Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 70
Размер файла: 475 Кб
Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»

тьма -- символ хаоса.  Что ж,  вполне естественно. При свете  дня  отчетливо
виден порядок во всем  -- каждая вещь занимает  свое место. Но  стоит упасть
темноте,  особенно в незнакомом месте, и мы уже не в  состоянии пользоваться
преимуществами порядка. Мы не знаем,  где что лежит, и вынуждены спотыкаться
и двигаться на ощупь.
     И  здесь  наблюдается  соответствие  научным  представлениям: первичное
газопылевое  облако, из которого сформировалась Солнечная система (или более
крупные облака, из которых сформировались галактики), было темным.
     12. Еще один символ  хаоса -- это "бездна", то есть океан. В отличие от
сухой  и  твердой  поверхности суши,  океан --  это беспорядочное  состояние
материи, которая вечно в движении, вечно поднимается и опускается и во время
шторма яростно бушует.
     Картина Вселенной,  находящейся у истоков своего существования,  являет
собой зрелище столь же  хаотичное, как  и море. Эта  метафора очень древняя,
библейские авторы позаимствовали ее у вавилонян.
     Первая  глава  книги  Бытие  восходит  к  так  называемому  "Жреческому
кодексу",  созданному примерно в V  в.  до нашей эры.  Свою  нынешнюю  форму
первая  глава   смогла  обрести  никак   не  раньше  вавилонского  плена   и
представляет  собой  переработку  иудейскими  жрецами  вавилонского  мифа  о
сотворении  мира.  А этот  миф  и  сам  является  модификацией более  ранней
шумерской легенды.
     В  вавилонском  мифе первозданную  стихию  хаоса олицетворяло  чудовище
Тиамат --  столь же дикое, столь  же необузданное и столь же могущественное,
как и  море. Все боги, символизирующие  порядок,  пасовали перед  ним.  Но в
конце концов Мардук, верховный  бог вавилонского пантеона, осмелился бросить
чудовищу вызов и в страшной "космической" битве одержал над ним верх и убил.
Потом из остатков чудовища он создал упорядоченную Вселенную.
     "Бездна"  -- это перевод еврейского слова  "техом",  и вполне возможно,
что оно связано со словом "Тиамат". Однако вовсе не  следует понимать, будто
бог вступил  в бой  с  "бездной"  и  силой  оружия отвоевал  у  нее порядок.
Создатели  "Жреческого  кодекса" были слишком  искушены, чтобы  поддерживать
такую точку зрения: для них бог  был бог, властитель Вселенной, и его слово,
его воля обладали вполне достаточной силой, чтобы повергнуть даже хаос.
     Тем не менее кое-где в  Библии встречаются стихи, которые, казалось бы,
возвращают  нас к тому давнему представлению  о битве между  богом порядка и
драконом хаоса -- битве, результатом коей стало сотворение Вселенной.
     Так,  в Псалтири мы  читаем: "Ты  расторг силою Твоею море, Ты сокрушил
головы змиев в воде;
     Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в  пищу людям пустыни" (73:13--
14). А в Книге пророка Исаии есть такое место: "Восстань, восстань, облекись
крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты
ли сразила Раава, поразила крокодила?" (51:9). Правда, здесь  скорее имеются
в виду другие  "эпизоды" библейской истории -- исход из Египта и  разделение
вод  Чермного  моря. Но пусть так, все равно слова  о битве  с крокодилом не
могут не вызывать в памяти вавилонскую легенду о Мардуке и Тиамат.
     Если мы поищем дракона хаоса  в научной картине рождения  Вселенной, то
найдем подходящую аналогию в бескрайнем вращающемся  газопылевом  облаке, из
которого  сформировалась  Солнечная  система,  или в  еще  более  гигантском
облаке, породившем  нашу Галактику.  Эти газопылевые вихри, может быть,  еще
лучше, чем образ моря, выражают идею хаоса.
     13.  Слово "дух" -- это  перевод еврейского слова "руакх",  означающего
"дыхание". Казалось  бы,  между  прозаическим "дыханием"  и  таинственным  и
трансцендентальным "духом" -- огромная дистанция, но это лишь потому, что мы
сами  вложили в  слово "дух" таинственность  и трансцендентальность, которых
оно, возможно, и не заслуживает.
     Таким  образом, выражение "дух божий"  означает  "дыхание бога". Авторы
"Жреческого кодекса" рассматривали бога как нечто абсолютно нематериальное и
сравнивали его с  самой  невещественной  субстанцией из всех,  что  были  им
знакомы,-- с  невидимым, неосязаемым воздухом (с научной точки зрения воздух
столь же материален,  как и вода, почва  или металл). Дыхание бога -- оно же
ветер --  носилось над  водами; и  это все,  что  --  в данном контексте  --
осталось от космической битвы между принципами порядка и хаоса.
     3. И сказал Бог: да будет свет И стал свет.
     14.  Впервые  бог  заговорил.  Начав с  хаоса  он теперь  приступает  к
наведению порядка.
     15. Эта команда бога  представляет  собой  значительный  шаг вперед  от
вавилонского мифа  о  сотворении мира. По  вавилонскому  мифу, Тиамат лежит,
погруженная в полнейшую темноту,  а от богов которые приближаются к чудовищу
и  должны как-то совладать с ним, исходит свет.  Таким  образом, свет -- это
атрибут богов.
     Но для авторов первой главы книги  Бытие само  существование  бога  уже
никак не связано с каким-либо из аспектов порядка, даже со светом (хотя свет
-- принадлежность порядка, равно как тьма -- принадлежность хаоса). Свет еще
нужно создать либо он  вовсе не имеет права на существование. И  бог создает
его.
     16.  В картине зарождения  мироздания,  нарисованной наукой,  есть  два
момента, к которым команда "Да будет свет" как будто вполне приложима.
     Во-первых, представим себе бесформенную хаотическую массу пыли  и газа,
которая медленно сжимается -- этот  процесс должен  привести  к  образованию
Солнечной  системы. По  мере  того  как  масса схлопывается  внутрь себя, ее
кинетическая  энергия  превращается в теплоту, и  ядро массы, где  плотность
вещества  наивысшая,  разогревается  все  сильнее  и   сильнее.  Температура
повышается на тысячи градусов, а в конечном итоге -- и на миллионы градусов.
     Температура ядра  растет, и атомы, из которых состоит материя, начинают
двигаться все быстрее и быстрее, значит, и взаимодействуют они друг с другом
с  возрастающей  силой.  Вот   уже  сорваны  внешние  электронные  оболочки.
Обнажившиеся атомные ядра сталкиваются и, лишенные своей электронной защиты,
сливаются   друг   с  другом,  образуя  более  сложные  ядра.  Идет  реакция
термоядерного  синтеза,  сопровождающаяся  выделением  огромного  количества
энергии;  последняя  частично  превращается  в  электромагнитное  излучение,
которое распространяется вовне из центральных областей облака,  уже ставшего
Солнцем.   Определенная  часть   распространяющегося  от   Солнца   во  всех
направлениях электромагнитного  излучения,  которое  мы регистрируем  нашими
приборами,-- это и есть свет.
     Короче говоря,  в  процессе сгущения облака, превращающегося в  звезду,
наступает  момент,  когда  в  центре вспыхивает ядерный огонь  -- зажигается
Солнце. Светило  как бы "включается", может быть, весьма стремительно. И все
выглядит так, будто кто-то и в самом деле скомандовал: "Да будет свет".
     Во-вторых, есть  еще  более  ранний  и  даже более драматический момент
вселенской истории, когда тоже произошло "включение света" по команде.

Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Азимов Айзек, В начале