|
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 70 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 » »» Таким образом, выходит, что научные выводы опровергают дуалистическую
концепцию "свет -- тьма" и скорее согласуются с библейской концепцией бога
("света") как неограниченного властелина Вселенной. По крайней мере, если
воспринимать это как метафору...
5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день
один.
18. В этом стихе бог дает двум феноменам -- свету и тьме -- особые
имена: День и Ночь ("йом" и "лейла" по-еврейски).
Большинство людей справедливо считают, что слова в общем-то существуют
сами по себе и каждое несет вполне объективный смысл. Тех, кто никогда не
слышал никакого языка, кроме своего, обычно крайне поражает (даже в наши
дни) непонимание "инакоговорящих". Они еще больше удивляются, когда узнают о
существовании другого языка, в котором каждый объект, каждое действие,
качество и так далее характеризуется явно бессмысленными и нелепыми
сочетаниями звуков, но тем не менее вполне понятными "инакоговорящим".
Авторы Библии жили во времена, когда существовало уже много языков, и
они знали об этом. Подобно большинству людей, они воспринимали свой
собственный язык, еврейский, как совершенно особый -- первородный. Конечно
же если мы считаем, что все в Библии -- чистая правда, тогда бог говорит на
том самом языке, на котором Библия и была написана. Еврейский язык
становится как бы языком бога. Более того, бог сотворил отдельные слова и,
следовательно, еврейский язык сразу же, как только он создал свет. И даже
раньше, ибо команда "Да будет свет" выражена еврейскими словами. Отсюда
можно было извлечь одну мысль -- и авторы Библии извлекли ее (а после них --
множество людей, которые воспринимали Библию буквально), -- что еврейский
язык всегда занимал исключительное место среди всех человеческих наречий.
В действительности, разумеется, языки развивались очень сложными
путями, и, если даже и был первородный язык, он давно потерян в тумане
времен.
Филологи могут судить о прошлом человечества только по взаимосвязям,
существующим между современными языками, а связи эти можно проследить во
времени только до момента создания первых письменных, расшифрованных ныне
источников. Это дает нам возможность заглянуть в прошлое не далее чем на
пять тысячелетий, а к тому времени существовало уже большое количество
сложных и сильно отличающихся друг от друга языков.
Так что в лингвистическом смысле ни с точки зрения возраста, ни с точки
зрения качества в еврейском языке, равно как и в любом из содержащихся в нем
слов, - не заключено ничего уникального.
19. Тот факт, что мы называем 24-часовой отрезок времени днем, содержит
в себе возможность путаницы, поскольку светлое время суток тоже именуется
днем (в отличие от ночи) и как раз о светлом времени суток говорится в
данном стихе.
Именно по причине возможной путаницы этот стих не просто описывает
сотворение света и отделение света от тьмы, которое было произведено в
первый день творения, но со всей ясностью дает понять, что речь идет о
"вечере и утре", и, таким образом, подразумевается полный 24-часовой период.
У нас -- современных людей -- день (24-часовой период) начинается и
заканчивается в полночь. Это удобная схема, хотя и несколько искусственная;
она имеет практическую ценность по той единственной причине, что на свете
давно уже существуют часы -- они достаточно дешевы, чтобы иметься в каждом
хозяйстве, и достаточно надежны, чтобы показывать время с точностью хотя бы
до минуты.
Но прежде чем появились дешевые и точные измерители времени, люди
считали куда более естественным (и, в сущности, неизбежным) начинать день
либо с восхода, либо с заката. То есть опираться на те моменты суток,
которые могут быть маркированы независимо от часов.
Может показаться, что из двух моментов -- восхода и заката -- именно
восход знаменует истинное начало дня. Безусловно, это и есть начало рабочего
дня. Похоже, в тех разделах Библии, которые обрели свой нынешний облик еще
до вавилонского плена, можно найти отдельные указания на то, что именно
восход начинает новый день. Например: "Мясо мирной жертвы благодарности
должно съесть в день приношения ее, не должно оставлять от него до утра"
(Лев. 7:15). "Утро"-- это явно не тот же самый день; оно начинает день
следующий.
Однако в вавилонской системе летосчисления день рождался на закате:
день начинался вечером, а утро представляло собой финальную часть дня.
Авторы "Жреческого кодекса" испытали настолько сильное влияние вавилонской
системы, что, описывая полный 24-часовой период, говорили:
"вечер и утро", а не наоборот.
Обычай начинать день с вечера дошел до эпохи создания Нового завета, а
оттуда пробрался в кое-какие традиционные праздники. "Канун рождества" и
"канун Нового года" -- это никоим образом не вечера перед рождеством или
Новым годом. Это начало рождества и Нового года. Мы можем считать это
библейской традицией, а можем объяснить особенностями календаря или
общепринятым обычаем. И конечно же евреи до сих пор празднуют свои святые
дни, начиная их на закате "предыдущего дня".
20. Акты творения, перечисленные в первой главе книги Бытие,
распределены между несколькими "днями".
До XIX столетия вопросов по этому поводу не возникало. Считалось само
собой разумеющимся, что это буквально дни, то есть 24-часовые отрезки
времени, и что бог сотворил небо и землю, а затем завершил всю работу в
очень короткий срок. Впрочем, не столь уж короткий, если вспомнить, что в
этой истории замешан все-таки сам господь бог.
Никто не сомневался, что если бы он только захотел, то закончил бы всю
работу в течение нескольких часов. Если не в мгновение ока.
Однако в прошлом веке ученые начали все четче представлять себе
истинный возраст Земли -- миллионы лет. И вот произошло событие, которое мы
можем считать едва ли не первым отступлением от буквального прочтения
Библии,-- пошло брожение умов по поводу понятия "дни творения".
Богословы задумались: а не может ли понятие "день" в этой главе
относиться к какому-то неопределенному периоду? Почему бы не допустить, что
явление света и его отделение от тьмы представляли собой "первую стадию"
сотворения мира, длившуюся миллион лет или даже триллион -- если так было
угодно богу? Что богу время?!
И все же Библия, судя по всему, вполне конкретно отвечает на этот
вопрос. Будто бы предвидя, что слово "день", возможно, будет понято
неправильно, авторы "Жреческого кодекса" четко сформулировали: "вечер и
утро", как бы подчеркивая, что имеется в виду всего лишь один 24-часовой
отрезок времени. Не более того... Разбирая понятие "день" в этом стихе,
современные иудейские и христианские фундаменталисты видят в нем только
Страницы: «« « 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |