Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 70 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 » »» "высочайшее повеление". Однако предположить можно все, что угодно. Вот только Библия на сей счет молчит. 21. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. 22. Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. 159. Упоминание имени Тувалкаина лишь усиливает наше подозрение насчет некоей второй версии. В легенде, уже сообщенной в начале этой главы, тоже было два брата -- скотовод Авель и землепашец Каин. А теперь соответственно -- Иавал и Тувалкаин ("металлург"). Правда, на сей раз нет никакого упоминания об убийстве, даже простого конфликта как будто не видно. Но ясно одно: библейские авторы сосредоточили свое внимание на двух так называемых "культурных героях", положивших начало двум самым распространенным видам человеческой деятельности. 160. Еврейское слово "негошет" в тексте Библии короля Якова переведено как "медь" (или "бронза"). Самые ранние следы изготовления медных предметов обихода датированы 4000 годом до новой эры. В сплаве с мышьяком или оловом медь приобретает особую прочность, вполне пригодную для того, чтобы из нее делать оружие. Имя этому сплаву -- бронза, она появилась впервые около 3000 года до новой эры. По временной шкале, принятой в Библии, 4000-- 3000 годы до новой эры представляли собой "утро" человечества, поэтому резонно было связать имя Тувалкаина с "медью" (хотя в данном случае и допущена хронологическая ошибка). 161. Имя Тувалкаин означает "кузнец из Тувала" -- района в Малой Азии, на юго-восточном побережье Черного моря. Сейчас специалисты сходятся во мнении, что техника железного литья (плавки) была впервые развита как раз в районе, близком к Тувалу, так что с точки зрения исторической науки имя выбрано на редкость удачно. Однако и тут есть неувязка: железо впервые начали плавить только за 1300 лет до новой эры, более того, на протяжении еще нескольких столетий этот процесс не был широко известен. Путать железную чурку с медным изделием, изготовленным во времена Тувалкаина, было бы явным анахронизмом. 162. Эта глава, составляющая фрагмент из "Яхвиста", перечисляет восемь поколений адамовых потомков соответственно: Адам, Каин, Енох, Ирад, Мехиаель, Мафусал, Ламех, дети Ламеха. Историкам известны генеалогические таблицы (списки) царей в Двуречье, не содержащие ничего, кроме последовательности имен. Самый ранний такой список, оставленный шумерами, содержит как раз 8 имен, но они сильно отличаются от тех, что сообщают авторы Библии в этой главе. Впрочем, ничего удивительного: по мере того как легенды передавались из поколения в поколение, шумерские имена могли быть заметно изменены, вытеснены созвучными им еврейскими. И подмена могла происходить абсолютно произвольно -- в духе так называемой "народной этимологии". В результате, возможно, и возник тот ряд из восьми имен, что дает "Яхвист". 23. И сказал Ламех женам своим: Ада и Циллапослушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; 163. Ламех, очевидно, какая-то важная персона. У него две жены, трое сыновей и дочь (и все названы по имени, включая дочь). И теперь ему целиком посвящен короткий стих Библии. Можно лишь предположить, что Ламех был народным героем кенеянитов и многие приписываемые ему авторами "Яхвиста" поступки просто заимствованы из древней легенды. Или что он обязан включением в иудейский "курс первоначальной истории" именно своей популярности в Иудее. 164. Вторая часть стиха вообще непонятна, особенно в тексте Библии короля Якова (да и в Пересмотренном стандартном тексте Библии не лучше). Можно сделать вывод, что здесь содержится ссылка на какой-то воинственный подвиг -- убийство врага. Еврейская поэзия часто весьма эффективно использовала прием "параллелизма", рассказывая о каком-то событии дважды, и каждый раз по-новому. Что касается цитируемого стиха, то это, вероятно, слегка переработанный фрагмент древней "песни воина", имевшей хождение у кенеянитов. 24. если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. 165. Кажется, Ламех ликует по поводу своей победы. Можно даже отыскать указание на то, что она представляется ему событием куда более значительным, нежели совершенное Каином убийство. Возможно -- повторяю, это все домыслы, ибо в библейском тексте нет никаких указаний на сей счет,-- разница, по мысли Ламеха, вот в чем: Каин убил человека, не ожидавшего нападения и безоружного, а он, Ламех, выиграл честный поединок с таким же воином. А вот о чем данный отрывок свидетельствует точно, так это о "прогрессе", достигнутом в деле уничтожения человеком себе подобных. Через восемь поколений после Адама индивидуальные стычки превратились в организованные войны. После изгнания прародителя из райского сада бурно развиваются человеческие пороки; мы, по крайней мере, видим, что у Каина находятся достойные продолжатели. Этой "песней воина", гимном победы авторы "Яхвиста" завершают свой рассказ о каиновой ветви, очевидно рассматривая этот гимн как предел моральной деградации человечества. В этом месте библейского текста история рода Каина признается "неподходящей" для дальнейшего обсуждения, и дальнейший рассказ возвращает нас к другой генеалогической ветви, восходящей к Адаму. 25. И познал Адам еще (Еву,) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, (говорила она,) Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. 166. На еврейском языке имя Сиф созвучно слову "положенный, обещанный", поэтому Ева в духе народной этимологии (в которой каждое имя обязательно что-то обозначает) нарекает сына этим именем. 26. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа (Бога). 167. Отметим, что два брата -- Каин и Сиф -- дали сыновьям одинаковые имена: Енох и Енос (по-еврейски -- Ханнош и Енош). Случайно ли это, или имена наследников Сифа тоже позаимствованы из шумерских "списков царей"? Тогда две независимые линии рода Адамова представляют собой просто два варианта одного и того же шумерского списка. 168. Казалось бы, это указание должно означать, что во времена Еноса люди начали поклоняться Яхве, отставив в сторону прежние заблуждения насчет безымянного или вовсе ложного божества. На что определенно указывает в цитируемом стихе текст "Яхвиста", так это на возникновение религии, из которой впоследствии произошли иудаизм, христианство и ислам. Страницы: «« « 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |