Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669   2670   2671  2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680   2681  » »»

("Минна фон Барнхельм" Лессинга), Верхан  ("Бобровая  шуба"  Гаунтмана),
Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Шекспира).
   ЭНДЙ (d4ndy), Поль Мари Теодор Венсан д'  (27.V.  1851-2.XII.1931)  -
франц. композитор, органист, дириж„р, муз. писатель. Учился в  Парижской
консерватории (1873-75) у С. Франка. Гастролировал как дирижер в странах
Америки и Европы, в 1907 был в России. Э.-представитель  позднеромантич.
тенденций, сочетающихся в его творчестве с чертами неоклассицизма.  Муз.
язык Э. красочен, изыскан, но несколько статичен.
   Оперы: "Фервааль" (1897, "Т-р де ла Монне", Брюссель),  "Чужестранец"
(1903, там же), "Легенда о  св.  Христофе"  (1920,  т-р  "Гранд-Опера"),
комич. опера "После  дождичка  в  Четверг"  (1882,  т-р  "Опера  комик",
Париж), муз. комедия
   "Сон Киния" (1927); писал также музыку к спектаклям и др. соч.
   Редактировал оперы К. Монтеверди, Ж. Ф. Рамо и др. С 1912 - профессор
Парижской консерватории. Один из основателей Певческой  школы  в  Париже
(Schola Cantorum, 1896), был е„ директором. Президент Нац. об-ва  музыки
(1890).
   Лит.: Роллан  Р.,  Музыканты  Наших  дней  Собр.  соч.,  т.  16,  Л.,
1935,с.329-45; В reville P. de et G a u t h i е r-V i l  l  a  r  s  H.,
Fervaal (etude thematique et analytique), P., 1898; V a 1 l a s  L.,  V.
d'Indv, v. 1-2 P.,1946-50. ' Ал. M.
   ЭНЕСКУ  (Enescu),  Джордже   [7(19).VIII.1881-4.V.   1955]   -   рум.
композитор,  скрипач,  пианист,  дириж„р,   муз.-общественный   деятель.
Окончил Венскую (1893) и Парижскую (1899, класс  скрипки  -  П.  Марспк,
композиции - Ж. Массне и Г. Форе) консерватории. Глава нац. муз.  школы,
Э. в своем творчестве опирался на рум. муз. фольклор. Автор оперы "Эдип"
(1936, т-р "Гранд-Опера"; 1956,  Брюссель,  "Т-р  де  ла  Монне";  1958,
Бухарест, Нац. т-р оперы и балета) по трагедиям  Софокла  "Эдип-царь"  и
"Эдип в Колоне"  (лпбр.  Э.  Флега).  В  античном  сюжете  Э.  стремился
раскрыть содержание,  близкое  современности  -  драматизм  столкновения
человека с враждебными силами. Музыкальный язык оперы лапидарен и суров.
Вокальные партии приближаются к драм. декламации, но включают и песенные
элементы. Нац. рум. колорп-том окрашены массовые сцены. На музыку первой
Румынской  рапсодии  Э.  пост.  балет  (1929,  "Манхаттан  опера  хаус",
Нью-Йорк). Э. руководил созданными им симфонич. оркестром  и  квартетом.
Неоднократно выступал с  концертными  постановками  в  Румынии  опер  Р.
Вагнера (3-й акт "Зигфрида", 3-й акт "Парсп-фаля"),  дирижировал  оперой
"Лоэнгрпн"  (1921,  Нац.  оперный  т-р).  С  1916-  почетный   член,   с
1932действпт. член Румынской академии. Учредил премии для  молодых  рум.
композиторов, пропагандировал за границей рум. музыку. Выступал  во  мн.
странах как скрипач и дирижер, в т. ч. в России в 1909, 1917 и 1946.
   Лит.: G a v о t i j B , Les souvenirs de G. Enesco, P., 1955; V o l с
u l e s с u -L., G. Enescu si opera sa Oedip, Bue., 1956; Т у д о р  А..
Дж. Энеску, Бухарест, 1957: В а -la n G., G. Enescu, Bue., 1962;  George
Enescu [Culeoro], Bue., PJ?'i; Я м п о л ь с к и и П., Дж.  Енееку,  M.,
l'J.'iG;
   К о т л я р о в В., Дж. Эпееку. M., 10?5; К 'о  с  м  а  О..  "Эдип")
Энеску в Бухарестском театре, "Сов. музыка", 195S, .V. 12. ' р. //.
   ЭНИГАРЕСКУ (Enigarescu), Октав (р.  13.XII.  1924)  JL-  рум.  артист
оперы (баритон). Окончил Бра-шовскую консерваторию. В  1945  дебютировал
па сцене частной оперы в Бухаресте. Затем пел в Клуж-ской рум. опере.  С
1956  -  солист  Национального   т-ра   оперы   и   балета   (Бухарест).
Гастролировал в СССР, Венгрии и др. странах.
   Партии: Риголетто, Фигаро; граф дп Луна, маркиз дп Поза  ("Трубадур",
"Дон Карлос" Верди), Тельрамунд ("Лоэнгрпн"),  Бекмессер  ("Нюрнбергские
мейстерзингеры"  Вагнера),  Фаниналь  ("Кавалер  роз"   Штрауса),   Голо
("Пеле-ас и Мелисанда" Дебюсси) и др.
   Вед„т педагогич. работу: в 1953-56 - в Клужской консерватории, с 1956
- руководитель вок. кафедры Бухарестской консерватории.  Гос.  пр.  СРР,
1954. Лит.: "Muzica", Bue., 1963, X' 3, р. 41. А. Ив.
   ЭНКЕ, Владимир Робертовнч [р.18(31).VIII.1908]- рус. сов. композитор.
В 1936 окончил Моск. консерваторию (класс В.  Я.  Шебалина),  в  1937  -
аспирантуру. Автор опер: "Любовь Яровая" (1947, Львовский  т-р  оперы  и
балета), "Богатая  невеста"  (соавтор  Б.  М.  Трошин,  1949,  там  же);
оперетт: "Сильное чувство" (1935, Центр.  Радио-ТРАМ),  "Дружная  горка"
(соавтор Б. А. Мокроусов, 1934, там  же);  музыки  к  спектаклям  моек.,
ленингр. и др. т-ров. R 1936- 1939 преподавал в Моск. консерватории.  Д.
Ив.
   ЭННИЙ (Ennius), Квинт (239-169 до н. э.) - др.-рим. поэт и драматург.
Род. в Юж. Италии. С детства знал. греч. и лат. яз. С 204 до н. э. жил в
Риме, где сблизился  со  Сцппионом  Африканским  Старшим  -  сторонником
приобщения к эллинской культуре. Творчество Э. обширно  и  многообразно.
От многочисл. пьес Э. сохранились  только  отрывки  из  20  трагедий  на
сюжеты из греч. мифологии по образцам греч.  трагедий  ("Медея",  "Выкуп
Гектора",  "Ифигения",  "Андромаха"  и  др.),  комедий   ("Трактирщица",
"Пан-кратиаст"), претекст ("Амбракпя", "Сабинянки"). В содержание  пьес,
в их метрику и стиль Э. вносил чисто латинские элементы.
   Соч.: Ennianae poesis reliquiae..., rec. Joan. Vahlen, Lipsiae, 1928.
   Лит.: История римской литературы, под  ред.  С.  И.  Соболевского  [и
др.], т. l, M., 1959; Тройский П., История античной литературы, 2  изд..
Л., 1951; R i b b e с k O.,  Die  romische  Tragodie  im  Zeitalter  der
Republik, Lpz., 1875.
   Лид.  Ф.   ЭННЙК   (Непшдпе),Леон   (4.XI.1851-25.XII.1935)-   франц.
писатель, драматург. Один из членов т. н.  "Меданской  группы".  В  1879
написал (совм. с Ж. Год-дом) свою первую  пьесу  "Император  из  Ассуси"
{т-р "Клюни"). Большое значение для творчества Э.  имела  его  работа  с
реж. А. Антуаном, поставившим в "Свободном т-ре" пьесы Э. "Жак Дамур" по
новелле Э. Золя и "Эстер Брандес" (обе в 1887). Эти пьесы, написанные по
принципам  натуралистич.  эстетики,  определили   художеств.   программу
"Свободного т-ра"  на  первом  этапе  его  деятельности.  Драма  "Смерть
герцога Ангиенского" (1888, там же) способствовала, по  словам  Антуана,
возрождению и обновлению жанра историч.  драматургии.  Пост.  этих  пьес
привлекла внимание к драматургии Э. других парижских т-ров, включивших в
свой репертуар пьесы "Лгунья" (совм. с А.  Додэ,  1892,  т-р  "Жимназ"),
"Чужие деньги" (1893, т-р "Одеон"), "Жарнак" (совм. с Ж.  Гравье,  1909,
там же) и др.
   Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр. Л.- М., 1939; А н т  v
а н А., Дневники директора театра, пер. с франц., М.- Л., 1939;  Deffoux
L., Zavie E., Le groupe de Medan, P., 1920.
   ЭНРЙКЕС (Enriquez), Камило (1769-1824) -чи-лийско-аргент.  публицист,

Страницы: «« « 2663   2664   2665   2666   2667   2668   2669   2670   2671  2672   2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680   2681  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия