груз. т-ре. Э. воспитал также поколение проф. акт„ров реалистич.  школы.
Он вырастил деятелей реалистич. т-ра -  выходцев  из  народа,  особенное
внимание уделял этич. стороне  воспитания  акт„ров.  Его  ученики-акт„ры
Г.Дванадзе, Г. Джапаридзе, Элиозишвили,  А.  Мейпариани,  Татишвили,  И.
Кереселидзе и др.- выражали в сво„м творчестве и  обществ,  деятельности
передовые устремления той эпохи.
   В т-ре Э. господствовали традиции нар. творчества, груз.  песенной  и
танцевальной культуры, иск-во т-ра сахиоба. Игра исполнителей отличалась
самобытностью, народностью, искрящейся жизнерадостностью.
   Э.  способствовал  сближению  деятелей  рус.  и   груз.   т-ров,   он
использовал творч. опыт рус. т-ра, принимал участие в его деятельности в
Тбилиси.  Отстаивал   высокое   идейное   значение   т-ра,   демократич.
направленность   театр.   иск-ва,   противостоял   стремлениям   царских
чиновников и помещиков снизить обществ. роль т-ра. Э. инсценировал поэму
Руставели "Витязь в тигровой шкуре", перев„л "Горе от  ума"  Грибоедова,
способствовал переводу на груз. яз. пьес Шекспира и Мольера.
   Пьесы  Э.  сохраняются  в  репертуаре  сов.  т-ра.  К.  Марджанишвили
осуществил пост. пьесы "Раздел" (1923), А.  Васадзе  -  комедии  "Тяжба"
(1942, Т-р им. Руставели).
   С в ч. (на груз. яз.): Пьесы. Ред. и  вступ.  ст.  Ш.  Радиани,  Тб.,
1950.
   Лит.: Театр в Тифлисе. 1845-1856, Тифлис, 1888;
   Амаглобели С., Грузинский театр. Предисловие А. В. Луначарского,  М.,
1930; Бухникашвили Г., Театр Г.  Эристави,  Тб.,  1948;  Джанелидзе  Д.,
Грузинский театр. Тб., 1959; на груз.  яз.-  Гамезарда-ш  в  и  л-и  Д.,
Георгий Эристави, Тб., 1949; ГерсамияС., Театр Г. Эристави,  Тб.,  1950.
Д. Д.
   ЭРИСТАВИ, Давид  Георгиевич  (1847-1890)-груз.  драматург,  режисс„р,
публицист. Автор ряда переводов и переделок пьес. Используя сюжет  пьесы
В. Сарду, написал историч. драму "Родина" (1881) о борьбе грузин в 17 в.
против иранского  деспота  завоевателя  Шах-Аббаса.  Пост.  этой  пьесы,
несмотря  на  запрещение  царской  цензуры,  превращались  в   поли-тич.
демонстрации. В 1942 пьеса была пост. в Т-ре  им.  Руставели  (пост.  А.
Васадзе, худ. С. Вирсаладзе, муз. И. Туския) и  в  кутаисском  Т-ре  им.
Месхишвили (пост. Д. Антадзе). В 1874 Э. издал в Тбилиси "Горе  от  ума"
Грибоедова  по  новому  рукописному  варианту.  Выступал  как   чтец   с
исполнением произв. груз. поэтов.
   Соч. (на груз. яз.): Сочинения, Тб., 1907; Драматич. соч.. Тб., 1910.
Д. Д,
   ЭРИСТАВИ, Рафапл  Давидович  [21.IV.1824-19.II  (4.III).  1901]-груз.
поэт и драматург. Автор водевилей и комедий: "Сначала скончались,  потом
повенчались" (1868), "Шутки с дядюшкой" (1880), "Адвокаты" (1880) и др.,
пользовавшихся большим успехом  на  груз.  сцене.  Э.  использовал  жанр
водевиля для реалистич. отображения совр. ему  жизни.  Он  брал  готовые
схемы водевильных сюжетов и реалистически изображал быт и характеры.
   Соч.: Сочинения,  т.  4.  Драматические  произведения,  под  ред.  Ш.
Радиани, Тб., 1938 (на груз. яз.). Д. Д\
   ЭРКЕЛЬ (Erkel) -  семья  венг.  музыкантов.  1)  Ф  е  р  е  н  ц  Э.
(7.XI.1810-15.VI.1893)-  венг.  композитор,  дириж„р,  педагог,  муз.  и
обществ, деятель. Занимался музыкой в Братиславе у Г. Клейна. В  1828-37
работал в Коложваре (Клуже), Буде, Пеште. С 1838-  гл.  дириж„р  и  рук.
оперной  труппы  Венг.  (позднее  -   Национального)   т-ра   в   Пеште.

Страницы: «« « 2668   2669   2670   2671   2672   2673   2674   2675   2676  2677   2678   2679   2680   2681   2682   2683   2684   2685   2686  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия