Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 70
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 49   50   51   52   53   54   55   56   57  58   59   60   61   62   63   64   65   66   67  » »»

предположить  следующее:  начиная с Ноевых времен, бог стал  удовлетворяться
только  лишь наказанием  грешника  и  отказался  от мысли  насылать кару  на
"всякую плоть", как было  раньше. Более того, бог отверг  потоп как средство
казни, хотя, видимо, все остальные методы остались в его распоряжении.
     267. С научной точки зрения, обещание не насылать потоп имеет под собой
все основания, потому что в Ноевы  времена на Земле не  было --  да и поныне
нет! -- такого количества воды, чтобы обеспечить потоп.
     Если, однако, в слово "земля" мы будем вкладывать тот же  смысл, что  и
шумеры, то есть долина Двуречья и прилегающие  территории,  то  увидим,  что
обещание  не было сдержано. На протяжении последних четырех тысяч лет  здесь
происходили  бесчисленные наводнения. Некоторые из них унесли больше жизней,
чем  знаменитый  шумерский потоп, который разразился в 2800 (или около того)
году до нашей эры. В сущности, каждый год  на Земле где-нибудь да происходит
наводнение.
     12. И сказал  (Господь)  Бог:  вот знамение завета, который Я поставляю
между Мною и между вами и между  всякою душею живою, которая с вами, в  роды
навсегда:
     268.  Для  того  чтобы  придать соглашению законную  форму,  богу нужно
скрепить договор доказательством, и он тут же являет его в виде атмосферного
явления.
     13.  Я  полагаю  радугу  Мою  в  облаке269,  чтоб  она  была
знамением (вечного) завета между Мною и между землею.
     269. Этот стих можно истолковать  таким образом, что бог -- после  того
как вернул во вселенную, хотя бы  частично, хаос на время потопа  --  теперь
задним числом  пытается устранить недоделки и создает радугу, которой раньше
не было.  С  другой  стороны, легенда о сотворении, изложенная  в "Жреческом
кодексе",  гласит,  что  вселенная  была  "завершена", следовательно,  можно
предположить альтернативную версию:  радуга  существовала еще до потопа,  но
сейчас ей предуготовано новое назначение.
     Радуга  всегда  вселяла  в  сердца людей восхищение  и благоговение; ее
форма и положение в небе наталкивали на мысль, что она может служить мостом,
удобным  средством сообщения  между небесами  и  землей.  В греческих  мифах
посланник богов  Ирис  спускается на землю по  радуге.  В сущности, "Ирис" и
означает  "радуга". В скандинавских сагах радуга также играет роль моста, по
которому  боги  нисходят  на  землю.  Вечером  того  дня,  когда   произошла
заключительная битва между богами и силами зла, радуга-мост разламывается от
громового топота коней, на которых скачут герои Валгаллы.
     На  самом  деле из научных опытов мы  знаем, что радуга --  это спектр,
разложение белого цвета (который представляет собой мешанину  волн различной
длины) на  составляющие  --  от самых  коротких  волн оптического диапазона,
которые мозг воспринимает как фиолетовый цвет, до самых длинных -- этот край
спектра  окрашен для  нас  в красное. Радугу можно  воспроизвести с  помощью
трехгранных  стеклянных призм или  иных оптических устройств.  После дождя в
воздухе остаются крошечные капельки  влаги, каждая  из которых  играет  роль
миниатюрной  призмы.  Все вместе они производят  эффект  радуги,  для  этого
потребны только  солнце, воздух  и  водяные капельки -- компоненты, которые,
вне всякого сомнения, существовали  за миллиарды лет  до  того, как на Земле
появился род человеческий.
     14.  И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится  радуга (Моя) в
облаке;
     15. и Я вспомню  завет Мой,  который между Мною и  между  вами  и между
всякою душею  живою  во всякой  плоти;  и  не  будет более  вода потопом  на
истребление всякой плоти.
     16. И будет радуга (Моя) в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный
между  Богом  (и  между землею) и  между всякою душею живою во всякой плоти,
которая на земле.
     17.  И  сказал Бог  Ною: вот знамение завета, который Я  поставил между
Мною и между всякою плотью, которая на земле
     270. В этом отрывке весьма много повторений. Создается впечатление, что
богу очень важно уверить все живое в неколебимости своих намерений:
     ведь один раз он уже благословил животных (включая и человека), пожелав
им  плодиться,   размножаться   и   наполнять   мир,   а  затем  перечеркнул
благословение, наслав всемирный потоп,-- поэтому  теперь он повторяет одну и
ту же мысль несколько раз.
     18. Сыновья Ноя, вышедшие  из ковчега, были:  Сим, Хам  и Иафет. Хам же
был отец Ханаана.
     271. Здесь инициатива  рассказа снова переходит к "Яхвисту", и в данном
контексте отсылка к Ханаану кажется неуместной и необязательной.
     Однако библейские авторы интересовались главным образом историей народа
израилева, а израильтяне жили в земле Ханаанской по праву завоевателей.
     Библия исповедует теологический подход к истории --  то есть считается,
что все события  происходят  по воле бога и,  таким образом, основываются на
высшей   справедливости.   Счастливый  поворот   судьбы  --   это  результат
повиновения   божественному   закону;   беды   и   несчастья  --   следствие
неповиновения. Раз земля  Ханаанская  была завоевана и раз люди, которые там
жили  раньше,  были  порабощены  израильтянами,--  значит, подразумевается в
Библии,  это  следствие  какого-то  злодеяния, совершенного ханаанитами  или
кем-либо из их предков.
     Ханаан, сын Хама  и внук Ноя,-- это эпонимический предок ханаанитов, и,
поскольку впереди будет  событие, которое  послужит оправданием  порабощения
ханаанитов, в повествование вводится Ханаан.
     19. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
     272. Выражение "вся земля" столь же наивно понимать здесь  в буквальном
смысле, как и в рассказе о потопе.
     Дальнейшие детали  ясно  дают понять, что библейские  авторы  описывали
только те  территории,  которые  мы  сейчас объединяем понятием  "Ближний  и
Средний Восток", то  есть области, им  хорошо знакомые. Нет никаких указаний
на то, что авторы знали об  Америке,  Австралии или отдаленных островах  или
хотя бы о дальних пределах Европы, Азии и Африки.
     Еще более сузим  географию:  сомнительно, чтобы  и  на Ближнем  Востоке
шумерский  потоп сократил численность населения до одной-единственной семьи.
Египет, Малая Азия, Крит и прочие области обладали весьма высокой плотностью
населения и  до  и после потопа, причем там  не обнаруживается  ни  малейших
следов какого бы то ни было катастрофического стихийного бедствия.
     20. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
     273. Обычно считается, что этот стих указывает на  Ноя  как  на первого
виноградаря.  На самом деле  культивирование  винограда  началось задолго до
Ноя,  так же как земледелие развилось задолго  до Каина  (если предположить,
что и Ной  и Каин действительно жили в те сроки,  которые называет  Библия).
Египетские хроники,  датируемые  2400  годом  до  нашей эры  (примерно в это

Страницы: «« « 49   50   51   52   53   54   55   56   57  58   59   60   61   62   63   64   65   66   67  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Азимов Айзек, В начале