|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 » »» сопрановое звучание, а в нижнем приближался к баритональному.
Партии: Звездоч„т ("Золотой петушок"), Альмавива;
Джеральд ("Лакме"), Надир ("Искатели жемчуга" Бизе), Ленский; Баян
("Руслан и Людмила") и др.
С 1930 занимался педагогич. деятельностью. В 1942-48 - реж. и вок.
рук. Моск. гор. оперной студии, с 1948 - доцент Моск. консерватории.
Автор ряда вокально-методич. работ.
С о ч: Формирование голоса певца, М., 1962, М. Р.
"ЮДИФЬ"-опера А. Н. Серова, либр. И. А. Джустиниа-ни, К. И. Званцова,
Д. И. Лобанова и А. Н. Майкова. Пост. 16 мая 1863, Петербург, Мариинский
т-р (дириж„р К. Лядов;
Юдифь - Бианки, Олоферн -Сариотти, Авра - Латышева, Элиаким -
Васильев 1-й, Ахиор - Сетов, Озия - О. Петров, Хармий - Гумбин, Асфанез
- Ратковский, Вагоа - Булахов). 1865, Большой т-р (дириж„р Шрамек; Юдифь
- Бианки, Олоферн - Куров. Авра - Рехт, Элиаким - Радонежский, Ахиор -
Сетов, Вагоа - Владиславлев). 1889 возобн. Мариинским т-ром (дириж„р
Направник;
Юдифь - Сонки, Олоферн - Стравинский, Озия - Серебряков, Элиаким -
Корякин). 1907, там же (дириж„р Направник, реж. Морозов, балетм. Легат;
Юдифь - Ермоленко-Южина, Олоферн - Шаляпин, Авра - Славина). 1909,
Париж, т-р "Шатле", концертное исполнение силами артистов антрепризы С.
Дягилева (Олоферн - Шаляпин, Юдифь- Литвин).
На сов. сцене пост. 12 дек. 1925, Ленингр. т-р оперы и балета
(дириж„р Похитонов, реж. Раппопорт, худ. Серов, балетм. Лопухов; Олоферн
- П. Андреев, Юдифь - Коб-зарева, Авра - Калинина, Ахиор - Большаков,
Вагоа - Кабанов). В 1964 пост. Бурятским т-ром оперы и балета, Улан-Удэ.
Издания: "Ю." - партитура, Лейпциг, Беляев, [1903], франц. и нем.
тексты; клавир, М., Гутхейль [1885J. Я. Гр.
ЮДОЛЛ (Udall), Николае (1505-1556) - англ. драматург. Один из первых
англ. драматургов эпохи Возрождения. Возглавлял грамматич. школу в г.
Итоне и в Вестминстере, где поставил с учениками свою комедию "Ральф
Ройстер Дойстер" (ок. 1551), созданную по образцам комедий Плавта, у
к-рого Ю. заимствовал центр, образ "хвастливого воина". Написанная по
правилам антич. поэтики, преим. Горация, комедия Ю. является первой
англ. пьесой, сочетающей традиции антич. комедии с чертами, характерными
для англ. т-ра, а также с при„мами нар. фарса.
Соч.: Ralph Roister Doister, в кн.: Five pre-Shakespea-rean comedies
(Early Tudor period), ed. by F. S. Boas, L., [1934] (The world's
classics).
Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 1, М., 1943, с.
324-25; The Cambridge history of English literature, v. 5, Cambr., 1910,
p. 103-106. A. A.
ЮЖИН (псевдоним; наст. фам.- С у м б а т о в), Александр Иванович
[4(16).IX.1857, село Кукуевка Тульской губ.,- 17. IX. 1927, Ницца,
похоронен в Москве]- рус. акт„р, драматург, театр. деятель. Поч„тный
академик (1917). Нар. арт. Республики (1922). Род. в семье груз. князя,
принадлежавшей к передовым кругам тифлисской интеллигенции. Учился на
юридич. ф-те Петерб. ун-та, слушал лекции по теории гос. права
профессора-демократа А. Д. Градовского. Еще будучи учеником гимназии, Ю.
участвовал в любит, спектаклях. На проф. сцене впервые выступил -в 1876
(под псевд. С о л ь ц е в, Тифлис, Летний т-р). В 1878-79 играл на
клубных сценах Петербурга. В 1881 поступил в т-р Бренко (Москва). С 1882
до кон-да жизни работал в Малом т-ре. Находясь во главе управления
Малого т-ра (с 1909 - управляющий труппой, с 1918 - председатель Совета,
с 1919 - председатель дирекции, с 1923 - директор, с 1926 - поч„тный
директор), Ю. проявил себя как крупный организатор и администратор.
В 1877 начал драматургич. деятельность (пьеса "Права жизни"). Писал
рецензии и очерки. В 1881 в Малом т-ре была пост. пьеса Ю. "Листья
шелестят". Пьесы Ю. проникнуты либеральными идеями. Их герои отстаивают
сво„ человеч. достоинстве-вступают в борьбу с обывательским окружением.
Сценичность, обилие эффектов, участие в спектаклях выдающихся акт„ров
(нек-рые роли написаны с расч„том на определ„нных исполнителей)
обеспечили успех пьесам Ю. Однако нередко реалистич. тенденции
подчиняются в драмах Ю. условной театральности. Особенно это сказалось в
его первых драм. произв.- "Листья шелестят", "Соколы и вороны" (совм. с
Вл. И. Неми-ровичем-Данченко, 1885, Т-р Корша), "Арказановы" (1886,
Малый т-р), "Цепи" (1888, там же; Волынцева- Федотова, Ольга Николаевна
- Ермолова) и др. С конца 1890-х гг. Ю. пишет ряд комедий, в к-рых
выступает как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии
("Джентльмен", 1897, Малый т-р), вырождающегося барства ("Закат", 1899,
там же), петерб. бюрократии ("Невод", 1905, Александрийский т-р, Малый
т-р). Особое место в драматургии Ю. занимают пьеса из эпохи покорения
Кавказа- "Старый закал" (1895, Малый т-р; Вера - Ермолова, Олтин - К.
Рыбаков, Борис - Правдин, Дарья Ки-ровна - Садовская, Корпев - М.
Садовский) и романтич. легенда из прошлого Грузии-"Измена" (1903, там
же; Зейнаб - Ермолова). 'Морально-этич. проблемам посв. пьеса Ю. "Ночной
туман" (1916, Малый т-р).
Ю. видел осн. цель т-ра в утверждении добра, красоты, нравственной
силы человека. Отстаивая гражданственное искусство, он считал, что театр
должен откликаться на события обществ, жизни. "Театр...- писал он,-это
художественный отклик на общественные запросы, разрешение их не
средствами пли приемами кафедры или трибуны, а путем воплощения на сцене
в живых людях самых сложных коллизий общественной и личной психики"
("Драматург, актер и их театр", в кн.: Воспоминания. Записки. Статьи.
Письма, 1941, с. 534). Ю. считал, что гл. место в т-ре принадлежит
акт„ру - мыслящему человеку, изучающему окружающую его действительность,
непрерывно работающему над развитием своей личности и таланта.
Убежд„нный защитник романтич. и реалистич. традиций рус. т-ра, Ю. на
протяжении всей своей сценич. деятельности пропагандировал творч.
традиции Малого т-ра, выступал против натурализма и символизма в театр.
иск-ве.
С первых шагов на сцене Ю. проявил себя как романтич. акт„р. Его
герои, ненавидящие тиранию и произвол, со страстностью и горячностью
вступали в бой за справедливость. Свои лучшие роли Ю. создал в пьесах
Шиллера и Гюго. С блеском, обаянием передавал Ю. энтузиазм, пыл
благородного Дюнуа ("Орлеанская дева" Шиллера, 1884), романтич. пафосом
было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса ("Эрпа-ни" Гюго, 1889),
Рюи Блаза (о. п. Гюго, 1891), маркиза Позы ("Дон Карлос" Шиллера, 1894).
Игра Ю. отличалась приподнятостью, благородным пафосом, эффектностью,
эмоц. взволнованностью и в то же время продуманностью, законченностью.
Страницы: «« « 2695 2696 2697 2698 2699 2700 2701 2702 2703 2704 2705 2706 2707 2708 2709 2710 2711 2712 2713 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |