Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 70
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»

     Традиционная точка  зрения, в соответствии с которой ковчег остановился
среди горных хребтов Урарту, скорее всего,  говорит в пользу  теории цунами.
Обыкновенное  наводнение  смыло  бы  все  плавучие предметы  по  направлению
течения  (на юго-восток) и вынесло в Персидский залив. Мощное цунами шло  бы
против течения -- на северо-запад, в сторону Урарту.
     Несмотря на то что словом "Урарту" (Арарат) обозначались и государство,
и горная страна, с давних пор укоренилось мнение, что Арарат -- это название
отдельно  стоящей  горы.  И  на  самом  деле,  с  течением  времени  топоним
закрепился за  вполне конкретной  горной вершиной. На современных картах  ее
можно найти на самом востоке Турции, в семидесяти милях  к северо-востоку от
озера Ван. Высота Большого Арарата -- 5165 метров над уровнем моря.
     Время от времени в  печати появляются занятные  сообщения о  загадочных
деревянных  объектах якобы найденных на заоблачных склонах массива. Впрочем,
ни одна из этих басен не выдержала серьезной проверки.
     5. Вода  постоянно убывала до десятого месяца; в  первый день  десятого
месяца показались верхи гор.
     244.  То есть,  спустя 218 суток после начала потопа и спустя 68  суток
после того, как вода стала убывать.
     245. В предыдущем стихе утверждается, что  ковчег остановился "на горах
Араратских". Если это означает, что ковчег буквально остановился на  вершине
горы,  то почему  данный  стих объявляет, будто  потребовалось ждать еще  68
суток, прежде чем горные пики показались над убывающей водой?
     Уж лучше предположить, что ковчег доплыл до  Урарту, затем  остановился
и, когда вершины обнажились, причалил к одной из них.
     6. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега.
     246. Может показаться, что  Ной ждал сорок  дней после того, как горные
вершины показались над водой. Однако мы снова  читаем  "Яхвист", а  по  этой
версии  дождь лил сорок  дней и ночей,  после чего вода  ушла очень  быстро.
Очевидно, если следовать данной версии, Ной начал исследовать окружающий мир
сразу по окончании дождя.
     7. и выпустил ворона,  (чтобы видеть, убыла ли  вода с земли,) который,
вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.
     247. В этой  части  легенда о  потопе, содержащаяся  в "Яхвисте", носит
черты  сходства с  шумерским сказанием  о потопе.  Герой  эпоса  Ут-Напиштим
выслал на разведку трех птиц -- голубя, ворона и ласточку. Судя по описанию,
данному в этом стихе, ворон Ноя не преследует никакой особой цели.
     8. Потом выпустил от себя  голубя, чтобы видеть,  сошла ли  вода с лица
земли,
     9. но голубь не нашел места  покоя для ног своих и возвратился к нему в
ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою,
и взял его, и принял к себе в ковчег.
     248.  Голубь  --  вторая   птица,  выпущенная  Ноем,--  уже  эффективно
выполняет разведывательную  функцию.  Можно предположить, что ворон упомянут
здесь  с  одной-единственной  целью -- он связывает данную  версию  потопа с
шумерским сказанием.
     Раз голубь не нашел "места покоя" по той причине, что "вода была еще на
поверхности всей земли", значит,  он  вел  разведку и летал повсюду. Это еще
одно  указание на то,  что потоп  был чисто  местным  явлением  и  шумерские
представления о мире во времена потопа были весьма скудными.
     10. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега.
     11. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный
лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.
     249. Маслина  -- древний символ мира. Нужны годы  тщательного  ухода за
этими деревьями,  прежде  чем они  начнут приносить  желанные  плоды.  Таким
образом,  цветущая  роща  масличных  деревьев  указывает на то,  что  данная
область  пребывает в мире. Если  бы  сюда вторглась  армия  захватчиков, она
первым делом срубила бы оливы, с тем чтобы ввергнуть противника  в  нищету и
ослабить его на длительный срок.
     Подобным  же образом и голубь служит символом мира: это  кроткая птица,
которая издает нежные, воркующие звуки.
     Данный библейский стих  --  главная причина, по которой двойной символ,
голубь, несущий оливковую ветвь (хотя в Библии упомянут просто лист), стал у
нас общепринятой эмблемой мира.
     250. Судя по "Яхвисту", земля  оставалась под водой сорок семь дней; по
"Жреческому кодексу"-- по меньшей мере триста дней, но олива все еще жива.
     Разумеется, наземные растения, покрытые толщей океанской воды, погибнут
с той же гарантией, что и наземные животные. Однако творцы Библии не считали
растения  живыми  организмами  --  библейские  авторы  рассматривали их  как
продукт   жизнедеятельности  Земли.  Им  представлялся  вполне  естественным
процесс, при котором суша, едва обнажившись, тут же давала  поросль, а может
быть, на их взгляд, эта поросль никогда и не исчезала.
     12. Он помедлил еще семь дней других  и [опять]  выпустил  голубя; и он
уже не возвратился к нему.
     251.  Мы  вправе  обеспокоиться  судьбой  голубя: оставшаяся  на  борту
ковчега половина могла бы и не найти его (или  ее --  Библия не уточняет пол
улетевшего  голубя),  и  тогда  выживание голубей  было  бы  поставлено  под
серьезную угрозу.
     Впрочем,  легенда о  вороне  и голубе  взята из  "Яхвиста",  а  по этой
версии, на борту ковчега было по  семь пар каждого чистого животного. Голубь
-- чистая  птица, и,  значит, Ной  полагал,  что некоторыми особями  не жаль
пожертвовать ради общего выживания.
     13. Шестьсот первого года (жизни Ноевой) к первому (дню) первого месяца
иссякла вода  на земле;  и  открыл Ной  кровлю ковчега и  посмотрел,  и вот,
обсохла поверхность земли.
     252. Мы снова вернулись к "Жреческому кодексу": он  особенно щепетилен,
когда речь заходит об измерении времени.
     253.  По хронологии  "Жреческого кодекса",  с начала потопа прошло  337
дней.
     14. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.
     254.  Перед нами  два стиха, стоящих рядом. И тот и другой  утверждают,
что  земля  высохла, но  первый  датирует  это началом  года,  а из  второго
следует, что влага испарилась почти три месяца спустя. Оба утверждения взяты
из "Жреческого кодекса".
     Обычно это  объясняют  следующим  образом:  в  начале года земля только
обнажилась, но она была  еще заболоченной  и заиленной, и только без  малого
три месяца спустя она совершенно высохла, обретя вид, какой имела до потопа.
     Если  принять эту интерпретацию, тогда общая продолжительность потопа с
семнадцатого дня второго месяца  600 года по двадцать  седьмой день  второго
месяца 601 года составляет двенадцать лунных месяцев и одиннадцать дней, или
365 дней. Это точная продолжительность солнечного года.

Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Азимов Айзек, В начале