Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 2695   2696   2697   2698   2699   2700   2701   2702   2703  2704   2705   2706   2707   2708   2709   2710   2711   2712   2713  » »»

сопрановое звучание, а в нижнем приближался к баритональному.
   Партии: Звездоч„т ("Золотой петушок"), Альмавива;
   Джеральд ("Лакме"), Надир ("Искатели жемчуга"  Бизе),  Ленский;  Баян
("Руслан и Людмила") и др.
   С 1930 занимался педагогич. деятельностью. В 1942-48 -  реж.  и  вок.
рук. Моск. гор. оперной студии, с 1948  -  доцент  Моск.  консерватории.
Автор ряда вокально-методич. работ.
   С о ч: Формирование голоса певца, М., 1962, М. Р.
   "ЮДИФЬ"-опера А. Н. Серова, либр. И. А. Джустиниа-ни, К. И. Званцова,
Д. И. Лобанова и А. Н. Майкова. Пост. 16 мая 1863, Петербург, Мариинский
т-р (дириж„р К. Лядов;
   Юдифь -  Бианки,  Олоферн  -Сариотти,  Авра  -  Латышева,  Элиаким  -
Васильев 1-й, Ахиор - Сетов, Озия - О. Петров, Хармий - Гумбин,  Асфанез
- Ратковский, Вагоа - Булахов). 1865, Большой т-р (дириж„р Шрамек; Юдифь
- Бианки, Олоферн - Куров. Авра - Рехт, Элиаким - Радонежский,  Ахиор  -
Сетов, Вагоа - Владиславлев). 1889  возобн.  Мариинским  т-ром  (дириж„р
Направник;
   Юдифь - Сонки, Олоферн - Стравинский, Озия -  Серебряков,  Элиаким  -
Корякин). 1907, там же (дириж„р Направник, реж. Морозов, балетм.  Легат;
Юдифь - Ермоленко-Южина, Олоферн  -  Шаляпин,  Авра  -  Славина).  1909,
Париж, т-р "Шатле", концертное исполнение силами артистов антрепризы  С.
Дягилева (Олоферн - Шаляпин, Юдифь- Литвин).
   На сов. сцене пост.  12  дек.  1925,  Ленингр.  т-р  оперы  и  балета
(дириж„р Похитонов, реж. Раппопорт, худ. Серов, балетм. Лопухов; Олоферн
- П. Андреев, Юдифь - Коб-зарева, Авра - Калинина,  Ахиор  -  Большаков,
Вагоа - Кабанов). В 1964 пост. Бурятским т-ром оперы и балета, Улан-Удэ.
   Издания: "Ю." - партитура, Лейпциг, Беляев,  [1903],  франц.  и  нем.
тексты; клавир, М., Гутхейль [1885J. Я. Гр.
   ЮДОЛЛ (Udall), Николае (1505-1556) - англ. драматург. Один из  первых
англ. драматургов эпохи Возрождения. Возглавлял грамматич.  школу  в  г.
Итоне и в Вестминстере, где поставил с  учениками  свою  комедию  "Ральф
Ройстер Дойстер" (ок. 1551), созданную по  образцам  комедий  Плавта,  у
к-рого Ю. заимствовал центр, образ "хвастливого  воина".  Написанная  по
правилам антич. поэтики, преим.  Горация,  комедия  Ю.  является  первой
англ. пьесой, сочетающей традиции антич. комедии с чертами, характерными
для англ. т-ра, а также с при„мами нар. фарса.
   Соч.: Ralph Roister Doister, в кн.: Five pre-Shakespea-rean  comedies
(Early Tudor period), ed.  by  F.  S.  Boas,  L.,  [1934]  (The  world's
classics).
   Лит.: История английской литературы, т.  1,  вып.  1,  М.,  1943,  с.
324-25; The Cambridge history of English literature, v. 5, Cambr., 1910,
p. 103-106. A. A.
   ЮЖИН (псевдоним; наст. фам.- С у м б а т  о  в),  Александр  Иванович
[4(16).IX.1857, село Кукуевка  Тульской  губ.,-  17.  IX.  1927,  Ницца,
похоронен в Москве]- рус. акт„р,  драматург,  театр.  деятель.  Поч„тный
академик (1917). Нар. арт. Республики (1922). Род. в семье груз.  князя,
принадлежавшей к передовым кругам тифлисской  интеллигенции.  Учился  на
юридич.  ф-те  Петерб.  ун-та,  слушал  лекции  по  теории  гос.   права
профессора-демократа А. Д. Градовского. Еще будучи учеником гимназии, Ю.
участвовал в любит, спектаклях. На проф. сцене впервые выступил -в  1876
(под псевд. С о л ь ц е в, Тифлис,  Летний  т-р).  В  1878-79  играл  на
клубных сценах Петербурга. В 1881 поступил в т-р Бренко (Москва). С 1882
до кон-да жизни работал в  Малом  т-ре.  Находясь  во  главе  управления
Малого т-ра (с 1909 - управляющий труппой, с 1918 - председатель Совета,
с 1919 - председатель дирекции, с 1923 - директор,  с  1926  -  поч„тный
директор), Ю. проявил себя как крупный организатор и администратор.
   В 1877 начал драматургич. деятельность (пьеса "Права  жизни").  Писал
рецензии и очерки. В 1881 в Малом  т-ре  была  пост.  пьеса  Ю.  "Листья
шелестят". Пьесы Ю. проникнуты либеральными идеями. Их герои  отстаивают
сво„ человеч. достоинстве-вступают в борьбу с обывательским  окружением.
Сценичность, обилие эффектов, участие в  спектаклях  выдающихся  акт„ров
(нек-рые  роли  написаны  с  расч„том  на   определ„нных   исполнителей)
обеспечили  успех  пьесам  Ю.  Однако   нередко   реалистич.   тенденции
подчиняются в драмах Ю. условной театральности. Особенно это сказалось в
его первых драм. произв.- "Листья шелестят", "Соколы и вороны" (совм.  с
Вл. И. Неми-ровичем-Данченко,  1885,  Т-р  Корша),  "Арказановы"  (1886,
Малый т-р), "Цепи" (1888, там же; Волынцева- Федотова, Ольга  Николаевна
- Ермолова) и др. С конца 1890-х гг.  Ю.  пишет  ряд  комедий,  в  к-рых
выступает как остроумный и зоркий наблюдатель  жизни  крупной  буржуазии
("Джентльмен", 1897, Малый т-р), вырождающегося барства ("Закат",  1899,
там же), петерб. бюрократии ("Невод", 1905, Александрийский  т-р,  Малый
т-р). Особое место в драматургии Ю. занимают пьеса  из  эпохи  покорения
Кавказа- "Старый закал" (1895, Малый т-р; Вера - Ермолова,  Олтин  -  К.
Рыбаков, Борис - Правдин,  Дарья  Ки-ровна  -  Садовская,  Корпев  -  М.
Садовский) и романтич. легенда из прошлого  Грузии-"Измена"  (1903,  там
же; Зейнаб - Ермолова). 'Морально-этич. проблемам посв. пьеса Ю. "Ночной
туман" (1916, Малый т-р).
   Ю. видел осн. цель т-ра в утверждении  добра,  красоты,  нравственной
силы человека. Отстаивая гражданственное искусство, он считал, что театр
должен откликаться на события обществ, жизни. "Театр...-  писал  он,-это
художественный  отклик  на  общественные  запросы,  разрешение   их   не
средствами пли приемами кафедры или трибуны, а путем воплощения на сцене
в живых людях самых сложных  коллизий  общественной  и  личной  психики"
("Драматург, актер и их театр", в кн.:  Воспоминания.  Записки.  Статьи.
Письма, 1941, с. 534). Ю. считал,  что  гл.  место  в  т-ре  принадлежит
акт„ру - мыслящему человеку, изучающему окружающую его действительность,
непрерывно  работающему  над  развитием  своей   личности   и   таланта.
Убежд„нный защитник романтич. и реалистич. традиций  рус.  т-ра,  Ю.  на
протяжении  всей  своей  сценич.  деятельности  пропагандировал   творч.
традиции Малого т-ра, выступал против натурализма и символизма в  театр.
иск-ве.
   С первых шагов на сцене Ю. проявил  себя  как  романтич.  акт„р.  Его
герои, ненавидящие тиранию и произвол,  со  страстностью  и  горячностью
вступали в бой за справедливость. Свои лучшие роли Ю.  создал  в  пьесах
Шиллера  и  Гюго.  С  блеском,  обаянием  передавал  Ю.  энтузиазм,  пыл
благородного Дюнуа ("Орлеанская дева" Шиллера, 1884), романтич.  пафосом
было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса ("Эрпа-ни"  Гюго,  1889),
Рюи Блаза (о. п. Гюго, 1891), маркиза Позы ("Дон Карлос" Шиллера, 1894).
Игра Ю. отличалась приподнятостью,  благородным  пафосом,  эффектностью,
эмоц. взволнованностью и в то же время  продуманностью,  законченностью.

Страницы: «« « 2695   2696   2697   2698   2699   2700   2701   2702   2703  2704   2705   2706   2707   2708   2709   2710   2711   2712   2713  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия