|
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 70 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 » »» "высочайшее повеление".
Однако предположить можно все, что угодно. Вот только Библия на сей
счет молчит.
21. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
22. Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачом всех
орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
159. Упоминание имени Тувалкаина лишь усиливает наше подозрение насчет
некоей второй версии. В легенде, уже сообщенной в начале этой главы, тоже
было два брата -- скотовод Авель и землепашец Каин. А теперь соответственно
-- Иавал и Тувалкаин ("металлург").
Правда, на сей раз нет никакого упоминания об убийстве, даже простого
конфликта как будто не видно. Но ясно одно: библейские авторы сосредоточили
свое внимание на двух так называемых "культурных героях", положивших начало
двум самым распространенным видам человеческой деятельности.
160. Еврейское слово "негошет" в тексте Библии короля Якова переведено
как "медь" (или "бронза"). Самые ранние следы изготовления медных предметов
обихода датированы 4000 годом до новой эры. В сплаве с мышьяком или оловом
медь приобретает особую прочность, вполне пригодную для того, чтобы из нее
делать оружие. Имя этому сплаву -- бронза, она появилась впервые около 3000
года до новой эры. По временной шкале, принятой в Библии, 4000-- 3000 годы
до новой эры представляли собой "утро" человечества, поэтому резонно было
связать имя Тувалкаина с "медью" (хотя в данном случае и допущена
хронологическая ошибка).
161. Имя Тувалкаин означает "кузнец из Тувала" -- района в Малой Азии,
на юго-восточном побережье Черного моря. Сейчас специалисты сходятся во
мнении, что техника железного литья (плавки) была впервые развита как раз в
районе, близком к Тувалу, так что с точки зрения исторической науки имя
выбрано на редкость удачно.
Однако и тут есть неувязка: железо впервые начали плавить только за
1300 лет до новой эры, более того, на протяжении еще нескольких столетий
этот процесс не был широко известен. Путать железную чурку с медным
изделием, изготовленным во времена Тувалкаина, было бы явным анахронизмом.
162. Эта глава, составляющая фрагмент из "Яхвиста", перечисляет восемь
поколений адамовых потомков соответственно: Адам, Каин, Енох, Ирад,
Мехиаель, Мафусал, Ламех, дети Ламеха.
Историкам известны генеалогические таблицы (списки) царей в Двуречье,
не содержащие ничего, кроме последовательности имен. Самый ранний такой
список, оставленный шумерами, содержит как раз 8 имен, но они сильно
отличаются от тех, что сообщают авторы Библии в этой главе. Впрочем, ничего
удивительного: по мере того как легенды передавались из поколения в
поколение, шумерские имена могли быть заметно изменены, вытеснены созвучными
им еврейскими. И подмена могла происходить абсолютно произвольно -- в духе
так называемой "народной этимологии". В результате, возможно, и возник тот
ряд из восьми имен, что дает "Яхвист".
23. И сказал Ламех женам своим: Ада и Циллапослушайте голоса моего;
жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану
мне;
163. Ламех, очевидно, какая-то важная персона. У него две жены, трое
сыновей и дочь (и все названы по имени, включая дочь). И теперь ему целиком
посвящен короткий стих Библии.
Можно лишь предположить, что Ламех был народным героем кенеянитов и
многие приписываемые ему авторами "Яхвиста" поступки просто заимствованы из
древней легенды. Или что он обязан включением в иудейский "курс
первоначальной истории" именно своей популярности в Иудее.
164. Вторая часть стиха вообще непонятна, особенно в тексте Библии
короля Якова (да и в Пересмотренном стандартном тексте Библии не лучше).
Можно сделать вывод, что здесь содержится ссылка на какой-то воинственный
подвиг -- убийство врага. Еврейская поэзия часто весьма эффективно
использовала прием "параллелизма", рассказывая о каком-то событии дважды, и
каждый раз по-новому. Что касается цитируемого стиха, то это, вероятно,
слегка переработанный фрагмент древней "песни воина", имевшей хождение у
кенеянитов.
24. если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз
всемеро.
165. Кажется, Ламех ликует по поводу своей победы. Можно даже отыскать
указание на то, что она представляется ему событием куда более значительным,
нежели совершенное Каином убийство. Возможно -- повторяю, это все домыслы,
ибо в библейском тексте нет никаких указаний на сей счет,-- разница, по
мысли Ламеха, вот в чем: Каин убил человека, не ожидавшего нападения и
безоружного, а он, Ламех, выиграл честный поединок с таким же воином.
А вот о чем данный отрывок свидетельствует точно, так это о
"прогрессе", достигнутом в деле уничтожения человеком себе подобных. Через
восемь поколений после Адама индивидуальные стычки превратились в
организованные войны. После изгнания прародителя из райского сада бурно
развиваются человеческие пороки; мы, по крайней мере, видим, что у Каина
находятся достойные продолжатели.
Этой "песней воина", гимном победы авторы "Яхвиста" завершают свой
рассказ о каиновой ветви, очевидно рассматривая этот гимн как предел
моральной деградации человечества. В этом месте библейского текста история
рода Каина признается "неподходящей" для дальнейшего обсуждения, и
дальнейший рассказ возвращает нас к другой генеалогической ветви, восходящей
к Адаму.
25. И познал Адам еще (Еву,) жену свою, и она родила сына, и нарекла
ему имя: Сиф, потому что, (говорила она,) Бог положил мне другое семя,
вместо Авеля, которого убил Каин.
166. На еврейском языке имя Сиф созвучно слову "положенный, обещанный",
поэтому Ева в духе народной этимологии (в которой каждое имя обязательно
что-то обозначает) нарекает сына этим именем.
26. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали
призывать имя Господа (Бога).
167. Отметим, что два брата -- Каин и Сиф -- дали сыновьям одинаковые
имена: Енох и Енос (по-еврейски -- Ханнош и Енош). Случайно ли это, или
имена наследников Сифа тоже позаимствованы из шумерских "списков царей"?
Тогда две независимые линии рода Адамова представляют собой просто два
варианта одного и того же шумерского списка.
168. Казалось бы, это указание должно означать, что во времена Еноса
люди начали поклоняться Яхве, отставив в сторону прежние заблуждения насчет
безымянного или вовсе ложного божества. На что определенно указывает в
цитируемом стихе текст "Яхвиста", так это на возникновение религии, из
которой впоследствии произошли иудаизм, христианство и ислам.
Страницы: «« « 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |