|
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 70 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 » »» большой примат из всех, когда-либо обитавших на Земле,-- это гигантопитек.
Он был похож на огромную гориллу, которая в "распрямленном" состоянии
достигала в высоту почти трех метров и весила около 300 килограммов.
Гигантопитеки вымерли около 3 миллионов лет назад.
Однако все эти сведения получены в результате новейших научных
открытий. Совершенно ясно, что ни к какому из указанных видов библейские
"исполины" отношения не имеют.
196. Легенды многих народов хранят сведения о людях-гигантах, будто бы
живших в древности. На мой взгляд, их вообще незаслуженно "героизируют",
отчего сравнения с современниками выглядят конечно же весьма нелестно для
последних. Это общая тенденция: представлять прошлое в розовом свете. За
восемь столетий до новой эры Гомер одним из первых систематически "унижал"
современников, расписывая силу и героические деяния их предков.
Древние легенды чаще всего представляют исполинов отпрысками смешанных
браков богов и людей. Ахилл был сыном морской нимфы Тетис, Геракл -- сыном
Зевса, Эней -- Афродиты; отцом Ромула был бог войны Марс и так далее. Все
это нашло отражение и в комментируемом библейском стихе. В образе "исполина"
слишком много от фольклорного героя из столь ненавистного редакторам Библии
"политеистического" прошлого. Тем не менее они охотно используют этот образ,
вероятно, с целью подчеркнуть моральное разложение, царившее в "то" время.
Вполне естественно, что этим людям приписывали сверхнормальные размеры:
рост соответствовал подвигам, которые тоже не назовешь рутинными. В этом
преувеличении можно обнаружить следы того естественного изумления, что
охватывало агрессоров-варваров, когда они встречались с чудесами
цивилизации, которую подмяли под себя.
Дорические греки, вторгшиеся на Пелопоннес, были озадачены толщиной
крепостных стен, окружавших Микены и Тиринф (когда-то это были неприступные
твердыни, но и они не спасли микенскую культуру от гибели). Не в силах
понять, на что способны кооперация труда и передовая технология, греки,
естественно, вообразили загадочных гигантов, коим одним под силу было
возвести эти стены. Израильтяне, завоевавшие в 1200 году до новой эры землю
канаанитов, тоже лицезрели местные города с чувством священного трепета. Они
всерьез опасались столкновения с местными исполинами, создавшими такое, а
шпионы, посланные на разведку в лагерь канаанитов, докладывали: "...земля...
и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые" (Чис. 13:33).
Впрочем, последнее высказывание можно посчитать метафорой или списать его на
крайнее возбуждение говоривших...
5. И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и
что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6. и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в
сердце Своем.
197. Слово "раскаялся" наводит на мысль, будто бог осознал какую-то
свою ошибку. Пересмотренный стандартный текст Библии дает вместо этого
"повинился, пожалел" -- это больше соотносится со скорбью, о которой
говорится ниже в комментируемом стихе. Но все равно ясно, что бог видит в
людях эксперимент неудавшийся.
В более поздние времена бог являлся со страниц религиозных книг
существом грандиозным, всезнающим и неспособным совершить какой-либо
просчет. Бог ранних легенд куда менее "безошибочен", но и более человечен.
7. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я
сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я
раскаялся, что создал их
198. Так как Земля и все формы жизни на ней созданы были единственно
для утилитарного использования человеком, то с его уходом они становятся
бесполезными и потому также подлежат уничтожению. Богу, очевидно, приспичило
опять все ввергнуть в хаос, а свой грубый просчет -- эксперимент с
сотворением человека -- вытравить из памяти.
8. Ной же обрел благодать пред очами Господа (Бога).
199. Тем, что вышеизложенный план не был последовательно приведен в
действие, все мы обязаны одному-единственному человеку -- Ною, обретшему
божье расположение. Теперь уже эксперимент нельзя назвать тотальным
провалом. И бог решает критически пересмотреть только часть проекта, а затем
вновь продолжить то, что начал.
9. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем;
Ной ходил пред Богом.
200. Еще одно "предисловие", которое можно переформулировать так:
"Далее следует история Ноя". Причина для повтора та же, что уже не раз нам
встречалась ранее; мы снова переключились на текст "Жреческого кодекса",
продолжающего свой рассказ с того места, где он был прерван (в конце пятой
главы).
Фактически история потопа, к изложению которой переходят авторы Библии,
встречается и в "Жреческом кодексе", и в "Яхвисте". Правда, рассказана она
по-разному, в соответствии со вкусами и задачами авторов в указанных
источниках. Первый изобилует численными данными и скрупулезен по части
деталей; во втором все внимание читающего сосредоточено на внутреннем
драматизме разыгравшихся событий.
Редакторы Библии, обнаружив упоминание о потопе в обоих документах,
включили в окончательный текст обе версии, так их перекомпоновав, чтобы в
результате получился единый связный рассказ. Что же удивляться, если в
результате проведенного "скрещивания" возникли неизбежные повторы и
логические неувязки.
201. Заметим: точно такие же слова в конце предыдущей главы были
адресованы Еноху.
10. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
11. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля
злодеяниями.
12. И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая
плоть извратила путь свой на земле.
13. И сказал (Господь) Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице
Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
202. В трех стихах авторы "Жреческого кодекса" трижды напоминают нам о
распущенности земных жителей и два раза о том, что в мире процветает
насилие. Однако никаких подробностей при этом не сообщается, и немудрено:
авторы указанного документа не имели ни малейшего понятия о смешанных браках
сынов божиих с земнорожденными женщинами и о гигантах-нефилимах.
Вполне возможно, что именно для какого-то мало-мальски приемлемого
обоснования последующего гнева господня, разрушившего Землю, авторы Библии и
решились -- в преддверии описаний потопа -- включить дополнительную
информацию из "Яхвиста". Правда, не сообщили читателю ничего нового. И хотя
повторенные объяснения весьма смутны, это, по мнению библейских авторов, все
Страницы: «« « 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |