Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 70 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 » »» 24. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его. 185. В отличие от всех других персонажей главы, о которых произнесено лапидарное "и он умер", Еноху явно сделано исключение. В более пространной фразе "и не стало его, потому что Бог взял его" заключен какой-то особый смысл. Не хотели ли авторы Библии создать у читателя впечатление, что Енох на самом деле не умер, а взят живым на небо? В более поздние времена евреи истово верили в такую возможность -- о Енохе даже говорили, что на небесах он изучил строение Вселенной и научился узнавать будущее. Во II веке до новой эры и позже появилось множество мистических книг, авторство которых приписывалось Еноху. В них находили продолжение некоторые библейские легенды, содержалось даже описание конца света. По крайней мере одна такая книга была достаточно широко известна, чтобы попасть в поле зрения авторов Нового завета. В новозаветном Послании Иуды, состоящем всего из одной главы, в стихе 14 читаем: "О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама..." -- и далее на протяжении двух стихов идет цитата из его книги. Упоминание человека, взятого живым на небо, может быть отголоском мифа о боге-солнце или о смертном, кто обрел святость после вознесения на небо и таким образом стал богом-солнцем. Енох, как указывает новозаветная книга,-- седьмое колено Адамово (так, по крайней мере, утверждается в "Жреческом кодексе"). В списке первых шумерских царей седьмым по счету значится Эн-мен-дур-Анна, которого древние летописцы именуют хранителем небесных тайн, человеком, "знавшим, что будет". Более того, названный царь правил Сиппаром, где особенно сильно расцвело поклонение Шамашу -- богу-солнцу шумеров. Однако авторы "Жреческого кодекса", как мы уже не раз подмечали, были на редкость тщательны во всем, что касалось искоренения и малейшего намека на многобожие. И поэтому благоразумно не оставили в тексте Библии никаких прямых подтверждений нашей догадке... 25. Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. 186. Еще раз точное совпадение имен. Причем "оба" Ламеха названы сыновьями Мафусала. 26. По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей. 27. Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер. 187. Достигнув возраста в 969 лет, Мафусал стал абсолютным рекордсменом по долгожительству среди всех персонажей, поименованных в "Жреческом кодексе" и даже во всей Библии. Отсюда, в частности, пошло и известное сравнение: "стар, как Мафусаил", "мафусаилов век". 28. Ламех жил сто восемьдесят два (188) года и родил сына, 29. и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь (Бог). 188. "Ной" по-еврейски значит "отдых" или "покой, утешение, удобство". 189. Этот стих, в котором снова возникло слово "господь", а также содержится намек на проклятие, сопровождавшее изгнание Адама и Евы из сада Едема, ясно указывает на то, что в текст "Жреческого кодекса" опять вторгается фрагмент из "Яхвиста". Ной -- первый человек после Каина и Авеля, с чьим именем связаны какие-то значительные события в истории. Поэтому может показаться, что редакторы Библии сочли недостаточным просто сослаться на него в сухой "статистической" манере авторов "Жреческого кодекса" и позаимствовали из текста "Яхвиста" стихи, гораздо более личностно окрашенные. Если мы расположим хронологически все сообщенные авторами Библии даты и сроки жизни потомков Адама, можно легко установить следующее. Ко времени рождения Ламеха Адаму исполнилось 874 года, и умер Адам, когда возраст Ламеха достиг 56 лет. Адам был первым человеком, о смерти которого сообщает Библия,-- впрочем, неудивительно. Даже Еноху всего-навсего стукнуло 252 года, когда родился Ламех, и Адама Енох пережил на 52 года. Ной появился на свет спустя 126 лет после кончины Адама (и спустя 67 лет -- после вознесения Еноха). Ламех мог почувствовать, что со смертью Адама-прародителя снимается и проклятие, наложенное богом за Адамовы грехи. Во всяком случае, появлялась надежда, что вознесение Еноха свидетельствует об отмене божьей кары... Ной -- первый названный по имени человек в Библии, рожденный после смерти и первого грешника, и правоверного (Еноха). Очевидно, его, Ноя, ждут лучшие времена. 30. И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять (565) лет и родил сынов и дочерей. 31. Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь (753) лет; и он умер. 190. Жизнь Ламеха также очень коротка по меркам "того времени" (об этом дает представление комментируемая глава). Единственная добавочная информация, которой мы располагаем,-- это стих из "Яхвиста": "Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро" (Быт. 4:24). Эта упоминавшаяся ранее древняя "песнь воина" могла казаться авторам "Жреческого кодекса" слишком примитивной для включения в текст священной книги, но тем не менее как-то повлияла на их "точность вычислений". Ламех умер, когда Ною исполнилось 595 лет. Указанный возраст Мафусала означает, что он на 5 лет пережил своего сына Ламеха и умер, когда Ной справил свое шестисотлетие. Персонажей, упомянутых в книге Бытия, обычно называют патриархами (греческое слово, означающее "отцы-правители"), потому что многие из них дали начало головным ветвям племен и наций. Из-за того, что почти все они весьма почтенного возраста, это слово давно означает просто "глубокий старик". Те, кто упомянут во второй -- пятой главах книги Бытие и, следовательно, жил до потопа, имеют еще титул "допотопных патриархов", причем с тех пор прилагательное "допотопный" приобрело явно непочтительную окраску. 32. Ною было пятьсот лет и родил Ной (трех сынов): Сима, Хама и Иафета. 191. В этом месте авторов "Жреческого кодекса" как будто покинула их прежняя скрупулезность в деталях. Из текста, по крайней мере разбираемого стиха, невозможно определить, были ли сыновья Ноя -- Сим, Хам и Иафет -- тройняшками, были ли они рождены до Ноева юбилея (пятисотлетия) и вообще, по скольку лет им было. Тем не менее традиционно предполагают, что все трое родились по отдельности и, вероятно, вскоре друг за другом. И произошли эти рождения, когда их отцу было что-то около пятиста лет. На возможную последовательность их появления на свет намекает порядок, в котором они поименованы в тексте Библии: старшим сыном, таким образом, был Сим. Обратим внимание еще на один факт. Впервые "Жреческий кодекс" сообщает, что у патриарха родилось несколько сыновей -- и все названы по имени. Это не случайно. Страницы: «« « 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |