|
Главная - Наука - Биология
Азимов Айзек - В начале Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 70 Размер файла: 475 Кб Страницы: «« « 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » »» тьма -- символ хаоса. Что ж, вполне естественно. При свете дня отчетливо
виден порядок во всем -- каждая вещь занимает свое место. Но стоит упасть
темноте, особенно в незнакомом месте, и мы уже не в состоянии пользоваться
преимуществами порядка. Мы не знаем, где что лежит, и вынуждены спотыкаться
и двигаться на ощупь.
И здесь наблюдается соответствие научным представлениям: первичное
газопылевое облако, из которого сформировалась Солнечная система (или более
крупные облака, из которых сформировались галактики), было темным.
12. Еще один символ хаоса -- это "бездна", то есть океан. В отличие от
сухой и твердой поверхности суши, океан -- это беспорядочное состояние
материи, которая вечно в движении, вечно поднимается и опускается и во время
шторма яростно бушует.
Картина Вселенной, находящейся у истоков своего существования, являет
собой зрелище столь же хаотичное, как и море. Эта метафора очень древняя,
библейские авторы позаимствовали ее у вавилонян.
Первая глава книги Бытие восходит к так называемому "Жреческому
кодексу", созданному примерно в V в. до нашей эры. Свою нынешнюю форму
первая глава смогла обрести никак не раньше вавилонского плена и
представляет собой переработку иудейскими жрецами вавилонского мифа о
сотворении мира. А этот миф и сам является модификацией более ранней
шумерской легенды.
В вавилонском мифе первозданную стихию хаоса олицетворяло чудовище
Тиамат -- столь же дикое, столь же необузданное и столь же могущественное,
как и море. Все боги, символизирующие порядок, пасовали перед ним. Но в
конце концов Мардук, верховный бог вавилонского пантеона, осмелился бросить
чудовищу вызов и в страшной "космической" битве одержал над ним верх и убил.
Потом из остатков чудовища он создал упорядоченную Вселенную.
"Бездна" -- это перевод еврейского слова "техом", и вполне возможно,
что оно связано со словом "Тиамат". Однако вовсе не следует понимать, будто
бог вступил в бой с "бездной" и силой оружия отвоевал у нее порядок.
Создатели "Жреческого кодекса" были слишком искушены, чтобы поддерживать
такую точку зрения: для них бог был бог, властитель Вселенной, и его слово,
его воля обладали вполне достаточной силой, чтобы повергнуть даже хаос.
Тем не менее кое-где в Библии встречаются стихи, которые, казалось бы,
возвращают нас к тому давнему представлению о битве между богом порядка и
драконом хаоса -- битве, результатом коей стало сотворение Вселенной.
Так, в Псалтири мы читаем: "Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил
головы змиев в воде;
Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни" (73:13--
14). А в Книге пророка Исаии есть такое место: "Восстань, восстань, облекись
крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты
ли сразила Раава, поразила крокодила?" (51:9). Правда, здесь скорее имеются
в виду другие "эпизоды" библейской истории -- исход из Египта и разделение
вод Чермного моря. Но пусть так, все равно слова о битве с крокодилом не
могут не вызывать в памяти вавилонскую легенду о Мардуке и Тиамат.
Если мы поищем дракона хаоса в научной картине рождения Вселенной, то
найдем подходящую аналогию в бескрайнем вращающемся газопылевом облаке, из
которого сформировалась Солнечная система, или в еще более гигантском
облаке, породившем нашу Галактику. Эти газопылевые вихри, может быть, еще
лучше, чем образ моря, выражают идею хаоса.
13. Слово "дух" -- это перевод еврейского слова "руакх", означающего
"дыхание". Казалось бы, между прозаическим "дыханием" и таинственным и
трансцендентальным "духом" -- огромная дистанция, но это лишь потому, что мы
сами вложили в слово "дух" таинственность и трансцендентальность, которых
оно, возможно, и не заслуживает.
Таким образом, выражение "дух божий" означает "дыхание бога". Авторы
"Жреческого кодекса" рассматривали бога как нечто абсолютно нематериальное и
сравнивали его с самой невещественной субстанцией из всех, что были им
знакомы,-- с невидимым, неосязаемым воздухом (с научной точки зрения воздух
столь же материален, как и вода, почва или металл). Дыхание бога -- оно же
ветер -- носилось над водами; и это все, что -- в данном контексте --
осталось от космической битвы между принципами порядка и хаоса.
3. И сказал Бог: да будет свет И стал свет.
14. Впервые бог заговорил. Начав с хаоса он теперь приступает к
наведению порядка.
15. Эта команда бога представляет собой значительный шаг вперед от
вавилонского мифа о сотворении мира. По вавилонскому мифу, Тиамат лежит,
погруженная в полнейшую темноту, а от богов которые приближаются к чудовищу
и должны как-то совладать с ним, исходит свет. Таким образом, свет -- это
атрибут богов.
Но для авторов первой главы книги Бытие само существование бога уже
никак не связано с каким-либо из аспектов порядка, даже со светом (хотя свет
-- принадлежность порядка, равно как тьма -- принадлежность хаоса). Свет еще
нужно создать либо он вовсе не имеет права на существование. И бог создает
его.
16. В картине зарождения мироздания, нарисованной наукой, есть два
момента, к которым команда "Да будет свет" как будто вполне приложима.
Во-первых, представим себе бесформенную хаотическую массу пыли и газа,
которая медленно сжимается -- этот процесс должен привести к образованию
Солнечной системы. По мере того как масса схлопывается внутрь себя, ее
кинетическая энергия превращается в теплоту, и ядро массы, где плотность
вещества наивысшая, разогревается все сильнее и сильнее. Температура
повышается на тысячи градусов, а в конечном итоге -- и на миллионы градусов.
Температура ядра растет, и атомы, из которых состоит материя, начинают
двигаться все быстрее и быстрее, значит, и взаимодействуют они друг с другом
с возрастающей силой. Вот уже сорваны внешние электронные оболочки.
Обнажившиеся атомные ядра сталкиваются и, лишенные своей электронной защиты,
сливаются друг с другом, образуя более сложные ядра. Идет реакция
термоядерного синтеза, сопровождающаяся выделением огромного количества
энергии; последняя частично превращается в электромагнитное излучение,
которое распространяется вовне из центральных областей облака, уже ставшего
Солнцем. Определенная часть распространяющегося от Солнца во всех
направлениях электромагнитного излучения, которое мы регистрируем нашими
приборами,-- это и есть свет.
Короче говоря, в процессе сгущения облака, превращающегося в звезду,
наступает момент, когда в центре вспыхивает ядерный огонь -- зажигается
Солнце. Светило как бы "включается", может быть, весьма стремительно. И все
выглядит так, будто кто-то и в самом деле скомандовал: "Да будет свет".
Во-вторых, есть еще более ранний и даже более драматический момент
вселенской истории, когда тоже произошло "включение света" по команде.
Страницы: «« « 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |