|
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 70 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 » »» Счастливая жизнь не могла длиться бесконечно. Население росло, и
добывать пищу становилось все труднее. Шумерские города-государства стали
вздорить по каждому поводу -- пошли войны. Вполне вероятно, что со временем
у жителей долины родилась тоска по далекому прошлому Шумера, когда этот край
действительно был "садом Едемским"; в конечном итоге данный оборот стал
символизировать далекий золотой век, и уже с немалым трудом можно было
отождествить утерянный рай с тем ареалом, в котором шумеры продолжали жить и
для которого золотой век давно закончился.
В еврейском языке "еден" означает "радость", "удовольствие", но это
созвучие с шумерским "еден" -- чистой воды случайность, поскольку два языка
никак не связаны друг с другом. (В сущности, шумерский не похож ни на один
из известных нам языков.) Так или иначе, а значение еврейского слова,
случайно совпавшего с шумерским, сыграло свою роль: сложилось представление,
будто "Едем" -- это мистический термин, лишенный конкретного географического
смысла, и в таком случае то место, где поначалу обитал род человеческий,
было попросту "садом радостей земных", а названия у него не существовало
вовсе.
Впрочем, самым разумным тем не менее было бы предположить, что смысл
этого стиха таков: "Господь бог насадил сад на востоке, в Шумере".
73. Таким образом, из данного стиха следует сделать вывод, что первый
человек обитал в Шумере.
С научной точки зрения это не так. Как уже довольно твердо установлено,
первые существа, которых мы можем назвать гоминидами, появились в Восточной
Африке -- сейчас это территория Кении и Танзании. И только спустя сотни
тысяч лет гоминиды добрались до долины между Тигром и Евфратом. (С другой
стороны, мы до сих пор не знаем, где родина тех первых существ, которых уже
можно считать Homo sapiens.)
Хорошо, предположим, мы имеем в виду "цивилизованного человека". Первая
цивилизация, которая продвинулась достаточно далеко, чтобы изобрести
письменность, была опять-таки шумерская. Письменностью здесь стали
пользоваться примерно с середины четвертого тысячелетия до нашей эры. Все
иные цивилизации, включая египетскую и китайскую, развили у себя
письменность уже после шумеров. Помимо всего прочего, шумеры были первыми
также и в математике и в астрономии.
Поэтому, если, говоря о сотворении богом человека, мы имеем в виду не
просто первых людей, но первых цивилизованных людей и считаем, что это
произошло в Шумере, то, по крайней мере, последнее утверждение соответствует
историческим фактам.
9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и
хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
74. Очевидно, Сад -- или Рай -- был задуман таким образом, чтобы
содержать все необходимое для удовлетворения нужд и желаний человека, и
впоследствии он стал восприниматься как идиллическое место, где царит само
совершенство,-- "парадиз" (это слово, пришедшее в греческий язык из
древнеиранского, означает "парк" или "сад").
В легендах и мифах очень распространена тема золотого века, якобы
имевшего место в далекой древности,-- времени, когда люди не знали никаких
забот, а еды было такое изобилие, что ее можно было снимать с деревьев безо
всякого труда. А почему бы и нет? Каждый человек при определенных
обстоятельствах может вспомнить и свой собственный золотой век -- пору
юности. Даже если это был не совсем золотой век, тем не менее именно таковым
временем молодость воспринимается в старости, когда все хорошее всплывает в
памяти в первую очередь, а все плохое подергивается дымкой странной
привлекательности.
Как правило, социумы тоже возвращаются памятью ко временам золотого
века. Я уже упоминал ранее, как в шумерском обществе зрело недовольство,
вызванное ростом населения, что привело к междоусобным войнам. Затем, около
2500 года до нашей эры, страной завладел Аккад, и в Двуречье возникла
империя, где уже сами шумеры занимали подчиненное положение. Как же было
шумерам, преисполненным ностальгии и тоски, не обращаться к той поре, когда
они жили свободно и счастливо,-- к великой поре золотого века "в Едеме" ("на
равнине")?
В течение многих столетий предания о саде Едемском переходили от
поколения к поколению; легенда о рае в Шумере, где все было хорошо и
замечательно, жила еще долго после того, как сами шумеры -- люди, которые
впервые ее поведали,-- сошли с исторической сцены, их культура угасла и
исчезла, а язык был забыт, и наконец достигла израильтян, которые
пересказали ее на свой манер и распространили по всему свету.
75. Как видно, дерево жизни -- это такое дерево, плоды которого, будучи
съедены, даруют бессмертие. С подобной бесхитростной концепцией мы часто
сталкиваемся в древних мифах.
Человеку трудно жить с осознанием собственной смертности. Насколько
можно судить, мы -- единственные живые существа, которые осознают
неизбежность смерти; неизбежность не только смерти вообще, но и -- главное
-- персональной смерти. (Может быть, наша вера в бессмертие души и загробную
жизнь -- это способ перехитрить, обойти совершенно неприемлемый факт
неизбежности смерти.)
В мифах же боги почти всегда бессмертны. Видимо, здесь тоже есть
определенная хитрость:
боги знают какой-то секрет, но не сообщают смертным. У многих культур
есть легенды, герои которых ищут секрет бессмертия -- увы, безуспешно:
мы все еще смертны.
В Древнем Шумере была легенда о Гильгамеше, правителе Урука (один из
шумерских городов-государств), который стремился к вечной жизни. Это самая
старая эпическая поэма из всех, что мы знаем, и в свое время она конечно же
была очень популярна. Сказание о Гильгамеше, видимо, оказало воздействие на
греческую легенду о Геракле, да и само дерево жизни в саду Едема, скорее
всего, появилось не без влияния Гильгамеша и его поисков.
76. Следует, очевидно, заключить, что дерево познания добра и зла --
это дерево, плоды которого, будучи съедены, даруют знание. Принято считать,
что под этим знанием подразумевается нечто конкретное, а именно моральная
ответственность, способность отличить добро от зла. Между тем "добро и зло"
-- это еврейская идиома, обозначающая буквально "все на свете" (поскольку
любая вещь несет в себе либо добро, либо зло;
знать и то и другое,-- значит, знать все), таким образом, плод этого
дерева дарует знание вообще.
10. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на
четыре реки.
77. Древнейшие цивилизации нашей планеты зародились по берегам рек (по
крайней мере, в отношении шумерской цивилизации это совершенно точно). Таким
Страницы: «« « 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |