Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 70
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 30   31   32   33   34   35   36   37   38  39   40   41   42   43   44   45   46   47   48  » »»

с  самого  начала: всем  животным  -- а  людям в особенности  --  предписано
плодиться и размножаться. Учитывая это обстоятельство, следует предположить,
что смерть с самого начала  была включена в схему жизни, ибо  неограниченное
производство все новых и новых бессмертных существ быстро переполнило бы мир
и сделало бы жизнь на планете невыносимой.
     Те  одноклеточные  организмы,  которые размножаются  простым  делением,
можно  считать  бессмертными -- по крайней мере,  потенциально. Вирус  может
производить  себе  подобных  практически  бесконечно.  Бактерия,  водоросль,
простейшее  --  эти организмы могут  делиться беспрестанно, и каждая клетка,
появившаяся  на  свет  в  результате  деления,  столь  же  "молода",  как  и
клетка-родительница.
     Ясное  дело, одноклеточные  организмы  не  переполнят Землю -- будь они
по-настоящему бессмертны, они сделали бы это незамедлительно,-- потому что в
огромных количествах гибнут  от нехватки питания, обезвоживания, химического
загрязнения окружающей  среды,  наконец  (это  главная причина),  их поедают
более крупные организмы.
     С   другой  стороны,   многоклеточные   организмы   состоят  из   групп
специализированных клеток -- их может насчитываться от десятков до  десятков
триллионов,  -- среди  которых имеются половые клетки (яйца  и  спермии)  --
именно они отвечают за функцию размножения.
     Раз половые  клетки  обещают воспроизводство особи,  то  все  остальные
части  организма   начинают  мало-помалу   снашиваться,  даже  если  условия
окружающей  среды  предельно  благоприятны   для   жизнедеятельности.  Можно
сказать, что  половая  функция организма и  его естественная смерть  связаны
друг с другом неразрывно.
     Все  это  странным  образом  соединяется  с  некоторыми аллегорическими
интерпретациями  легенды о  змее и искушении. Те,  кто  видят в змее  символ
мужского  полового  органа,  считают,  что  под  "запретным  плодом" следует
разуметь совокупление. В  этом случае бог  лишь подчеркивал неизбежный итог,
утверждая, что половые отношения означают смерть.
     Что  касается   рождения   детей  "в   болезни",   то   и  здесь   есть
физиологическая подоплека: женщины испытывают при родах сильные муки, причем
в гораздо  большей степени, чем самки животных.  Это прямо связано с быстрой
эволюцией  человеческого  мозга: за  последние  полмиллиона  лет  его  объем
утроился.  Увеличение  таза  женщины  не поспевало за  этим ростом,  поэтому
голова новорожденного (это  самая  большая  часть  плода, и  она  появляется
первой)  с  трудом  протискивается  сквозь  тазовое  отверстие.  Это  тяжкое
испытание.
     Мы можем  предложить  еще  одно  весьма  интересное толкование  данного
стиха. Если принять, что "запретный  плод" -- это знание, и если учесть, что
именно растущий мозг человека служил вместилищем знаний, то можно вывести  и
такое заключение:  родовые муки  --  это  прямое следствие  вкушения плода с
"дерева познания".
     123. Несмотря на родовые муки, половое влечение всегда будет принуждать
женщин искать близости с мужчинами.
     Господство  мужчин над  женщинами  --  это историческая реальность  для
многих культур;
     здесь сыграло свою роль и  то,  что мужчины в среднем крупнее и сильнее
женщин, и то, что женщины периодически оказываются в стесненном положении по
причине менструаций,  беременности, лактации, накладывает свои ограничения и
забота о  потомстве.  В  данном стихе  господство мужчин  расценивается  как
вполне оправданное: это наказание, которое женщина несет за то,  что  первой
поддалась искушению.
     Тот факт, что Библия явно  узаконивает мужской шовинизм и явно осуждает
женщину за  ее особую и великую  вину, был источником многих бед и несчастий
для женщин в тех обществах, где Библия воспринималась как вдохновенное слово
божье.
     17. Адаму  же сказал: за то,  что ты послушал голоса жены твоей и ел от
дерева, о котором  Я заповедал тебе,  сказав: не ешь от него, проклята земля
за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей
     124. Это звучит очень похоже на скорбный  вздох земледельца.  В течение
тысячелетий человечество жило собирательством  и охотой. Пропитание давалось
немалым трудом, ибо  поиск съестного -- дело непростое, а во времена  засухи
или убийственных морозов отыскание пищи, достаточной для прокорма всех ртов,
становилось попросту невозможным.
     Когда  развилось  земледелие,  умелое  возделывание  почвы обеспечивало
гораздо больший запас пищи -- таким образом, на каждой единице площади могло
прокормиться  большее количество  людей.  Однако пахота,  прополка, рыхление
почвы  мотыгой,  жатва,  охрана  урожая от  хищников  -- все  это  требовало
непомерного  труда. Изнуренным земледельцам  и  впрямь могло  казаться,  что
земля "проклята  за них": к примеру, чтобы получить  урожай желанного зерна,
требовалось  тщательно  ухаживать за  посевами, и  в  то  же  время  земля с
готовностью производила на свет никому не нужные, несъедобные растения.
     Поскольку в  сознании  земледельцев оставались  смутные воспоминания  о
временах собирательства, когда никаких особых трудов не требовалось,  то это
играло дополнительную  роль в  формировании легенды  об  изобильном рае, где
единственное,  что  человек  должен  был  делать,-- это  подбирать  плоды  и
отправлять  их   в  рот.  Людям  вообще  свойственно  вспоминать  прошлое  с
ностальгией и тоской и сравнивать с настоящим  не  в пользу  последнего: они
просто-напросто  забывают все неудобства прежнего бытия  и вспоминают только
преимущества  (подернутые  золотой  дымкой  последующих   усовершенствований
жизни).
     18. терния  и волчцы произрастит  она тебе;  и будешь  питаться полевою
травою;
     125.   Несмотря  на  изменившиеся  условия   жизни,   люди  по-прежнему
придерживались   вегетарианской  диеты.  Очевидно,   это  тоже  было  частью
наказания: хотя  возделывание земли -- довольно трудоемкий способ извлечения
пищи, люди должны были довольствоваться именно таким способом пропитания.
     Верно и то, что как только люди стали земледельцами, зерно превратилось
в основной предмет питания, и  вегетарианские компоненты пищи составили куда
большую  часть  общей  диеты,   чем   в  период,  предшествовавший  освоению
земледелия.
     19. в поте  лица твоего  будешь  есть  хлеб,  доколе  не возвратишься в
землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
     126.  Перед  нами концепция  круговорота  веществ  в  природе. Мы  едим
растения  и животных  и превращаем  их  ткани в  наши собственные. Затем  мы
умираем и разлагаемся, и  теперь  уже наши ткани  превращаются в ткани  иных
животных,  которые  могут  пожрать  наши тела, или в ткани червей,  личинок,
плесенных  грибков, которые  будут процветать на  мертвой органике.  Все эти
различные  формы жизни в свой черед  тоже подвергнутся  разложению или будут

Страницы: «« « 30   31   32   33   34   35   36   37   38  39   40   41   42   43   44   45   46   47   48  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Азимов Айзек, В начале