|
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 70 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 » »» 24. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
185. В отличие от всех других персонажей главы, о которых произнесено
лапидарное "и он умер", Еноху явно сделано исключение. В более пространной
фразе "и не стало его, потому что Бог взял его" заключен какой-то особый
смысл. Не хотели ли авторы Библии создать у читателя впечатление, что Енох
на самом деле не умер, а взят живым на небо?
В более поздние времена евреи истово верили в такую возможность -- о
Енохе даже говорили, что на небесах он изучил строение Вселенной и научился
узнавать будущее. Во II веке до новой эры и позже появилось множество
мистических книг, авторство которых приписывалось Еноху. В них находили
продолжение некоторые библейские легенды, содержалось даже описание конца
света. По крайней мере одна такая книга была достаточно широко известна,
чтобы попасть в поле зрения авторов Нового завета. В новозаветном Послании
Иуды, состоящем всего из одной главы, в стихе 14 читаем: "О них
пророчествовал и Енох, седьмый от Адама..." -- и далее на протяжении двух
стихов идет цитата из его книги.
Упоминание человека, взятого живым на небо, может быть отголоском мифа
о боге-солнце или о смертном, кто обрел святость после вознесения на небо и
таким образом стал богом-солнцем. Енох, как указывает новозаветная книга,--
седьмое колено Адамово (так, по крайней мере, утверждается в "Жреческом
кодексе"). В списке первых шумерских царей седьмым по счету значится
Эн-мен-дур-Анна, которого древние летописцы именуют хранителем небесных
тайн, человеком, "знавшим, что будет". Более того, названный царь правил
Сиппаром, где особенно сильно расцвело поклонение Шамашу -- богу-солнцу
шумеров. Однако авторы "Жреческого кодекса", как мы уже не раз подмечали,
были на редкость тщательны во всем, что касалось искоренения и малейшего
намека на многобожие. И поэтому благоразумно не оставили в тексте Библии
никаких прямых подтверждений нашей догадке...
25. Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.
186. Еще раз точное совпадение имен. Причем "оба" Ламеха названы
сыновьями Мафусала.
26. По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил
сынов и дочерей.
27. Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он
умер.
187. Достигнув возраста в 969 лет, Мафусал стал абсолютным рекордсменом
по долгожительству среди всех персонажей, поименованных в "Жреческом
кодексе" и даже во всей Библии. Отсюда, в частности, пошло и известное
сравнение: "стар, как Мафусаил", "мафусаилов век".
28. Ламех жил сто восемьдесят два (188) года и родил сына,
29. и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в
трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь (Бог).
188. "Ной" по-еврейски значит "отдых" или "покой, утешение, удобство".
189. Этот стих, в котором снова возникло слово "господь", а также
содержится намек на проклятие, сопровождавшее изгнание Адама и Евы из сада
Едема, ясно указывает на то, что в текст "Жреческого кодекса" опять
вторгается фрагмент из "Яхвиста".
Ной -- первый человек после Каина и Авеля, с чьим именем связаны
какие-то значительные события в истории. Поэтому может показаться, что
редакторы Библии сочли недостаточным просто сослаться на него в сухой
"статистической" манере авторов "Жреческого кодекса" и позаимствовали из
текста "Яхвиста" стихи, гораздо более личностно окрашенные.
Если мы расположим хронологически все сообщенные авторами Библии даты и
сроки жизни потомков Адама, можно легко установить следующее. Ко времени
рождения Ламеха Адаму исполнилось 874 года, и умер Адам, когда возраст
Ламеха достиг 56 лет. Адам был первым человеком, о смерти которого сообщает
Библия,-- впрочем, неудивительно. Даже Еноху всего-навсего стукнуло 252
года, когда родился Ламех, и Адама Енох пережил на 52 года.
Ной появился на свет спустя 126 лет после кончины Адама (и спустя 67
лет -- после вознесения Еноха). Ламех мог почувствовать, что со смертью
Адама-прародителя снимается и проклятие, наложенное богом за Адамовы грехи.
Во всяком случае, появлялась надежда, что вознесение Еноха свидетельствует
об отмене божьей кары... Ной -- первый названный по имени человек в Библии,
рожденный после смерти и первого грешника, и правоверного (Еноха). Очевидно,
его, Ноя, ждут лучшие времена.
30. И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять (565) лет и
родил сынов и дочерей.
31. Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь (753) лет; и он
умер.
190. Жизнь Ламеха также очень коротка по меркам "того времени" (об этом
дает представление комментируемая глава). Единственная добавочная
информация, которой мы располагаем,-- это стих из "Яхвиста": "Если за Каина
отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро" (Быт. 4:24). Эта
упоминавшаяся ранее древняя "песнь воина" могла казаться авторам "Жреческого
кодекса" слишком примитивной для включения в текст священной книги, но тем
не менее как-то повлияла на их "точность вычислений".
Ламех умер, когда Ною исполнилось 595 лет. Указанный возраст Мафусала
означает, что он на 5 лет пережил своего сына Ламеха и умер, когда Ной
справил свое шестисотлетие.
Персонажей, упомянутых в книге Бытия, обычно называют патриархами
(греческое слово, означающее "отцы-правители"), потому что многие из них
дали начало головным ветвям племен и наций. Из-за того, что почти все они
весьма почтенного возраста, это слово давно означает просто "глубокий
старик". Те, кто упомянут во второй -- пятой главах книги Бытие и,
следовательно, жил до потопа, имеют еще титул "допотопных патриархов",
причем с тех пор прилагательное "допотопный" приобрело явно непочтительную
окраску.
32. Ною было пятьсот лет и родил Ной (трех сынов): Сима, Хама и Иафета.
191. В этом месте авторов "Жреческого кодекса" как будто покинула их
прежняя скрупулезность в деталях. Из текста, по крайней мере разбираемого
стиха, невозможно определить, были ли сыновья Ноя -- Сим, Хам и Иафет --
тройняшками, были ли они рождены до Ноева юбилея (пятисотлетия) и вообще, по
скольку лет им было.
Тем не менее традиционно предполагают, что все трое родились по
отдельности и, вероятно, вскоре друг за другом. И произошли эти рождения,
когда их отцу было что-то около пятиста лет. На возможную последовательность
их появления на свет намекает порядок, в котором они поименованы в тексте
Библии: старшим сыном, таким образом, был Сим. Обратим внимание еще на один
факт. Впервые "Жреческий кодекс" сообщает, что у патриарха родилось
несколько сыновей -- и все названы по имени. Это не случайно.
Страницы: «« « 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |