|
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 70 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 » »» съедены, и атомы и молекулы когда-то жившего человека в конечном итоге могут
попасть в ткани другого человека и еще раз стать частью живого организма.
Библейские авторы ничего не знали о микроскопических живых существах,
но, при отсутствии должного знания, слово "прах" -- не худший способ
описания этого микрокосма. В конце концов, микроорганизмы столь же малы, как
и частицы праха.
20. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех
живущих.
127. Совершенно понятно, что теперь, когда люди стали смертны и за
каждой особью встает практически бесконечная череда потомков, слов "мужчина"
и "женщина" явно недостаточно для отождествления личности. Каждому человеку
необходимо надлежащее имя.
И вот Адам дает имя собственной жене. Поступая так, он еще более
усиливает свою власть над ней -- власть, которую ему даровало слово божье
четыре стиха назад.
128. Ева -- это европейский вариант еврейского имени Хава. Точное
значение слова неизвестно (по одной из версий, оно означает "змей"!),
возможно, оно вовсе и не еврейского происхождения.
Однако для древних евреев имена обязательно должны были быть наделены
смыслом, и, когда они наталкивались на имя, которое им ничего не говорило и
которому тем не менее придавалось важное значение, евреи прибегали к
народной этимологии и подбирали смысл по созвучию.
Так, слово "хава" звучит похоже на "хайя", что по-еврейски означает
"жизнь", и библейские авторы остановились на имени Ева, потому что женщине,
действительно, выпала роль быть прародительницей всех последующих поколений.
21. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
129. Еще одна примитивная деталь этой истории: воображение рисует бога,
который сшивает шкуры животных, становясь, таким образом,-- плюс к
горшечнику -- еще и портным. Хуже того: получается, что бог должен был
убивать и свежевать животных.
Легче предположить, что бог сотворил одежду из шкур тем же способом,
каким он сотворил Адама, и для этой цели ему не пришлось убивать животных,
однако стих не проясняет этот вопрос.
Резонно допустить, что одежда из шкур сменила наряды из листьев. Куда
труднее поймать и освежевать животное, чем собрать необходимое количество
листьев. С другой стороны, работа стоила того, потому что шкуры лучше
защищают чувствительные части тела и лучше предохраняют от холода,--
последнее было особенно важно и даже необходимо, коль скоро люди
продвигались из тропиков в более прохладные области.
22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и
зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева
жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
130. Еще одно свидетельство примитивного политеизма, который нет-нет да
и прорывается у библейских авторов.
131. Змей сообщил Еве, что, если она отведает плодов с дерева познания,
она станет как бог, и здесь бог, как мы видим, подтверждает это.
132. Это, очевидно, самая примитивная часть всей легенды о саде
Едемском. Очевидно, до того, как Адам и Ева вкусили плодов с дерева
познания, они были бессмертны, но не представляли угрозы для бога, потому
что не обладали мудростью. Даже после того, как они обрели мудрость и стали
"как один из нас", угроза не стала сильнее, потому что теперь Адам и Ева
были смертными.
Вместе с тем если бы, обретя мудрость, они отведали еще плодов с дерева
жизни, то бессмертие снова вернулось бы к ним, и здесь уже таилась бы
серьезная угроза. Мудрость вкупе с бессмертием -- это, видимо, чересчур; а в
итоге перед нами возникает занятный образ пугливого бога.
Мне могут возразить, что бог вовсе не боялся мудрых и бессмертных
людей, он просто не хотел, чтобы Адам стал бессмертным и тем самым преступил
через божий запрет. В таком случае у нас получается не менее занятная
картинка: бог накладывает запрет, который может быть нарушен.
Как бы ни интерпретировать эту часть легенды, создание ее относится к
тем далеким временам, когда боги больше походили на людей и обладали чисто
человеческими недостатками (вспомним богов в гомеровском эпосе), а жрецы
вавилонской эпохи еще не успели создать тексты, рисующие образ
трансцендентного и всемогущего бога.
23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать
землю, из которой он взят.
24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и
пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
133. Существа, охранявшие вход в рай, именовались "херувами"
("керубами"). "Херув" -- это форма единственного числа. В еврейском языке
множественное число образуется добавлением суффикса "им", таким образом,
слово "херувим" (несмотря на то что в русском переводе дело выглядит так,
будто рай охраняет одно-единственное существо) обозначает некоторое
количество стражников.
Библейские авторы никак не определили херувимов, ни разу не дали их
описания. Эти существа упоминаются и в других местах Библии, и мы можем
сказать о них с определенностью только одно: херувимы -- это крылатые и,
вероятно, очень страшные создания.
Возможно, херувимы символизируют стихии, и тогда их следует
рассматривать как демонов бури. Первобытный человек трепетал перед бурей
(впрочем, мы и сейчас боимся грозы) и склонен был рассматривать штормы как
прямую деятельность свирепого и разъяренного божества. Ветер невидим и
обладает сверхчеловеческой силой, а ведь и то и другое качество -- это
атрибуты бога.
"Дух божий", о котором говорится во втором стихе первой главы книги
Бытие,-- это тот же бог, который в образе ветра носится над водами хаоса.
Если бог рассержен, то ветер, воплощающий его, превращается в яростную бурю.
Во Второй книге Царств (22:8-- 16) гнев бога изображен в виде разгула
стихий: землетрясения, извержения вулканов, ураганы. Одиннадцатый стих
гласит: "И воссел на Херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра".
134. Если херувимы -- это демоны бури, тогда "пламенный меч
обращающийся", скорее всего, молния.
135. Здесь подразумевается, что сад Едемский, или, как его иначе
называют, "рай земной", существует и поныне, только он сокрыт от глаз и
прячется за сплошной стеной грозовых облаков: любой, кто приблизится к раю,
будет немедленно испепелен молнией.
Это свойственно многим древним мифологиям -- изображать некую страну
или остров, лежащие очень далеко, в совершенно неизвестном месте где все
беды уже позади и где царит всеобщее блаженство. Таковы Елисейские поля у
Страницы: «« « 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |