|
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 70 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 » »» кенеянитов: истории первого табу ("каинова печать"). Хотя вряд ли какое
племя предпочло бы взять себе в прародители убийцу...
16. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от
Едема.
151. Никто сейчас не в состоянии установить, что это была за страна.
По-еврейски слово означает буквально "скитание", так что фраза "Каин...
поселился в земле Нод" может оказаться всего-навсего метафорой, означавшей,
что Каин вечно скитался по земле.
Между прочим, слово "кочевник" (по-английски -- nomad), несмотря на
созвучие, ничего общего с названием мифической страны не имеет, ибо
произошло от греческого слова, означающего "искать подножный корм".
17. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он
город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
152. Интересно, откуда у Каина жена? Общепринятая версия гласит: у
Адама и Евы были еще и дочери, но о них авторы Библии как-то не удосужились
сообщить. В этом случае Каин женился бы на собственной сестре -- акта
кровосмешения избежать было невозможно (кстати, вспомним, ведь и Адам
женился на собственном клоне). На другую возможность наталкивает упоминание
о том, что Каина нельзя убить безнаказанно; ранее я, помнится, уже
предполагал существование неких "преадамитов", и Каин вполне мог жениться на
одной из представительниц этого народа...
Но гораздо разумнее предположить третье. История Каина возникла в мире,
уже в достаточной мере населенном. Впоследствии же ее просто притянули за
хвост к легенде об Адаме и Еве, что послужило источником затруднений для
поздних комментаторов.
153. Сразу же после того как нам сообщили, что Каину мстительный
господь уготовил жизнь скитальца, мы узнаем нечто противоположное:
Каин начинает вести оседлый образ жизни, строит город. Перед нами снова
Каин первых восьми стихов данной главы, иными словами, Каин-земледелец.
Земледельческие общины неминуемо должны были прийти к идее города как
постоянного укрытия от набегов кочевников. Те при малейшем признаке угрозы
просто могли сняться с облюбованного места и, гоня перед собой стада,
двинуться на поиски нового. Земледельцы были крепко привязаны к
обрабатываемой земле и защищать ее им приходилось как себя самих.
Образ Каина-крестьянина, строящего город, вполне согласуется с
вышесказанным. Естественно, раз он строит город, значит, в нем есть кому
жить, ибо даже очень маленький городок предполагает как минимум несколько
сотен жителей. И тем, кого заинтриговал вопрос, откуда у Каина жена, есть
смысл поразмышлять над другим, еще более жгучим: для кого он построил город?
154. Мы ничего не знаем об этом древнейшем городе Енох, о нем нигде
больше не упоминает и Библия.
В реальной истории можно назвать один город -- едва ли не древнейший из
тех, что обнаружены археологами,-- который был хорошо известен авторам
Библии. Это Иерихон, расположенный в 25 километрах северо-восточнее
Иерусалима. Иерихон встречается в библейских книгах достаточно часто; как
считают специалисты, город был построен примерно за 8 тысяч лет до новой
эры. Однако нет абсолютно никаких оснований отождествлять с ним легендарный
Енох.
18. У Еноха родился Ирад (Гаидад); Ирад родил Мехиаеля (Малелеила);
Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
155. Авторы библейских книг проявляли пристальный интерес к генеалогии
персонажей. Причин, в основном, было три.
Во-первых, семейные связи любого уровня чрезвычайно важны в
родоплеменном обществе. Генеалогии же служат для того, чтобы соответствующим
образом "подгонять" того или иного индивида под социальный ранжир.
Во-вторых, генеалогии позволяют заполнить исторические пустоты-- те
промежутки времени, в которые, с точки зрения летописцев, не происходило
решительно ничего (или почти ничего), заслуживающего внимания. Вместо того
чтобы глубокомысленно молчать, хроникеру достаточно с почтительностью
перечислять внушительный ряд предков.
В-третьих, библейские генеалогии прекрасно служат еще одной цели:
быстро и экономно упомянуть обо всех племенах или группах племен, которые не
являлись прямыми прародителями израильтян (с историей последних в основном и
связаны библейские тексты). Только упомянуть -- и покончить с этим. Таким
образом авторы Библии "избавляются" и от Каина, и от его потомства поскольку
никто из детей Каина не является по прямой линии прародителем рода
израилева.
Из-за того что в тексте Библии короля Якова
глагол "родил" (в оригинале bega) применяется в значении
"размножаться", "производить потомство" -- вместо собственно "родить",
относящегося, очевидно, к особям женского пола,-- последующие фрагменты
Библии получили название "Рождений" ("begats"). В Пересмотренном стандартном
тексте Библии слово "begat" опущено, и стих читается так: "У Еноха родился
Ирад; и Ирад был отцом Мехиаеля; и Мехиаель был отцом Мафусала..." и так
далее.
19. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла
(Селла).
156. Это первое в Библии упоминание о многоженстве. И трудно
определить, относятся ли авторы Библии к этому факту с осуждением, ибо
никаких оценок его не встретишь ни в этой, ни в какой другой книге Библии,
написанной до момента вавилонского плена.
157. И еще одно новшество: со времен Евы нигде, в упоминаниях о
женщинах, они не назывались по именам. На всем протяжении этой довольно
внушительной библейской книги сохраняется известная диспропорция между
числом "персонально поименованных" мужчин и женщин. Впрочем, эта же
несправедливость сохраняется и во всех небиблейских исторических сочинениях
-- в течение долгого времени общественное мнение считало заслуживающими
внимания лишь имена и деяния мужчин.
20. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
158. Только что прозвучал отзвук другой старинной легенды, связанной с
началом эпохи скотоводства,-- восемнадцатью стихами, ранее приписанными
Авелю. Авель и Иавал, скорее всего, одно и то же имя. И возникает вопрос: а
не столкнулись ли мы только что с двумя версиями одной и той же легенды?
Вопросы можно продолжить. Вот, к примеру: о каком скотоводстве может
идти речь, когда ранее мы узнали о "вегетарианской" диете, на которую
человечество было обречено от сотворения мира?.. Предлагаю ответы на выбор.
Человек пас стада животных исключительно для добывания кож, перьев и шерсти,
идущих на изготовление теплой одежды. Конечно, можно оспорить и это,
предположив, к примеру, что, по мере растущего морального падения
человечества в целом, и род Каина, не отставая от других, нарушил
Страницы: «« « 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |