|
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 70 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 » »» вирусах.
С точки зрения физиологии человек в той же степени млекопитающее, что и
все остальные представители этого класса; в той же степени примат, что и
остальные представители этого вида, Более того, сходство между человеком, с
одной стороны, и шимпанзе и гориллой, с другой, столь детально
прослеживается в физиологии и биохимии, что загадкой является другое: как
могли незначительные расхождения привести к появлению столь разнящихся
особей?
Путь эволюции, сформировав все остальные формы жизни, создал и
человека. Никаких дополнительных качеств по сравнению с уже зафиксированными
в предшествовавших живых организмах человек не приобрел. Единственное
достойное упоминания различие между нами и другими животными -- это
необычайно большой (относительно размеров тела) мозг и пара необычайно
ловких рук. Только благодаря им мы превзошли в своем развитии шимпанзе и
гориллу. Насколько -- позволяют судить наша наука, искусство, философия и
филантропия, не говоря уж о наших преступлениях и глупостях.
53. В настоящее время человек владычествует на планете и над
большинством форм живых организмов; Библия настаивает, что так было
изначально и стало так по прямому указанию свыше. Человека-то и создавали
как будущего хозяина, а все остальное (и Землю, в частности) -- как его
слуг.
С точки зрения науки ничего подобного "изначально" быть не могло. До
того, как некто, едва ли претендующий называться человеком, но уже близкий к
нему, появился на Земле, ей самой минуло 4,6 миллиарда лет. Да и позже еще
миллионы лет прошли, пока первые гоминиды стали выделяться из животного
мира; в течение этих миллионов лет они в той же мере "владычествовали" над
природой, в какой сегодня, скажем, шимпанзе.
Возможно, полмиллиона лет тому гоминиды (еще не существовало вида Homo
sapiens) впервые открыли для себя огонь, и это воистину было первым
открытием, к которому ни одно животное ни до, ни после и близко не
подходило.
Когда на исторической сцене возник "человек разумный", качество орудий
труда (топоры, дротики, лук и стрелы) усовершенствовались настолько, что
люди сообща уже в состоянии были убить животных, превосходящих человека по
размерам и физической силе. Считается, например, что мохнатых мамонтов на
территории современной Сибири 10-- 20 тысяч лет назад истребили примитивные
охотники.
С тех пор вопрос, кто владычествует над животным миром, больше не
поднимался -- если понимать под животным миром совокупность больших существ.
Правда, за последние век-полтора мы значительно продвинулись вперед в
понимании законов, царящих в мире малых форм жизни (насекомые,
черви-паразиты, микроскопические возбудители болезней), но пока рано
говорить о нашем полном владычестве в этом мире. Да и результат такого
"владычества" сомнителен.
Более того, сейчас мы вплотную столкнулись с Другой проблемой:
насколько мудро вообще требовать от человека владычества над природой (если
следовать при этом букве и духу библейских текстов). Ведь оно уже привело к
полному или частичному уничтожению многих видов растений и животных, и
особенно тревожит скорость роста этого процесса уничтожения. Под угрозой
оказалось само экологическое равновесие жизни на Земле.
Человек также изменил и облик родной планеты, вырубив леса, распахав
почву, построив плотины и города, засорив вредоносными отходами своей
деятельности землю, воду и воздух. Все это делалось без особенных раздумий
по поводу будущих последствий, никого, похоже, не волновало, как все это
отзовется на жизни земной, и человеческой в частности. Как знать, не
заложили ли мы уже фундамент собственного уничтожения...
Поэтому сегодня все нелепее требовать выполнения библейского указания.
Нельзя настаивать на абсолютном следовании ему: людям более подобает думать
о роли хранителей, сторожей их земного хозяйства, нежели примерять на себя
роль хозяев.
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил
его; мужчину и женщину сотворил их.
54. Из этого стиха явствует, что оба пола возникли на свет
одновременно, что не вызывает возражений у науки. Иначе и быть не могло,
потому что люди произошли от предшественников, тоже разделенных на два пола,
и те в свою очередь -- от таких же; и так до самого начала эволюции, до
примитивных червеобразных организмов...
28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и
наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и
над зверями) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею
землею) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть
на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя;--
вам сие будет в пищу;
55. Вроде бы прямое указание на то, что человек с самого рождения был
посажен на строгую вегетарианскую диету? Наука утверждает как раз обратное:
приматы произошли от насекомоядных, и многие предшественники человека на
эволюционной лестнице с одинаковым удовольствием поедали как растения, так и
насекомых. И если, к примеру, горилла может быть уверенно отнесена к
вегетарианцам, то шимпанзе, когда представится возможность, с большой охотой
полакомится "мясным".
Несомненно, к вегетарианству приводят разные причины: кто-то просто не
переносит мяса, другой жалеет животных, третьи скованы различными
религиозными доктринами и тому подобное. Но я подозреваю, что большинство --
если оно будет следовать требованиям желудка, а не сознания и если мяса
будет в изобилии -- относится все-таки к "хищникам" и что так было всегда,
пока существовал человеческий род.
30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду)
пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в
пищу. И стало так.
56. Согласно "Жреческому кодексу", все животные тоже были обречены на
вегетарианство, хотя это еще разительнее отличается от той картины, которую
мы наблюдаем в мире природы. Чем глубже мы погружаемся в изучение Книги
Эволюции, тем больше укрепляемся во мнении: с самого начала животные
вынуждены были поедать друг друга.
До тех пор, пока растения не рассматривались как "живые" (в том смысле,
какой мы вкладываем в это слово, говоря о фауне), вполне естественной была
точка зрения, что их особая и единственная функция -- давать животным пищу.
В этом случае процесс поедания одним животным другого -- жизнь, питающаяся
жизнью,-- смотрелся как своего рода извращение.
Страницы: «« « 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |