Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 70
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 41   42   43   44   45   46   47   48   49  50   51   52   53   54   55   56   57   58   59  » »»

большой  примат из всех, когда-либо обитавших на  Земле,-- это гигантопитек.
Он  был  похож  на огромную  гориллу,  которая в  "распрямленном"  состоянии
достигала в  высоту  почти  трех метров  и  весила  около  300  килограммов.
Гигантопитеки вымерли около 3 миллионов лет назад.
     Однако  все  эти  сведения  получены   в  результате  новейших  научных
открытий. Совершенно ясно,  что ни  к какому  из указанных видов  библейские
"исполины" отношения не имеют.
     196. Легенды многих народов хранят сведения  о людях-гигантах, будто бы
живших  в  древности. На мой  взгляд, их вообще  незаслуженно "героизируют",
отчего сравнения с современниками  выглядят конечно же  весьма нелестно  для
последних. Это общая  тенденция: представлять прошлое  в розовом  свете.  За
восемь столетий  до новой эры Гомер одним из первых систематически  "унижал"
современников, расписывая силу и героические деяния их предков.
     Древние  легенды чаще всего представляют исполинов отпрысками смешанных
браков богов и людей. Ахилл был сыном  морской нимфы  Тетис, Геракл -- сыном
Зевса,  Эней -- Афродиты;  отцом Ромула был бог  войны Марс и так далее. Все
это нашло отражение и в комментируемом библейском стихе. В образе "исполина"
слишком много от фольклорного героя из столь  ненавистного редакторам Библии
"политеистического" прошлого. Тем не менее они охотно используют этот образ,
вероятно, с целью подчеркнуть моральное разложение, царившее в "то" время.
     Вполне естественно, что этим людям приписывали сверхнормальные размеры:
рост  соответствовал подвигам,  которые тоже  не  назовешь рутинными. В этом
преувеличении  можно  обнаружить  следы  того  естественного  изумления, что
охватывало   агрессоров-варваров,   когда   они   встречались   с   чудесами
цивилизации, которую подмяли под себя.
     Дорические  греки, вторгшиеся  на  Пелопоннес, были  озадачены толщиной
крепостных стен, окружавших Микены и Тиринф (когда-то это были  неприступные
твердыни, но  и  они  не  спасли микенскую  культуру от гибели).  Не в силах
понять,  на  что  способны кооперация труда и передовая  технология,  греки,
естественно,  вообразили  загадочных гигантов,  коим  одним  под  силу  было
возвести эти стены. Израильтяне, завоевавшие в 1200 году  до новой эры землю
канаанитов, тоже лицезрели местные города с чувством священного трепета. Они
всерьез опасались  столкновения с  местными  исполинами, создавшими такое, а
шпионы, посланные на разведку в лагерь канаанитов, докладывали: "...земля...
и  весь народ, который видели мы среди ее,  люди великорослые" (Чис. 13:33).
Впрочем, последнее высказывание можно посчитать метафорой или списать его на
крайнее возбуждение говоривших...
     5. И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и
что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
     6. и раскаялся Господь, что  создал человека на земле,  и восскорбел  в
сердце Своем.
     197.  Слово  "раскаялся" наводит  на мысль, будто  бог осознал какую-то
свою  ошибку.  Пересмотренный  стандартный текст  Библии  дает  вместо этого
"повинился,  пожалел"  --  это  больше  соотносится  со  скорбью, о  которой
говорится  ниже в  комментируемом стихе. Но все равно ясно, что бог  видит в
людях эксперимент неудавшийся.
     В более  поздние  времена  бог  являлся  со  страниц  религиозных  книг
существом  грандиозным,   всезнающим  и   неспособным  совершить  какой-либо
просчет. Бог ранних легенд куда менее "безошибочен", но и более человечен.
     7.  И  сказал  Господь:  истреблю с  лица  земли  человеков, которых  Я
сотворил,  от  человека до  скотов, и  гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я
раскаялся, что создал их
     198. Так как  Земля и  все формы жизни на ней созданы  были единственно
для утилитарного  использования человеком,  то с его  уходом они  становятся
бесполезными и потому также подлежат уничтожению. Богу, очевидно, приспичило
опять  все  ввергнуть  в  хаос,  а  свой  грубый  просчет  -- эксперимент  с
сотворением человека -- вытравить из памяти.
     8. Ной же обрел благодать пред очами Господа (Бога).
     199. Тем,  что вышеизложенный план не  был последовательно  приведен  в
действие,  все мы обязаны одному-единственному  человеку --  Ною,  обретшему
божье  расположение.  Теперь  уже   эксперимент   нельзя  назвать  тотальным
провалом. И бог решает критически пересмотреть только часть проекта, а затем
вновь продолжить то, что начал.
     9. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в  роде своем;
Ной ходил пред Богом.
     200.  Еще  одно  "предисловие",  которое можно  переформулировать  так:
"Далее  следует история Ноя". Причина для повтора та же, что  уже не раз нам
встречалась ранее;  мы  снова переключились  на текст "Жреческого  кодекса",
продолжающего  свой рассказ с того  места, где он был прерван (в конце пятой
главы).
     Фактически история потопа, к изложению которой переходят авторы Библии,
встречается и в "Жреческом  кодексе",  и в "Яхвисте". Правда, рассказана она
по-разному,  в  соответствии  со  вкусами  и  задачами авторов  в  указанных
источниках.  Первый изобилует  численными  данными  и  скрупулезен по  части
деталей;  во  втором  все внимание  читающего  сосредоточено  на  внутреннем
драматизме разыгравшихся событий.
     Редакторы  Библии, обнаружив упоминание о  потопе в  обоих  документах,
включили в окончательный  текст обе  версии, так их  перекомпоновав, чтобы в
результате  получился  единый связный  рассказ.  Что  же удивляться,  если в
результате   проведенного  "скрещивания"  возникли   неизбежные  повторы   и
логические неувязки.
     201.  Заметим:  точно  такие  же слова в  конце  предыдущей главы  были
адресованы Еноху.
     10. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
     11.  Но  земля  растлилась  пред  лицем  Божиим,  и  наполнилась  земля
злодеяниями.
     12. И воззрел (Господь) Бог на землю,  и вот, она растленна, ибо всякая
плоть извратила путь свой на земле.
     13.  И  сказал  (Господь) Бог Ною: конец  всякой плоти пришел пред лице
Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
     202. В  трех стихах авторы "Жреческого кодекса" трижды напоминают нам о
распущенности  земных  жителей  и  два  раза  о том,  что  в мире процветает
насилие.  Однако никаких подробностей при этом не  сообщается,  и немудрено:
авторы указанного документа не имели ни малейшего понятия о смешанных браках
сынов божиих с земнорожденными женщинами и о гигантах-нефилимах.
     Вполне возможно,  что именно  для  какого-то  мало-мальски  приемлемого
обоснования последующего гнева господня, разрушившего Землю, авторы Библии и
решились  --  в  преддверии  описаний  потопа  --  включить   дополнительную
информацию из "Яхвиста". Правда, не  сообщили читателю ничего нового. И хотя
повторенные объяснения весьма смутны, это, по мнению библейских авторов, все

Страницы: «« « 41   42   43   44   45   46   47   48   49  50   51   52   53   54   55   56   57   58   59  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Азимов Айзек, В начале