Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 70
Размер файла: 475 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»

специализированных  божеств  то и дело ссорятся друг с другом,  производя во
Вселенной беспорядки.  По мере углубления  знаний  о  мире крепла  тенденция
свести  сонм  богов   к  одному-единственному  божеству,  которое  несло  бы
ответственность за все на свете, управляло бы человечеством, Землей и вообще
Вселенной и  соединяло бы  все сущее в единое гармоническое целое, направляя
его к некой определенной цели.
     Вот  такую сложную картину единобожия и  рисует Библия --  бог  в  ней,
кстати, постоянно вникает во все мелочи им  сотворенного  мира.  Но  даже  в
рамках монотеистической религии народная мысль изобретает мириады ангелов  и
святых,   наделенных   специализированными   функциями:    таким    образом,
определенная форма политеизма (при единственном  высшем монархе)  продолжает
все же существовать.
     Между тем  за последние четыре столетия ученые построили альтернативную
модель Вселенной. Солнце  не  движется по небу --  его  видимое  перемещение
вызвано вращением Земли.  Ветер  вовсе не рождают гигантские  легкие  -- его
существование  объясняется  спонтанным  перемещением  воздуха,  неравномерно
прогретого Солнцем.  Другими  словами, солнце,  движущееся по  небосводу, не
подразумевает  наличие   колесницы,   а  ветер  не   подразумевает   наличие
извергающего воздух рта.
     Картина  естественного  порядка,  царящего на  Земле  и  во  Вселенной,
создавалась буквально  по кусочкам, и  ученым становилось ясно, что  порядок
этот сложился  самопроизвольно  и  непреднамеренно, но  вместе с тем на него
наложены определенные ограничения, именуемые законами природы.
     Чем дальше, тем с большим упорством ученые отказываются признавать, что
в работу законов  природы  когда-либо  могла вмешаться  некая  сила, которую
можно было бы определить  как  чудо. Безусловно, такое вмешательство никогда
не наблюдалось,  и  сведения о подобном воздействии,  якобы имевшем  место в
прошлом, все активнее ставились под сомнение.
     Короче   говоря,  с  научной  точки   зрения  Вселенная  представляется
объектом,   слепо   подчиняющимся  собственным  правилам   --  без   всякого
вмешательства или подталкивания со стороны.
     Подобный взгляд оставляет место для допущения, будто бы все-таки именно
бог  изначально  создал  Вселенную  и  он  же  изобрел  законы  природы,  ею
управляющие. С этой точки зрения Вселенную  можно рассматривать как заводную
игрушку,  которую  бог  когда-то  завел  раз  и навсегда;  с  тех  пор  этот
сложнейший  механизм  крутится,  истрачивая  завод,  но  не  требуя  никаких
дополнительных усилий.
     Если так,  то данное допущение  сводит вмешательство бога к  минимуму и
наталкивает на мысль: а нужен ли он вообще?
     До  сих пор ученые не обнаружили никаких свидетельств, которые намекали
бы на то, что  механизм  Вселенной требует "завода"  со  стороны божества. С
другой стороны,  ученые  не  обнаружили никаких  свидетельств, которые  ясно
указывали бы на то, что божества не существует.
     Раз  ученые  не доказали  ни  факта  существования  бога,  ни факта его
отсутствия, то дает ли нам  наука право подходить к этому вопросу с  позиций
веры?
     Вовсе  нет.  Неразумно требовать доказательств отрицательного ответа  и
отсутствием  таких  доказательств  обосновывать правильность  положительного
ответа.  В  конце  концов,  если  наука не  смогла  доказать,  что  бога  не
существует,  то она не  доказала и того,  что не существует  Зевса, Мардука,
Тота  или любого  из  множества  богов,  выдвинутых  на  историческую  арену
мифотворцами. Пусть мы  не в состоянии доказать,  что чего-то не существует,
но если эту несостоятельность считать доказательством существования чего-то,
то мы должны прийти к заключению, что существуют все боги сразу.
     И  все-таки  остается последний  занудный  вопрос:  "Но откуда  же  все
взялось? С чего началась Вселенная?"
     Если кто-либо  попытается  ответить следующим  образом: "Вселенная была
всегда, она вечна", то он неизбежно столкнется с научной концепцией вечности
и  рано или поздно в нем вспыхнет неодолимое желание признать,  что у  всего
сущего когда-то должно быть начало.
     В  полном изнеможении он воскликнет: "Вселенную создал бог!" По крайней
мере, это хоть какая-то точка отсчета.
     А затем мы  обнаруживаем, что избежали проблемы вечности  лишь за  счет
того,  что...  приняли вечность  за  аксиому. Ведь теперь мы даже  не вправе
спросить: "Кто  создал  бога?" Сам вопрос  кощунствен. По  определению,  бог
вечен.
     Теперь, если мы  никак не можем отделаться от вечности,  стоит обратить
внимание на  то, что у  науки есть  определенное преимущество: поскольку она
живет исключительно наблюдениями и измерениями, ей легче выбрать  не бога, а
какую-нибудь  такую вечность,  которую можно,  по  крайней мере, наблюдать и
измерять, например самое Вселенную.
     Концепция вечной  Вселенной привносит  огромное количество  трудностей,
иные  из  них  явно непреодолимы (по крайней  мере,  на  современном  уровне
научных знаний),  но ученых трудности не пугают --  они лишь обостряют игру.
Если бы все трудности вдруг исчезли, а на все вопросы нашлись ответы, партия
науки была бы проиграна (ученые надеются, что этого не произойдет никогда).
     Таким   образом,   здесь   лежит,   возможно,   самое   фундаментальное
противоречие между Библией и наукой. Библия описывает Вселенную, которую бог
создал,  в  которой бог  поддерживает  порядок  и  которой  бог постоянно  и
сокровенным  образом управляет. В  то же время  наука описывает Вселенную, в
которой само существование бога вовсе нет нужды постулировать.
     Кстати, не следует считать, что ученые  все  поголовно  атеисты или что
иные  из них становятся атеистами по необходимости. Существует много ученых,
которые веруют столь же истово, как и неученые. Тем  не менее, эти ученые --
если они действительно  компетентны и считают себя профессионалами -- должны
действовать словно бы на двух уровнях. Как  бы сильно они ни верили в бога в
повседневной  жизни,  при  проведении научных экспериментов  они  не  должны
принимать существование бога  в расчет. Верующие  ученые  никогда не  смогут
разобраться  в  сути какого-нибудь особенно загадочного явления, если  будут
списывать его на вмешательство бога, вдруг приостановившего действие законов
природы.
     7. В этом стихе  под небом понимается  небесный свод, включающий в себя
постоянно присутствующие  объекты  -- солнце, луну, планеты и звезды. Библия
рисует  этот  свод так  же, как его  рисовали вавилоняне (а также  египтяне,
греки  и все прочие народы древности,  по-видимому, без исключения): твердая
полусфера, куполом простирающаяся над Землей.  Эта точка зрения неизменна на
протяжении  всей  Библии.  Так,  в  книге  Откровение  Иоанна  Богослова  --
последней  в  Библии -- конец  неба  описывается  следующим образом: "И небо
скрылось,  свившись  как свиток"  (6:14).  Эта  почти  буквальная  цитата из
Ветхого завета (сравните: Ис. 34:4) ясно дает понять, что, по представлениям

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Азимов Айзек, В начале