Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2664   2665   2666   2667   2668   2669   2670   2671   2672  2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680   2681   2682  » »»

драматург.  Был  сторонником  франц.  просветительской   идеологии,   за
пропаганду е„ идей привлекался к суду инквизицией. С 1809  участвовал  в
вооруж„нной борьбе против исп. колониального владычества в Перу.  Жил  в
Чили, где издавал патриотпч. газету "Аврора" ("Aurora"), написал и пост.
антписп. пьесу "Процессия глупцов"  (1813).  После  поражения  чилийской
патриотич. армии в 1814  эмигрировал  в  Аргентину;  в  т-ре  "Ранчерия"
(Буэнос-Айрес) были пост. просветит, трагедии  Э.,  написанные  в  стиле
драматургии В. Альфьери. "Камила, или Патриотка Южной Америки" (1819) на
сюжет  борьбы  индейцев  за  независимость  и   "Невинность   в   приюте
добродетелей" (1821). 3. П.
   ЭНСИНА (Encina, Enzina), Хуан дель (12.VII.1469-  10.1.1530)  -  исп.
поэт и драматург. Учился в Сала-манкском  ун-те.  С  1492  находился  на
службе у герцога  Альбы.  В  1519  принял  сан  священника.  Э.  прозван
патриархом исп. т-ра. Сохранилось 14 пьес Э.; первая  из  них  -  религ.
сценка, пост.  в  1492.  В  ранних  пьесах,  названных  Э.  эклогами  (в
подражание Вер-гилию), преобладают библейские сюжеты ("Эклога о  сильных
ливнях" и др.). В конце 90-х гг. Э.  написал  бытовые  сценки  фарсового
содержания: "Действо  о  потасовке",  "Минго  Хиль  и  Паскуала"  (пост.
любителями во дворце  герцога  Альбы).  Пьесы,  написанные  после  1502,
свободны  от  религиозных  мотивов,  большинство  из  них   -   любовные
пасторали: "Эклога о Кристино и Фебее", "Филено, Самбардо  и  Кардонио",
"Пласида и Виторьяно" (пост. в доме кардинала Арбо-реа в Риме, 1512).  В
них заметно влияние античной и итал.  драматургии,  разработана  сценич.
интрига. Пьесы завершались песней "вильянсико" на  музыку  самого  Э.  В
"вильянсико" Э. обычно подч„ркивал осн. идею своих пьес  -  прославление
земной любви и счастья. Драматургия Э.  положила  начало  ренессанс-ному
т-ру в Испании.
   Соч.: Teatro completo, Madrid, 1893, перепеч. в кн.:
   Representaciones, Strassb.-N. Y., 1914.
   Лит.: II г н а т о в С. С., Испанский театр XVI - XVII веков,  М.-Л.,
1939;  История  западноевропейского  театра,  под  общ.   ред.   С.   С.
Мокульского, т. 1, М., 1956;
   Петров Д. К., Заметки по истории староиспанской комедии,  СПБ,  1907;
Andrews J. R., Juan del Encina. Prometheus in search of prestige,  Berk.
- Los Ang., 1959;
   Cotarelo y Mori E., Estudios de historia literaria de Espana, Madrid,
1901;  Mazzei  P.,  Contributo  alio  studio  delie  fonti  specialmente
italiane del teatro di Juan de Encina e Torres Naharro, Lucca, 1922.  S.
П.
   ЭНСЛАГЕР, Оэнслейгер (Oenslager), Доналд (р.7.  III.  1902)  -  амер.
театр.  художник.  Окончил  Гарвардский  ун-т  (1923),  где   учился   у
профессора Д. Бейкера. С 1924  начал  работать  как  художник  в  "малых
т-рах" ("Провинстаун плейхаус" и "Гринвич виллидж"). В  1925  переш„л  в
"малый т-р"-"Ней-борхуд плейхаус",  затем  оформлял  спектакли  в  т-рах
Бродвея, продолжая работать и в экспериментальных т-рах. С 1925 оформлял
спектакли т-ра Иель-ского ун-та, где был профессором.
   Оформил спектакли: драматические - "Падение дома  Эшеров"  по  Э.  По
(1925),  "Зимняя  сказка"  Шекспира  (1931),  "Бранд"   Ибсена   (1938),
"Прикованный Прометей" Эсхила (1939) - в т-ре Иельского ун-та;  "Дилемма
доктора" (1940, т-р "Шуберт") и Пигмалион"  (1945,  т-р  "Барримор")  Б.
Шоу,  "Пройдитесь,  мадам"  Хоуарда  (1953,  т-р  "Финикс"),  "Кориолан"
Шекспира (1954, там же), "Майор  Барбара"  Б.  Шоу  (1956,  "Мартин  Век
театр"), "Женщина с моря" Ибсена (1933, Малый т-р), "Джонни Джонсон"  П.
Грина (1936, т-р "Груп"), "О людях и мышах" Стейнбека (1937, т-р "Мьюзик
бокс"), "Отец" Стриндберга (1940, т-р "Корт").
   Оп e p  ы:  "Саломея"  Р.  Штрауса  (1934),  "Отелло"  Верди  (1937),
"Похищение из сераля" Моцарта  (1946)-в  "Метрополитен-опера";  "Богема"
(1952), "Кармен" (1953) - в "Сент-рал сити опера" и др.
   Балеты: "Сказка о беглом Солдате и  Чорте"  Стравинского  (1935,  т-р
"Джолсон").
   Для всех работ Э. характерно  изобразительное  использование  сценич.
пространства, иск-во света и цвета.  Э.-  поч„тный  доктор  Гарвардского
ун-та и Американской нац. театр. академии.  Автор  книг  о  декоративном
иск-ве.
   Соч.: Scenery then and now, N. Y., 1936; The theatre of Bali, v. 1-2,
N. Y., 194U.
   Лит.: Hume S., F u e r s t W., XXth century stape decoration, N.  Y.,
1929. К. Г.
   ЭНТРЕМИШ  (португ.  entremez)-жанр  драм.   произв.   в   Португалии,
соответствующий  зап.-европ.  интермедии,   Первоначально   появился   в
придворном т-ре; представлял собой короткое развлекат. представление,  в
к-ром танец и песня занимали больше  места,  чем  текст-"Энтремиш  Анжу"
графа Вимьозу (ок. 1470). В 16 - нач. 17 вв. Э. почти полностью исчезли,
вытесненные со сцены фарсами Ж. Висенти и его учеников.  Возродившись  в
сер. 17 в. как реакция на  исп.  влияние,  Э.  приобрели  демократич.  и
сатирич. характер. В это время Э. создавали драматурги М. Коэлью  Ребелу
(опубликовал в 1658 сб. "Занимательная муза из  различных  энтремиш",  в
к-рую вошли 25 Э.), Г. Айриш  да  Мота  -  автор  "Энтремиш  о  девицах"
(1670), Ф. Родригиш Лобу, написавший "Энтремиш о поэте"  (1676),  и  др.
Расцвет жанра Э. относится к 18  в.  Э.  широко  ставились  в  публичных
т-рах, рассчитанных на демократич.  зрителя.  У  драматургов  А.  Ж.  да
Силвы, Ж. Даниэла, Л. Ж. Пи-мента-и-Анташа и  др.  Э.  получают  значит,
социальное содержание,  в  них  сатирически  изображается  быт  и  нравы
дворянского и бурж. общества. Мн. Э. ставились и издавались анонимно.  В
нач. 19 в. жанр Э. снова сходит со сцены, уступая место фарсовым пьесам.
   Лит.: Coleccao de farcas e entremeses, v. l-21,"Porto, 1878-80; Braga
Th., Historia de theatro portuguez. A baixa comedia e  a  opera  (seculo
XVIII), Porto, 1871; F or j az de Sampaio A., Teatro de cordel,  Lisboa,
1922. 3. П.
   ЭНЦИКЛОПЕДИИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ (словари  театральны  e)-  научно-справочные
издания, посв. вопросам театр. иск-ва. Статьи в Э. т. расположены обычно
по алфавитному, а иногда  по  тематич.  признаку.  Э.  т.  бывают  общие
(универсальные) или  отраслевые,  освещающие  отдельные  области  театр.
иск-ва (драма, опера, балет, техника сцены и т. п.).
   Сведения  об  античном  т-ре,  музыке,  балете,  театр.  архитектуре,
декорации,  технике  сцены  содержались  в  10-томном  толковом  словаре
"Ономастикон",  созданном  во  2-3  вв.   лексикографом   Ю.   Поллуксом
("Ро1-lucis onomasticon", fase. 1-3, Lpz., 1900-37). Первые  театральные
словарные издания появились в Зап. Европе в сер. 18 в. (Le ri s  A.  de,
Dictionnaire  portatif  des  theatres...,  P.,  1754;   2   ed.   1763).

Страницы: «« « 2664   2665   2666   2667   2668   2669   2670   2671   2672  2673   2674   2675   2676   2677   2678   2679   2680   2681   2682  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия