Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 70
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 14   15   16   17   18   19   20   21   22  23   24   25   26   27   28   29   30   31   32  » »»

     Однако  и  это  объяснение  не  работает.  Представление  о   множестве
"придворных"  ангелов  в небесных чертогах  возникло позже.  Точнее,  в  тот
исторический  период,  когда  евреи входили в состав империи  персов,  среди
которых  преобладала  дуалистическая  философия  мироздания. Во времена  же,
когда "Жреческий  кодекс"  обрел свою нынешнюю форму, персидское влияние еще
не проявилось в достаточной мере.
     С  точки зрения христиан,  рассматривающих своего бога  как  троицу  --
отца, сына и святого духа, употребление  множественного числа как раз  легче
всего  объяснимо. Это  просто  общение  между  всеми  тремя  ипостасями,  их
внутренняя  беседа... Очень интересная мысль, все как будто расставляющая на
свои места. Если бы не одно "но": нигде в Ветхом завете нет ни намека на то,
что евреи признавали идею троицы.
     Можно объяснить возникающее противоречие прямолинейно,  что  называется
"в лоб". Насколько  мы  знаем,  любая примитивная  религия  с необходимостью
политеистична  по  своей  природе.  Примитивному  человеку  казалось  вполне
естественным  возложить  ответственность  за  каждый из множества  природных
феноменов  на  вполне  конкретное  божество  --  по одному  богу на  явление
природы.
     Первый исторический персонаж,  задумавшийся  о едином  боге, достаточно
могучем,  чтобы  контролировать   и  направлять  все  явления  природы,  был
египетский фараон Аменхотеп IV, принявший имя Эхнатон  и  правивший в 1419--
1400  годах  до  нашей  эры.  Правда,  предпринятая им  религиозная  реформа
ненадолго пережила его самого.
     Израильские   племена   (колена)  на  раннем  этапе   тоже,   вероятно,
исповедовали  многобожие.  Если  и  встречались  отдельные  монотеисты   (до
вавилонского  плена  они   неизменно  составляли  меньшинство),  то  еще  на
протяжении долгих столетий  им приходилось утверждать  свои взгляды  --  без
особого, впрочем, успеха. В  Библии  об этом сказано  предостаточно...  Но к
моменту ее написания те, кто взялся за это трудоемкое дело,  были  стойкими,
несгибаемыми    монотеистами,    что,   естественно,   потребовало    весьма
основательного  переписывания  истории еврейского  народа  в  духе  новейших
монотеистических воззрений. Ревизию претерпели и многие  изустные  предания,
охватывавшие период "до" известной, зафиксированной в документах истории. Не
всегда подобная процедура протекала гладко: предания  в их  политеистической
форме часто были  широко  известны,  и порой  не  было  никакой  возможности
"выкинуть слово из песни".
     Вот почему израильтяне -- как и все соседние народы, включая египтян, и
нации,  населявшие  Междуречье,--  вынуждены были произносить "боги"  вместо
"бог"  ("Элох"  по-еврейски).  Слово   "Элохим"   настолько  прижилось,  что
буквально срослось в сознании верующих  с понятием божества вообще. Поэтому,
даже  когда  авторы "Жреческого кодекса"  излагали  строго  монотеистическую
версию вавилонского мифа о сотворении мира, им ничего другого не оставалось,
как продолжать писать "Элохим" по отношению к единому богу.
     Все эти рассуждения автоматически переносятся и на местоимение "наш".
     51.  Слово  "человек"  --  всего-навсего  перевод  с еврейского "адам".
"Адам"  -- не имя собственное,  как  думают многие,  но ставшее  таковым  за
долгие годы.
     Создание человеческого существа описано в Библии как заключительный акт
в семидневной драме сотворения мира. Не так далеко от истины, если взглянуть
на эту историю глазами ученого.
     Первые приматы, многочисленный  отряд млекопитающих, в который входит и
человек,  появились  на свет около  70  миллионов лет  назад,  вскоре  после
исчезновения динозавров. Еще примерно 30  миллионов лет понадобилось,  чтобы
избавиться  от  хвоста  и  стать  похожим  на  современную  обезьяну.  А  по
истечении, видимо, еще 20 миллионов лет возникло существо, в большей степени
напоминающее человека, чем обезьяну,-- это был так называемый "гоминид".
     Всего  два  миллиона лет  назад  он уже мог быть  причислен к  "нашему"
биологическому роду--  Homo. У Homo habilis -- "человека искусного" --  мозг
был меньше вашего или моего, но уже значительно превосходил по размерам мозг
любой обезьяны, жившей когда-либо на планете.
     Около  150 тысяч лет назад на Земле появился первый  представитель вида
Homo  sapiens  -- "человек разумный". Этих самых ранних наших предков обычно
называют неандертальцами; костная структура их  скелета слегка отличается от
нашей -- изменения небольшие, но заметные... И наконец 50 тысяч лет назад по
планете бродило существо,  абсолютно  ничем не отличающееся от нас  с  вами:
собственно "человек современный".
     Он  провел  пока  на  Земле  отрезок  времени,  равный  1/1400  времени
существования приматов, 1/70 000 существования вообще жизни на Земле,  менее
1/90 000 ее собственного времени "жизни" и примерно  1/300 000 того времени,
как существует наша Вселенная.
     52.  Фраза "...по образу Нашему  (и)  по  подобию Нашему"  тоже требует
обсуждения.  Однако сегодня богословы интерпретируют  ее следующим  образом.
Бог намеревается снабдить человечество всеми качествами, которые присущи ему
одному и никакой иной, кроме человека, форме  жизни, будь то мощь разума или
способность  к  нравственным  суждениям, бессмертная  душа  или  способность
охватить сущность бога и служить ему.
     Во всех ранних формах  религии, однако, божества изображались обычно  в
виде человека и вместе с тем иногда в образе животного, а порой и комбинации
того  и  другого. Лучшие  изображения  древних богов,  хорошо знакомые нашей
западной  культуре,--   это  греческие  статуи.  Они  изображают  не  только
совершенно  "человечных" богов,  но  и  совершенных во всех качествах, какие
человек только может себе представить.
     Мы немногим  рискуем, предположив,  что  на раннем  этапе  израильтяне,
подобно  всем   окружавшим  их  народам,  представляли   божества   в   виде
человеческих  существ,  хотя могли при  надобности  добавить к ним  какие-то
черты животных. (Даже  сегодня  большинство представляет себе ангелов в виде
людей в ночных рубашках и с большими птичьими крыльями за спинами. А если мы
обращаемся  мыслью  к  богу,  то  чаще  всего  имеем  перед  глазами  облик,
запечатленный Микеланджело  на потолке Сикстинской капеллы: суровый старец с
распущенной седой бородой.)
     Вполне  возможно,  что  авторы "Жреческого  кодекса",  формулируя  свою
мысль,  толковали  слово "наше"  буквально.  Бог представал их воображению в
человечьем  облике  --  правда,  конечно,  сверхъестественно   прекрасном  и
ослепительном.  Поэтому и созданные им напоследок по своему образу и подобию
человеческие существа должны резко отличаться от всех предыдущих форм жизни.
     Наука,  разумеется, в этом  вопросе  никакого  принципиального различия
между человеком и животным не видит. Человек точно так же состоит из клеток,
как  и все  остальные формы жизни до бактерии включительно. Составляющие его
организм ключевые молекулы  суть нуклеиновые кислоты  и белки, но  их  же мы
обнаружим во всех  живых  организмах без исключения, даже  в  "субклеточных"

Страницы: «« « 14   15   16   17   18   19   20   21   22  23   24   25   26   27   28   29   30   31   32  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Азимов Айзек, В начале