Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2680   2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688  2689   2690   2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698  » »»

пополнились творч. составы т-ров, из репертуара были изгнаны пустые,  не
представляющие идейно-художеств.  ценности  пьесы,  пост.  пьесы  К.  А.
Трен„ва, А. Н. Арбузова, М. Горького, Б. А. Лаврен„ва, А. Е.  Корнейчука
и др. В Раквере создан новый проф. т-р (1940).
   В годы Великой Отечеств, войны многие деятели Э. т. работали  в  Эст.
художеств. ансамблях в Ярославле (П. Пинна, А. Лаутер, П. Пыльдроос,  И.
Там-мур, А. Ребане, В. Ратасепп, Э. Ратасепп,  Л.  Мартин,  К.  Ирд,  Э.
Кайду, Ю. Ярвет, О.  Тинн,  К.  Тоом  и  др.).  Эст.  сценич.  деятели,.
находившиеся во время войны  на  территории,  оккупированной  фашистами,
продолжали  работать  в  т-рах,   стараясь   ставить   преим.   классич.
драматургию.
   В послевоен.  годы  эст.  сценич.  иск-во  характеризуется  развитием
драматургии,  муз.  жанров,  ростом  художеств.  мастерства,  овладением
методом социа-листич. реализма. Большое значение получила драматургия А.
Якобсона,  направленная  на  разоблачение  классового  врага   и   бурж.
идеологии. Эту же цель преследуют в своих пьесах М. Рауд, И. Семпер,  А.
Хинт. В 50-е гг. на эст. сцене утверждается новая  проблематика-ценность
человека, преодоление внутр. конфликтов, поиски  своего  места  в  совр.
обществе. Современность,  е„  углубл„нное  отражение  стали  осн.  темой
спектаклей, созданных по пьесам Ю. Смуула, Э. Раннета и А. Лийвеса.
   В утверждении метода социалистич. реализма  решающее  значение  имело
развитие эстонской драматургии; ставятся пьесы рус. сов. авторов (Л.  М.
Леонов, В. В. Маяковский, В. С. Розов,  В.  В.  Вишневский).  Выдающиеся
спектакли были созданы при пост. произв. Шекспира, Ибсена, А. Китцберга,
Э. Внльде, Л. Койдулы.
   Ряды режисс„ров пополнились новыми именами - К.  Ирд,  Э.  Найду,  К.
Адер, И. Таммур, А. Сатс, У. Вялъяотс, В. Пансо и др. Пополнение  Э.  т.
дали три выпуска Эст. гос. театр. ин-та (1949, 1950, 1951), выпуск  эст.
студии ГИТИСа (1953) и выпуски хорео-графич. уч-ща (с 1953).
   В 1956 в Москве состоялась декада  эст.  иск-ва  и  лит-ры,  в  к-рой
участвовал т-р "Эстония", Т-р им.
   Кингисеппа и т-р "Ванемуйне". Декада  свидетельствовала  о  том,  что
эст. т-ры выросли в  сильные  художеств.  коллективы,  обладающие  яркой
творч. самобытностью. Значительно возрос уровень периферийных т-ров (т-р
"Угала" и  др.),  создающих  своеобразные  спектакли  и  работающих  над
воспитанием молодых акт„ров.
   В конце 50-х и в  60-е  гг.  расширяется  репертуар,  ставятся  пьесы
зарубежных авторов (Б. Брехт, А. Миллер,  X.  Лакснесс,  Н.  Хикмет,  Л.
Фейхтвангер). Эст. драматургия распространяется  за  пределы  республики
(Э. Раннет, А. Якобсон, А. Лийвес, Ю. Смуул и др.).
   В Эстонской ССР  работает  (1967)  девять  т-ров:  в  Таллине  -  т-р
"Эстония", Т-р им. Кингисеппа, рус. Драм. т-р, Т-р кукол, ТЮЗ; в Тарту -
т-р "Ванемуйне", в Вильянди - т-р "Угала",  в  Пярну  -  Драм.  т-р  им.
Койдулы (до 1953 - "Эндла"), Раквереский т-р. В  Эст.  ССР  работают  12
нар. т-ров и свыше 1000 самодеятельных театр. кружков.
   Среди деятелей Э. т.: нар. артисты СССР -  А.  Лаутер,  К.  Карм,  Т.
Куузик, А. Эскола, Г. Отс и А. Талъ-ви; нар. артисты Эст. ССР - X. Лаур,
Э. Маазик, О. Геррец-Лунд, М. Тарас, А. Ребане, В. Ратасепп, Э.  Лийгер,
В. Гурьев, А. Архипенко, К. Ирд,  Э.  Кайду,  И.  Таммур,  А.  Сатс,  Т.
Рандвийр, В. Отсус, И. Урбель. К. Каск.
   Музыкальный  театр  развивался  в  Эстонии  в  недрах   драм.   т-ра.
Первоначальными  его  жанрами  были  зингшпиль  и  оперетта.   Последняя
занимала значит, место и в дальнейшем в драм. т-рах:
   "Угала" (до 1939), Нарвском  т-ре  (до  1942).  Пярну-ском  т-ре  (до
1949). В 20-х и 30-х гг. 20 в. были осуществлены отдельные оперные пост.
Основными очагами эст. нац. муз.-сценич. жанров стали  т-ры  "Ванемуйне"
(Тарту) и "Эстония" (Таллин,  с  1949-  Эстонский  т-р  оперы  и  балета
"Эстония"),
   В нем. т-рах Таллина, Тарту и Пярну оперные и др. муз.  представления
давались с начала 19 в. В этих городах  гастролировали  муз.  труппы  из
России и Германии. Основоположником муз. Э. т. стал А.  Вийра.  Под  его
рук.  в  т-ре  "Ванемуйне"  силами  любителей  были   пост.:   мелодрама
"Прециоза" Вебера (1883), оперетты - "Корневильские колокола"  План-кета
(1885), "Фатиница" Зуппе (1887), "Цыганский барон"  И.  Штрауса  (1898),
"Синяя борода" Оффен-баха  (1890),  первый  эст.  зингшпиль  "Король  из
Уду-мяэ" П. Якобсона (1894), "Иосиф" Мегюля (1899)  -  единств,  оперная
пост. в т-ре за 20 лет (до 1919).
   Муз. репертуар любительской труппы  т-ра  "Эстония"  в  конце  19  в.
состоял в основном из зингшлилей нем. композиторов. В  1906  был  создан
проф. т-р "Эстония", в труппу М.' Пумбо, А. Струцкин, позже - А. Сяллик, О. Микк-Крулль, Л.  Виркхауз,
X. Эйнер, Б. Хансен и др.  (мн.  из  них  -  воспитанники  Петербургской
консерватории); режисс„р большинства пост.- П. Пинна. В  1912  при  т-ре
был организован муз. отдел, регулярно дававший хоровые и симф.  концерты
(дириж„ры А. Топман, Р. Кулль и др.), а в 1919 - Высшее муз.  уч-ще  (на
базе к-рого в 1923 была создана Таллинская консерватория). Основой  муз.
репертуара т-ра "Эстония" до 1918 оставалась оперетта, оперные спектакли
ставились  эпизодически.  Большая  заслуга   в   усилении   роли   оперы
принадлежала дириж„рам Р. Куллу (работал в 1912-20, 1924-41) и А.  Каппу
(1920-24), концертмейстеру С. Мамонтову (1923-32).
   Развитие муз. т-ра в бурж. период было ограничено вкусами и  коммерч.
целями  об-в,  содержавших  т-ры.  Прогрессивным  артистам,   дириж„рам,
режисс„рам приходилось вести борьбу  против  засилия  оперетты  (в  т-ре
"Ванемуйне" опера приобрела равноправное положение лишь в  1930-е  гг.).
Большим событием муз. жизни стала пост. в т-ре  "Эстония"  оперы  "Борис
Годунов" (1930, с участием А. Ардера в заглавной роли) и  "Тихого  Дона"
Дзержинского (139) - первой сов. оперы на эст. сцене (реж.  Э.  Уули,  в
гл. ролях  К.  Отс,  Э.  Ваарман).  Ведущими  артистами  оперы  стали-К.
Вийтоль,  Б.   Ханзен,   К.   Отс,   И.   Аав-Лоо,   А.   Вийсимаа,   О.
Тороков-Тийдеберг, М. Рунги и др., оперетты -А. Людик, М. Лайд и др.
   Первые  пост.  эст.  опер  появились  в  конце   20-х   гг.   Это   -
героико-романтич.  опера  "Викерцы"  ("Викинги")  Э.  Аава  (1928,   т-р
"Эстония"; 1935, т-р "Ване-муйне"), оперы А. Лембы-"Дева холма"  (1929),
"Любовь и смерть" (1931), "Эльга" (1934) и епера А. Ведро "Каупо"  (1932
- все в т-ре "Эстония").
   Развитие   муз.   театр.   иск-ва   Эстонии,   временно    прерванное
нем.-фашистской  оккупацией,  продолжается  после  освобождения  страны.
Здание т-ра "Эстония", разрушенное во время войны, было восстановлено  в
1947.
   В 40-50-е гг. в т-ре "Эстония" работали:  реж.  Э.  Уули,  А.  Винер,

Страницы: «« « 2680   2681   2682   2683   2684   2685   2686   2687   2688  2689   2690   2691   2692   2693   2694   2695   2696   2697   2698  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия