Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Автор неизвестен - "Знак вопроса". Сборник о неразгаданных явлений

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 251
Размер файла: 1557 Кб
Страницы: «« « 63   64   65   66   67   68   69   70   71  72   73   74   75   76   77   78   79   80   81  » »»

тяжестях,. в слезах и болезнях, в темницах и затворах, в крепостях и в
крепких замках, в страшных судах и в тяжких испытаниях..."
  Так заканчивается повествование "Житие и страдание отца и монаха Авеля".
  Именно сейчас, по завершению рассмотрения Жития, мне кажется, нужно
сообщить о некоторых важных событиях в жизни Авеля, умалчиваемых по
каким-то причинам в рассмотренном документе. Речь идет о пострижении в
монахи.
  Внимательный читатель, вероятно, уже обратил внимание на некоторые
связанные с этим несообразности. В самом деле. Событие, надо полагать,
основополагающее в жизни человека, решившего удалиться от мирской суеты в
стенах монастыря, дать обет безбрачия, посвятить себя служению Богу -
постриг, - не нашло почему-то в Житии отражения. Я не беру на себя смелость
это объяснить, однако считаю себя обязанным поделиться тем, что мне об этом
удалось узнать.
  Вы, быть может, уже обратили внимание на несколько слов в названии
неоднократно цитированного выше документа Тайной Экспедиции "Дело о
крестьянине вотчины Льва Александровича Нарышкина Василие Васильеве,
находящемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем
иеромонаха Адама, а потом названном Авелем, и о сочиненной им книге",
датированном 17 марта 1796 года?
  В названном документе Авель предстает в трех разновременных ипостасях:
Василий Васильев, Адам и уже привычном нам - Авель.
  Не правда ли, странно? Но странность эта лишь кажущаяся. Дело в том, что
после обнаружения настоятелем монастыря Бабайки первой дерзостной и
оскорбительной книги нарушителя отправили в костромскую епархию, где:
  "Епископ Костромской (Павел. - Ю.Р.), находя в книге Авеля ересь,
полагал, что за это, на основании указа 1737 года 14 ноября, его следовало
бы предать светскому суду; но так как в книге своей он проводит дерзостной
и вредный толк об особе Императрицы и о ея царском роде, в чем заключается
секрет важный, относящийся до первых двух пунктов (названного указа. -
Ю.Р.), то, сняв с Авеля монашеское одеяние на основании указа доя
исследования и поступления по законам, епископ за крепким караулом
предоставил его в Костромское наместническое правление.
  Что было дальше - вы уже знаете. Итак, примерно в феврале 1796 года Авель
(тогда именовавшийся Адамом) был расстрижен и доставлен в Тайную Экспедицию
как крестьянин Василий Васильев.
  Замечу, что это обстоятельство, видимо, осталось неизвестным ряду
исследователей и архивистов XIX столетия, занимавшихся Авелем.
  Мне же, к сожалению, пока так и не удалось выяснить, в какой обители и
когда милый моему сердцу Авель был пострижен впервые под именем Адам?
  Что касается второго пострижения, то его детали подрооно описаны выше,
участие Павла Петровича в этом событии вам известно. Что же касается даты
этого пострига, то он имел место после того, -как князь Куракин сообщил
митрополиту Гавриилу высочайшее пожелание Павла о скорейшем пострижении
Василия.
  Много позже в документе, датированном 1823 годом, после определения Авеля
в Выейтский монастырь, говорится, что "в монашество пострижен в
Александро-Невской лавре в 1797 году", что, вероятно, и следует принять к
сведению.
  Несомненно отмечаемая читателями неполнота информации Жития о последнем
двадцатилетии жизни Авеля в какой-то мере восполняется публикациями, к
этому времени относящимися. Итак:

                    ПОСЛЕДНЕЕ ДВАДЦАТИЛЕТИЕ ЖИЗНИ АВЕЛЯ

  К свидетельствам этого времени относится сообщение генерал-майора Льва
Николаевича Энгельгардта, в котором он, подтверждая то, что Авелем были
предсказаны детали смерти Екатерины и Павла, вторжение Наполеона, взятие и
сожжение Москвы, сообщает, что:
  "По изгнании неприятелей он (Авель - Ю.Р.) был выпущен. Сей Авель после
того был долго в Троице-Сергиевой лавре в Москве; многие из моих знакомых
его видели и с ним говорили: он был человек простой, без малейшего сведения
и угрюмый: многия барыни, почитая его святым, ездили к нему, спрашивали о
женихах их дочерей; он им отвечал, что он не провидец и что он только тогда
предсказывал, когда вдохновенно было ведено ему что говорить. С 1820 года
уже более никто не видел его, и неизвестно, куда он девался".
  Дальнейшие события в жизни Авеля достаточно детально описаны в подборке
на страницах журнала "Русская старина", приводимой ниже с некоторыми
сокращениями. Эта публикация прошла под рубрикой "Листки из записной книжки
"Русской Старины" под заголовком "Предсказатель монах Авель в 1812-1826
гг.".
  Здесь сообщается, что в сентябре 1823 года монах Авель подал московскому
архиепископу Филарету прошение об определении его в Серпуховской Высотский
монастырь.
  Из публикации видно, что еще в ноябре 1812 года князь Голицын как
обер-прокурор Синода предложил Синоду высочайшее повеление: "Освободив его,
Авеля, из-под стражи, принять в число братства. Между тем как Авель имеет
намерение идти для поклонения святым местам в разные города, то снабдить
его надлежащим паспортом для свободного пропуска, предоставляя также ему
избрать для своего пребывания монастырь, как он сам пожелает, и, где будет
принят, там дозволить жить беспрепятственно", что и было сообщено
архимандриту Соловецкого монастыря декабря 1812 года.
  А 4 апреля 1814 года Авель обратился с прошением в Синод, что имеет
желание идти в Иерусалим, для поклонения Гробу Господню, и к святым местам
с намерением, ежели будет возможно, остаться там навсегда.
  Известно также и то, что 2 ноября 1817 года князь Голицын сообщил
преподобному Августину, что монах Авель, по случаю потери выданного ему
ранее паспорта, просил снабдить его новым для свободного в Москве или в
ином городе проживании и о содействии к водворению его, Авеля, в
Шереметьевском странноприимном доме (тогда - богадельня при Шереметьевской
больнице, в помещении которой ныне размещен Институт Склифософского. -
Ю.Р.).
  О сем было доложено Государю. Государь же, находя неприличным, чтобы
"столь много странствовавший монах Авель" (хитрил, видно, Государь! Судя по
всему, он хотел ограничить контакты Авеля! - Ю.Р.) впредь продолжал
скитаться по России, не имел бы постоянного проживания в монастыре,
высочайше повелеть изволил: "Объявить Авелю, чтоб избрал монастырь, и если
настоятель согласится, то и водворился бы в нем", предложив от себя в
качестве такового Пешношекий (в Дмитревском уезде) монастырь. (Надо
сказать, что выделение или рекомендация для проживания Авеля в Пешношском

Страницы: «« « 63   64   65   66   67   68   69   70   71  72   73   74   75   76   77   78   79   80   81  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, "Знак вопроса". Сборник о неразгаданных явлений