Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 70
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62   63   64   65   66   67   68   69  » »»

Енос,  Каинан, Иаред, Мафусал и  Ной.  Отныне продолжительность  жизни будет
мало-помалу сокращаться, пока не достигнет нынешней нормы.
     В  этом  вопросе  "Жреческий  кодекс"  также  весьма  осторожен.   Ведь
Ут-Напиштиму  боги все-таки даровали бессмертие после  потопа. А вот Ною  --
нет. Он даже прожил меньше, чем его дед Мафусал.



Глава 10.

     1. Вот родословие  сынов Ноевых:  Сима,  Хама  и Иафета.  После  потопа
родились у них дети.
     284.  Итак,  после  потопа  бог как бы  вторично сотворил землю.  После
описания этого акта библейские авторы быстро  организуют  народы, населяющие
мир (точнее, ту часть его, которая была  им  хорошо известна), с тем чтобы в
дальнейшем  перейти  непосредственно  к   истории   израильских  племен   --
центральной теме мировых событий.
     Три  Ноевых  сына воплощают  представления  о  трех крупнейших  группах
народов, известных древним авторам Библии.
     Считается, что потомки  Сима населяют  Аравийский полуостров и районы к
северу  от  него, включая долину  Тигра и  Евфрата.  Поскольку в число  этих
потомков  входят  и  израильские племена, Сим удостоился чести быть  старшим
сыном Ноя.
     Языки,  на которых говорят  потомки Сима,  ныне  именуются "семитскими"
("Сем"--  это  греко-латинская  форма  еврейского  имени  "Шем";  в  русской
транскрипции--  "Сим"). Они включают  еврейский,  ассирийский,  арамейский и
арабский языки.
     По Библии, потомки Хама обитают главным образом в той части Африки, что
соседствует с  Азией. Языки народов,  изначально населявших  эту территорию,
получили название "хамитских".  Сюда  входят  коптский,  берберский  и языки
некоторых  народов,   живущих  в  северо-восточной  Африке,  в  частности  в
Эфиопии,-- например амхарский.
     По библейским представлениям, потомки Иафета населили районы к северу и
востоку  от  Двуречья.  Иногда  "яфетическими"   называют   некоторые  языки
кавказского  региона. Впрочем,  более  распространен термин "индоевропейские
языки", поскольку география соответствующей  языковой семьи  очень обширна и
охватывает районы от Испании до Индии.
     Нельзя сказать, что авторы книги Бытие  были озабочены лингвистическими
проблемами.  Современные филологические  концепции  в  полном  смысле  слова
принадлежат   современности.   Авторы    Библии   скорее   руководствовались
представлениями  о политических связях и географическом соседстве. Насколько
можно  судить  по  лингвистическим  исследованиям,  за  этими  политическими
связями часто скрывалось историческое родство но не всегда.
     2. Сыны Иафета:  Гомер,  Магог, Мадай,  Иаван, (Елиса,) Фувал, Мешех  и
Фирас.
     285. Этот  и последующие  стихи взяты из "Жреческого  кодекса". Как и в
случае  с легендой о  сотворении, данный  материал  организован в "Жреческом
кодексе" по принципу движения к кульминации. Родословие начинается с Иафета,
младшего  сына  Ноя, затем переходит  к  Хаму  и, наконец, к Симу --  предку
израильтян.
     Названия народов и места их обитания  рисуют картину мира в том виде, в
котором она сложилась к моменту наивысшего могущества Ассирии --  к седьмому
веку до нашей эры, то есть примерно за столетие до вавилонского плена.
     Возможно, Иафет был заимствован из греческих мифов, которые приходили к
древним евреям  через Крит,  Кипр  и  филистимлян.  Некоторые  исследователи
отождествляют  Иафета с  Япетом -- одним  из титанов греческой мифологии.  И
действительно, эти два имени почти полностью идентичны.
     Как  известно из греческих  мифов,  Япет был  отцом Прометея, который в
свою очередь создал род человеческий, вылепив людей из глины, то есть сделал
то же  самое,  что и Яхве в "Яхвисте". Таким  образом,  греки  вполне  могли
считать  Япета прародителем  человечества, а древние  евреи,  не  исключено,
заимствовали   этот   персонаж  и   сделали   его  прародителем  той   части
человечества, к которой принадлежали греки.
     286. Слово "Гомер", вероятно,  обозначает народ, который  в ассирийской
транскрипции   назывался  "гиммираи",   а   в  латинизированной   форме   --
"киммерийцами". Когда-то он обитал на  северном побережье Черного моря (Крым
--  часть  их исконной территории, это искаженное "Киммерия"),  но в седьмом
веке до  нашей  эры его вытеснили северные племена, и киммерийцы вторглись в
Малую  Азию, где вступили в  жаркие  бои  с  ассирийцами.  В конечном  итоге
киммерийцы  потерпели поражение,  но  и  Ассирия жестоко  пострадала  в этих
войнах. К тому времени, как  своеобразная "табель  народов",  содержащаяся в
десятой главе, отлилась  в  законченную письменную форму, киммерийцы все еще
заметно выделялись на общем фоне, и вполне естественно, что их эпонимический
предок  Гомер  (не путать  с  великим  слепым  певцом  Гомером,  это  разные
персонажи, и в латинской транскрипции их имена пишутся по-разному: "Gomer" и
"Homer") рассматривался как первенец Иафета.
     287.  Возможно, "Магог" означает "страна Гога". Гог (греческая форма --
Гиг) был царем лидийцев  -- народа, обитавшего  в западной части Малой Азии.
Для  киммерийских захватчиков  Гог был  серьезным противником. Кстати, он  и
погиб  в одной из битв с киммерийцами -- приблизительно  в 652 году до нашей
эры.
     288. Предположительно,  слово  "Мадай" относится к мидийцам --  народу,
который обитал к востоку от Ассирии и который в конечном счете стал одним из
последних завоевателей Ассирии.
     289. Скорее  всего,  Иаван --  это архаическая форма греческого "Ион"--
так звали эпонимического предка ионийских греков. Около 1000  года до  нашей
эры  ионийцы мигрировали на восток и заняли острова  Эгейского моря, а также
некоторые  районы западного побережья  Малой Азии.  Из  всех  многочисленных
древнегреческих  племен  они  территориально располагались  ближе  прочих  к
израильтянам  и в ассирийскую эпоху  были  известны  лучше остальных греков.
Считалось вполне естественным распространять племенное название "ионийцы" на
всех греков вообще.
     Кстати,  само  слово "греки" пришло к нам  из латыни.  Древние  римляне
взяли название одного безвестного племени, которое они встретили на востоке,
и перенесли его  на всех  греков.  Сами  греки  именовали  себя  эллинами  и
возводили свой род к  эпонимическому предку, которого звали  Эллин,-- Ион же
был одним из его сыновей.
     290.  Фувал,  возможно,  имеет  отношение к  племени,  которое  Геродот
называл "тибаренои"; это племя обитало в юго-восточном Причерноморье. Как  я
упоминал ранее, как  раз из  тех  краев  был  родом Тувалкаин--  "кузнец  из

Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62   63   64   65   66   67   68   69  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Азимов Айзек, В начале