Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2664 2665 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 » »» драматург. Был сторонником франц. просветительской идеологии, за пропаганду е„ идей привлекался к суду инквизицией. С 1809 участвовал в вооруж„нной борьбе против исп. колониального владычества в Перу. Жил в Чили, где издавал патриотпч. газету "Аврора" ("Aurora"), написал и пост. антписп. пьесу "Процессия глупцов" (1813). После поражения чилийской патриотич. армии в 1814 эмигрировал в Аргентину; в т-ре "Ранчерия" (Буэнос-Айрес) были пост. просветит, трагедии Э., написанные в стиле драматургии В. Альфьери. "Камила, или Патриотка Южной Америки" (1819) на сюжет борьбы индейцев за независимость и "Невинность в приюте добродетелей" (1821). 3. П. ЭНСИНА (Encina, Enzina), Хуан дель (12.VII.1469- 10.1.1530) - исп. поэт и драматург. Учился в Сала-манкском ун-те. С 1492 находился на службе у герцога Альбы. В 1519 принял сан священника. Э. прозван патриархом исп. т-ра. Сохранилось 14 пьес Э.; первая из них - религ. сценка, пост. в 1492. В ранних пьесах, названных Э. эклогами (в подражание Вер-гилию), преобладают библейские сюжеты ("Эклога о сильных ливнях" и др.). В конце 90-х гг. Э. написал бытовые сценки фарсового содержания: "Действо о потасовке", "Минго Хиль и Паскуала" (пост. любителями во дворце герцога Альбы). Пьесы, написанные после 1502, свободны от религиозных мотивов, большинство из них - любовные пасторали: "Эклога о Кристино и Фебее", "Филено, Самбардо и Кардонио", "Пласида и Виторьяно" (пост. в доме кардинала Арбо-реа в Риме, 1512). В них заметно влияние античной и итал. драматургии, разработана сценич. интрига. Пьесы завершались песней "вильянсико" на музыку самого Э. В "вильянсико" Э. обычно подч„ркивал осн. идею своих пьес - прославление земной любви и счастья. Драматургия Э. положила начало ренессанс-ному т-ру в Испании. Соч.: Teatro completo, Madrid, 1893, перепеч. в кн.: Representaciones, Strassb.-N. Y., 1914. Лит.: II г н а т о в С. С., Испанский театр XVI - XVII веков, М.-Л., 1939; История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Петров Д. К., Заметки по истории староиспанской комедии, СПБ, 1907; Andrews J. R., Juan del Encina. Prometheus in search of prestige, Berk. - Los Ang., 1959; Cotarelo y Mori E., Estudios de historia literaria de Espana, Madrid, 1901; Mazzei P., Contributo alio studio delie fonti specialmente italiane del teatro di Juan de Encina e Torres Naharro, Lucca, 1922. S. П. ЭНСЛАГЕР, Оэнслейгер (Oenslager), Доналд (р.7. III. 1902) - амер. театр. художник. Окончил Гарвардский ун-т (1923), где учился у профессора Д. Бейкера. С 1924 начал работать как художник в "малых т-рах" ("Провинстаун плейхаус" и "Гринвич виллидж"). В 1925 переш„л в "малый т-р"-"Ней-борхуд плейхаус", затем оформлял спектакли в т-рах Бродвея, продолжая работать и в экспериментальных т-рах. С 1925 оформлял спектакли т-ра Иель-ского ун-та, где был профессором. Оформил спектакли: драматические - "Падение дома Эшеров" по Э. По (1925), "Зимняя сказка" Шекспира (1931), "Бранд" Ибсена (1938), "Прикованный Прометей" Эсхила (1939) - в т-ре Иельского ун-та; "Дилемма доктора" (1940, т-р "Шуберт") и Пигмалион" (1945, т-р "Барримор") Б. Шоу, "Пройдитесь, мадам" Хоуарда (1953, т-р "Финикс"), "Кориолан" Шекспира (1954, там же), "Майор Барбара" Б. Шоу (1956, "Мартин Век театр"), "Женщина с моря" Ибсена (1933, Малый т-р), "Джонни Джонсон" П. Грина (1936, т-р "Груп"), "О людях и мышах" Стейнбека (1937, т-р "Мьюзик бокс"), "Отец" Стриндберга (1940, т-р "Корт"). Оп e p ы: "Саломея" Р. Штрауса (1934), "Отелло" Верди (1937), "Похищение из сераля" Моцарта (1946)-в "Метрополитен-опера"; "Богема" (1952), "Кармен" (1953) - в "Сент-рал сити опера" и др. Балеты: "Сказка о беглом Солдате и Чорте" Стравинского (1935, т-р "Джолсон"). Для всех работ Э. характерно изобразительное использование сценич. пространства, иск-во света и цвета. Э.- поч„тный доктор Гарвардского ун-та и Американской нац. театр. академии. Автор книг о декоративном иск-ве. Соч.: Scenery then and now, N. Y., 1936; The theatre of Bali, v. 1-2, N. Y., 194U. Лит.: Hume S., F u e r s t W., XXth century stape decoration, N. Y., 1929. К. Г. ЭНТРЕМИШ (португ. entremez)-жанр драм. произв. в Португалии, соответствующий зап.-европ. интермедии, Первоначально появился в придворном т-ре; представлял собой короткое развлекат. представление, в к-ром танец и песня занимали больше места, чем текст-"Энтремиш Анжу" графа Вимьозу (ок. 1470). В 16 - нач. 17 вв. Э. почти полностью исчезли, вытесненные со сцены фарсами Ж. Висенти и его учеников. Возродившись в сер. 17 в. как реакция на исп. влияние, Э. приобрели демократич. и сатирич. характер. В это время Э. создавали драматурги М. Коэлью Ребелу (опубликовал в 1658 сб. "Занимательная муза из различных энтремиш", в к-рую вошли 25 Э.), Г. Айриш да Мота - автор "Энтремиш о девицах" (1670), Ф. Родригиш Лобу, написавший "Энтремиш о поэте" (1676), и др. Расцвет жанра Э. относится к 18 в. Э. широко ставились в публичных т-рах, рассчитанных на демократич. зрителя. У драматургов А. Ж. да Силвы, Ж. Даниэла, Л. Ж. Пи-мента-и-Анташа и др. Э. получают значит, социальное содержание, в них сатирически изображается быт и нравы дворянского и бурж. общества. Мн. Э. ставились и издавались анонимно. В нач. 19 в. жанр Э. снова сходит со сцены, уступая место фарсовым пьесам. Лит.: Coleccao de farcas e entremeses, v. l-21,"Porto, 1878-80; Braga Th., Historia de theatro portuguez. A baixa comedia e a opera (seculo XVIII), Porto, 1871; F or j az de Sampaio A., Teatro de cordel, Lisboa, 1922. 3. П. ЭНЦИКЛОПЕДИИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ (словари театральны e)- научно-справочные издания, посв. вопросам театр. иск-ва. Статьи в Э. т. расположены обычно по алфавитному, а иногда по тематич. признаку. Э. т. бывают общие (универсальные) или отраслевые, освещающие отдельные области театр. иск-ва (драма, опера, балет, техника сцены и т. п.). Сведения об античном т-ре, музыке, балете, театр. архитектуре, декорации, технике сцены содержались в 10-томном толковом словаре "Ономастикон", созданном во 2-3 вв. лексикографом Ю. Поллуксом ("Ро1-lucis onomasticon", fase. 1-3, Lpz., 1900-37). Первые театральные словарные издания появились в Зап. Европе в сер. 18 в. (Le ri s A. de, Dictionnaire portatif des theatres..., P., 1754; 2 ed. 1763). Страницы: «« « 2664 2665 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |