|
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 70 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 » »» с самого начала: всем животным -- а людям в особенности -- предписано
плодиться и размножаться. Учитывая это обстоятельство, следует предположить,
что смерть с самого начала была включена в схему жизни, ибо неограниченное
производство все новых и новых бессмертных существ быстро переполнило бы мир
и сделало бы жизнь на планете невыносимой.
Те одноклеточные организмы, которые размножаются простым делением,
можно считать бессмертными -- по крайней мере, потенциально. Вирус может
производить себе подобных практически бесконечно. Бактерия, водоросль,
простейшее -- эти организмы могут делиться беспрестанно, и каждая клетка,
появившаяся на свет в результате деления, столь же "молода", как и
клетка-родительница.
Ясное дело, одноклеточные организмы не переполнят Землю -- будь они
по-настоящему бессмертны, они сделали бы это незамедлительно,-- потому что в
огромных количествах гибнут от нехватки питания, обезвоживания, химического
загрязнения окружающей среды, наконец (это главная причина), их поедают
более крупные организмы.
С другой стороны, многоклеточные организмы состоят из групп
специализированных клеток -- их может насчитываться от десятков до десятков
триллионов, -- среди которых имеются половые клетки (яйца и спермии) --
именно они отвечают за функцию размножения.
Раз половые клетки обещают воспроизводство особи, то все остальные
части организма начинают мало-помалу снашиваться, даже если условия
окружающей среды предельно благоприятны для жизнедеятельности. Можно
сказать, что половая функция организма и его естественная смерть связаны
друг с другом неразрывно.
Все это странным образом соединяется с некоторыми аллегорическими
интерпретациями легенды о змее и искушении. Те, кто видят в змее символ
мужского полового органа, считают, что под "запретным плодом" следует
разуметь совокупление. В этом случае бог лишь подчеркивал неизбежный итог,
утверждая, что половые отношения означают смерть.
Что касается рождения детей "в болезни", то и здесь есть
физиологическая подоплека: женщины испытывают при родах сильные муки, причем
в гораздо большей степени, чем самки животных. Это прямо связано с быстрой
эволюцией человеческого мозга: за последние полмиллиона лет его объем
утроился. Увеличение таза женщины не поспевало за этим ростом, поэтому
голова новорожденного (это самая большая часть плода, и она появляется
первой) с трудом протискивается сквозь тазовое отверстие. Это тяжкое
испытание.
Мы можем предложить еще одно весьма интересное толкование данного
стиха. Если принять, что "запретный плод" -- это знание, и если учесть, что
именно растущий мозг человека служил вместилищем знаний, то можно вывести и
такое заключение: родовые муки -- это прямое следствие вкушения плода с
"дерева познания".
123. Несмотря на родовые муки, половое влечение всегда будет принуждать
женщин искать близости с мужчинами.
Господство мужчин над женщинами -- это историческая реальность для
многих культур;
здесь сыграло свою роль и то, что мужчины в среднем крупнее и сильнее
женщин, и то, что женщины периодически оказываются в стесненном положении по
причине менструаций, беременности, лактации, накладывает свои ограничения и
забота о потомстве. В данном стихе господство мужчин расценивается как
вполне оправданное: это наказание, которое женщина несет за то, что первой
поддалась искушению.
Тот факт, что Библия явно узаконивает мужской шовинизм и явно осуждает
женщину за ее особую и великую вину, был источником многих бед и несчастий
для женщин в тех обществах, где Библия воспринималась как вдохновенное слово
божье.
17. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от
дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля
за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей
124. Это звучит очень похоже на скорбный вздох земледельца. В течение
тысячелетий человечество жило собирательством и охотой. Пропитание давалось
немалым трудом, ибо поиск съестного -- дело непростое, а во времена засухи
или убийственных морозов отыскание пищи, достаточной для прокорма всех ртов,
становилось попросту невозможным.
Когда развилось земледелие, умелое возделывание почвы обеспечивало
гораздо больший запас пищи -- таким образом, на каждой единице площади могло
прокормиться большее количество людей. Однако пахота, прополка, рыхление
почвы мотыгой, жатва, охрана урожая от хищников -- все это требовало
непомерного труда. Изнуренным земледельцам и впрямь могло казаться, что
земля "проклята за них": к примеру, чтобы получить урожай желанного зерна,
требовалось тщательно ухаживать за посевами, и в то же время земля с
готовностью производила на свет никому не нужные, несъедобные растения.
Поскольку в сознании земледельцев оставались смутные воспоминания о
временах собирательства, когда никаких особых трудов не требовалось, то это
играло дополнительную роль в формировании легенды об изобильном рае, где
единственное, что человек должен был делать,-- это подбирать плоды и
отправлять их в рот. Людям вообще свойственно вспоминать прошлое с
ностальгией и тоской и сравнивать с настоящим не в пользу последнего: они
просто-напросто забывают все неудобства прежнего бытия и вспоминают только
преимущества (подернутые золотой дымкой последующих усовершенствований
жизни).
18. терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою
травою;
125. Несмотря на изменившиеся условия жизни, люди по-прежнему
придерживались вегетарианской диеты. Очевидно, это тоже было частью
наказания: хотя возделывание земли -- довольно трудоемкий способ извлечения
пищи, люди должны были довольствоваться именно таким способом пропитания.
Верно и то, что как только люди стали земледельцами, зерно превратилось
в основной предмет питания, и вегетарианские компоненты пищи составили куда
большую часть общей диеты, чем в период, предшествовавший освоению
земледелия.
19. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в
землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
126. Перед нами концепция круговорота веществ в природе. Мы едим
растения и животных и превращаем их ткани в наши собственные. Затем мы
умираем и разлагаемся, и теперь уже наши ткани превращаются в ткани иных
животных, которые могут пожрать наши тела, или в ткани червей, личинок,
плесенных грибков, которые будут процветать на мертвой органике. Все эти
различные формы жизни в свой черед тоже подвергнутся разложению или будут
Страницы: «« « 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |