|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2664 2665 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 » »» драматург. Был сторонником франц. просветительской идеологии, за
пропаганду е„ идей привлекался к суду инквизицией. С 1809 участвовал в
вооруж„нной борьбе против исп. колониального владычества в Перу. Жил в
Чили, где издавал патриотпч. газету "Аврора" ("Aurora"), написал и пост.
антписп. пьесу "Процессия глупцов" (1813). После поражения чилийской
патриотич. армии в 1814 эмигрировал в Аргентину; в т-ре "Ранчерия"
(Буэнос-Айрес) были пост. просветит, трагедии Э., написанные в стиле
драматургии В. Альфьери. "Камила, или Патриотка Южной Америки" (1819) на
сюжет борьбы индейцев за независимость и "Невинность в приюте
добродетелей" (1821). 3. П.
ЭНСИНА (Encina, Enzina), Хуан дель (12.VII.1469- 10.1.1530) - исп.
поэт и драматург. Учился в Сала-манкском ун-те. С 1492 находился на
службе у герцога Альбы. В 1519 принял сан священника. Э. прозван
патриархом исп. т-ра. Сохранилось 14 пьес Э.; первая из них - религ.
сценка, пост. в 1492. В ранних пьесах, названных Э. эклогами (в
подражание Вер-гилию), преобладают библейские сюжеты ("Эклога о сильных
ливнях" и др.). В конце 90-х гг. Э. написал бытовые сценки фарсового
содержания: "Действо о потасовке", "Минго Хиль и Паскуала" (пост.
любителями во дворце герцога Альбы). Пьесы, написанные после 1502,
свободны от религиозных мотивов, большинство из них - любовные
пасторали: "Эклога о Кристино и Фебее", "Филено, Самбардо и Кардонио",
"Пласида и Виторьяно" (пост. в доме кардинала Арбо-реа в Риме, 1512). В
них заметно влияние античной и итал. драматургии, разработана сценич.
интрига. Пьесы завершались песней "вильянсико" на музыку самого Э. В
"вильянсико" Э. обычно подч„ркивал осн. идею своих пьес - прославление
земной любви и счастья. Драматургия Э. положила начало ренессанс-ному
т-ру в Испании.
Соч.: Teatro completo, Madrid, 1893, перепеч. в кн.:
Representaciones, Strassb.-N. Y., 1914.
Лит.: II г н а т о в С. С., Испанский театр XVI - XVII веков, М.-Л.,
1939; История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С.
Мокульского, т. 1, М., 1956;
Петров Д. К., Заметки по истории староиспанской комедии, СПБ, 1907;
Andrews J. R., Juan del Encina. Prometheus in search of prestige, Berk.
- Los Ang., 1959;
Cotarelo y Mori E., Estudios de historia literaria de Espana, Madrid,
1901; Mazzei P., Contributo alio studio delie fonti specialmente
italiane del teatro di Juan de Encina e Torres Naharro, Lucca, 1922. S.
П.
ЭНСЛАГЕР, Оэнслейгер (Oenslager), Доналд (р.7. III. 1902) - амер.
театр. художник. Окончил Гарвардский ун-т (1923), где учился у
профессора Д. Бейкера. С 1924 начал работать как художник в "малых
т-рах" ("Провинстаун плейхаус" и "Гринвич виллидж"). В 1925 переш„л в
"малый т-р"-"Ней-борхуд плейхаус", затем оформлял спектакли в т-рах
Бродвея, продолжая работать и в экспериментальных т-рах. С 1925 оформлял
спектакли т-ра Иель-ского ун-та, где был профессором.
Оформил спектакли: драматические - "Падение дома Эшеров" по Э. По
(1925), "Зимняя сказка" Шекспира (1931), "Бранд" Ибсена (1938),
"Прикованный Прометей" Эсхила (1939) - в т-ре Иельского ун-та; "Дилемма
доктора" (1940, т-р "Шуберт") и Пигмалион" (1945, т-р "Барримор") Б.
Шоу, "Пройдитесь, мадам" Хоуарда (1953, т-р "Финикс"), "Кориолан"
Шекспира (1954, там же), "Майор Барбара" Б. Шоу (1956, "Мартин Век
театр"), "Женщина с моря" Ибсена (1933, Малый т-р), "Джонни Джонсон" П.
Грина (1936, т-р "Груп"), "О людях и мышах" Стейнбека (1937, т-р "Мьюзик
бокс"), "Отец" Стриндберга (1940, т-р "Корт").
Оп e p ы: "Саломея" Р. Штрауса (1934), "Отелло" Верди (1937),
"Похищение из сераля" Моцарта (1946)-в "Метрополитен-опера"; "Богема"
(1952), "Кармен" (1953) - в "Сент-рал сити опера" и др.
Балеты: "Сказка о беглом Солдате и Чорте" Стравинского (1935, т-р
"Джолсон").
Для всех работ Э. характерно изобразительное использование сценич.
пространства, иск-во света и цвета. Э.- поч„тный доктор Гарвардского
ун-та и Американской нац. театр. академии. Автор книг о декоративном
иск-ве.
Соч.: Scenery then and now, N. Y., 1936; The theatre of Bali, v. 1-2,
N. Y., 194U.
Лит.: Hume S., F u e r s t W., XXth century stape decoration, N. Y.,
1929. К. Г.
ЭНТРЕМИШ (португ. entremez)-жанр драм. произв. в Португалии,
соответствующий зап.-европ. интермедии, Первоначально появился в
придворном т-ре; представлял собой короткое развлекат. представление, в
к-ром танец и песня занимали больше места, чем текст-"Энтремиш Анжу"
графа Вимьозу (ок. 1470). В 16 - нач. 17 вв. Э. почти полностью исчезли,
вытесненные со сцены фарсами Ж. Висенти и его учеников. Возродившись в
сер. 17 в. как реакция на исп. влияние, Э. приобрели демократич. и
сатирич. характер. В это время Э. создавали драматурги М. Коэлью Ребелу
(опубликовал в 1658 сб. "Занимательная муза из различных энтремиш", в
к-рую вошли 25 Э.), Г. Айриш да Мота - автор "Энтремиш о девицах"
(1670), Ф. Родригиш Лобу, написавший "Энтремиш о поэте" (1676), и др.
Расцвет жанра Э. относится к 18 в. Э. широко ставились в публичных
т-рах, рассчитанных на демократич. зрителя. У драматургов А. Ж. да
Силвы, Ж. Даниэла, Л. Ж. Пи-мента-и-Анташа и др. Э. получают значит,
социальное содержание, в них сатирически изображается быт и нравы
дворянского и бурж. общества. Мн. Э. ставились и издавались анонимно. В
нач. 19 в. жанр Э. снова сходит со сцены, уступая место фарсовым пьесам.
Лит.: Coleccao de farcas e entremeses, v. l-21,"Porto, 1878-80; Braga
Th., Historia de theatro portuguez. A baixa comedia e a opera (seculo
XVIII), Porto, 1871; F or j az de Sampaio A., Teatro de cordel, Lisboa,
1922. 3. П.
ЭНЦИКЛОПЕДИИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ (словари театральны e)- научно-справочные
издания, посв. вопросам театр. иск-ва. Статьи в Э. т. расположены обычно
по алфавитному, а иногда по тематич. признаку. Э. т. бывают общие
(универсальные) или отраслевые, освещающие отдельные области театр.
иск-ва (драма, опера, балет, техника сцены и т. п.).
Сведения об античном т-ре, музыке, балете, театр. архитектуре,
декорации, технике сцены содержались в 10-томном толковом словаре
"Ономастикон", созданном во 2-3 вв. лексикографом Ю. Поллуксом
("Ро1-lucis onomasticon", fase. 1-3, Lpz., 1900-37). Первые театральные
словарные издания появились в Зап. Европе в сер. 18 в. (Le ri s A. de,
Dictionnaire portatif des theatres..., P., 1754; 2 ed. 1763).
Страницы: «« « 2664 2665 2666 2667 2668 2669 2670 2671 2672 2673 2674 2675 2676 2677 2678 2679 2680 2681 2682 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |