Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 70
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»

     24. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
     185. В  отличие от всех других персонажей главы,  о которых произнесено
лапидарное  "и он умер", Еноху явно сделано исключение.  В более пространной
фразе  "и не стало его, потому  что  Бог взял его" заключен какой-то  особый
смысл. Не хотели ли авторы Библии создать у  читателя впечатление, что  Енох
на самом деле не умер, а взят живым на небо?
     В  более поздние  времена евреи истово верили в такую возможность --  о
Енохе даже говорили, что на небесах он изучил строение Вселенной и  научился
узнавать  будущее.  Во  II  веке до  новой  эры и  позже появилось множество
мистических книг,  авторство  которых  приписывалось Еноху.  В них  находили
продолжение  некоторые  библейские легенды, содержалось даже  описание конца
света. По  крайней мере одна  такая книга  была достаточно широко  известна,
чтобы попасть в поле зрения  авторов Нового завета. В новозаветном  Послании
Иуды,   состоящем  всего  из  одной   главы,  в  стихе  14  читаем:  "О  них
пророчествовал и  Енох, седьмый от Адама..." --  и  далее на протяжении двух
стихов идет цитата из его книги.
     Упоминание человека, взятого живым на  небо, может быть отголоском мифа
о боге-солнце или о смертном, кто обрел святость после вознесения на небо  и
таким образом  стал богом-солнцем. Енох, как указывает новозаветная книга,--
седьмое колено  Адамово  (так, по крайней  мере, утверждается  в  "Жреческом
кодексе").  В  списке  первых  шумерских  царей  седьмым по  счету  значится
Эн-мен-дур-Анна,  которого древние  летописцы  именуют  хранителем  небесных
тайн, человеком,  "знавшим,  что  будет". Более того,  названный царь правил
Сиппаром,  где особенно сильно расцвело  поклонение  Шамашу  --  богу-солнцу
шумеров. Однако  авторы "Жреческого  кодекса", как мы уже не  раз подмечали,
были на редкость тщательны  во всем, что  касалось  искоренения  и малейшего
намека на  многобожие.  И поэтому благоразумно не  оставили в тексте  Библии
никаких прямых подтверждений нашей догадке...
     25. Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.
     186.  Еще  раз  точное  совпадение  имен.  Причем "оба" Ламеха  названы
сыновьями Мафусала.
     26. По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил
сынов и дочерей.
     27.  Всех же дней Мафусала  было девятьсот шестьдесят девять лет; и  он
умер.
     187. Достигнув возраста в 969 лет, Мафусал стал абсолютным рекордсменом
по  долгожительству  среди  всех  персонажей,   поименованных  в  "Жреческом
кодексе"  и даже во  всей  Библии. Отсюда,  в  частности, пошло и  известное
сравнение: "стар, как Мафусаил", "мафусаилов век".
     28. Ламех жил сто восемьдесят два (188) года и родил сына,
     29. и нарек ему  имя: Ной,  сказав: он утешит  нас  в работе нашей  и в
трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь (Бог).
     188. "Ной" по-еврейски значит "отдых" или "покой, утешение, удобство".
     189. Этот  стих,  в котором снова  возникло  слово "господь",  а  также
содержится намек  на проклятие, сопровождавшее изгнание  Адама и Евы из сада
Едема,  ясно  указывает  на  то,  что  в  текст "Жреческого  кодекса"  опять
вторгается фрагмент из "Яхвиста".
     Ной  --  первый  человек  после  Каина  и Авеля,  с чьим именем связаны
какие-то  значительные  события в  истории.  Поэтому может  показаться,  что
редакторы  Библии  сочли  недостаточным  просто  сослаться  на  него в сухой
"статистической"  манере авторов  "Жреческого кодекса" и  позаимствовали  из
текста "Яхвиста" стихи, гораздо более личностно окрашенные.
     Если мы расположим хронологически все сообщенные авторами Библии даты и
сроки  жизни  потомков Адама, можно легко  установить  следующее. Ко времени
рождения  Ламеха Адаму  исполнилось 874 года,  и умер  Адам,  когда  возраст
Ламеха достиг  56 лет. Адам был первым человеком, о смерти которого сообщает
Библия,--  впрочем, неудивительно.  Даже  Еноху  всего-навсего стукнуло  252
года, когда родился Ламех, и Адама Енох пережил на 52 года.
     Ной  появился на свет спустя 126  лет после кончины  Адама (и спустя 67
лет -- после  вознесения  Еноха). Ламех  мог  почувствовать, что  со смертью
Адама-прародителя снимается и проклятие, наложенное богом за  Адамовы грехи.
Во  всяком случае,  появлялась надежда, что вознесение Еноха свидетельствует
об отмене божьей кары... Ной --  первый названный по имени человек в Библии,
рожденный после смерти и первого грешника, и правоверного (Еноха). Очевидно,
его, Ноя, ждут лучшие времена.
     30.  И жил Ламех по  рождении  Ноя пятьсот девяносто  пять (565)  лет и
родил сынов и дочерей.
     31.  Всех  же дней  Ламеха было семьсот семьдесят семь  (753) лет; и он
умер.
     190. Жизнь Ламеха также очень коротка по меркам "того времени" (об этом
дает   представление    комментируемая   глава).   Единственная   добавочная
информация, которой мы располагаем,-- это стих из "Яхвиста":  "Если за Каина
отмстится всемеро,  то за  Ламеха в семьдесят раз всемеро" (Быт.  4:24). Эта
упоминавшаяся ранее древняя "песнь воина" могла казаться авторам "Жреческого
кодекса" слишком  примитивной для включения в  текст священной книги, но тем
не менее как-то повлияла на их "точность вычислений".
     Ламех умер,  когда Ною исполнилось 595 лет. Указанный возраст  Мафусала
означает,  что он на  5 лет пережил своего  сына Ламеха  и  умер,  когда Ной
справил свое шестисотлетие.
     Персонажей, упомянутых  в  книге  Бытия,  обычно  называют  патриархами
(греческое  слово, означающее  "отцы-правители"),  потому что многие  из них
дали начало головным  ветвям племен и  наций. Из-за того, что почти  все они
весьма  почтенного  возраста, это  слово  давно  означает  просто  "глубокий
старик".  Те,  кто  упомянут  во  второй  -- пятой  главах  книги  Бытие  и,
следовательно, жил до  потопа,  имеют  еще  титул  "допотопных  патриархов",
причем с  тех пор прилагательное "допотопный"  приобрело явно непочтительную
окраску.
     32. Ною было пятьсот лет и родил Ной (трех сынов): Сима, Хама и Иафета.
     191.  В  этом месте авторов "Жреческого кодекса" как будто покинула  их
прежняя скрупулезность в  деталях.  Из текста,  по крайней мере разбираемого
стиха,  невозможно определить, были  ли сыновья Ноя -- Сим,  Хам  и Иафет --
тройняшками, были ли они рождены до Ноева юбилея (пятисотлетия) и вообще, по
скольку лет им было.
     Тем  не  менее  традиционно предполагают,  что  все  трое  родились  по
отдельности и, вероятно, вскоре  друг за  другом.  И произошли эти рождения,
когда их отцу было что-то около пятиста лет. На возможную последовательность
их появления  на свет намекает порядок,  в котором они  поименованы в тексте
Библии: старшим сыном, таким образом, был Сим. Обратим внимание еще на  один
факт.  Впервые  "Жреческий  кодекс"  сообщает,  что   у  патриарха  родилось
несколько сыновей -- и все названы по имени. Это не случайно.

Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Азимов Айзек, В начале